ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Опрос граждан - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Определение № А62-8694/18 от 27.03.2020 Верховного Суда РФ
участка и находящегося на нем объекта незавершенного строительства плотность населения соответствует нормативу. В части предельных минимальных (максимальных) размеров земельных участков, в том числе их площади, испрашиваемые обществом конкретные отклонения предельных параметров соответствуют требованиям технических регламентов. Кроме того, суды установили, что на момент принятия постановления администрации о назначении публичных слушаний и их проведения процедура подготовки и проведения публичных слушаний в г. Смоленске, установления и рассмотрения их результатов регламентировалась Порядком проведения публичных слушаний, общественных обсуждений и опросов граждан в городе Смоленске, утвержденным решением Смоленского городского Совета от 28.02.2006 № 237 (в редакции от 31.03.2014№ 1086), и не предусматривала обязательного проведения экспозиции проекта при проведении публичных слушаний по проектам решений о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, в связи с чем отклонили доводы заявителей о нарушении процедуры публичных слушаний. Приведенные заявителями доводы жалобы о нарушении обществом прав граждан, в том числе и на благоприятную окружающую среду,
Постановление № 18-АД21-18 от 01.07.2021 Верховного Суда РФ
2006 года № 109-ФЗ. Указанные обстоятельства подтверждаются собранными доказательствами, в том числе, протоколом об административном правонарушении (л.д. 1); копией вида на жительство гражданин КНР Цзя Ючунь (л.д. 2); рапортом старшего оперуполномоченного по ОВД УФСБ России по Краснодарскому краю (л.д. 3); протоколом опроса Цзя Ючунь (л.д. 6-7) и иными материалами дела, получившими оценку по правилам, установленным статьей 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности. Таким образом, Цзя Ючунь обоснованно привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, защитник Гончаров В.А. не оспаривая факта совершения гражданином КНР Цзя Ючунь административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, указывает, что применение к нему такой меры административной ответственности, как административное выдворение за пределы Российской Федерации, является чрезмерно суровым и нарушает его право на уважение
Постановление № 5-АД22-22 от 25.04.2022 Верховного Суда РФ
в деятельности политических партий; публичные обращения к государственным органам, органам местного самоуправления, их должностным лицам, а также иные действия, оказывающие влияние на деятельность этих органов, в том числе направленные на принятие, изменение, отмену законов или иных нормативных правовых актов; распространение, в том числе с использованием современных информационных технологий, мнений о принимаемых государственными органами решениях и проводимой ими политике; формирование общественно-политических взглядов и убеждений, в том числе путем проведения опросов общественного мнения и обнародования их результатов или проведения иных социологических исследований; вовлечение граждан , в том числе несовершеннолетних, в указанную деятельность; финансирование указанной деятельности. К политической деятельности не относятся деятельность в области науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, социального обслуживания, социальной поддержки и защиты граждан, защиты материнства и детства, социальной поддержки инвалидов, пропаганды здорового образа жизни, физической культуры и спорта, защиты растительного и животного мира, благотворительная деятельность. Из пункта 7 статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ
Постановление № 48-АД22-13 от 17.10.2022 Верховного Суда РФ
указывать организацию, проводившую опрос, время его проведения, число опрошенных (выборку), метод сбора информации, регион, где проводился опрос, точную формулировку вопроса, статистическую оценку возможной погрешности, лицо (лиц), заказавшее (заказавших) проведение опроса и оплатившее (оплативших) указанную публикацию (обнародование). Как усматривается из материалов дела, 07.09.2021 учреждением допущена к опубликованию в средстве массовой информации - сетевом издании «Губерния - Южный Урал» статья, содержащая опрос общественного мнения, который был опубликован с нарушением положений пункта 2 статьи 46 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», в частности, отсутствуют место и время проведения опроса, количество опрошенных граждан (выборку), способ сбора информации, точная формулировка вопроса и статистическая оценка возможной погрешности. Указанные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, перечисленными в обжалуемых судебных актах, в числе которых: протокол об административном правонарушении (л .д. 2-4), сообщение Роскомнадзора о средстве массовой информации: сетевое издание «Губерния - Южный Урал»
Постановление № 17АП-3937/2021-ГК от 09.03.2022 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда
по адресу: <...>, по выбору способа управления многоквартирном домом, в виде товарищества собственников недвижимости, является, несостоявшееся собрание собственников помещений с повесткой о ликвидации товарищества собственников недвижимости проводимое в июне 2021 года. В подтверждении указанных доводов истец просит приобщить к материалам дела: сообщение о проведении общего собрания от 19.06.2021, объявление о том, что голосование не состоялось, заявление в управляющую компанию от 12.08.2021, ответ управляющей компании от 19.08.2021. Кроме того, истец указывает, что товариществом был проведен опрос граждан в 3 и 5 подъездах МКД, согласно которому по состоянию на февраль 2022 года, собственники одобряют создание и осуществление деятельности ТСН «Мир». В подтверждении указанных доводов представлены Результаты действительной воли собственников МКД, расположенного по адресу: г. Ижевск, ул. ФИО3, дом №13, подъезд 3 (кв.73 - 108) и подъезд 5 (кв.145-180) по выбору способа управления МКД ТСН «Мир» в 2018 и 2022 году, а также опросные листы, свидетельствующие о поддержке создания ТСН и перехода дома
Постановление № А06-11925/2021 от 25.10.2022 АС Поволжского округа
надлежащая правовая оценка, основания для ее непринятия у суда кассационной инстанции отсутствуют. Утверждение заявителя жалобы о том, что вопрос формирования рыбоводного участка относится к вопросам местного значения, а письменные доказательства, представленные заинтересованным лицом и администрацией муниципального образования «Наримановский район», не содержат документов, свидетельствующих о соблюдении процедуры опроса, предусмотренной статьей 31 Федерального закона № 131-ФЗ, основано на неправильном толковании норм права с учетом обстоятельств настоящего дела. Согласно части 3 статьи 31 Федерального закона № 131-ФЗ опрос граждан проводится лишь в строго определенных случаях: по вопросам местного значения, круг которых определен Федеральным законом № 131ФЗ, при принятии решений об изменении целевого назначения земель муниципального образования для объектов регионального и межрегионального значения, а также для выявления мнения граждан о поддержке инициативного проекта (статья 26.1 Федерального закона № 131-ФЗ). Вопрос формирования границ рыбоводного участка не относится к вопросам, по которым проводится опрос граждан в порядке, установленном статьей 31 Федерального закона № 131-ФЗ. Суд округа
Постановление № А34-2556/15 от 16.03.2016 АС Уральского округа
повреждения, противоправных действий третьих лиц (кража с незаконным проникновением, грабеж, умышленные действия), стихийных бедствий, теракта. Стоимость платежа за страховой полис составляет 145 рублей. Ежемесячная доставка единых информационных листов об оплате жилищно-коммунальных услуг в адрес собственников и нанимателей жилых помещений многоквартирных домов, находящихся в ведении управляющих организаций, осуществлялась привлеченными специалистами на основании соответствующих договоров путем вложения единых информационных листов в адресные почтовые ящики собственников и нанимателей жилых помещений. Управлением в рамках рассмотрения дела проведен письменный опрос граждан и опрос через информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет», согласно которому 87% респондентов осознают свое право на свободный выбор страховой компании, 13% – не осознают. С учетом названных обстоятельств управлением сделан вывод о том, что при распространении страхового полиса «Квартирный вопрос» путем включения в единый информационный лист об оплате жилищно-коммунальных услуг дополнительной услуги «Добровольное страхование» общество «Ингосстрах» получает преимущества перед другими страховыми организациями при осуществлении предпринимательской деятельности за счет того, что часть собственников и нанимателей жилья вводится
Постановление № А50-17219/13 от 19.06.2014 Суда по интеллектуальным правам
нарушением норм материального права, а содержащиеся в них выводы не соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Так, указывает, что суды ошибочно сочли необходимым доказывание УФАС системности действий Предпринимателя по публичному исполнению музыкальных произведений с нарушением действующего законодательства, поскольку нормы Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), определяющие недобросовестную конкуренцию, не содержат критерия системности. Считает, что судами неправомерно не принят во внимание опрос граждан , размещенный на официальном сайте УФАС, поскольку с помощью данного опроса определялся выбор потребителем услуги общественного питания (с использованием музыкального сопровождения в рассматриваемом случае), а не конкретного пункта общественного питания, которые используют в своем репертуаре конкретные два вида музыкальных произведений. Считает ошибочным вывод судов об отсутствии доказательств того, что использование музыкального произведения в предприятиях общественного питания положительно влияет на их доходность. Заявитель указывает, что УФАС не опиралось на указанный довод. Доказательством получения необоснованных преимуществ
Решение № 2А-39/19 от 15.03.2019 Торопецкого районного суда (Тверская область)
поддержал по изложенным в нем доводам. Пояснил, что обжалуются действия Главы администрации Скворцовского сельского поселения по представлению сведений в Комитет по управлению имуществом. Эти сведения были за подписью административного ответчика, на основании которых администрация Торопецкого района вынесла свое решение и доложила в Министерство сельского хозяйства Тверской области, которое приняло решение по определению границ рыбоводного участка. Действия административного ответчика незаконны в том, что он предоставил сведения в администрацию Торопецкого района по опросу, которого не было. Опрос граждан должен проводиться с учетом п.5 ст.23 Устава Скворцовского сельского поселения и ст.31 ФЗ - 131. ФИО2 сообщил, что 65% граждан, из числа опрошенных, поддерживают развитие товарной аквакультуры в озерах. На основании этих данных, Глава Торопецкого района сообщил в Министерство сельского хозяйства Тверской области, что администрацией Скворцовского сельского поселения, произведен опрос граждан и 65% граждан поддерживают развитие аквакультуры. ФИО1 имеет право на защиту по Конституции РФ и законодательству РФ. ФИО1 не был опрошен относительно создания
Решение № 3А-1826/19 от 17.02.2020 Краснодарского краевого суда (Краснодарский край)
№ 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Закону Краснодарского края от 07.06.2004 года № 717-КЗ «О местном самоуправлении в Краснодарском крае», поскольку был нарушен порядок его принятия, установленный вышеуказанными нормативными правовыми актами. Выявление мнения населения путем опроса, в соответствии с требованиями Закона Краснодарского края № 1765-КЗ, является обязательным условием для принятия решения по преобразованию административно-территориальных единиц Краснодарского края. В соответствии с ч. 1 ст. 31 Федерального закона № 131-ФЗ опрос граждан проводится на всей территории муниципального образования или на части его территории для выявления мнения населения и его учета при принятии решений органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, а также органами государственной власти. В части 3 ст. 31 названного закона указано, что опрос граждан проводится по инициативе: представительного органа муниципального образования или главы муниципального образования - по вопросам местного значения; органов государственной власти субъектов Российской Федерации - для учета мнения граждан при принятии
Решение № 2А-2294/18 от 04.02.2019 Бугульминского городского суда (Республика Татарстан)
при том, что этому выбору обязанность по выявлению мнения населения не предшествует (в соответствии со статьей 31 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»: выявление мнения населения с целью его учета при принятии решений органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления проводится посредством опроса граждан на всей территории муниципального образования; в опросе имеют право участвовать все жители муниципального образования, обладающие избирательным правом; опрос граждан проводится по инициативе представительного органа муниципального образования; порядок назначения и проведения опроса граждан определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования; решение о назначении опроса граждан принимается представительным органом муниципального образования; жители муниципального образования должны быть проинформированы о проведении опроса граждан не менее чем за 10 дней до его проведения), что в свою очередь и в соответствии с разъяснениями Конституционного Суда Российской Федерации не согласуется с гарантированной Конституцией Российской
Решение № 2А-38/19 от 22.03.2019 Торопецкого районного суда (Тверская область)
по определению границ рыбоводных участков на водоемах Тверской области. Административный ответчик - Глава администрации Скворцовского сельского поселения Торопецкого района Тверской области ФИО2, надлежащим образом уведомленный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание 22 марта 2019 года не явился, представил письменные возражения относительно административного иска, в которых указал, что органы местного самоуправления поселений в соответствии с действующим законодательством не наделены полномочиями по решению вопросов о создании товарной аквакультуры и определению границ рыбоводных участков. Опрос граждан , проживающих в д.Добшо, д.Скворцово, д.Бор, д.Воробьи, д.Пятницкое, д.Покровское по вопросу развития товарной аквакультуры (товарного рыбоводства) в озерах Добшо и Слободское в соответствии с порядком, установленным Уставом Скворцовского сельского поселения не проводился. В соответствии со ст.23 Устава опрос граждан проводится для выявления мнения населения и его учета при принятии решений органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, а также органами государственной власти. Администрация Скворцовского сельского поселения выражала свое мнение по вопросу развития товарной