ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Порядок прекращения сервитута - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Приказ ОАО "РЖД" от 07.11.2008 N 150 (ред. от 30.06.2021) "О порядке распоряжения недвижимым имуществом ОАО "РЖД" (вместе с "Положением о порядке распоряжения недвижимым имуществом ОАО "РЖД")
путем переговоров или в претензионном порядке все споры, связанные с заключением, исполнением, изменением, расторжением и прекращением настоящего Соглашения разрешаются в Арбитражном суде г. Москва. 9. Порядок изменения, досрочного прекращения и расторжения Соглашения 9.1. Изменение условий настоящего Соглашения и его досрочное прекращение допускаются только по соглашению Сторон, за исключением случаев, установленных в пунктах 4.3, 4.6 и 9.3 настоящего Соглашения. Предложения по изменению условий настоящего Соглашения и его досрочному прекращению рассматриваются Сторонами в месячный срок. Изменение настоящего Соглашения или его досрочное расторжение оформляются дополнительным соглашением, за исключением случаев, предусмотренных в пунктах 4.3, 4.6 и 9.3 настоящего Соглашения. Расторжение Соглашения не является основанием для прекращения неисполненных Пользователем обязательств по выплате Собственнику неустойки за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств по настоящему Соглашению. При заключении Соглашения об установлении сервитута с Пользователем, не использующим Участок для осуществления предпринимательской деятельности (обеспечения осуществления этой деятельности), расторжение Соглашения в случаях, предусмотренных в пунктах 4.6 и 9.3 настоящего Соглашения,
Письмо ФГБУ "ФКП Росреестра" от 16.12.2021 N 10-2438-МС/21 "О направлении информации" (вместе с "Ответами на вопросы филиалов ФГБУ "ФКП Росреестра" о применении отдельных положений Федерального закона от 30.04.2021 N 120-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации недвижимости" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 120-ФЗ)")
том числе сведения о его сроке. Частью 7 статьи 10 Закона о регистрации установлено, что сведения о публичном сервитуте исключаются из ЕГРН: - по истечении его срока; - в случае поступления решения органа государственной власти, органа местного самоуправления о прекращении публичного сервитута; - в случае поступления решения суда о прекращении публичного сервитута. Пунктом 83 Порядка N П/0241 предусмотрено, что при исключении объекта реестра границ из ЕГРН в данных о прекращении в том числе указываются сведения о документах-основаниях для исключения сведений об объектах реестра границ либо об обстоятельствах, в связи с наступлением которых прекратил существование публичный сервитут , путем указания слов "в связи с" и соответствующего обстоятельства в соответствующем падеже, например, "в связи с истечением срока, на который установлен публичный сервитут". В соответствии с пунктом 8 статьи 39.43 ЗК РФ публичный сервитут считается установленным со дня внесения сведений о нем в ЕГРН. Согласно подпункту 5 пункта 4 статьи 39.43 ЗК РФ
Постановление Правительства РФ от 11.02.1995 N 132 "О подписании Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Словацкой Республики о сотрудничестве в реализации программы создания авиационного двигателя РД-35 для учебно-тренировочного самолета Як-130"
принимая во внимание, что выбор способа защиты права лежит на лице, которое полагает, что его право нарушено. В данном деле правообладатель земельного участка в обоснование своего искового требования ссылался на то, что собственник линейного объекта осуществил его строительство на участке истца и, фактически пользуясь земельным участком, уклонялся от заключения соглашения, формализующего порядок, способ и время пользования земельным участком, а также устанавливающего обязанность по внесению соответствующей платы в определенном размере. Кроме того, вступившими в законную силу судебными актами предпринимателю отказано в удовлетворении негаторного и виндикационного исков. 6. Если основания, по которым установлен сервитут, отпали, с требованием о прекращении сервитута вправе обратиться в суд как собственник земельного участка, обремененного сервитутом, так и собственник земельного участка, для обеспечения использования которого установлен сервитут. Вступившим в законную силу решением суда установлен сервитут, обременяющий земельный участок, принадлежащий предпринимателю. В последующем общество - собственник участка, для обеспечения использования которого установлен сервитут, предъявило требование о прекращении сервитута.
