ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Полномочия органов местного самоуправления - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Определение № 305-КГ15-17029 от 11.01.2016 Верховного Суда РФ
возможно на любой стадии арбитражного процесса. Для правопреемника все действия, совершенные в арбитражном процессе до вступления правопреемника в дело, обязательны в той мере, в какой они были обязательны для лица, которое правопреемник заменил.(часть 3 статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 2 Закона Московской области от 24.07.2014 N 106/2014-ОЗ, с 01.01.2015 Правительство Московской области или уполномоченные им центральные исполнительные органы государственной власти Московской области осуществляют полномочия органов местного самоуправления по подготовке и утверждению документации по планировке территории (проектов планировок территорий, проектов межевания, территории градостроительных планов земельных участков) на основании генерального плана сельского поселения (за исключением случая, установленного частью 6 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации), правил землепользования и застройки сельского поселения (без учета генерального плана и правил землепользования и застройки сельских поселений в случаях, предусмотренных федеральными законами), за исключением полномочий, предусмотренных частями 5 - 12 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Согласно
Апелляционное определение № 9-АПА19-20 от 21.08.2019 Верховного Суда РФ
27 мая 2014 г. № 136-ФЗ, субъектам Российской Федерации предоставлено право осуществлять перераспределение полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации соответствующими законами субъекта Российской Федерации. Федеральным законом от 29 декабря 2014 г. № 485-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам перераспределения полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации» Градостроительный кодекс Российской Федерации дополнен статьей 8 , согласно которой полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области градостроительной деятельности, установленные данным кодексом, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном частью I2 статьи 17 Закона № 131-ФЗ. Законом Нижегородской области от 23 декабря 2014 г. № 197-3 «О перераспределении отдельных полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области и органами государственной власти Нижегородской области» (далее - Закон № 197-3) к полномочиям Правительства Нижегородской области отнесены полномочия органов местного самоуправления сельских
Апелляционное определение № 9-АПА19-22 от 05.09.2019 Верховного Суда РФ
от 27 мая 2014 г. № 136-ФЗ, субъектам Российской Федерации предоставлено право осуществлять перераспределение полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации соответствующими законами субъекта Российской Федерации. Федеральным законом от 29 декабря 2014 г. № 485-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам перераспределения полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации» Градостроительный кодекс Российской Федерации дополнен статьей 82, согласно которой полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области градостроительной деятельности, установленные данным кодексом, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном частью I2 статьи 17 Закона № 131-ФЗ. Законом Нижегородской области от 23 декабря 2014 г. № 197-3 «О перераспределении отдельных полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области и органами государственной власти Нижегородской области» (далее - Закон № 197-3) к полномочиям Правительства Нижегородской области отнесены полномочия органов местного самоуправления сельских
Апелляционное определение № 14-АПА19-6 от 04.07.2019 Верховного Суда РФ
не явившихся лиц. Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав заявителя апелляционной жалобы и заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены судебного акта, исходя из следующего. В соответствии с пунктом 4 статьи 2, абзацем 2 пункта 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», статьей 10.1 Земельного кодекса Российской Федерации, полномочия органов местного самоуправления , органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области земельных отношений, установленные Земельным кодексом Российской Федерации, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ). Статья 17 Федерального закона № 131-ФЗ, определяя круг полномочий, которыми обладают органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов
Апелляционное определение № 9-АПА19-19 от 21.08.2019 Верховного Суда РФ
27 мая 2014 г. № 136-ФЗ, субъектам Российской Федерации предоставлено право осуществлять перераспределение полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации соответствующими законами субъекта Российской Федерации. Федеральным законом от 29 декабря 2014 г. № 485-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам перераспределения полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации» Градостроительный кодекс Российской Федерации дополнен статьей 8 , согласно которой полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области градостроительной деятельности, установленные данным кодексом, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 17 Закона № 131-ФЗ. Законом Нижегородской области от 23 декабря 2014 г. № 197-3 «О перераспределении отдельных полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области и органами государственной власти Нижегородской области» (далее - Закон № 197-3) к полномочиям Правительства Нижегородской области отнесены полномочия органов местного самоуправления сельских
Постановление № А21-5598/16 от 04.09.2017 АС Северо-Западного округа
следующим основаниям. В соответствии с частью 1 статьи 48 АПК РФ в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса. Из статьи 8.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области градостроительной деятельности, установленные названным Кодексом, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Суды первой и апелляционной инстанций при вынесении обжалуемых судебных актов установили, что в рассматриваемом случае имела место передача функций прежнего органа власти и его полномочий по выдаче разрешений на строительство (Комитета) другому
Постановление № 17АП-1577/2022-ГК от 29.03.2022 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда
и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы (ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации). Согласно положениям норм ст. 10.1 Земельного кодекса Российской Федерации полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области земельных отношений, установленные Земельным Кодексом Российской Федерации, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном ч. 1.2 ст. 17 Закона об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации. В силу норм ст. 2 Закона Свердловской области от 24.11.2014 "О перераспределении полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципального образования "город Екатеринбург" и органами государственной власти
Постановление № А21-10166/15 от 12.10.2017 АС Северо-Западного округа
