ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Обжалование бездействия суда - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Кассационное определение № 81-КАД20-4 от 21.10.2020 Верховного Суда РФ
Суда Российской Федерации, изложенным в пункте 3 постановления от 10 февраля 2009 года № 1 «О практике рассмотрения судами жалоб в порядке статьи 125 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации», если лицо не согласно с постановлением прокурора или руководителя следственного органа, вынесенным в соответствии со статьей 124 УПК РФ, то предметом обжалования выступает не сам по себе отказ прокурора или руководителя следственного органа в удовлетворении обращения лица, а непосредственно те действия (бездействие) и решения органов дознания, их должностных лиц или следователя, которые способны причинить ущерб конституционным правам и свободам участников уголовного судопроизводства либо затруднить доступ граждан к правосудию. С учетом изложенного вывод судов апелляционной и кассационной инстанций о неправомерности рассмотрения областной прокуратурой жалоб ФИО3 в порядке Закона № 59-ФЗ нельзя признать правильным. Ссылка на пункт 3 приказа Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 1 ноября 2011 года № 373 «О порядке рассмотрения жалоб на действия (бездействие) и решения органа дознания, дознавателя, следователя, руководителя
Апелляционное определение № АПЛ22-43 от 15.03.2022 Верховного Суда РФ
федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации полномочия, что полностью соответствует предписанию, закрепленному в оспариваемом административным истцом пункте 5.12 Положения № 331. Пункты 5.18, 5.19, 5.21, 5.24, 5.25 Административного регламента, которые оспаривает Общество, размещены в разделе V, регламентирующем досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) антимонопольного органа, а также должностных лиц ФАС России. Утверждение ООО «Сила света», повторенное в апелляционной жалобе, о том, что оспариваемые положения Административного регламента должны содержать указание на возможность обжалования в федеральный антимонопольный орган решений территориальных органов ФАС России об отказе в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства, принятых по результатам рассмотрения соответствующих заявления и материалов, судом первой инстанции проверялось, правильно признано несостоятельным, как основанное на ошибочном толковании административным истцом норм материального права. Из содержания части 4 статьи 23, части 1 статьи 52 Закона о защите конкуренции, на которые ссылается Общество в обоснование указанного требования, следует, что в коллегиальный орган ФАС
Кассационное определение № 4-КАД20-29 от 17.03.2021 Верховного Суда РФ
Судья Красногорского городского суда Московской области, проанализировав содержание административного искового заявления, констатировал, что заявленные требования не могут быть разрешены в порядке административного судопроизводства, так как существует спор о привлечении должностных лиц к административной ответственности. Оставляя определение об отказе в принятии административного искового заявления ФИО1 без изменения, суд апелляционной инстанции указал, что заявленные требования не могут быть предметом самостоятельного обжалования в порядке административного судопроизводства, поскольку оспариваемое бездействие неразрывно связано с процедурой возбуждения конкретного дела об административным правонарушении, правовым результатом которого является отказ в возбуждении дела об административном правонарушении или его возбуждение. Суд кассационной инстанции признал изложенные выше выводы правильными, основанными на положениях процессуального закона. Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с такими выводами судов нижестоящих инстанций согласиться не может, поскольку они основаны на неверном применении норм процессуального права. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 128 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судья отказывает в принятии административного
Определение № 302-ЭС22-6163 от 23.05.2022 Верховного Суда РФ
закона. В соответствии со статьей 39 Федерального закона от 31.07.2020 № 248- ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее – Закон № 248-ФЗ) правом на обжалование решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц обладает контролируемое лицо, в отношении которого приняты решения или совершены действия (бездействие), указанные в части 4 статьи 40 указанного Федерального закона (часть 1); судебное обжалование решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц возможно только после их досудебного обжалования, за исключением случаев обжалования в суд решений, действий (бездействия) гражданами, не осуществляющими предпринимательской деятельности (часть 2). Статьей 98 Закона № 248-ФЗ установлен порядок его вступления в силу, согласно которому он вступает в силу с 1 июля 2021 года, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлены иные сроки вступления их в силу. Согласно части 3 статьи 98 Закона № 248-ФЗ часть 2 статьи 39 данного Закона вступает в силу с
