ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Плата за негативное воздействие на окружающую среду плательщики - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Постановление № 41-АД20-10 от 26.08.2020 Верховного Суда РФ
и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду (далее по тексту цитируемого закона - лица, обязанные вносить плату), за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории. Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы. Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов являются региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющие деятельность по их размещению (пункт 1 статьи 16.1 Закона об охране окружающей среды). Статьей 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что невнесение в установленные сроки платы за негативное
Определение № А07-8549/18 от 24.07.2019 Верховного Суда РФ
службы по надзору в сфере природопользования по Республике Башкортостан к муниципальному унитарному предприятию по эксплуатации водопроводно-канализационного хозяйства «Уфаводоканал» (далее – предприятие) о взыскании 75 125 676 руб. 89 коп. задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2016 год, установил: одновременно с подачей кассационной жалобы предприятием заявлено ходатайство об отсрочке уплаты государственной пошлины. В обоснование ходатайства заявитель указывает на отсутствие денежных средств на счетах. В силу статьи 102 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания и порядок уплаты государственной пошлины, а также порядок предоставления отсрочки или рассрочки уплаты государственной пошлины устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. На основании пункта 2 статьи 333.22 Налогового кодекса Российской Федерации арбитражные суды, исходя из имущественного положения плательщика , вправе освободить его от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым указанными судами, либо уменьшить ее размер, а также отсрочить (рассрочить) ее уплату в порядке, предусмотренном статьей 333.41 настоящего Кодекса. Суд
Определение № А32-44657/2022 от 26.02.2024 Верховного Суда РФ
Российской Федерации от 29.09.2015 N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности", суды отказали в удовлетворении заявленных требований. В соответствии с пунктом 1 введенной в действие с 01.01.2016 статьи 16.1 Федерального закона N 7-ФЗ плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории. Пунктом 2 указанной статьи предусмотрено, что плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы. Согласно пункту 3 статьи 16.4 Федерального закона N 7-ФЗ лица, обязанные
Определение № А83-7938/20 от 22.03.2022 Верховного Суда РФ
что за предоставление государственной услуги государственная пошлина или иная оплата не взимается, признал правильным вывод апелляционного суда о том, что платеж носит компенсационный (восстановительный) характер за удаление зеленых насаждений. Подобный платеж не является сбором. Тем менее, как следует из указанных нормативных актов, спорный неналоговый платеж носит публично-правовой характер. По общему правилу, установленному как для возврата сумм налогов, сборов, страховых взносов, так и иных видов платежей - таможенных, платы за негативное воздействие на окружающую среду, излишне уплаченные суммы подлежат возврату (зачету) их плательщику . В силу положений статьи 20 Закона Республики Крым от 25.12.2014 N 50-ЗРК/2014 "О растительном мире", а также пунктов 2.1, 2.4 Порядка N 175 и пункта 3 Административного регламента заявителями при предоставлении государственной услуги по выдаче разрешений на изъятие объектов растительного мира, занесенных в Красную книгу Республики Крым и не включенных в Красную книгу Российской Федерации, являются физические и юридические лица, а также индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в
Постановление № 18АП-4445/2021 от 25.05.2021 Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда
их применения, и Управление, как территориальный орган Росприроднадзора, не осуществляет государственное регулирование тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, то данное постановление Управлением неприменимо при осуществлении своих полномочий, как администратора платы за НВОС. При этом как следует из норм права правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов, за какие виды негативного воздействия взимается плата за негативное воздействие на окружающую среду, плательщики платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов, не регулируется нормами постановления Правительства № 484, а установлены специальными нормами Закона № 89-ФЗ, Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Постановлением Правительства РФ от 13.09.2016 № 913, Постановлением Правительства РФ от 29.06.2018 № 758, Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 №255, Приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242. Поскольку доводы апелляционной жалобы выражают несогласие с судебным
Решение № А70-10632/13 от 28.01.2014 АС Тюменской области
отходов, другие виды вредного воздействия, утвержденного Постановление Правительства РФ от 28.08.1992 № 632, а также Порядка заполнения и представления формы Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденного Приказом Ростехнадзора от 05.04.2007 № 204, следует, что плата за негативное воздействие на окружающую среду осуществляется плательщиком исходя из фактически оказанного негативного воздействия на окружающую среду, выявленного, в том числе, и при проведении мероприятий по контролю. Порядком заполнения и представления формы Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду плательщику предоставлено право на подачу корректирующего расчета при обнаружении территориальными органами экологического надзора или плательщиком ошибок, несоответствия размеров платы, указанных в первичном Расчете, фактически оказанного негативного воздействия на окружающую среду, выявленного при проведении мероприятий по контролю, проверке результатов производственного контроля, отчетности. В ходе проверки было установлено, что, имея Разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на одной производственной площадке, включающей в себя стоянку спецтехники, шламовый амбар, смесительную установку, установку утилизации
Решение № А69-3392/20 от 23.03.2021 АС Республики Тыва
окружающую среду и соответственно, об имеющейся у природопользователя задолженности. МУП «Водоканал г. Шагонар» в Управление была представлена Декларация за 2017 год – 11 сентября 2019 года, за 2018 год - 22 марта 2019 года, и за 2019 год 20 марта 2020 года. В соответствии с п, 8 Постановления Правительства РФ от 03.03.2017 № 255 "Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду" (вместе с "Правилами исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду") плательщик самостоятельно производит расчет платежей. Таким образом, момент востребования погашения платы за 2017 и 2018 годы возникли после представления ответчиком соответствующих деклараций платы, т.е. с сентября 2019 года - за 2017 год и с марта 2019 года - за 2018 год. МУП «Водоканал г.Шагонар» обратилось в Арбитражный суд Республики Тыва заявлением о признании себя несостоятельным (банкротом) 07.06.2019г. и как указано в отзыве Определением Арбитражного суда Республики Тыва заявление было принято 10.06.2019г. по
Решение № А37-1232/09 от 25.08.2009 АС Магаданской области
были внесены изменения, в соответствии с которыми платежи за негативное воздействие на окружающую среду были отнесены к неналоговым доходам бюджета (ст. 51, 57, 62 БК РФ). Соответственно, ФНС России не является администратором платы за негативное воздействие на окружающую природную среду, к указанным платежам не применяются положения НК РФ и, следовательно, на данные платежи не распространяются нормы НК РФ, позволяющие взыскивать недоимку в бесспорном порядке (ст. 46 НК РФ). Таким образом, если плата за негативное воздействие на окружающую среду плательщиком не внесена в бюджет, взыскать ее можно только в судебном порядке. Кроме того, Решением Верховного Суда РФ от 12.02.2003г. № ГКПИ 03-49 «О признании частично недействующим Постановления Правительства РФ от 28.08.1992г. № 632», изменен порядок исчисления и внесения платы за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие вредные воздействия - признаны недействующими п. 2 Постановления Правительства РФ от 28.08.1992 г. № 632 «Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров
Решение № А67-4558/2011 от 08.11.2011 АС Томской области
информация о начисленных и уплаченных плательщиками до 01.10.2010 суммах платы, расчеты платы, представленные плательщиками, иные документы, необходимые для осуществления в полном объеме полномочий по администрированию платы за негативное воздействие на окружающую среду, в том числе, проведения проверки правильности представленных плательщиками до 01.10.2010 расчетов, Западно-Сибирским управлением Ростехнадзора Управлению не переданы. Информация о наличии задолженности (переплаты) плательщиков Томской области, в том числе информация о выставленных Западно-Сибирским управлением Ростехнадзора требований о погашении задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду плательщикам Томской области, по состоянию на 01.10.2010 Управлению Западно-Сибирским управлением Ростехнадзора также не переданы. Данный факт подтверждается актом приема-передачи информации об исполнении государственных функций Томским территориальным отделом нормирования и администрирования платежей, государственной экологической экспертизы Западно-Сибирского управления Ростехнадзора за 2008-2010 гг. от 8.10.2010 г.. Таким образом, заявителем проведена проверка только на основании документов, представленным при обращении с запросом ООО «Томская нефть» от 06.04.2011 № 1711 о зачете переплаты по плате за негативное воздействие
