округа от 07.12.2021 по тому же делу по заявлению администрации города Иркутска (далее – администрация) к Управлению государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Сибирскому федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее – управление) о признании недействительным предписания от 26.11.2020 серия ВС № 20.22-АД, при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - акционерного общества «Международный Аэропорт Иркутск» (далее – общество, оператор аэродрома ), установила: решением Арбитражного суда Новосибирской области от 25.06.2021, оставленным без изменения постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 07.09.2021 и постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 07.12.2021, в удовлетворении требований отказано. В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, администрация просит отменить состоявшиеся судебные акты, указывая на неправильное применение судами норм права; несоответствие выводов судов установленным обстоятельства дела. Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской по результатам изучения кассационной
с предписанием, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением. Оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса, руководствуясь статьями 198, 200, 201 Кодекса, положениями Воздушного кодекса Российской Федерации, статьей 17 Федерального закона от 26.12.2008 № 284-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», ФАП-262, Федеральными авиационными правилами «Требования к операторам аэродромов гражданской авиации. Форма и порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие операторов аэродромов гражданской авиации требованиям федеральных авиационных правил», утвержденными приказом Минтранса России от 25.09.2015 № 286, установив, что выявленные нарушения ФАП-262, касаются безопасности граждан; общество, являясь оператором аэропорта Новосибирск (Толмачево), обязано обеспечивать соблюдение требований ФАП -262 при эксплуатации данного аэродрома, суды пришли к выводу о том, что оспариваемое предписание соответствует нормам действующего законодательства и отказали в удовлетворении заявления. Приведенные обществом доводы были предметом рассмотрения судами, получили надлежащую правовую оценку и мотивированно отклонены. Существенных нарушений норм материального
авиации или вертодромом гражданской авиации на праве собственности, на условиях аренды или на ином законном основании и эксплуатирующее такой аэродром или такой вертодром в целях обеспечения взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов. Согласно пункту 6 Федеральных авиационных правил «Требования к операторам аэродромов гражданской авиации. Форма и порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие операторов аэродромов гражданской авиации требованиям федеральных авиационных правил», утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 25.09.2015 № 286 (далее – ФАП-286), оператор аэродрома гражданской авиации в соответствии с требованиями, установленными федеральными авиационными правилами, обеспечивает, в том числе комплекс мероприятий по поддержанию летного поля аэродрома в постоянной эксплуатационной готовности для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов; комплекс мероприятий по светотехническому обеспечению взлета, захода на посадку, посадки и руления воздушных судов и обеспечения электроэнергией объектов аэропорта. Таким образом, АО «Аэропорт Толмачево», являясь оператором аэродрома Новосибирск (Толмачево), обязано обеспечивать соблюдение требований ФАП-262 при эксплуатации данного аэродрома. При этом установленный
на кассационную жалобу управление просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству. Проверив в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе и отзыве на нее, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для ее удовлетворения. Как следует из материалов дела, приказом Федерального агентства воздушного транспорта Министерства транспорта Российской Федерации от 29.05.2019 № 421-П установлена приаэродромная территория аэродрома гражданской авиации Иркутск. Оператор аэродрома гражданской авиации – акционерное общество «Международный Аэропорт Иркутск», выявив нарушения установленных на приаэродромной территории ограничений использования объектов недвижимости и осуществления деятельности, подготовил и направил в адрес управления заключение от 06.11.2020 № 16.1.7-1740, согласно которому в шестой подзоне приаэродромной территории аэродрома Иркутск имеются объекты – «Ипподром», «Роща Радищевского кладбища», деятельность и размещение которых создают условия по привлечениюи массовому скоплению птиц, что угрожает безопасности полетов воздушных судов. На основании указанного заключения оператора аэродрома управлением вынесено предписании
без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения. Представитель общества в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе. Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание своих представителей не направили, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом. В соответствии со статьями 156, 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) судебная коллегия рассмотрела кассационную жалобу без участия указанных лиц. Согласно предписанию от 10.03.2021 №4/21-13 управлением выявлены нарушения: - АО «СарАэро-Инвест» ( оператор аэродрома гражданской авиации Саратов (ФИО2) осуществляет эксплуатацию аэродрома Саратов (ФИО2) при наличии отступлений от требований ФАП-262: Ширина ИВПП в местах уширения у торцов ВПП 08/26 составляет 70,5 м. (должно быть не менее 75 м. для ВПП класса Б), что является нарушением требований п. 2.13 Федеральных авиационных правил «Требования, предъявляемые к аэродромам, предназначенным для взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов», утв. Приказом Минтранса России от 25.08.2015 №262 (далее - ФАП-262); - АО «СарАэро-Инвест» (оператор
максимального радиуса зон поражения в случаях происшествий техногенного характера на опасных производственных объектах; д) шестая подзона – по границам, установленным на удалении 15 километров от контрольной точки аэродрома; е) седьмая подзона – по границам, установленным согласно расчетам, учитывающим следующие факторы: В соответствии с пунктом 7 статьи 47 ВК РФ в случае выявления в правилах землепользования и застройки поселения, городского округа, межселенной территории нарушений установленных на приаэродромной территории ограничений использования объектов недвижимости и осуществления деятельности оператор аэродрома гражданской авиации обязаны подготовить заключение о нарушении установленных на приаэродромной территории ограничений использования объектов недвижимости и осуществления деятельности и направить его в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти. Из анализа указанных правовых норм судами сделаны обоснованные выводы о том, что Воздушный кодекс Российской Федерации уполномачивает оператора аэродрома на соблюдение ограничений использования приаэродромной территории в целях обеспечения безопасности полетов. Судами по материалами дела установлено, что из заключения оператора аэродрома Нижнеангарск – ОАО «Аэропорты
отмененная постановлением Правительства Российской Федерации от 26 октября 2020 года № 1742 с 1 января 2021 года. Программа разработана на основании ФАП-23 «Сертификация АУЦ», утвержденных приказом ФАС от 29 января 1999 года № 23, который приказом Минтранса России от 29 сентября 2015 года № 289 признан не подлежащим применению. Кроме того, на аэродроме филиала «Аэропорт Саккырыр» аэронавигационный паспорт зарегистрирован ДД.ММ.ГГГГ, последние поправки внесены ДД.ММ.ГГГГ. После проведения реконструкции аэродрома филиала «Аэропорт Саккырыр» в 2019 году, оператор аэродрома ФКП «Аэропорты Севера» не внесло изменения о наличии новых объектов, препятствиях, схемах руления в аэронавигационный паспорт. По результатам проведенной проверки МТУ ФСНСТ ДФО Ространснадзора выявлены нарушения воздушного законодательства, допущенные оператором аэродрома филиала «Аэропорт Саккырыр» - ФКП «Аэропорты Севера», а именно: зоны маршрута руления самолета на аэродроме филиала «Аэропорт Саккырыр», не оборудованы пограничными маркировочными знаками; линии электропередач, проведенные через мачты освещения периметрового ограждения аэродрома филиала «Аэропорт Саккырыр» не оборудованы проблесковыми огнями высокой интенсивности для опознавания
заключен договор на комплексное обслуживание ВС с 13.11.2019 № .... Подписав приказ «О допуске сотрудников к самостоятельной работе по приему и выпуску воздушных судов» О. – директор Филиала, направила сотрудника к самостоятельной работе без разработанной и утвержденной должностной инструкции, технологии производства работ и стажировки работника для выполнения работ по наземному обслуживанию ВС. На аэродроме Филиала аэронавигационный паспорт (далее – АНП) зарегистрирован 23.04.2012, последние поправки внесены 15.09.2015. После проведения реконструкции аэродрома Филиала в 2019 году, оператор аэродрома Предприятие не внесло изменения о наличии новых объектов, препятствиях, схемах руления в АНП. По результатам проведенной проверки Ространснадзором выявлены нарушения воздушного законодательства, допущенные оператором аэродрома Филиала - Предприятием, а именно: зоны маршрута руления самолета на аэродроме Филиала, не оборудованы пограничными маркировочными знаками; линии электропередач, проведенные через мачты освещения периметрового ограждения аэродрома Филиала, не оборудованы проблесковыми огнями высокой интенсивности для опознавания линий электропередач; прожектора освещения МС, установленные на топливозаправочном комплексе аэродрома, ослепляют экипаж воздушного судна,
актов Российской Федерации. В соответствии с п. 1 ст. 8 ВК РФ обязательной сертификации подлежат аэродромы, предназначенные для осуществления коммерческих воздушных перевозок на самолетах пассажировместимостью более чем двадцать человек. Приказом Минтранса России от 25.09.2015 года № 286 утверждены Федеральные авиационные правила «Требования к операторам аэродромов гражданской авиации. Форма и порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие операторов аэродромов гражданской авиации требованиям федеральных авиационных правил» (далее - ФАП № 286). Пунктом 6 ФАП № 286 установлено, что оператор аэродрома гражданской авиации в соответствии с требованиями, установленными федеральными авиационными правилами, помимо иных видов деятельности обеспечивает комплекс мероприятий по поддержанию летного поля аэродрома в постоянной эксплуатационной готовности для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов. Согласно п. 44 ФАП № 286 оператор аэродрома гражданской авиации должен располагать спецавтотранспортом и средствами механизации для выполнения своих функций в течение всего объявленного периода работы. Из пунктов 46, 47 ФАП № 286 следует, что оператор аэродрома гражданской авиации должен
авиации на праве собственности, на условиях аренды или на ином законном основании и эксплуатирующее такой аэродром или такой вертодром в целях обеспечения взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов. В соответствии с п. 6 Федеральных авиационных правил «Требования к операторам аэродромов гражданской авиации. Форма и порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие операторов аэродромов гражданской авиации требованиям федеральных авиационных правил», утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 25.09.2015 № 286 (далее - ФАП № 286), оператор аэродрома гражданской авиации в соответствии с требованиями, установленными федеральными авиационными правилами, обеспечивает следующие виды деятельности: комплекс мероприятий по поддержанию летного поля аэродрома в постоянной эксплуатационной готовности для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов; комплекс мероприятий по светотехническому обеспечению взлета, захода на посадку, посадки и руления воздушных судов и обеспечения электроэнергией объектов аэропорта; комплекс мероприятий, направленных на организацию и выполнение поисковых, аварийно-спасательных и противопожарных работ по спасению пассажиров и экипажей воздушных судов, терпящих или потерпевших