ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Положение о лицензировании образовательной деятельности - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Кассационное определение № 69-КА19-3 от 17.09.2019 Верховного Суда РФ
спорных правоотношений, в перечень видов деятельности, на которые требуются лицензии, включал образовательную деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой частными образовательными организациями, находящимися на территории инновационного центра «Сколково», пункт 3 части 4 статьи 1). Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 № 3266-1 «Об образовании» (редакция от 12 ноября 2012 года) в статье 20 предусматривал обязательное лицензирование деятельности при реализации профессиональных образовательных программ, в статье 21 - обязательное лицензирование деятельности по профессиональной подготовке. Положение о лицензировании образовательной деятельности , утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2011 года № 174, действовавшее до 6 ноября 2013 года, устанавливало порядок лицензирования образовательной деятельности образовательных учреждений, научных организаций, иных организаций, структурные подразделения которых осуществляют реализацию образовательных программ профессиональной подготовки. Действующий с 1 сентября 2013 года Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», постановление Правительства Российской Федерации от 28 октября 2013 года № 966
Кассационное определение № 69-КА19-2 от 17.09.2019 Верховного Суда РФ
спорных правоотношений, в перечень видов деятельности, на которые требуются лицензии, включал образовательную деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой частными образовательными организациями, находящимися на территории инновационного центра «Сколково», пункт 3 части 4 статьи 1). Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 № 3266-1 «Об образовании» (редакция от 12 ноября 2012 года) в статье 20 предусматривал обязательное лицензирование деятельности при реализации профессиональных образовательных программ, в статье 21 - обязательное лицензирование деятельности по профессиональной подготовке. Положение о лицензировании образовательной деятельности , утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2011 года № 174, действовавшее до 6 ноября 2013 года, устанавливало порядок лицензирования образовательной деятельности образовательных учреждений, научных организаций, иных организаций, структурные подразделения которых осуществляют реализацию образовательных программ профессиональной подготовки. Действующий с 1 сентября 2013 года Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», постановление Правительства Российской Федерации от 28 октября 2013 года № 966 «О лицензировании
Определение № 09АП-7397/19 от 28.11.2019 Верховного Суда РФ
Государственное и муниципальное управление. Заявление и приложенные к нему необходимые документы были проверены административным органом в рамках документарной проверки, проведенной на основании распоряжения руководителя Рособрнадзора от 18.06.2018 № 971-06. На основании приказа от 27.06.2018 № 905 административным органом проведена внеплановая выездная проверка института. В ходе проверки установлены нарушения институтом подпунктов «б», «г» «д» «е», «и», «к» Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 № 966 (далее – Положение о лицензировании образовательной деятельности ), выразившиеся в несоответствии лицензионным требованиям материально- технического и информационного обеспечения учебного процесса, отсутствия утвержденной основной профессиональной образовательной программы по направлению подготовки 18.04.04 Государственное и муниципальное управление (уровень магистратуры); отсутствие в штате лицензиата или привлечение им на ином законном основании педагогических работников, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей квалификацией, имеющих стаж работы, необходимый для осуществления образовательной деятельности по основной профессиональной образовательной программе высшего образования по направлению подготовки 38.04.04 Государственное и муниципальное управление (уровень
Определение № А73-7544/2017 от 14.05.2018 Верховного Суда РФ
исполнено в части доступа обучающихся к электронно-библиотечной системе, включающей издания, используемые для информационного обеспечения образовательного и научно-исследовательского процесса, а также обеспечивающей возможность доступа к ним через сеть «Интернет», действие лицензии было приостановлено. Данные обстоятельства послужили основанием для обращения Рособорнадзора в арбитражный суд с настоящим заявлением. Суды, руководствуясь статьями 65, 71, 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса, частями 6, 7, 8 статьи 93 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Положением о лицензировании образовательной деятельности , утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 № 966, проанализировав содержание договоров об оказании информационных услуг, банковской выписки, установив факт обеспечения доступа к электронно-библиотечным системам для необходимого количества пользователей, пришли к выводу об отсутствии оснований для аннулирования лицензии в связи с недоказанностью факта неисполнения институтом повторно выданного предписания. Несогласие заявителя с выводами судов не свидетельствует о существенном нарушении норм материального и (или) процессуального права, повлиявших на исход дела, а направлено на
Определение № 18АП-2586/19 от 04.09.2019 Верховного Суда РФ
с заявлением о привлечении организации к административной ответственности. Частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией). Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, руководствуясь нормами КоАП РФ, Водного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Положения о лицензировании образовательной деятельности , утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 № 966, суды первой, апелляционной и кассационной инстанций установили наличие в деянии организации элементов состава вмененного административного правонарушения. Суды установили, что процессуальных нарушений при производстве по административному делу не допущено, срок давности привлечения к ответственности соблюден, обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, а также позволяющих признать правонарушение малозначительным, не имеется. Руководствуясь положениями статьи 4.1.1 КоАП РФ, принимая во внимание обстоятельства совершенного правонарушения,
