ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Предвыборная агитация против кандидата - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Постановление Конституционного Суда РФ от 14.11.2005 N 10-П "По делу о проверке конституционности положений пункта 5 статьи 48 и статьи 58 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", пункта 7 статьи 63 и статьи 66 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" в связи с жалобой Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации"
способом (статья 29, часть 4, Конституции Российской Федерации) и, таким образом, находится под абсолютной защитой соответствующей статьи Конституции Российской Федерации. Между тем совершенно очевидно, что такая деятельность - в данном случае гражданина В.Б. Бочкова - является не чем иным, как предвыборной агитацией в ее классическом, традиционном варианте, что подтверждается в том числе нормативно-правовым содержанием понятия " предвыборная агитация". В частности, в действующем законодательстве под предвыборной агитацией понимается не распространение информации, а определенная, обладающая набором специфических признаков деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата , кандидатов, список кандидатов или против него (них) либо против всех кандидатов (против всех списков кандидатов) (пункт 4 статьи 2 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"); при этом пунктом 2 статьи 2 названного Федерального закона право участвовать в предвыборной агитации прямо отнесено к избирательным правам граждан
Постановление Конституционного Суда РФ от 16.06.2006 N 7-П "По делу о проверке конституционности ряда положений статей 48, 51, 52, 54, 58 и 59 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в связи с запросом Государственной Думы Астраханской области"
и на связанные с ними другие права граждан, приобретаемые на основании закона, постольку соблюдение принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает, помимо прочего, запрет вводить такие различия в правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет неравного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях). Различия в условиях и порядке осуществления предвыборной агитационной деятельности (включая финансирование предвыборной агитации) кандидатами , избирательными объединениями, с одной стороны, и гражданами, с другой, законодатель связывает с особенностями способов и форм реализации активного и пассивного избирательного права, с особенностями присущих специальному статусу этих субъектов избирательного процесса правомочий, а также с целями, которые преследуют проводящие предвыборную агитацию кандидаты, избирательные объединения и участвующие в ее проведении граждане: при осуществлении пассивного избирательного права кандидат преследует цель быть избранным в состав соответствующего органа публичной власти, что предполагает необходимые для ведения избирательной
Письмо МВД России от 21.06.2021 N 3/217713910568 "О рассмотрении обращения"
государственной поддержки (если таковая имелась за год, предшествующий дню публикации решения о назначении выборов); д) доля (вклад) Российской Федерации, субъектов Российской Федерации в уставном (складочном) капитале (если таковая имелась (таковой имелся) на день публикации решения о назначении выборов); е) периодичность выпуска периодического печатного издания; ж) указание на то, что организация телерадиовещания, периодическое печатное издание являются специализированными (для специализированных организаций телерадиовещания, периодических печатных изданий). Глава 27. Предвыборная агитация 1. В период избирательной кампании по выборам депутатов Законодательного Собрания предвыборной агитацией признаются: а) призывы голосовать за кандидата , кандидатов, краевой список кандидатов, краевые списки кандидатов либо против него (них); б) выражение предпочтения какому-либо кандидату, избирательному объединению, в частности указание на то, за какого кандидата, за какой краевой список кандидатов, за какое избирательное объединение будет голосовать избиратель (за исключением случая опубликования (обнародования) результатов опроса общественного мнения в соответствии с пунктом 9 главы 25 настоящего Положения); в) описание возможных последствий в случае, если тот
Приказ Минфина России от 05.10.2020 N 226н "О введении документа Международных стандартов финансовой отчетности "Уступки по аренде, связанные с пандемией Covid-19 (Поправка к МСФО (IFRS) 16)" в действие на территории Российской Федерации" (Зарегистрировано в Минюсте России 16.10.2020 N 60425)
(если таковая имелась за год, предшествующий дню публикации решения о назначении выборов); д) доля (вклад) Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в уставном (складочном) капитале (если таковая имелась (таковой имелся) на день публикации решения о назначении выборов); е) периодичность выпуска периодического печатного издания; ж) указание на то, что организация телерадиовещания, периодическое печатное издание являются специализированными (для специализированных организаций телерадиовещания, периодических печатных изданий). Глава 27. Предвыборная агитация 1. В период избирательной кампании по выборам депутатов Законодательного Собрания предвыборной агитацией признаются: а) призывы голосовать за кандидата , кандидатов, единый список кандидатов, единые списки кандидатов либо против него (них); б) выражение предпочтения какому-либо кандидату, избирательному объединению, в частности указание на то, за какого кандидата, за какой единый список кандидатов, за какое избирательное объединение будет голосовать избиратель (за исключением случая опубликования (обнародования) результатов опроса общественного мнения в соответствии с пунктом 9 главы 25 настоящего Положения); в) описание возможных последствий в случае, если тот
Статья 9.