Определение № А40-134519/19 от 07.07.2021 Верховного Суда РФ
№ ОД-3272 «О назначении временной администрации по управлению кредитной организацией АО АКБ «Руссобанк» в связи с отзывом лицензии на осуществление банковских операций» была назначена временная администрация. Акционер Банка ФИО1, владеющая 19,95% акций, 23.01.2019 обратилась к председателю правления кредитной организации ФИО2 с письмом, в котором предложила инициировать обжалование всех предписаний, изданных в течение последнего года (2018), а также Приказа Банка России от 21.12.2018 № ОД-3271. В дальнейшем ФИО1 обращалась в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным бездействия, выразившего в непринятии мер к обжалованию предписаний Банка России от 13.12.2018 № 12-1-1/10010ДСП, от 19.12.2018 № 36-9-2-1/22800ДСП. Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда города Москвы от 03.10.2019 по делу № А40-131291/2019 в удовлетворении требований ФИО1 о признании незаконным бездействия, выразившего в непринятии мер к обжалованию Предписаний Банка России от 13.12.2018 № 12-1-1/10010ДСП, от 19.12.2018 № 36-9-2-1/22800ДСП отказано. Также вступившим в законную силу решением Арбитражного суда города Москвы от 05.03.2019
Постановление № А40-228651/2021 от 23.05.2022 АС Московского округа
для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие). Вместе с тем, при рассмотрении дела по существу отзыв судебным приставом исполнителем не представлен; доказательств ответа на обращения взыскателя не представлено, судом не установлено какие меры совершены судебным приставом-исполнителем (в том числе по обращениям взыскателя), однако взыскателю в удовлетворении требований отказано в полном объеме по формальным основаниям – пропуска срока на обжалование бездействия. Выводы суда о пропуске срока на обжалование бездействия суд округа полагает необоснованными на основании следующего. Судами правомерно указано, что в силу положений части 1 статьи 121, статьи 122 Федерального закона "Об исполнительном производстве" постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде. При этом
Постановление № А13-9365/2021 от 10.10.2022 АС Северо-Западного округа
18.07.2006 № 308-О, право судьи рассмотреть заявление о восстановлении пропущенного процессуального срока вытекает из принципа самостоятельности судебной власти и является одним из проявлений дискреционных полномочий суда, необходимых для осуществления правосудия. Признание тех или иных причин пропуска срока уважительными относится к исключительной компетенции суда, рассматривающего данный вопрос, и ставится законом в зависимость от его усмотрения. Восстанавливая срок на обжалование бездействия, суд первой инстанции признал причины его пропуска уважительными с учетом положений статьи 117 АПК РФ. Вопрос о восстановлении срока отражен судом первой инстанции в мотивировочной части решения, восстановление срока мотивировано судом. У суда кассационной инстанции отсутствуют правовые основания для переоценки вывода суда первой инстанции о восстановлении срока обращения в суд, поскольку рассмотрение данного вопроса является прерогативой суда первой инстанции. Суд кассационной инстанции отклоняет, как несостоятельный, довод подателя жалобы о том, что действия Предпринимателя при обращении в суд с настоящим требованием, в действительности, нацелены не на защиту своих нарушенных прав и
Постановление № А13-9365/2021 от 18.05.2022 АС Вологодской области
не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, ФИО7 (место жительства: 162701, Вологодская область, поселок Неверов Бор), ФИО5 (место жительства: 162605, Вологодская область, город Череповец). Решением Арбитражного суда Вологодской области от 02 марта 2022 года требования удовлетворены. Общество с решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить. В обоснование жалобы ссылается на необоснованное восстановление предпринимателю пропущенного срока на обжалование бездействия судебного пристава-исполнителя, несоответствие резолютивной части решения статье 201 АПК РФ. В судебном заседании апелляционного суда представитель общества поддержал доводы жалобы. Предприниматель в отзыве на апелляционную жалобу и его представитель в судебном заседании, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения. Судебный пристав-исполнитель, управление полагают решение суда первой инстанции подлежащим отмене в виду отсутствия факта незаконного бездействия. Представитель ФИО5 в судебном заседании просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения. ФИО7, надлежащим