Решение № А55-24074/20 от 12.10.2021 АС Самарской области
должны быть приведены все условия, на которых суд устанавливает сервитут. В соответствии со ст. 276 Гражданского кодекса Российской Федерации по требованию собственника земельного участка, обремененного сервитутом, сервитут может быть прекращен ввиду отпадения оснований, по которым он был установлен. В случаях, когда земельный участок, принадлежащий гражданину или юридическому лицу, в результате обременения сервитутом не может использоваться в соответствии с целевым назначением участка, собственник вправе требовать по суду прекращения сервитута. Поскольку приведенной нормой предусмотрен судебный порядок прекращения сервитута , указание в судебном акте об установлении сервитута на возможность прекращения сервитута ввиду отпадения оснований, по которым он был установлен, является безосновательным. Согласно статье 52 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация сервитута осуществляется на основании заявления лица, приобретающего право ограниченного пользования чужой вещью, или лица, права которого ограничиваются, в том числе в случае, если сведения о месте и об условиях ограниченного пользования чужим объектом недвижимости установлены судебным
Решение № А55-16742/2016 от 13.04.2018 АС Самарской области
судебного акта должны быть приведены все условия, на которых суд устанавливает сервитут. В соответствии со ст. 276 ГК РФ по требованию собственника земельного участка, обремененного сервитутом, сервитут может быть прекращен ввиду отпадения оснований, по которым он был установлен. В случаях, когда земельный участок, принадлежащий гражданину или юридическому лицу, в результате обременения сервитутом не может использоваться в соответствии с целевым назначением участка, собственник вправе требовать по суду прекращения сервитута. Поскольку приведенной нормой предусмотрен судебный порядок прекращения сервитута , указание в судебном акте об установлении сервитута на возможность прекращения сервитута ввиду отпадения оснований, по которым он был установлен, является безосновательным. Согласно статье 52 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация сервитута осуществляется на основании заявления лица, приобретающего право ограниченного пользования чужой вещью, или лица, права которого ограничиваются, в том числе в случае, если сведения о месте и об условиях ограниченного пользования чужим объектом недвижимости установлены судебным
Решение № А34-2695/11 от 09.11.2011 АС Курганской области
недвижимое имущество, который обременен этим сервитутом, к другому лицу. В случае разделения указанного объекта, обремененного сервитутом, переход прав на объект не производился, следовательно, у Управления отсутствовали основания для государственной регистрации сервитута. Указывает, что нормы Гражданского кодекса Российской Федерации о сервитуте не содержат положений о том, что право сервитута сохраняется при переходе прав для нового собственника объекта (пользователя сервитута). В дополнительном отзыве заинтересованное лицо указывает, что статья 276 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает специальный порядок прекращения сервитута – по требованию собственника служащей вещи. Требование заявителей о признании незаконным бездействие Управления в несовершении действий по переносу записи о сервитуте, при наличии заявления ОАО «Плодоовощторг» о прекращении сервитута, не могут быть удовлетворены, поскольку в ЕГРП внесена запись о прекращении сервитута. В ходе судебного разбирательства от заявителей поступило ходатайство об изменении предмета требований на основании статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просят признать незаконным действие Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и
Определение № 14-156 от 22.08.2006 АС Республики Марий Эл
ответчиками. 3. По смыслу пункта 3 статьи 274 ГК РФ сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка. В тоже время истец указывает, что «установление сервитута является существенным изменением в условиях Договора аренды и без согласования с арендатором земельного участка, осуществляться не может». По этой причине истцу предлагается указать норму права, обязывающую собственника земельного участка уведомлять арендатора о возможном установлении сервитута. 4. Истцу следует учитывать, что основания и порядок прекращения сервитута регулируется статьей 276 ГК РФ и соответствующими нормами Земельного кодекса РФ. При этом заявленное требование о прекращении сервитута рассматривают в качестве самостоятельного способа защиты права собственности земельного участка. Необходимых сведений и доказательств для рассмотрения спора о прекращении сервитута исковое заявление не содержит. Истцом не названы нормы права, позволяющие арендатору предъявлять иск о прекращении сервитута, в заключении соглашения по которому он не участвовал. 5. Пункт 5 части 2 статьи 125 АПК РФ обязывает истца
Постановление № А09-14901/15 от 16.01.2019 Двадцатого арбитражного апелляционного суда
покрытия на части участка и прилегающих территориях в результате своей хозяйственной деятельности; – не допускать заторов и стоянок транспортных средств в границах сервитута; – не нарушать права других землепользователей; – своевременно и в полном объеме вносить ежегодную плату за сервитут. 2.3. Брянская городская администрация, МБДОУ детский сад № 80 «Солнечный» г. Брянска вправе: – осуществлять контроль за соблюдением земельного законодательства на используемой части земельного участка в установленном законом порядке; – требовать в судебном порядке прекращения сервитута земельного участка в случаях: – использования сервитута не в соответствии с его целевым назначением; – если использование сервитута приводит к значительному ухудшению экологической обстановки; – невнесения ежегодной платы за сервитут; – в иных случаях предусмотренных законом. 2.4. Брянская городская администрация, МБДОУ детский сад № 80 «Солнечный» г. Брянска обязаны: – не чинить индивидуальному предпринимателю ФИО1 препятствий в ограниченном пользовании земельным участком, обремененным сервитутом; – предоставить индивидуальному предпринимателю ФИО1 реквизиты для перечисления платы за
