ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Основания для аннулирования алкогольной лицензии - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Определение № 305-КГ14-501 от 11.11.2014 Верховного Суда РФ
у общества в процессе проверки одной единицы алкогольной продукции без марки не установили условия для аннулирования вследствие этого лицензии – нахождения ее в помещении, используемом обществом под кафе, в целях продажи сторонним лицам (оборота). Такого основания для аннулирования лицензии как нелегальный оборот алкогольной продукции, на которое ссылается департамент вследствие непредъявления обществом в момент проверки товаросопроводительных документов на две единицы алкогольной продукции, Закон не предусматривает. При таких обстоятельствах выводы суда о законном обороте названной алкогольной продукции, основанные на оценке представленных на нее обществом в суд товаросопроводительных документов, и связанные с ними доводы заявителя не обсуждаются. Утверждение департамента о том, что согласно пункту 3 статьи 20 Закона в действующей редакции, должной быть примененной судами, аннулирование лицензии при наличии перечисленных в Законе оснований всегда производится судом только лишь в связи с обращением лицензирующего органа, неосновательно. При рассмотрении заявления об аннулировании лицензии суд обязан установить объективную сторону нарушения, за которое применяется подобная мера,
Определение № 305-КГ17-13151 от 27.09.2017 Верховного Суда РФ
перечень нарушений лицензионных требований, за которые предусмотрено аннулирование лицензии, является исчерпывающим, а нарушения лицензионных требований определены законодателем как соразмерные такой мере государственного принуждения как аннулирование лицензии без какой- либо альтернативы или смягчения. В случае подтверждения вступившим в законную силу постановлением, судебным актом нарушения, являющегося основанием внесудебного аннулирования лицензии, Росалкогольрегулирование обязано принять решение об аннулировании лицензии. Оспариваемое решение принято с соблюдением всех требований, предусмотренных действующим законодательством о государственном регулировании алкогольного рынка, в пределах полномочий, предоставленных Правительством Российской Федерации. При таких обстоятельствах вывод судов о том, что основания для признания оспариваемого решения незаконным отсутствуют, является правомерным. Довод общества о несоразмерности примененной меры ответственности в виде аннулирования лицензии совершенному административному правонарушению был предметом рассмотрения судами и мотивированно отклонен. Приведенные заявителем доводы не подтверждают существенных нарушений норм материального и (или) процессуального права, повлиявших на исход дела. Переоценка доказательств и установленных фактических обстоятельств спора в силу норм статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
Определение № А40-94426/20 от 21.06.2021 Верховного Суда РФ
заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации не установлено. Как установлено судами и следует из судебных актов, основанием приостановления действия лицензии явилось неисполнение обществом обязанности по оплате в течение 60 дней штрафа, назначенного постановлением департамента от 12.12.2019 № 4852пп-л-3, а также неисполнение обществом обязанности по переоформлению лицензии в связи со сменой адреса общества. В связи с неисполнением обществом решения лицензирующего органа о приостановлении действия лицензии, департамент обратился в суд с заявлением об аннулировании лицензии. Отказывая в удовлетворении заявления, суды руководствовались нормами Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» и исходили из того, что наличие формальных признаков нарушения не может служить достаточным основанием для принятия судом решения об аннулировании лицензии ; в каждом конкретном случае административный орган должен доказать не только наличие формальных оснований для аннулирования лицензии, но и обосновать
Постановление № 17АП-1355/2022-АК от 21.03.2022 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда
лицензирующего органа. Пунктом 3.1 статьи 20 Закона №171-ФЗ установлен перечень оснований для аннулирования такой лицензии в судебном порядке, в том числе: обнаружение недостоверных данных в документах, представленных лицензиатом для получения такой лицензии (подпункт 1). Таким образом, в соответствии с подпунктом 1 пункта 3.1 статьи 20 Закона №171-ФЗ обнаружение недостоверных данных в документах, представленных лицензиатом для получения такой лицензии, является основанием для аннулирования лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в судебном порядке. Как указано выше, основанием для обращения лицензирующего органа в суд с заявлением об аннулировании лицензии в соответствии с подпунктом 1 пункта 3.1 статьи 20 Закона №171-ФЗ послужило поступившее 24.03.2021 в адрес Министерства представление Прокуратуры №Прдс-7-37-21/-20940001 об устранении нарушений законодательства о лицензировании деятельности на розничную продажу алкогольной продукции и отзыве лицензии на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг, выданной ООО «Ацамаз». Из представления следует, что в ходе проведения Прокуратурой проверки в деятельности Министерства выявлены
Постановление № 03АП-5318/2022 от 26.09.2022 Третьего арбитражного апелляционного суда
№ 171-ФЗ производство и оборот алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции осуществляется организациями при наличии соответствующих лицензий. В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Закона № 171-ФЗ лицензированию подлежат виды деятельности, связанные с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Статьей 20 Федерального закона № 171-ФЗ предусмотрены основания приостановления, возобновления, прекращения и аннулирования лицензии. В пункте 3.1 статьи 20 Федерального закона № 171-ФЗ содержится перечень оснований для аннулирования лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в судебном порядке. В соответствии с подпунктами 7 и 13 пункта 3.1 статьи 20 Федерального закона № 171-ФЗ основаниями для аннулирования лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в судебном порядке являются: - производство продукции, не соответствующей государственным, национальным или международным стандартам; - производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, информация о которых не зафиксирована в установленном порядке в единой государственной автоматизированной информационной
Постановление № А33-11792/17 от 06.12.2017 Третьего арбитражного апелляционного суда
2017 года в удовлетворении заявленных требований отказано. Не согласившись с данным судебным актом, заявитель обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт. В обоснование апелляционной жалобы заявитель ссылается на следующие обстоятельства. - Не верен вывод суда первой инстанции о том, что поскольку в качестве оснований для аннулирования лицензии в судебном порядке указано на отсутствие со стороны ООО «Гранд» фиксации сведений об обороте алкогольной продукции в ЕГАИС в период с 01.04.2014 по 30.07.2014, а лицензия № 243АП0003986 выдана обществу только 28.08.2014, то решение вопроса об аннулировании действующей лицензии не представляется возможным. - Лицензия является разрешением со стороны государства на право осуществления лицензиатом соответствующего вида деятельности, т.е. по существу лицензия является закреплением права лицензиата на осуществление определенного вида деятельности и именно решение лицензирующего органа является юридическим фактом, с которым Федеральный закон от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О
Постановление № 17АП-7029/2007 от 21.11.2007 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда
п. 3 ст. 20 Федерального закона от 22.11.95г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (с изменениями и дополнениями) лицензия на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции может быть аннулирована решением суда на основании заявления лицензирующего органа. Основания для аннулирования лицензии в судебном порядке предусмотрены вышеназванной нормой Федерального закона, в числе которых: - оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, информация о которых не зафиксирована в единой государственной автоматизированной информационной системе, за исключением случаев, предусмотренных п. 2.1 ст. 8 вышеуказанного Федерального закона; - поставка алкогольной продукции организации, не имеющей предусмотренной законом лицензии ; - обнаружение недостоверных данных в документах, представленных организацией для получения такой лицензии. Как правомерно установлено судом первой инстанции, следует из материалов дела и не оспаривается управлением, информация об обороте алкогольной продукции обществом по состоянию на день рассмотрения дела в суде первой инстанции была зафиксирована в ЕГАИС
Постановление № 4А14-221 от 08.04.2014 Челябинского областного суда (Челябинская область)