Постановление № 17АП-3804/2015 от 12.05.2015 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда
ст. 331 Трудового кодекса Российской Федерации, п. 10 ст. 28, ст. 46 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», пп. «б», «в», «д» п. 5 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.03.2011 №174, Приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26.08.2010 №761-н. В силу п. 40 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 №99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" образовательная деятельность подлежит лицензированию. Положение о лицензировании образовательной деятельности , утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2011 N 174, нарушение которого вменяется учреждению, утратило силу и не подлежит применению с 06.11.2013 в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 28.10.2013 № 966, которым утверждено новое Положение о лицензировании образовательной деятельности. Применительно к Положению о лицензировании образовательной деятельности, действующему на дату проверки, нарушения, установленные в ходе проверки, прокуратурой не квалифицированы. Оспаривая вменяемые нарушения, учреждение в материалы дела представило опровергающие документы, а также
Постановление № Ф03-5350/17 от 25.01.2018 АС Дальневосточного округа
не находит оснований для удовлетворения жалобы. Как следует из материалов дела, ЧОУ ВО «Приамурский институт агроэкономики и бизнеса» имеет лицензию на осуществление образовательной деятельности от 18.09.2015 № 1661 (далее – лицензия), выданную Рособрнадзором. По результатам проведенной в отношении лицензиата внеплановой проверки по осуществлению контроля за соблюдением требований и условий при осуществлении образовательной деятельности, Рособрнадзором выявлены нарушения Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 № 966 (далее – Положение о лицензировании образовательной деятельности ) и Закона № 273-ФЗ. Образовательному учреждению выдано предписание от 16.12.2015 № 07-55-594/13-Л/З, в соответствии с которым предложено в срок до 22.01.2016 устранить выявленные нарушения, а также причины, способствующие их совершению. 07.06.2016 в целях проверки исполнения вышеназванного предписания Рособрнадзором проведена внеплановая документарная проверка, в ходе которой установлено, что ранее выданное предписание исполнено частично. 11.07.2016 образовательному учреждению выдано повторное предписание № 07-55-238/28-л/з/ПП, в соответствии с которым установлено в срок до 15.08.2016 устранить нарушения,
Постановление № А56-24221/17 от 26.10.2017 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда
Закона Российской Федерации «Об образовании» полномочий федеральных органов государственной власти по лицензированию и государственной аккредитации образовательных учреждений». Для реализации полномочий Российской Федерации в области образования, переданных органам государственной власти Санкт-Петербурга, 08.07.2011 Губернатором Санкт-Петербурга принято Постановление № 37-пг «Об утверждении административных регламентов Комитета по образованию» (утратившее силу с 24.01.2014), которым утвержден административный регламент Комитета по предоставлению государственной услуги по лицензированию образовательной деятельности образовательных учреждений, расположенных на территории Санкт-Петербурга. Также до 06.11.2013 действовало « Положение о лицензировании образовательной деятельности », утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2011 № 174 (далее – Положение № 174), в соответствии с которым орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий полномочия Российской Федерации в области образования, переданные для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации (далее – лицензирующий орган субъекта Российской Федерации), был наделен полномочием осуществлять лицензирование образовательной деятельности организаций, указанных в подпункте 3 пункта 1 статьи 28.1 Закона № 3266-1 (то есть, образовательных учреждений и
Постановление № А56-24221/17 от 16.01.2018 АС Северо-Западного округа
Федерации в сфере образования, в соответствии с полномочиями, установленными статьями 6 и 7 настоящего Федерального закона. Как установлено пунктом 2 части 1 статьи 7 Закона № 273-ФЗ, к полномочиям Российской Федерации в сфере образования, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, относятся полномочия по лицензированию образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории субъекта Российской Федерации (за исключением организаций, указанных в пункте 7 части 1 статьи 6 настоящего Федерального закона). Положение о лицензировании образовательной деятельности утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 № 966, согласно подпункту «б» пункта 2 которого органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, осуществляют лицензирование образовательной деятельности в отношении организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории субъекта Российской Федерации, за исключением организаций, осуществляющих образовательную деятельность, указанных в подпункте «а» настоящего пункта. Положением о Комитете по образованию, утвержденным постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 24.02.2004 № 225, также предусмотрено, что
Постановление № А05-2528/18 от 09.10.2018 АС Северо-Западного округа
