ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Основные принципы арендной платы - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Определение № 309-ЭС17-14425 от 17.10.2017 Верховного Суда РФ
размера арендной платы, порядок условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления. Размер арендной платы является существенным условием договора аренды земельного участка. Согласно пункта 1 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами арендной платы , установленными Правительством Российской Федерации. Если иное не установлено настоящим кодексом или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается: 1) Правительством Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности; 2) органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не
Определение № 09АП-44741/19 от 03.06.2019 Верховного Суда РФ
и пеней. В отзыве на иск Общество указало, что спорный земельный участок, занимаемый объектом недвижимости, принадлежащим Обществу на праве собственности, ограничен в обороте, поскольку входит в границы планируемого размещения объекта федерального значения, в связи с чем размер арендной платы за земельный участок на основании абзаца восьмого Основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 № 582 (далее – Основные принципы определения арендной платы ), с 12.08.2017 не может превышать размер земельного налога. Общество в спорный период вносило арендную плату в указанном размере. Суды первой и апелляционной инстанций, сославшись на статьи 309, 310, 330, 614 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), сделав вывод о том, что Общество заплатило за аренду в неполном размере, взыскали с ответчика 834 540 руб. задолженности по арендной плате за периоды с 01.10.2017 по 31.12.2017 и с 01.10.2018 по 31.12.2018 и
Определение № 10АП-18227/18 от 19.09.2018 Верховного Суда РФ
постановлением Правительства Московской области от 25.03.2016 № 230/8 и являющейся составной частью Генерального плана развития Московской области как системы нормативных правовых актов Московской области, испрашиваемый земельный участок входит в границы планируемого размещения объекта федерального значения – автотранспортной развязки и в силу подпункта 7 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) ограничен в обороте. Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 № 582 (далее - постановление № 582) утверждены Основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности (далее - Основные принципы определения арендной платы), согласно абзацу восьмому которых (принцип № 7), введенному постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2017 № 531 (далее – постановление № 531), при наличии предусмотренных законодательством Российской Федерации ограничений права на приобретение в собственность земельного участка, занимаемого зданием, сооружением, собственником этого здания, сооружения арендная плата не должна превышать размер земельного налога, установленный в отношении земельных участков, для
Определение № 09АП-44741/19 от 04.06.2020 Верховного Суда РФ
и пеней. В отзыве на иск Общество указало, что спорный земельный участок, занимаемый объектом недвижимости, принадлежащим Обществу на праве собственности, ограничен в обороте, поскольку входит в границы планируемого размещения объекта федерального значения, в связи с чем размер арендной платы за земельный участок на основании абзаца восьмого Основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 № 582 (далее – Основные принципы определения арендной платы ), с 12.08.2017 не может превышать размер земельного налога. Общество в спорный период вносило арендную плату в указанном размере. Суды первой и апелляционной инстанций, сославшись на статьи 309, 310, 330, 614 Гражданского кодекса Российской Федерации, сделав вывод о том, что Общество заплатило за аренду в неполном размере, взыскали с ответчика 834 540 руб. задолженности по арендной плате за периоды с 01.10.2017 по 31.12.2017 и с 01.10.2018 по 31.12.2018 и неустойку, начисленную на сумму
Определение № 305-ЭС22-5134 от 04.05.2022 Верховного Суда РФ
оставленным без изменения постановлением Арбитражного суда Московского округа от 25.01.2022, решение от 15.07.2021 отменено, в удовлетворении требований отказано. В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, заявитель просит отменить постановления апелляционного и окружного судов, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам спора, а также существенное нарушение норм материального и процессуального права. В обоснование доводов жалобы заявитель указывает, что Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2017 №532, вступившим в законную силу с 12.08.2017 Основные принципы определения арендной платы дополнены еще одним принципом №7, предусматривающим , что арендная плата при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, определяется исходя из принципа наличия предусмотренных законодательством Российской Федерации ограничений права на приобретение в собственность земельного участка, занимаемого зданием, сооружением, собственником этого здания, сооружения, в соответствии с которым размер арендной платы не должен превышать размер земельного налога, установленный в отношении предназначенных для использования в сходнях целях и занимаемых зданиями, сооружениями земельных участков, для
Постановление № А34-12606/16 от 10.01.2018 АС Уральского округа
Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена; 3) органом местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности. Таким образом, арендная плата по договору аренды земельных участков, которые находятся в государственной и муниципальной собственности, может устанавливаться и регулироваться только уполномоченным органом в соответствующем правовом акте, который в свою очередь должен соответствовать основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации. Основные принципы арендной платы при аренде земельных участков находящихся в государственной или муниципальной собственности, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 № 582, где помимо прочих указан принцип учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности посредством установления размера арендной платы в пределах, не превышающих размер земельного налога, а также защиты интересов лиц, освобожденных от уплаты земельного налога. Согласно п. 1 ст. 3 Федерального закона от 29.12.2006 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организация, индивидуальный