нарушения, являющегося основанием для аннулирования лицензии, действие лицензии приостанавливается до дня вступления в законную силу принятого судом 3 либо уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти решения об аннулировании лицензии или об отказе в ее аннулировании. После получения от организации заявления об устранении обстоятельств, повлекших за собой приостановление действия лицензии, лицензирующий орган в течение 14 дней обязан принять решение о возобновлении действия лицензии или об отказе в возобновлении ее действия и обращении в суд с заявлением об аннулировании лицензии. В случае непринятия лицензирующим органом в указанный срок одного из этих решений действие лицензии считается возобновленным. Постановлением администрации г.Магнитогорска от 01.04.2013 года № 4069-П действие лицензии на розничную продажу алкогольной продукции серии 74 ME 003446 регистрационный № 1424/00034, выданной ООО «Леней» ***, приостановлено с 01.04.2013 года до дня вступления в законную силу принятого судом либо уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти решения об аннулировании лицензии или об
Решение № 21-218/2014 от 18.12.2014 Липецкого областного суда (Липецкая область)
спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции приостанавливается решением лицензирующего органа на основании материалов, представленных органами, осуществляющими контроль и надзор за соблюдением настоящего Федерального закона, а также по инициативе самого лицензирующего органа. После получения от организации заявления об устранении обстоятельств, повлекших за собой приостановление действия лицензии, лицензирующий орган в течение 14 дней обязан принять решение о возобновлении действия лицензии или об отказе в возобновлении ее действия и обращении в суд с заявлением об аннулировании лицензии. В случае непринятия лицензирующим органом в указанный срок одного из этих решений действие лицензии считается возобновленным. Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ Управлением потребительского рынка и ценовой политики Липецкой области ООО «Пальмира» была выдана лицензия на осуществление розничной продажи алкогольной продукции (в т.ч. в розлив) в кафе «Пальмира» по адресу: <адрес> № № ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ, на основании приказа начальника Управления потребительского рынка, действие лицензии было приостановлено до ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ в связи с изменением
Решение № 12-148/2013 от 03.02.2014 Ленинскогого районного суда г. Магнитогорска (Челябинская область)
судом или уполномоченным Правительством РФ органом исполнительной власти решения об аннулировании лицензии или об отказе в ее аннулировании. В данном случае, наступление оснований для возобновления действия лицензии связано с наступлением события, указанного в постановлении о приостановлении действия лицензии, а именно, днем вступления в законную силу принятого судом или уполномоченным Правительством РФ органом исполнительной власти решения об аннулировании лицензии или об отказе в ее аннулировании. Такого события не произошло на момент рассмотрения дела по существу. Законодатель, предусматривая в ч. 1 ст. 20 Федерального закона от 22.11.1995 года № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» обязанность для лицензирующего органа в течении 14 дней с момента получения заявления лицензиата об устранении нарушений, вызвавших приостановление действия лицензии , принять решение о возобновлении действия лицензии или об отказе в возобновлении ее действия, тем не менее, исходил из обязанности лицензирующего органа
Решение № 2А-2569/16 от 29.11.2016 Реутовского городского суда (Московская область)
регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» письмом от ДД.ММ.ГГГГ. исх. № Банк обратился в Росалькогольрегулирование с требованием аннулировать лицензию, выданную ООО «Истра Фудс» в связи с тем, что основания для действия лицензии отпали, а продажа алкогольной продукции в отсутствие у продавца стационарного торгового объекта не отвечает требованиям Федерального закона. В ответ на обращение Банка письмом от ДД.ММ.ГГГГ. исх. № Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка сослалась на пункт третий Положения об аннулировании лицензий на производств и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции во внесудебном порядке (утверждено постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №), согласно которому «нарушения, являющиеся основанием аннулирования лицензии организации, должны быть подтверждены вступившими в законную силу постановлениями или судебными актами по делам об административных правонарушениях, вынесенными в отношении лицензиата (юридического лица)». Таким образом, в отсутствие соответствующего постановления или судебного акта по делу об административном правонарушении Росалкогольрегулирование не