Решение № 2-2404 от 14.07.2011 Заволжского районного суда г. Твери (Тверская область)
обременяющим права собственника такого участка и не препятствующим дальнейшему использованию участка по целевому назначению. Различие частного и публичного сервитута состоит в том, что в зависимости от наличия или отсутствия публичного интереса (большой общественной значимости) предусматриваются различные способы обременения права собственности сервитутом. Если частный сервитут является примером частноправовых (гражданских) отношений и устанавливается соглашением сторон, то публичный сервитут устанавливается решением органа власти (административный метод). Различными являются и способы защиты прав собственника обременяемого земельного участка, и порядок прекращения сервитута . Вместе с тем, в обоих случаях установления сервитута фактическим выгодоприобретателем является определенное заинтересованное лицо. Публичный сервитут устанавливается только нормативным правовым актом. Нормативный правовой акт - это вид правового акта, официальный письменный документ, имеющий обязательную силу и рассчитанный на неоднократное применение, принятый управомоченным субъектом нормотворчества, выражающий властные веления, порождающий определенные правовые последствия, создающий юридическое состояние и направленный на регулирование общественных отношений путем установления, изменения или отмены норм права. Публичный сервитут ни при каких
Решение № 2-1142/2013 от 23.01.2014 Добрянского районного суда (Пермский край)
обремененного сервитутом, ввиду отпадения оснований, по которым он был установлен. Поскольку нормативный акт, на основании которого был установлен сервитут на спорный земельный участок, утратил силу, следовательно основания для установления сервитута отпали, при этом в регистрирующий орган поступило заявление собственника земельного участка с кадастровым номером № об исправлении технической ошибки и устранении записи о сервитуте. Суд считает, что Управление обоснованно прекратило государственную регистрацию сервитута в отношении указанного земельного участка. Суд считает, что обязательный судебный порядок прекращения сервитута установлен лишь для случаев, когда земельный участок, принадлежащий гражданину или юридическому лицу, в результате обременения сервитутом не может использоваться в соответствии с целевым назначением участка (п. 1 ст. 276 ГК РФ). При этом в п. 2 ст. 276 ГК РФ, которая предусматривает прекращение сервитута по требованию собственника ввиду отпадения оснований, по которым он был установлен, не содержится указания на обязательный судебный порядок предъявления такого требования. Кроме того, суд считает, что заявителем не доказано
Решение № 2-5502/15 от 28.10.2015 Ленинскогого районного суда г. Ставрополя (Ставропольский край)
имущество подлежат государственной регистрации ограничения (обременения) прав на него, в том числе сервитут. Статьей 276 ГК РФ предусмотрено, что по требованию собственника земельного участка, обремененного сервитутом, сервитут может быть прекращен ввиду отпадения оснований, по которым он был установлен. Также в случаях, когда земельный участок, принадлежащий гражданину или юридическому лицу, в результате обременения сервитутом не может использоваться в соответствии с целевым назначением участка, собственник вправе требовать по суду прекращения сервитута. Комментируемая статья устанавливает специальный порядок прекращения сервитута - по требованию собственника служащей вещи. В любом случае ввиду того, что сервитут регистрируется в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, прекращение сервитута требует отражения в реестре. Вместе с тем, согласно определению судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 09.04.2015г. регистрация сервитута земельного участка признана незаконной. Согласно уведомления <номер обезличен> от 15.06.2015г. Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю проведена государственная регистрация
Решение № 2-2597/18 от 25.04.2018 Балашихинского городского суда (Московская область)
обременяющее права собственника такого участка и не препятствующее дальнейшему использованию участка по целевому назначению. Различие частного и публичного сервитута состоит в том, что в зависимости от наличия или отсутствия публичного интереса (большой общественной значимости) предусматриваются различные способы обременения права собственности сервитутом. Если частный сервитут является примером частноправовых (гражданских) отношений и устанавливается соглашением сторон, то публичный сервитут устанавливается решением органа власти (административный метод). Различными являются и способы защиты прав собственника обременяемого земельного участка, и порядок прекращения сервитута . Вместе с тем в обоих случаях установления сервитута фактическим выгодоприобретателем является определенное заинтересованное лицо. В то же время ограничение права касается неограниченного круга лиц и представляет собой определенный правовой режим использования земельных участков или их частей любым лицом независимо от наличия или отсутствия у него прав на земельный участок. Целью ограничения прав (установления водоохранных зон, защитных полос, охранных зон и т.п.) является охрана объектов, имеющих общественное значение, путем ограничения хозяйственной деятельности. Таким