кассационном порядке. В соответствии с частью 1 статьи 48 АПК РФ в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса. Из статьи 8.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области градостроительной деятельности, установленные названным Кодексом, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Применительно к настоящему спору суды первой и апелляционной инстанций установили, что в рассматриваемом случае имела место фактическая передача со стороны прежнего органа власти в лице Администрации своих функций и полномочий по выдаче
Постановление № А63-10321/2021 от 23.03.2022 АС Северо-Кавказского округа
центр села Николо-Александровское, Левокумский район, предоставлен арендатору для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства на срок с 01.01.2011 по 21.03.2021. Договор зарегистрирован управлением Росреестра по Ставропольскому краю 08.08.2011 за № 26-26-19/016/2011-649. В соответствии с Законом Ставропольского края от 07.12.2020 № 138-кз «О перераспределении полномочий по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края и органами государственной власти Ставропольского края» (далее – Закон № 138-кз) с 01.01.2021 полномочия органов местного самоуправления муниципальных и городских округов Ставропольского края по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, отнесенных к категории земель сельскохозяйственного назначения, осуществляются Правительством Ставропольского края непосредственно либо через уполномоченные им органы исполнительной власти Ставропольского края. В Ставропольском крае таким органом является министерство (постановление Губернатора Ставропольского края от 06.03.2012 № 137 «Об утверждении Положения о министерстве имущественных отношений Ставропольского края»). Ссылаясь на положения статьи 19 Закона № 98-ФЗ, глава хозяйства обратилась в министерство
Постановление № А18-1949/19 от 16.06.2022 АС Северо-Кавказского округа
суда Республики Ингушетия от 22.11.2021 прекращено. Суд апелляционной инстанции руководствовался положениями статей 42, 113, 150, 259, 264 Кодекса. Апелляционный суд отказал министерству в восстановлении срока на обжалование решения от 22.11.2021, поскольку доказательств уважительности причин пропуска срока в материалы дела не представлено. При этом суд апелляционной инстанции не усмотрел оснований для вывода о том, что решение принято о правах и обязанностях министерства, как лица, не привлеченного к участию в деле. Правительству Республики Ингушетия переданы полномочия органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Ингушетия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена. Правительство Республики Ингушетия определило министерство в качестве исполнительного органа государственной власти Республики Ингушетия, уполномоченного на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена. Министерство не привлекалось к участию в данном деле, такого ходатайства им также не заявлялось. Между тем обжалованным решением в порядке пересмотра по вновь открывшимся обстоятельствам не рассмотрен вопрос о земельном участке, государственная собственность на который
Решение № 3А-157/17 от 13.09.2017 Приморского краевого суда (Приморский край)
соответствующие части 1.2 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ). В обоснование заявленных требований ООО «Приморский Втормет» указало, что пунктом 1 части 1 статьи 2 Закона Приморского края от 18 ноября 2014 года № 497-КЗ установлено, что Администрация Приморского края или уполномоченные ею органы исполнительной власти Приморского края осуществляют полномочия органов местного самоуправления Владивостокского городского округа и Артемовского городского округа по утверждению правил благоустройства территории городских округов, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения. Во исполнение указанной нормы Постановлением Администрации Приморского края от 15 июня 2016 года № 268-па были утверждены Правила благоустройства территорий. В соответствии
Решение № 3А-251/2021 от 27.09.2021 Верховного Суда Республики Дагестан (Республика Дагестан)
отсутствуют, положения преамбулы Закона об архитектурном облике городского округа «город Дербент» не раскрыто, что свидетельствует о несоблюдении в оспариваемом Законе установленных федеральным законодательством правовых понятий. Частично воспроизведя в статье 3 Закона РД положения Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ в части полномочий органов местного самоуправления городского округа «город Дербент», оспариваемым Законом, по сути, установлено иное правовое регулирование, отличающееся от правового регулирования, установленного федеральным законодательством. Положения статьи 3 Закона РД, определяющие полномочия органов местного самоуправления городского округа «город Дербент», противоречат положениям статьи 9.3 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и пункта 18 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ, предусматривающих полномочия органов местного самоуправления в сфере охраны объектов культурного наследия. Названный Федеральный закон от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ не возлагает на органы местного самоуправления обязанности в
Решение № А-296/2023 от 05.09.2023 Верховного Суда Удмуртской Республики (Удмуртская Республика)
частью 3 настоящей статьи, к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления, в том числе, в сфере управления муниципальной собственностью (часть 4 статьи 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 414-ФЗ). Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 485-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам перераспределения полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации» Градостроительный кодекс Российской Федерации дополнен статьей 8.2, согласно которой полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области градостроительной деятельности, установленные данным кодексом, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ. Частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ до 2017 года было установлено, что законами субъекта Российской Федерации может осуществляться перераспределение полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации. С ДД.ММ.ГГГГ в часть 1.2 статьи 17
Решение № 2А-615/19 от 20.09.2019 Анивского районного суда (Сахалинская область)
Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 20 сентября 2019 года г. Анива Сахалинской области Анивский районный суд Сахалинской области в составе: председательствующего: судьи Невидимовой Н.Д. при секретаре Мишиной Е.В. рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Анивского района в интересах Российской Федерации к администрации муниципального образования «Анивский городской округ» о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер к разработке и изданию в установленном порядке муниципального правового акта, регулирующего полномочия органов местного самоуправления Анивского городского округа по согласованию инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, возложении обязанности принять меры к разработке и изданию в установленном порядке муниципального правового акта, регулирующего полномочия органов местного самоуправления Анивского городского округа по согласованию инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, у с т а н о в и л: 22 августа 2019 года прокурор Анивского района обратился в суд с административным исковым заявлением, в