ст. 2253; N 39, ст. 3642; 2003, N 26, ст. 2572; N 27, ст. 2711, 2716; 2004, N 24, ст. 2335; N 33, ст. 3368; N 35, ст. 3607; N 50, ст. 4950; Российская газета, 2005, 2 июля) следующие изменения: 1) в пункте 5 статьи 1 слова "и дополнений" исключить; 2) в статье 2: а) подпункт 4 изложить в следующей редакции: "4) агитация предвыборная ( предвыборная агитация) - деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата , кандидатов, список, списки кандидатов или против него (них);"; б) в подпункте 10 слова ", избирательного блока" исключить; в) подпункт 12 изложить в следующей редакции: "12) ГАС "Выборы" - Государственная автоматизированная система Российской Федерации "Выборы";"; г) дополнить подпунктом 12.1 следующего содержания: "12.1) государственная система регистрации (учета) избирателей, участников референдума - комплекс обеспечивающих гарантии и реализацию избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской
Определение № 03-55/12 от 23.01.2013 Верховного Суда РФ
Губернской Думы пятого созыва не было допущено нарушений пункта 7 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ, которые могли бы лишить избирателей возможности сделать осознанный выбор и отразились бы на их волеизъявлении при реализации активного избирательного права. Судом был проверен и обоснованно отклонен, как не нашедший своего подтверждения, довод заявителей о том, что Рядновым К.В. нарушены требования законодательства о проведении предвыборной агитации, а именно, принцип объективности и достоверности опубликованной и распространенной им информации, в частности, информация, распространенная Рядновым К.В. в отношении кандидата Бобровой Н.А., не соответствовала действительности и являлась порочащей ее репутацию. При этом судом принято во внимание наличие вступившего в законную силу решения Октябрьского районного суда г. Самары по иску Бобровой Н.А. к Ряднову К.В. о защите чести, достоинства и деловой репутации, которым в удовлетворении требований Бобровой Н.А. было отказано. Не нашел подтверждения в судебном заседании и факт использования кандидатом в депутаты Рядновым К.В. преимуществ
Апелляционное определение № 47-АПА19-4 от 05.08.2019 Верховного Суда РФ
конституционного права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти, является Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ). Как следует из подпункта 4 статьи 2 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, агитация предвыборная ( предвыборная агитация) - деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата , кандидатов, список, списки кандидатов или против него (них). Согласно статье 44 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ информационное обеспечение выборов и референдумов включает в себя информирование избирателей, участников референдума, предвыборную агитацию, агитацию по вопросам референдума и способствует осознанному волеизъявлению граждан, гласности выборов и референдумов. Согласно пункту 1 и подпункту «в» пункта 3 статьи 48 Федерального закона от 12 июня 2002 года
Апелляционное определение № 48-АПА19-14 от 05.08.2019 Верховного Суда РФ
конституционного права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти, является Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ). Как следует из подпункта 4 статьи 2 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, агитация предвыборная ( предвыборная агитация) - деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата , кандидатов, список, списки кандидатов или против него (них). Информационное обеспечение выборов и референдумов включает в себя информирование избирателей, участников референдума, предвыборную агитацию, агитацию по вопросам референдума и способствует осознанному волеизъявлению граждан, гласности выборов и референдумов (статья 44 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ). Согласно пункту 1 и подпункту «в» пункта 3 статьи 48 Федерального закона от 12 июня 2002 года №
Апелляционное определение № 9-АПА19-11 от 12.04.2019 Верховного Суда РФ
инстанции основана на правильном применении норм Федерального закона № 67-ФЗ и законодательства об интеллектуальной собственности, соответствует фактическим обстоятельствам и материалам административного дела. На основании подпункта «д» пункта 7 статьи 76 Федерального закона № 67-ФЗ регистрация кандидата может быть отменена судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, в случае несоблюдения кандидатом ограничений, предусмотренных пунктом 1.1 статьи 56 названного закона. Агитация предвыборная ( предвыборная агитация) представляет собой деятельность, осуществляемую в период избирательной кампании и имеющую цель побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата , кандидатов, список, списки кандидатов или против него (них) (пункт 4 статьи 2 поименованного закона). Граждане вправе в допускаемых законом формах и законными методами проводить предвыборную агитацию. Кандидат самостоятельно определяет содержание, формы и методы своей агитации, самостоятельно проводит ее, а также вправе в установленном законодательством порядке привлекать для ее проведения иных лиц (пункт 4 статьи 48 Федерального закона № 67-ФЗ). Ограничения при проведении предвыборной
Решение № А76-6760/12 от 27.06.2012 АС Челябинской области
от других видов и жанров информации (преобладание эмоционального воздействия над смысловым, броскость, лаконизм, подчеркивание доминантного достоинства рекламируемого объекта) и признаваемых в качестве признаков рекламы федеральным законодательством и практикой СМИ, с целью формирования общественного мнения в пользу избирательных объединений, избирательных блоков, кандидатов в депутаты. Согласно ч.2 ст.8 Федерального закона от 10.01.2003 №19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» (далее Закон №19-ФЗ) под предвыборной агитацией в настоящем Федеральном законе понимается деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании по выборам Президента Российской Федерации и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата (кандидатов) либо против кандидата (кандидатов). Производство, размещение политической рекламы и проведение предвыборной агитации урегулированы Федеральным законом от 21.06.1995 №90-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» и Законом №19-ФЗ. Изучив представленные в материалы дела фотоматериалы (л.д.114,118), суд приходит к выводу о том, что распространенная информация содержит признаки политической рекламы и предвыборной агитации, на которую в силу подпункта 1