Решение № А33-15859/20 от 08.10.2020 АС Красноярского края
по не рассмотрению заявления в установленный срок. Суд считает, что заявитель, не получив соответствующий ответ в срок до 23.01.2020 нарочным, либо посредством почтовой связи (в течение 3-5 дней с учетом местонахождения заявителя и ответчика в пределах одного населенного пункта) узнал о соответствующем бездействии ответчика по не рассмотрению заявления в установленный срок и имел возможность обратиться с заявлением в суду в трехмесячный срок, что не было сделано заявителем. Доказательств уважительности причин пропуска срока на обжалование бездействия суду не представлено. В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования. С учетом изложенного, требования заявителя удовлетворению не подлежат, поскольку права и законные интересы заявителя
Апелляционное определение № 33А-8512/2016 от 26.05.2016 Ростовского областного суда (Ростовская область)
книге учета и регистрации жалоб 18.02.2014 г.за НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН. Заместителем Миллеровского межрайонного прокурора ФИО1 дан ответ от 19.03.2014 г. за НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН. Отказывая в удовлетворении административных исковых требований ФИО1, суд первой инстанции исходил из того, что ФИО1 обратился в Миллеровскую межрайонную прокуратуру с заявлением 14.02.2014 г., а с административным исковым заявлением 01.03.2016 г., в связи с чем, срок, установленный ч. 1 ст. 219 КАС Российской Федерации, истек. Данных, свидетельствующих об обстоятельствах, объективно препятствующих обжалованию бездействия, суду не представлено. Судебная коллегия находит данные выводы районного суда обоснованными, исходя из следующего. В ст. 12 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" указано, что письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи. Пункт 5.1 Инструкциио порядке рассмотрения обращений
Апелляционное постановление № 22-1938 от 13.09.2016 Воронежского областного суда (Воронежская область)
материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения. В соответствии с ч.1 ст.125 УПК РФ, в суд могут быть обжалованы постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, о прекращении уголовного дела, а равно иные решения и действия (бездействия) дознавателя, следователя или прокурора, которые способны причинить ущерб конституционным правам и свободам участников уголовного судопроизводства либо затруднить доступ граждан к правосудию. Таким образом, уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации возможность обжалования бездействия суда в порядке ст.125 УПК РФ не предусмотрена. Несвоевременное принятие решения судом по жалобе заявителя в порядке ст.125 УПК РФ от 6 июня 2016 года, на что обращается внимание в его жалобах, не является предметом обжалования в уголовно-процессуальном порядке, рассмотрение таких заявлений осуществляется в соответствии с Федеральным Законом от 02.05.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Кроме того, указанная жалоба Д.С.В. в порядке ст.125 УПК РФ на постановление следователя Ч.А.В. от 7
Решение № 2А-329/2016 от 28.01.2016 Кировского городского суда (Ленинградская область)
датированное 25.09.2014 года в рамках исполнительного производства №, которым снят запрет на совершение регистрационных действий в отношении а/м <данные изъяты>, VIN: №, было направлено в уполномоченный орган согласно почтовому реестру ДД.ММ.ГГ (л.д. 58-59). Наличие запрета регистрационных действий в отношении автомобиля ФИО1 является длящимся правоотношением, в ходе которого владелец данного автомобиля на протяжении всего времени с установления запрета лишена возможности на совершение регистрационных действий. В связи с изложенным, довод административного ответчика о пропуске срока обжалования бездействия судом не принимается. Суду стороной административного ответчика не представлено доказательств наличия оснований для сохранения ограничений в отношении должника в ходе исполнительного производства № в порядке ч.5, ч.7 ст.47 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" Таким образом, было допущено нарушение положений п.3 ч.6 ст.47 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" в части сроков отмены наложенных ограничений путем направления в уполномоченные органы. Заявленное требование о признании бездействия незаконным суд находит