Решение № А47-4827/2022 от 21.09.2022 АС Оренбургской области
Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена; 3) органом местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности. Таким образом, арендная плата по договору аренды земельных участков, которые находятся в государственной и муниципальной собственности, может устанавливать и регулироваться только уполномоченным органом в соответствующем правовом акте, который в свою очередь должен соответствовать основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации. Основные принципы арендной платы при аренде земельных участков находящихся в государственной или муниципальной собственности, утверждены Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 г. N 582. В соответствии с абзацем 5 пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Постановление № А32-47302/20 от 15.03.2022 АС Северо-Кавказского округа
земельного участка соответствует сведениям ЕГРН для соответствующего периода (т. 1, л. д. 92). В определении Верховного Суда Российской Федерации от 24.06.2019 № 305-ЭС19-4399, в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 3 (2019), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 27.11.2019, приведен правовой подход о том, что если установленный компетентным органом в нормативном правовом акте размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, выше указанного в принципе № 7 Основных принципов, арендная плата подлежит исчислению с применением данного принципа. При таких обстоятельствах основания для отмены решения от 06.10.2021 и апелляционного постановления от 01.12.2021 по доводам кассационной жалобы отсутствуют. Правильность выводов судебных инстанций по существу спора подателем жалобы не опровергнута, несогласие с ними не может служить основанием, достаточным для отмены или изменения судебных актов. Переоценка исследованных судами доказательств и установленных по делу обстоятельств не входит в полномочия суда кассационной инстанции (статьи 286 и 287 Кодекса). Судебные инстанции
Решение № 2-2734/2022 от 23.08.2022 Пятигорского городского суда (Ставропольский край)
аренды ФИО3, в соответствии с соглашением от ДД.ММ.ГГГГ о переуступке прав и обязанностей по договору № аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ; договором аренды земельного участка, простая письменная форма от ДД.ММ.ГГГГ. Дата регистрации: ДД.ММ.ГГГГ. Номер регистрации: 26-26/035-26/035/031/2015-345/1. Срок аренды установлен до ДД.ММ.ГГГГ. Согласно ч. 1 ст. 39.7 ЗК РФ размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации. Основные принципы арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, определены Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации». Согласно п. 1 ст. 614 ГК РФ арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование
Апелляционное определение № 2-341/20 от 29.06.2020 Пермского краевого суда (Пермский край)
решение, об отмене которого в апелляционной жалобе просит ответчик ФИО1, ссылаясь на нарушение судом норм материального закона. В обоснование доводов жалобы ответчик приводит доводы о том, что положения п.9 ч.1 ст.1 Закона Пермского края №604-ПК от 07.04.2010 года об определении размера арендной платы, исходя из кадастровой стоимости земельного участка, подлежат применению, если иное не установлено федеральными законами. В то же время в силу ч.1 ст.39.7 ЗК РФ при определении арендной платы подлежат применению основные принципы арендной платы , установленные Правительством РФ №582 от 16.07.2009 года, в том числе, принцип предельной простоты расчет арендной платы, исходя из кадастровой стоимости, а также определяются случаи определения арендной платы на основе рыночной стоимости, в том числе, когда имеются ограничения прав, не свойственные для большинства земельных участков, находящихся в данной территориальной зоне, которые не могут быть учтены при определении кадастровой стоимости. При этом решением Пермского краевого суда от 07.05.2020 года кадастровая стоимость была определена равной
Решение № 2А-524/19 от 09.04.2019 Павлово-посадского городского суда (Московская область)
при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. N 582. Как указано, Настоящие Методические рекомендации направлены на оказание содействия и методическое обеспечение при применении органами государственной власти и органами местного самоуправления основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. N 582 (далее соответственно - основные принципы, арендная плата , земельные участки), с целью создания благоприятных условий ведения экономической деятельности на территории Российской Федерации, а также защиты экономических интересов арендаторов земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. При установлении ставки арендной платы рекомендуется в том числе учитывать: положения документов, определяющих целевое назначение земельного участка; наличие или отсутствие ограничений прав, установленных в отношении земельного участка (например, запреты и ограничения, связанные с установлением охранных и защитных зон); (далее - Принцип N 1) В
Решение № 3А-112/2022 от 15.03.2022 Омского областного суда (Омская область)
редакции постановления Правительства Омской области от 22 сентября 2021 года № 404-п. Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт принят Правительством Омской области в пределах предоставленных законом полномочий и опубликован в установленном порядке, что административным истцом не оспаривается. Пунктом 1 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации. Основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года № 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации». К основным принципам определения арендной платы отнесен, в том числе принцип экономической
Решение № 3А-2305/2021 от 08.02.2022 Самарского областного суда (Самарская область)
интересы административного истца, поскольку оспариваемый коэффициент используется при определении размера арендной платы земельного участка, представленного в аренду административному истцу. Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года № 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации» утверждены Основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. К Основным принципам определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, отнесены, в том числе: принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих