ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Оперативно розыскная деятельность - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Кассационное определение № 73-КАД22-3 от 13.07.2022 Верховного Суда РФ
1 статьи 2 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации). Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний, им гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации (части 1 и 2 статьи 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации). В соответствии с законодательством Российской Федерации в исправительных учреждениях осуществляется оперативно-розыскная деятельность , задачами которой являются: обеспечение личной безопасности осужденных, персонала исправительных учреждений и иных лиц; выявление, предупреждение и раскрытие готовящихся и совершаемых в исправительных учреждениях преступлений и нарушений установленного порядка отбывания наказания (часть 1 статьи 84 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации). Согласно подпункту «б» пункта 3 части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в том случае, когда законодательством регламентирован порядок принятия решения, совершения оспариваемого действия, суд проверяет соблюдение указанного порядка. Пленум Верховного Суда
Постановление № 19АП-1706/2015 от 28.12.2015 Верховного Суда РФ
и об оказанных им услугах связи, а также иную информацию, необходимую для выполнения возложенных на эти органы задач, в случаях, установленных федеральными законами. Порядок взаимодействия операторов связи с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, устанавливается Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.08.2005 № 538 утверждены Правила взаимодействия операторов связи с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность. В статье 13 Федерального закона от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно- розыскной деятельности » указаны органы, осуществляющие оперативно- розыскную деятельность, среди которых антимонопольный орган не указан. Названный Закон не содержит прямого указания на полномочие Федеральной антимонопольной службы запрашивать у операторов связи сведения об абонентах. Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи, принимая во внимание характер запрошенных антимонопольным органом у общества сведений, отнесенных статьей 53 Закона о связи к категории информации ограниченного доступа, соблюдение конфиденциальности которых является обязательным в соответствии со статьей 9 Федерального закона
Апелляционное определение № 60-АПА19-4 от 18.09.2019 Верховного Суда РФ
с постановлениями о заведении, продлении, прекращении дела оперативного учета, справками, постановлением о проведении оперативно розыскных мероприятий, запросами, ответами на запросы и др. В обоснование своих требований заявитель сослался на заведение в 2015 году сотрудниками отдела УЭБиПК УМВД России по Камчатскому краю в отношении его на основании сфальсифицированных данных дела оперативного учета, в рамках которого в отношении истца проводились оперативно-розыскные мероприятия, предусмотренные статьей 6 Федерального закона от 12 августа 1995 года № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности » (далее также - Федеральный закон от 12 августа 1995 года № 144-ФЗ, Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности»), ограничивающие его конституционные права. 7 июля 2016 года и 28 апреля 2018 года следственным управлением УМВД России по городу Петропавловску-Камчатскому в отношении Милованова В.Н. возбуждены уголовные дела по признакам преступления, предусмотренного частью 3 статьи 160 Уголовного кодекса Российской Федерации. Вступившим в законную силу 27 ноября 2018 года приговором Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 12
Постановление № 84-П22 от 05.10.2022 Верховного Суда РФ
преследуемой законной цели предотвращения преступлений. Пространные формулировки в постановлении суда предоставляли сотрудникам органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, неограниченную свободу действий при определении того, какие предметы имеют значение для расследования дела. Между тем установленное Европейским Судом по правам человека нарушение ст.9 Конвенции о защите прав человека и основных свобод в отношении Кошеленковой (Чавычаловой) Е.А. не является основанием для отмены судебных решений. Исходя из положений ст.7 Федерального закона от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности », одним из оснований для проведения оперативно-розыскных мероприятий являются ставшие известными органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, сведения о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправно го деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совер- шивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. В данном случае орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность, располагал сведениями о том, что Кошеленкова (Чавычалова) Е.А., являясь одним из руководителей незарегистрированной в Рязанской области религиозной группы, носящей название
Определение № 307-ЭС22-8455 от 20.05.2022 Верховного Суда РФ
подтверждения в материалах дела. При изучении доводов кассационной жалобы и принятых по делу судебных актов не установлено оснований, по которым жалоба может быть передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации. Как усматривается из судебных актов, изъятые сотрудниками УФСБ России по городу Санкт-Петербургу и Ленинградской области в ходе обследования помещений, занимаемых обществом, документы и электронные носители информации переданы в управление на основании постановления о предоставлении результатов оперативно-розыскной деятельности в налоговые органы. Налоговым органом отказано в представлении обществу копий документов и информации, содержащейся на электронных носителях, ввиду того, что данные действия не относятся к его полномочиям. Ссылаясь на то, что законом прямо не предусмотрено ограничение права налогоплательщика на получение копий изъятых в ходе оперативно-розыскных мероприятий документов и информации с электронных носителей, переданных в распоряжение налогового органа, общество обратилось в арбитражный суд. Оценив представленные доказательства, руководствуясь положениями статей 22, 89, 94 Налогового кодекса
Постановление № А69-517/07 от 23.07.2007 АС Восточно-Сибирского округа
не учтена судом, поскольку названное обстоятельство не свидетельствует об отсутствии вины предпринимателя в неприменении ККТ. Выводы налогового органа о наличии вины предпринимателя и обоснованности ее привлечения к административной ответственности являются правильными и соответствуют нормам административного законодательства. Довод заявителя о том, что должностные лица не могут проводить проверочные закупки на основании Закона об ОРД судом принимается во внимание, однако не влияет на вывод суда по существу дела. Так, согласно статье 1 Закона об ОРД оперативно-розыскная деятельность - вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то настоящим Федеральным законом (далее - органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность), в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств. Таким образом, оперативно-розыскная деятельность проводится только в целях защиты от преступных посягательств и поэтому закупка товара в целях обнаружения признаков административного правонарушения,
Постановление № А31-1757/16 от 04.09.2017 АС Волго-Вятского округа
С учетом изложенного суды пришли к верному выводу о том, что Предприниматель избрал не надлежащий способ защиты права, а избранный им способ защиты права не приведет к восстановлению нарушенного права, поскольку не соответствует характеру нарушения права и не применим к данным правоотношениям. Спор подлежит рассмотрению по правилам гражданского судопроизводства, а не по правилам арбитражного судопроизводства. Согласно статье 1 Федерального закона от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее – Федеральный закон № 144-ФЗ) оперативно-розыскная деятельность – вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то настоящим Федеральным законом (далее – органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность), в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств. Задачами оперативно-розыскной деятельности являются: выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших; осуществление
Постановление № А55-15427/19 от 02.03.2020 АС Самарской области
которые приняли оспариваемый акт, решение, совершили оспариваемые действия (бездействие). В силу ч. 1 ст. 71 АПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Как указывает Самарская таможня, в соответствии со ст. 13 Федерального закона от 12.08.1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее - Закон об оперативно-розыскной деятельности) оперативные подразделения таможенных органов РФ вправе осуществлять на территории РФ оперативно-розыскную деятельность. Оперативно-розыскная деятельность - вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то Законом об оперативно-розыскной деятельности, в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств (ст. 1 Закона об оперативно-розыскной деятельности). Основания для проведения оперативно-розыскных мероприятий установлены ст. 7 Закона об оперативно-розыскной деятельности. Статьей 6 Закона об оперативно-розыскной деятельности определены виды оперативно-розыскных
Постановление № Ф04-1200/2009 от 26.02.2009 АС Западно-Сибирского округа
предпринимателями требований названного Закона. Вышеизложенное позволяет сделать вывод, что факт покупки непосредственно работниками Инспекции при наличии у последних поручения на проверку соблюдения требований законодательства, регулирующего спорные правоотношения, не является превышением должностными лицами налоговых органов своих полномочий. Ссылка суда апелляционной инстанции на Закон № 144-ФЗ, согласно которому проверочная закупка относится к оперативно-розыскным мероприятиям, и проведение которой возможно исключительно органами, перечисленными в статье 13 Закона № 144-ФЗ, несостоятельна. Так согласно статье 1 Закона № 144-ФЗ оперативно-розыскная деятельность – это вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то настоящим Федеральным законом в пределах их полномочий, посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств. Таким образом, из материалов дела следует, что покупка хинкали «Сочные» не является проверочной закупкой, предусмотренной Законом № 144-ФЗ, а была произведена Инспекцией в рамках проверки применения ККТ