с выводами суда первой инстанции и оставил решение без изменения. Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что жалоба не подлежит удовлетворению в силу следующего. В соответствии с пунктом 40 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» образовательная деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой частными образовательными организациями, находящимися на территории инновационного центра «Сколково») подлежит лицензированию. Положение о лицензировании образовательной деятельности утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 № 966 (далее – Положение). Согласно подпункту «е» пункта 7 Положения при осуществлении лицензиатом образовательной деятельности по образовательным программам подготовки водителей автомототранспортных средств лицензионным требованием является наличие согласованных с Государственной инспекцией безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации программ подготовки (переподготовки) водителей автомототранспортных средств, трамваев и троллейбусов, а также ее заключения о соответствии учебно-материальной базы установленным требованиям. В силу пункта 9 Положения нарушение лицензионных
Постановление № 4А-2927/15 от 22.08.2016 Московского городского суда (город Москва)
в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона и регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности; лицензионные требования - совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования. Пунктом 40 ст. 12 Федерального закона N 99-ФЗ образовательная деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой негосударственными образовательными учреждениями, находящимися на территории инновационного центра "Сколково") отнесена к видам деятельности, подлежащим лицензированию. Положение о лицензировании образовательной деятельности утверждается Правительством РФ. На момент рассматриваемого события административного правонарушения действовало положение о лицензировании образовательной деятельности, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 16.03.2011 г. N 174, которым был установлен порядок лицензирования образовательной деятельности образовательных учреждений, научных организаций, иных организаций, структурные подразделения которых осуществляют реализацию образовательных программ профессиональной подготовки (далее – Положение). В соответствии с положениями пункта 5 вышеуказанного положения лицензионными требованиями и условиями при осуществлении образовательной деятельности являются: а) наличие у соискателя лицензии на
Постановление № 16-4309/20 от 10.08.2020 Шестого кассационного суда общей юрисдикции
(обязательна). Согласно примечанию к указанной норме понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности. В соответствии с пунктом 40 части 1 статьи 46 Федерального закона от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» образовательная деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой частными образовательными организациями, находящимися на территории инновационного центра "Сколково") подлежит лицензированию. Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2013 года № 966 утверждено Положение о лицензировании образовательной деятельности (далее - Положение о лицензировании образовательной деятельности), которое устанавливает порядок лицензирования образовательной деятельности, осуществляемой образовательными организациями, организациями, осуществляющими обучение, а также индивидуальными предпринимателями, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно. К грубым нарушениям лицензионных требований и условий относятся нарушения, повлекшие за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», в том числе нарушение лицензионных требований и условий, предусмотренных подпунктами «а» - «д», «ж» - «к»
Постановление № 16-4555/20 от 14.08.2020 Шестого кассационного суда общей юрисдикции
(обязательна). Согласно примечанию к указанной норме понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности. В соответствии с пунктом 40 части 1 статьи 46 Федерального закона от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» образовательная деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой частными образовательными организациями, находящимися на территории инновационного центра «Сколково») подлежит лицензированию. Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2013 года № 966 утверждено Положение о лицензировании образовательной деятельности (далее - Положение о лицензировании образовательной деятельности), которое устанавливает порядок лицензирования образовательной деятельности, осуществляемой образовательными организациями, организациями, осуществляющими обучение, а также индивидуальными предпринимателями, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно. К грубым нарушениям лицензионных требований и условий относятся нарушения, повлекшие за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», в том числе нарушение лицензионных требований и условий, предусмотренных подпунктами «а» - «д», «ж» - «к»
Постановление № 16-3412/2021ПО от 17.05.2021 Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
- Закон о лицензировании) и ст. 91 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон об образовании) образовательная деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой частными образовательными организациями, находящимися на территории инновационного центра "Сколково") подлежит лицензированию (нормы приведены в редакции, действовавшей на период возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения учреждения к административной ответственности). Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2013г. N 966 утверждено Положение о лицензировании образовательной деятельности (далее - Положение о лицензировании образовательной деятельности, Положение). Из положений пп. «д,ж» п. 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности лицензионными требованиями к лицензиату при осуществлении образовательной деятельности являются: наличие в штате лицензиата или привлечение им на ином законном основании педагогических работников, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей квалификацией, имеющих стаж работы, необходимый для осуществления образовательной деятельности по реализуемым образовательным программам, и соответствующих требованиям ст. 46 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", а