ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Оператор аэродрома - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Определение № 07АП-7707/2021 от 09.03.2022 Верховного Суда РФ
округа от 07.12.2021 по тому же делу по заявлению администрации города Иркутска (далее – администрация) к Управлению государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Сибирскому федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее – управление) о признании недействительным предписания от 26.11.2020 серия ВС № 20.22-АД, при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - акционерного общества «Международный Аэропорт Иркутск» (далее – общество, оператор аэродрома ), установила: решением Арбитражного суда Новосибирской области от 25.06.2021, оставленным без изменения постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 07.09.2021 и постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 07.12.2021, в удовлетворении требований отказано. В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, администрация просит отменить состоявшиеся судебные акты, указывая на неправильное применение судами норм права; несоответствие выводов судов установленным обстоятельства дела. Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской по результатам изучения кассационной
Определение № А45-11375/2021 от 28.03.2022 Верховного Суда РФ
с предписанием, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением. Оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса, руководствуясь статьями 198, 200, 201 Кодекса, положениями Воздушного кодекса Российской Федерации, статьей 17 Федерального закона от 26.12.2008 № 284-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», ФАП-262, Федеральными авиационными правилами «Требования к операторам аэродромов гражданской авиации. Форма и порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие операторов аэродромов гражданской авиации требованиям федеральных авиационных правил», утвержденными приказом Минтранса России от 25.09.2015 № 286, установив, что выявленные нарушения ФАП-262, касаются безопасности граждан; общество, являясь оператором аэропорта Новосибирск (Толмачево), обязано обеспечивать соблюдение требований ФАП -262 при эксплуатации данного аэродрома, суды пришли к выводу о том, что оспариваемое предписание соответствует нормам действующего законодательства и отказали в удовлетворении заявления. Приведенные обществом доводы были предметом рассмотрения судами, получили надлежащую правовую оценку и мотивированно отклонены. Существенных нарушений норм материального
Постановление № А45-11375/2021 от 16.12.2021 АС Западно-Сибирского округа
авиации или вертодромом гражданской авиации на праве собственности, на условиях аренды или на ином законном основании и эксплуатирующее такой аэродром или такой вертодром в целях обеспечения взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов. Согласно пункту 6 Федеральных авиационных правил «Требования к операторам аэродромов гражданской авиации. Форма и порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие операторов аэродромов гражданской авиации требованиям федеральных авиационных правил», утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 25.09.2015 № 286 (далее – ФАП-286), оператор аэродрома гражданской авиации в соответствии с требованиями, установленными федеральными авиационными правилами, обеспечивает, в том числе комплекс мероприятий по поддержанию летного поля аэродрома в постоянной эксплуатационной готовности для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов; комплекс мероприятий по светотехническому обеспечению взлета, захода на посадку, посадки и руления воздушных судов и обеспечения электроэнергией объектов аэропорта. Таким образом, АО «Аэропорт Толмачево», являясь оператором аэродрома Новосибирск (Толмачево), обязано обеспечивать соблюдение требований ФАП-262 при эксплуатации данного аэродрома. При этом установленный
Постановление № А45-16065/2021 от 22.03.2022 АС Западно-Сибирского округа
на кассационную жалобу управление просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству. Проверив в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе и отзыве на нее, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для ее удовлетворения. Как следует из материалов дела, приказом Федерального агентства воздушного транспорта Министерства транспорта Российской Федерации от 29.05.2019 № 421-П установлена приаэродромная территория аэродрома гражданской авиации Иркутск. Оператор аэродрома гражданской авиации – акционерное общество «Международный Аэропорт Иркутск», выявив нарушения установленных на приаэродромной территории ограничений использования объектов недвижимости и осуществления деятельности, подготовил и направил в адрес управления заключение от 06.11.2020 № 16.1.7-1740, согласно которому в шестой подзоне приаэродромной территории аэродрома Иркутск имеются объекты – «Ипподром», «Роща Радищевского кладбища», деятельность и размещение которых создают условия по привлечениюи массовому скоплению птиц, что угрожает безопасности полетов воздушных судов. На основании указанного заключения оператора аэродрома управлением вынесено предписании
Постановление № А55-16043/2021 от 03.11.2022 АС Поволжского округа
без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения. Представитель общества в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе. Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание своих представителей не направили, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом. В соответствии со статьями 156, 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) судебная коллегия рассмотрела кассационную жалобу без участия указанных лиц. Согласно предписанию от 10.03.2021 №4/21-13 управлением выявлены нарушения: - АО «СарАэро-Инвест» ( оператор аэродрома гражданской авиации Саратов (ФИО2) осуществляет эксплуатацию аэродрома Саратов (ФИО2) при наличии отступлений от требований ФАП-262: Ширина ИВПП в местах уширения у торцов ВПП 08/26 составляет 70,5 м. (должно быть не менее 75 м. для ВПП класса Б), что является нарушением требований п. 2.13 Федеральных авиационных правил «Требования, предъявляемые к аэродромам, предназначенным для взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов», утв. Приказом Минтранса России от 25.08.2015 №262 (далее - ФАП-262); - АО «СарАэро-Инвест» (оператор
Постановление № Ф03-151/2022 от 17.02.2022 АС Дальневосточного округа
максимального радиуса зон поражения в случаях происшествий техногенного характера на опасных производственных объектах; д) шестая подзона – по границам, установленным на удалении 15 километров от контрольной точки аэродрома; е) седьмая подзона – по границам, установленным согласно расчетам, учитывающим следующие факторы: В соответствии с пунктом 7 статьи 47 ВК РФ в случае выявления в правилах землепользования и застройки поселения, городского округа, межселенной территории нарушений установленных на приаэродромной территории ограничений использования объектов недвижимости и осуществления деятельности оператор аэродрома гражданской авиации обязаны подготовить заключение о нарушении установленных на приаэродромной территории ограничений использования объектов недвижимости и осуществления деятельности и направить его в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти. Из анализа указанных правовых норм судами сделаны обоснованные выводы о том, что Воздушный кодекс Российской Федерации уполномачивает оператора аэродрома на соблюдение ограничений использования приаэродромной территории в целях обеспечения безопасности полетов. Судами по материалами дела установлено, что из заключения оператора аэродрома Нижнеангарск – ОАО «Аэропорты
Постановление № П16-176/2023 от 25.08.2023 Девятого кассационного суда общей юрисдикции
отмененная постановлением Правительства Российской Федерации от 26 октября 2020 года № 1742 с 1 января 2021 года. Программа разработана на основании ФАП-23 «Сертификация АУЦ», утвержденных приказом ФАС от 29 января 1999 года № 23, который приказом Минтранса России от 29 сентября 2015 года № 289 признан не подлежащим применению. Кроме того, на аэродроме филиала «Аэропорт Саккырыр» аэронавигационный паспорт зарегистрирован ДД.ММ.ГГГГ, последние поправки внесены ДД.ММ.ГГГГ. После проведения реконструкции аэродрома филиала «Аэропорт Саккырыр» в 2019 году, оператор аэродрома ФКП «Аэропорты Севера» не внесло изменения о наличии новых объектов, препятствиях, схемах руления в аэронавигационный паспорт. По результатам проведенной проверки МТУ ФСНСТ ДФО Ространснадзора выявлены нарушения воздушного законодательства, допущенные оператором аэродрома филиала «Аэропорт Саккырыр» - ФКП «Аэропорты Севера», а именно: зоны маршрута руления самолета на аэродроме филиала «Аэропорт Саккырыр», не оборудованы пограничными маркировочными знаками; линии электропередач, проведенные через мачты освещения периметрового ограждения аэродрома филиала «Аэропорт Саккырыр» не оборудованы проблесковыми огнями высокой интенсивности для опознавания
Решение № 12-532/2022 от 02.08.2022 Верховного Суда Республики Саха (Якутия) (Республика Саха (Якутия))
заключен договор на комплексное обслуживание ВС с 13.11.2019 № .... Подписав приказ «О допуске сотрудников к самостоятельной работе по приему и выпуску воздушных судов» О. – директор Филиала, направила сотрудника к самостоятельной работе без разработанной и утвержденной должностной инструкции, технологии производства работ и стажировки работника для выполнения работ по наземному обслуживанию ВС. На аэродроме Филиала аэронавигационный паспорт (далее – АНП) зарегистрирован 23.04.2012, последние поправки внесены 15.09.2015. После проведения реконструкции аэродрома Филиала в 2019 году, оператор аэродрома Предприятие не внесло изменения о наличии новых объектов, препятствиях, схемах руления в АНП. По результатам проведенной проверки Ространснадзором выявлены нарушения воздушного законодательства, допущенные оператором аэродрома Филиала - Предприятием, а именно: зоны маршрута руления самолета на аэродроме Филиала, не оборудованы пограничными маркировочными знаками; линии электропередач, проведенные через мачты освещения периметрового ограждения аэродрома Филиала, не оборудованы проблесковыми огнями высокой интенсивности для опознавания линий электропередач; прожектора освещения МС, установленные на топливозаправочном комплексе аэродрома, ослепляют экипаж воздушного судна,
Решение № 2-216/2018 от 06.03.2018 Николаевский-на-амура городского суда (Хабаровский край)
актов Российской Федерации. В соответствии с п. 1 ст. 8 ВК РФ обязательной сертификации подлежат аэродромы, предназначенные для осуществления коммерческих воздушных перевозок на самолетах пассажировместимостью более чем двадцать человек. Приказом Минтранса России от 25.09.2015 года № 286 утверждены Федеральные авиационные правила «Требования к операторам аэродромов гражданской авиации. Форма и порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие операторов аэродромов гражданской авиации требованиям федеральных авиационных правил» (далее - ФАП № 286). Пунктом 6 ФАП № 286 установлено, что оператор аэродрома гражданской авиации в соответствии с требованиями, установленными федеральными авиационными правилами, помимо иных видов деятельности обеспечивает комплекс мероприятий по поддержанию летного поля аэродрома в постоянной эксплуатационной готовности для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов. Согласно п. 44 ФАП № 286 оператор аэродрома гражданской авиации должен располагать спецавтотранспортом и средствами механизации для выполнения своих функций в течение всего объявленного периода работы. Из пунктов 46, 47 ФАП № 286 следует, что оператор аэродрома гражданской авиации должен
Решение № 2-1002/2021 от 24.06.2021 Елизовского районного суда (Камчатский край)
авиации на праве собственности, на условиях аренды или на ином законном основании и эксплуатирующее такой аэродром или такой вертодром в целях обеспечения взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов. В соответствии с п. 6 Федеральных авиационных правил «Требования к операторам аэродромов гражданской авиации. Форма и порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие операторов аэродромов гражданской авиации требованиям федеральных авиационных правил», утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 25.09.2015 № 286 (далее - ФАП № 286), оператор аэродрома гражданской авиации в соответствии с требованиями, установленными федеральными авиационными правилами, обеспечивает следующие виды деятельности: комплекс мероприятий по поддержанию летного поля аэродрома в постоянной эксплуатационной готовности для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов; комплекс мероприятий по светотехническому обеспечению взлета, захода на посадку, посадки и руления воздушных судов и обеспечения электроэнергией объектов аэропорта; комплекс мероприятий, направленных на организацию и выполнение поисковых, аварийно-спасательных и противопожарных работ по спасению пассажиров и экипажей воздушных судов, терпящих или потерпевших