Апелляционное постановление № 22-657-2018 от 26.04.2018 Суда Ханты-Мансийского автономного округа (Ханты-Мансийский автономного округ-Югра)
года. 17.11.2017г. постановлением суда удовлетворено представление начальника УИИ в отношении Мехтиева Э.С.о. об отмене ему условного осуждения по приговору Мегионского городского суда от 18.06.2015г. и направлении Мехтиева Э.С.о. в исправительную колонию общего режима для отбытия наказания в виде реального лишения свободы. Указанное постановление судом ХМАО-Югры от 31.01.2018г. оставлено без изменения и вступило в законную силу. 17.11.2017г. Мехтиев скрылся и фактически уклоняется от отбывания наказания. В соответствии с ч. 3 ст. 18.1 УИК РФ, оперативно-розыскная деятельность при исполнении наказаний, не связанных с изоляцией осужденных от общества, осуществляется оперативными подразделениями уголовно-исполнительной системы самостоятельно, а так же оперативными подразделениями уголовно-исполнительной системы во взаимодействии с оперативными подразделениями иных государственных органов, определенных Федеральным законом от (дата) № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», в пределах их компетенции. В соответствии со ст. 84 УИК РФ в исправительных учреждениях осуществляется оперативно - розыскная деятельность, задачами которой, в том числе является розыск в установленном порядке осужденных, уклоняющихся от
Апелляционное постановление № 22-1567/2018 от 26.06.2018 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)
такие полномочия прокурору и нормами Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации". Между тем, это не означает, что возможность проверки законности и обоснованности подобного решения суда вовсе устраняется. В процедуре, в которой испрашивается судебное разрешение на проведение оперативно-розыскных мероприятий, проверяемое лицо - не участник процесса и знать о нем не должно; в этом процессе не может быть открытости, гласности и состязательности сторон, в противном случае негласные оперативно-розыскные мероприятия стали бы просто невозможны, а сама оперативно-розыскная деятельность утратила бы смысл (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 8 февраля 2007 года № 128-О-П). Если лицо, в отношении которого проводятся оперативно-розыскные мероприятия и которому стало известно об этом, полагает, что принятым судом решением и проводимыми на его основе мероприятиями ущемляются его права и законные интересы, оно, как следует из ч. 3 статьи 5 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности", может обратиться в суд за их защитой в соответствии с установленными законом подсудностью и
Решение № 2-1255 от 17.02.2011 Центрального районного суда г. Хабаровска (Хабаровский край)
при прокуратуре РФ по Хабаровскому краю. Таким образом, именно с ДД.ММ.ГГГГ следует исчислять срок проверки сообщения о преступлении в порядке, установленном ст. 144 У1ГК РФ. До ДД.ММ.ГГГГ органом дознания проводились ОРМ, в порядке, установленном совершенно секретными ведомственными приказами, основным приказом является приказ МВД России от 1996 г. № «О мерах по совершенствованию оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел» (согласно ст. 4 ФЗ об ОРД «Правовая основа ОРД»). Согласно ст. 1 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» оперативно-розыскная деятельность - вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то настоящим Федеральным законом, в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств». В распоряжение суда заявителем представлены результаты ОРМ гласного характера. Не рассекреченные сведения негласного характера (планы, результаты, организация мероприятий) не подлежат разглашению, составляют государственную тайну (ст. 12 ФЗ об
Решение № 2-3187/2023 от 14.07.2023 Верх-исетского районного суда г. Екатеринбурга (Свердловская область)
оперативно-розыскного мероприятия «Опрос» и «Сбор образцов для сравнительного исследования», об обстоятельствах получения в ходе бесед образцов голосов Книсса Д.Б. и Догвального Д.А. в условиях, исключающих их осведомленность о проводимом оперативно-розыскном мероприятии с использованием цифрового диктофона, образцы голоса записаны на компакт-диск. Как следует из протокола осмотра полученных компакт-дисков, они признаны и приобщены следователем к материалам уголовного дела в качестве вещественных доказательств. Согласно ст.ст. 1-3. 6 Федерального закона от 12.08.1995 N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" оперативно-розыскная деятельность - вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то настоящим Федеральным законом (далее - органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность), в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств. Задачами оперативно-розыскной деятельности являются: выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших; осуществление