ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Порядок предоставления грантов предпринимателям - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Приказ Минэкономразвития РФ от 16.02.2010 N 59 (ред. от 12.10.2010) "О мерах по реализации в 2010 году мероприятий по государственной поддержке малого и среднего предпринимательства" (вместе с "Порядком проведения конкурса по отбору субъектов Российской Федерации, бюджетам которых в 2010 году предоставляются субсидии для финансирования мероприятий, осуществляемых в рамках оказания государственной поддержки малого и среднего предпринимательства субъектами Российской Федерации")
реализацию комплекса мероприятий региональных программ поддержки малого и среднего предпринимательства и иных региональных программ, соответствующих пункту 12.3 настоящего Порядка "Общая структура комплекса мероприятий "Вовлечение молодежи в предпринимательскую деятельность". Субсидии федерального бюджета на финансирование мероприятий по предоставлению грантов предоставляются с учетом следующих факторов: - участие в программе специализированных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления по делам молодежи; - привлечение к реализации мероприятий общественных и некоммерческих организаций; - вовлечение социально незащищенных групп молодежи и молодежи, оказавшейся в тяжелой жизненной ситуации. 11.13. Поддержка деятельности бизнес-инкубаторов (развитие процессов бизнес-инкубирования, в том числе подготовка управляющих менеджеров для бизнес-инкубатора). (в ред. Приказа Минэкономразвития РФ от 23.07.2010 N 315) (см. текст в предыдущей редакции) Программы обеспечения деятельности бизнес-инкубаторов (развитие процессов бизнес-инкубирования, в том числе подготовка управляющих менеджеров для бизнес-инкубатора) - обеспечение бизнес-инкубатором предоставления малым предпринимателям образовательных услуг, услуг по трансферту и коммерциализации технологий и иных мероприятий, направленных на совершенствование процессов бизнес-инкубирования, в том
Определение № А55-5613/16 от 18.09.2017 Верховного Суда РФ
на судопроизводство в разумный срок, а также если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела. Основания для пересмотра обжалуемого судебного акта в кассационном порядке по доводам жалобы отсутствуют. Исследовав обстоятельства дела и имеющиеся доказательства в соответствии со статьями 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды установили, что в соответствии с Соглашением от 25.11.2014 № 118, заключенным с министерством, ИП ФИО1 в 2014 году за счет средств областного бюджета предоставлен грант в размере 10 000 000 руб. на развитие семейной животноводческой фермы на базе крестьянского (фермерского) хозяйства. В нарушение условий предоставления гранта, названных в Соглашении от 25.11.2014 № 118, ИП ФИО1 нецелевым образом израсходовал выделенные средства в размере 9 907 554 руб., в частности, разместив их по договорам банковского вклада. Кроме того, индивидуальным предпринимателем допущены нарушения порядка расходования предоставленных средств. Указанные обстоятельства выявлены Счетной палатой Самарской области в ходе проведения контрольного мероприятия «Проверка использования средств областного бюджета в
Определение № А41-14542/20 от 09.08.2021 Верховного Суда РФ
предпринимателя на участие в конкурсе при несоответствии крестьянского (фермерского) хозяйства предпринимателя критериям микропредприятия, установленным Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее - Закон № 209-ФЗ). Так, согласно сведениям Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 19 по Московской области по состоянию на 01 января 2017 года и на 01 января 2018 года среднесписочная численность работников хозяйства составляет 22 человека. В связи с выявленным нарушением порядка предоставления гранта министерство направило предпринимателю требование о возврате денежных средств, полученных в форме гранта, в полном размере, неисполнение которого послужило основанием для обращения министерства в арбитражный суд. Отказывая в удовлетворении искового заявления, суды, руководствуясь положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации, Закона № 209-ФЗ, пришли к выводу об отсутствии оснований для взыскания с ответчика заявленных сумм гранта. Судебные инстанции исходили из того, что при подаче заявки предприниматель представил все необходимые документы, в том числе справку о количестве работающих в
Определение № 308-ЭС21-6317 от 23.04.2021 Верховного Суда РФ
создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства, составил 3 332 000 руб., из которых 335 000 руб. собственные средства предпринимателя, 2 997 000 руб. - средства гранта. Из отчета об использовании средств гранта и пояснений предпринимателя министерству стало известно о нарушении пункта 5 приложения № 2 постановления Правительства Ростовской области от 14.02.2017 № 83 «О порядке предоставления субсидии на содействие достижению целевых показателей региональных программ развития агропромышленного комплекса», подпункта 3.3.6 пункта 3 раздела 3 соглашения от 05.09.2017 № 113 в части приобретения поголовья крупного рогатого скота у лица, состоящего в родстве с получателем гранта. Министерство направило предпринимателю претензию от 25.06.2019 № 34.8/419 с требованием возвратить средства гранта в течение 20 рабочих дней с даты получения претензии. Неисполнение предпринимателем указанного требования в добровольном порядке послужило основанием для обращения министерства в арбитражный суд. Судами установлено, что предприниматель приобрела 5 голов крупного рогатого скота у ФИО2 (супруг) за 280 000 руб. (платежные поручения от
Определение № 16АП-3978/19 от 29.07.2020 Верховного Суда РФ
судебных актов в кассационном порядке по доводам жалобы отсутствуют. Как следует из судебных актов, в основу обжалуемых решений и действий КСП Ставропольского края и Министерства сельского хозяйства Ставропольского края положены выявленные по результатам мероприятия внешнего финансового контроля нарушения условий предоставления гранта Главе КФХ ФИО1 на развитие семейной животноводческой фермы и его расходования, выразившиеся в следующем: несоответствие предпринимателя критериям, установленным Порядком предоставления гранта, утвержденного постановлением Правительства Ставропольского края от 05.06.2012 № 185-п, в части требования об отсутствия у претендента на получение гранта иной трудовой занятости, кроме руководства крестьянским (фермерским) хозяйством; приобретение предпринимателем на средства гранта крупного рогатого скота с нарушением условий соглашения о предоставлении гранта от 07.07.2017 № 40/17 и положений бизнес-плана, касающихся количества и качества животных. Удовлетворяя требования Главы КФХ ФИО1, суды руководствовались статьями 78, 306.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, нормами Порядка предоставления гранта от 05.06.2012 № 185-п, условиями соглашения от 07.07.2017 № 40/17. Исследовав представленные в дело доказательства, суды
Определение № А36-6385/20 от 04.04.2022 Верховного Суда РФ
материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке, а также если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела. Основания для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке по доводам жалобы отсутствуют. Как следует из судебных актов, главы КФХ ФИО1, ФИО37 подали заявки на участие в конкурсе на получение гранта «Агростартап» с приложением документов, указанных в пункте 5 Порядка предоставления грантов «Агростартап» в форме субсидий на софинансирование затрат крестьянских (фермерских) хозяйств, связанных с реализацией проекта создания и развития крестьянского (фермерского) хозяйства, в 2019 году. Конкурсная комиссия провела отбор участников конкурса по критериям, установленным пунктом 13 Постановления главы администрации Липецкой области от 30.04.2019 № 235 «Об учреждении грантов «Агростартап» в форме субсидий и утверждении Порядка их предоставления в 2019 году» (далее – Постановление № 235), определила победителей конкурсного отбора, сформировала их рейтинг и оформила свое
Решение № А46-12955/2021 от 18.11.2021 АС Омской области
в случае нарушения главами КФХ условия, установленного при предоставлении грантов на поддержку начинающих фермеров, предусмотренного, в том числе, подпунктом 3 пункта 17 названного Порядка, Министерство в течение 30 рабочих дней со дня обнаружения указанных нарушений направляет главам КФХ уведомление о возврате грантов в полном объеме. Вместе с тем, судом, на основании представленных в материалы дела документов, установлено, что по состоянию на 28.12.2020 (дата истечения срока использования средств гранта, установленного подпунктом 3 пункта 17 Порядка предоставления грантов) предпринимателем приобретено имущество, предусмотренное планом расходов бизнес-плана и пунктом 3.3 соглашения, а именно: трактор Беларус МТЗ-82.1 с фронтальным погрузчиком (1 шт.), ремонтные работы согласно смете, телки старше 12 месяцев (8 ед.), телки от 4 до 12 месяцев (24 ед.), пресс-подборщик (1 шт.), тракторный прицеп (1 шт.), земельные участки (4 шт.). При этом 15.02.2021 индивидуальным предпринимателем ФИО1 приобретен земельный участок площадью 229 000 кв.м., что подтверждается договором купли-продажи от 15.02.2021, актом приема-передачи от 15.02.2021, а
Постановление № А47-16141/18 от 24.01.2022 АС Уральского округа
и получения ответчиком субсидии в 2015 году в размере 300 000 руб. коп. подтвержден и не кем не оспорен, ответчик обязан вернуть в бюджет полученную субсидию в полном объеме. Исследовав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в материалах дела доказательства, учитывая неиспользования денежных средств, предусмотренных и установленных условиями Порядка предоставления субсидий и договором, суды первой и апелляционной инстанций правомерно удовлетворили заявленные истцом требования о взыскании с предпринимателя суммы субсидии в размере 300 000 руб. Суд кассационной инстанции отмечает, что участвуя в конкурсных процедурах предоставления гранта и заключая договор, индивидуальный предприниматель не мог не понимать возлагаемых на него обязанностей по исполнению условий договора и собственного проекта. Довод предпринимателя о пропуске срока исковой давности являлся предметом рассмотрения судов и правомерно отклонен, поскольку истец обратился в суд с настоящим иском 17.12.2018, срок исковой давности не является пропущенным. Доводы кассационной жалобы о необходимости иной оценки доказательств являлись предметом
Постановление № А42-8083/2021 от 19.05.2022 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда
субъекта Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных учреждений), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам грантов в форме субсидий, в том числе предоставляемых на конкурсной основе. Порядок предоставления указанных субсидий из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, если данный порядок не определен решениями, предусмотренными абзацем первым этого же пункта, устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации, которые должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации. В соответствии с постановлением администрации города Мурманска от 16.07.2015 № 1942 «Об утверждении Положения о порядке и условиях проведения Конкурса на предоставление грантов начинающим предпринимателям » (далее - Положение) комитетом по экономическому развитию администрации города Мурманска в 2020 году был проведен конкурс на предоставление грантов начинающим предпринимателям (далее - конкурс). Одним из победителей был признан индивидуальный предприниматель ФИО2 с проектом
Постановление № А51-6333/16 от 08.12.2016 АС Приморского края
Финансовая поддержка предоставляется на конкурсной основе на основании приложения к настоящему порядку (п. 3.5 Порядка). Приложение к Порядку - Положение о порядке и условиях предоставления финансовой поддержки начинающим предпринимателям – субъектам малого предпринимательства города Владивостока (далее – Положение). Согласно пункту 1.2 Положения настоящее положение устанавливает порядок и условия предоставления финансовой поддержки субъектам малого предпринимательства, зарегистрированным и фактически осуществляющим деятельность на территории города Владивостока, срок государственной регистрации которых в качестве субъекта предпринимательской деятельности составляет на дату обращения за финансовой поддержкой менее одного календарного года (далее – начинающий предприниматель), на основе конкурса бизнес-проектов. Согласно пункту 2.1 Положения грант могут получить учредители (участники) юридических лиц и индивидуальные предприниматели : - соответствующие требованиям, предъявляемым к получателям субсидий, указанным в разделе 2 приложения № 10 к Программе; - производящие и реализующие товары (работы, услуги); - учредители (участники) субъектов малого предпринимательства, относящиеся к категории лиц, не осуществлявших ранее предпринимательскую деятельность и не являвшихся ранее учредителями (участниками)
Решение № 2-770/17 от 21.12.2017 Кировского городского суда (Мурманская область)