Решение № 07-1035/2014 от 14.11.2014 Волгоградского областного суда (Волгоградская область)
и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 1992 г. N 632, а также Порядка заполнения и представления формы Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденного Приказом Ростехнадзора от 5 апреля 2007 г. №204, следует что, расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду осуществляется плательщиком. При этом Порядком заполнения и представления формы Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду плательщику предоставлено право на подачу корректирующего расчета при обнаружении территориальными органами Ростехнадзора или плательщиком ошибок, несоответствия размеров платы, указанных в первичном Расчете, фактически оказанному негативному воздействию на окружающую среду, выявленного при проведении мероприятий по контролю, проверке результатов производственного контроля, отчетности, представлении подтверждающих документов. В ходе рассмотрения данного дела защитником Харитоновым М.О. не отрицался факт нахождения на балансе ООО «<.......>» стационарных источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, на которых ООО «<.......>»
Решение № 12-36/2014 от 16.05.2014 Абзелиловского районного суда (Республика Башкортостан)
ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 1992 г. N 632, а также Порядка заполнения и представления формы Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденного Приказом Ростехнадзора от 5 апреля 2007 г. N 204, следует что, расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду осуществляется плательщиком. При этом Порядком заполнения и представления формы Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду плательщику предоставлено право на подачу корректирующего расчета при обнаружении территориальными органами Ростехнадзора или плательщиком ошибок, несоответствия размеров платы, указанных в первичном Расчете, фактически оказанному негативному воздействию на окружающую среду, выявленного при проведении мероприятий по контролю, проверке результатов производственного контроля, отчетности, представлении подтверждающих документов в целях применения коэффициента 0 к отходам производства и потребления, которые были фактически использованы (утилизированы) в течение 3 лет с момента размещения в собственном производстве или передающихся для использования.
Определение № 2-1685/2018 от 04.06.2018 Свердловского районного суда г. Иркутска (Иркутская область)
экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзора) от 12.02.2007 № 04-09/170 плательщики по окончании каждого отчетного периода (квартала) обязаны представлять в территориальные органы Ростехнадзора расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду по форме и в порядке, установленном действующим законодательством. Указанные расчеты заполняется организациями, осуществляющими любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, осуществляющими на территории Российской Федерации выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ, размещение отходов производства и потребления, облагаемые платой за негативное воздействие на окружающую среду; плательщик производит исчисление и уплату платы отдельно по месту нахождения каждого стационарного объекта негативного воздействия, каждого объекта размещения отходов (Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 05.04.2007 № 204 «Об утверждении формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и порядка заполнения и представления формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду»). В соответствии с Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 №
Решение № 77-622 от 16.06.2009 Омского областного суда (Омская область)
другие виды вредного воздействия» к видам негативного воздействия на окружающую среду, за осуществление которых взимается плата, в том числе, относятся выбросы в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников (объектов). Согласно Определению Конституционного Суда РФ от 10 декабря 2002 года № 284-О, Федеральному Закону от 4 мая 1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», Приказу Ростехнадзора от 12.09.2007 № 626 «Об утверждении Методических рекомендаций по администрированию платы за негативное воздействие на окружающую среду в части выбросов в атмосферный воздух» плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду являются: - юридические лица, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности; - индивидуальные предприниматели; - иностранные физические лица. Обязанность по уплате платы за негативное воздействие на окружающую среду возникает независимо от видов осуществляемой деятельности (производственная, непроизводственная или иная сфера) в случае оказания негативного воздействия на окружающую среду в виде выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Обязанность по уплате платы должна