срок. Как установлено в судебном заседании 30 октября 2015 года между Министерством развития промышленности и предпринимательства Мурманской области, администрацией г. Кировска, акционерным обществом «Апатит» и АНО «ХЦРБ» заключено Соглашение о сотрудничестве при реализации программы поддержки предпринимателей г. Кировска «Хибинский старт» (далее – Соглашение»), определяющее порядок, финансовое и организационное обеспечение проведения мероприятий поддержки предпринимателей г. Кировска «Хибинский старт». Согласно данному Соглашению АНО «ХЦРБ» является оператором программы «Хибинский старт». Приложением № 2 к Соглашению установлен Порядок предоставления грантов предпринимателям г. Кировска в рамках реализации программы мероприятий «Хибинский старт» (далее – Порядок). Пунктом 1.1 Порядка установлено, что финансовая поддержка участников программы «Хибинский старт» оказывается путем предоставления грантов и субсидий по результатам конкурсного отбора. 03 марта 2016 года в соответствии с Порядком предоставления грантов предпринимателям г. Кировска в рамках реализации программы мероприятий «Хибинский старт» между АНО «ХЦРБ» и ответчиком ФИО3 заключен договор № 10 о предоставлении субсидии. В соответствии с п. 1.1. Договора, ФИО3
Апелляционное определение № 2-4655/19 от 17.10.2019 Мурманского областного суда (Мурманская область)
государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; 2) цели, условия и порядок предоставления субсидий; 3) порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении. Финансовая поддержка начинающим предпринимателям путем предоставления грантов (в виде субсидий) осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства Мурманской области от 31 июля 2012 г. № 392-ПП «О государственной поддержке начинающих предпринимателей и малых инновационных компаний», которым утвержден Порядок предоставления грантов начинающим предпринимателям на создание собственного бизнеса, в целях реализации Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее- Порядок), Закона Мурманской области от 27.05.2008 № 977-01-ЗМО «О содействии развитию и государственной поддержке малого и среднего предпринимательства в Мурманской области» за счет средств бюджета Мурманской области, в том числе средств, источником финансирования и обеспечения которых является федеральный бюджет. В соответствии с пунктом 7.1 Порядка (в редакции, действовавшей на
Апелляционное определение № 2-190/19 от 21.01.2020 Верховного Суда Республики Калмыкия (Республика Калмыкия)
общим задачам и целям программы финансирования КФХ. Суд не учел, что он на момент получения гранта соответствовал условиям, предусмотренным порядком его предоставления. Данных о его трудоустройстве в ином месте и проживания не в месте нахождения КФХ на момент признания его участником программы материалы дела не содержат. Полагает, что наличие мест трудоустройства помимо КФХ не могли повлечь вывод о нецелевом использовании денежных средств и их истребование у получателя бюджетных средств. Поскольку факт нецелевого использования гранта не подтвержден, применение такой санкции как изъятие бюджетных средств не отвечает требованиям соразмерности, справедливости ответственности за нарушение обязательства. В суде апелляционной инстанции представитель ответчика ФИО1 – ФИО2 поддержала доводы жалобы, просила отменить решение по изложенным основаниям. Пояснила, что с 17 января 2019 года в крестьянском (фермерском) хозяйстве произошла смена главы хозяйства и ФИО1 не является индивидуальным предпринимателем , в связи с чем исковые требования должны были быть предъявлены к действующему главе КФХ. В судебное заседание суда
Апелляционное определение № 33-2309/20 от 11.06.2020 Омского областного суда (Омская область)
местного бюджета; грантополучатель обязан обеспечить объем софинансирования в сумме 120 000 руб. за счет собственных средств (не менее 15 % от размера гранта). Принятые на себя обязательства ФИО1 выполнил, за расходование предоставленного гранта предоставил администрации финансовый отчет (л.д. 13, т. 1). <...> Министерством экономики Омской области была проведена проверка соблюдения условий, целей и порядка предоставления и расходования субсидии местному бюджету Горьковского муниципального района Омской области из областного бюджета, определенной Министерству в 2018 году на реализацию муниципальной программы поддержки малого предпринимательства. По результатам указанной проверки установлено, что получатель гранта ИП ФИО1 не является впервые зарегистрированным индивидуальным предпринимателем , в связи с чем цель предоставления гранта не соответствует цели предоставления субсидий местным бюджетам; грантовая поддержка в 2018 году предоставлена Администрацией Горьковского муниципального района Омской области с нарушениями условий предоставления и расходования субсидии, предусмотренной подпрограммой «Развитие малого и среднего предпринимательства в Омской области», подпунктом 2 пункта 3.1 Соглашения между Министерством экономики Омской