Решение № А60-11113/12 от 18.06.2012 АС Свердловской области
договору исполнитель, и Избирательным объединением «Региональное отделение Политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ» в Свердловской области, именуемым по договору заказчик, заключен договор предоставления печатной площадки для проведения предвыборной агитации в периодическом печатном издании на платной основе № СР_2 от 19.01.2012г. (далее - договор). Согласно условиям представленного договора исполнитель обязуется при необходимости изготовить и/или предоставить печатную площадь для размещения агитационного материалам заказчика в целях реализации его права на проведение предвыборной агитации в ходе выборов депутатов, а заказчик обязуется оплатить услуги исполнителя за счет средств избирательного фонда кандидата , указанного в титульной части договора. Размещение агитационных материалов производится в согласованные сроки в рамках агитационного периода, установленного действующим законодательством: с 05.02.2012г. до 00.00ч. 03.03.2012 года включительно. Размещение производится в порядке, на условиях и в объемах, указанных в приложении №1 к договору «График размещения агитационных материалов» (раздел 1 договора от 19.01.2012г.). В приложении №1 к договору стороны согласовали порядок, условия, объем и общую стоимость оказанных услуг
Решение № А59-1740/08 от 05.03.2009 АС Сахалинской области
установленном настоящим Федеральным законом, бесплатно (бесплатное эфирное время, бесплатная печатная площадь), за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, либо за плату. Согласно пункту 15 статьи 57 Закона №51-ФЗ предоставление эфирного времени, печатной площади для проведения предвыборной агитации осуществляется в соответствии с договором, заключенным в письменной форме между организацией телерадиовещания, редакцией периодического печатного издания и политической партией, региональным отделением политической партии до предоставления указанных эфирного времени, печатной площади. При заключении договора о предоставлении бесплатного эфирного времени или бесплатной печатной площади политическая партия берет на себя обязательство по погашению задолженности, которая может возникнуть в случаях, предусмотренных статьей 69 настоящего Федерального закона. Статьей 69 Закона №51-ФЗ (пункт 3) установлено, что политическая партия, федеральный список кандидатов которой получил по результатам голосования менее 3 процентов голосов избирателей от общего числа избирателей, принявших участие в голосовании, и не был допущен к распределению депутатских мандатов, политическая партия, регистрация федерального списка кандидатов которой была отменена или
Решение № А59-3920/14 от 17.11.2014 АС Сахалинской области
кандидатам в порядке, предусмотренном настоящей статьей, статьями 52 и 53 настоящего Федерального закона, безвозмездно (бесплатное эфирное время, бесплатная печатная площадь) либо за плату. Бесплатное эфирное время, бесплатная печатная площадь предоставляются также политическим партиям, выдвинувшим зарегистрированных кандидатов, в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом. Пунктом 13 статьи 51 Федерального закона № 19-ФЗ предусмотрено, что предоставление бесплатного или платного эфирного времени, бесплатной или платной печатной площади для проведения предвыборной агитации осуществляется в соответствии с договором, заключенным в письменной форме между организацией телерадиовещания, редакцией периодического печатного издания и кандидатом , политической партией до предоставления указанных эфирного времени, печатной площади. Законами № 67-ФЗ и № 19-ФЗ не установлен порядок и источник компенсации государственным организациям телерадиовещания и редакциям государственных периодических печатных изданий стоимости предоставленных ими бесплатного эфирного времени и бесплатной печатной площади политическим партиям, которые получили по результатам голосования более 3 процентов голосов избирателей от общего числа избирателей, принявших участие в голосовании. В силу изложенной выше
Решение № А59-2020/11 от 23.11.2011 АС Сахалинской области
предприятий, организаций телерадиовещания и редакций государственных и муниципальных периодических печатных изданий, связанные с предоставлением бесплатного эфирного времени и бесплатной печатной площади для проведения предвыборной агитации относятся на результаты деятельности этих организаций и редакций. Федеральным законом № 203 ФЗ от 19 июля 2009 года «О внесении изменений и законодательные акты Российской Федерации о выборах и референдумах в части предоставления эфирного времени и печатной площади для проведения предвыборной агитации» (деятельности, осуществляемой в период избирательной кампании и имеющей целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата , список, списки кандидатов или против него (них)) первое предложение пункта 18 изложено в следующей редакции: Государственные и муниципальные организации, осуществляющие теле- и (или) радиовещание, и редакции государственных и муниципальных периодических печатных изданий обязаны безвозмездно предоставлять комиссиям эфирное время для информирования избирателей, участников референдума в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, иными законами, и печатную площадь для опубликования решений комиссий и размещения иной информации. В соответствии
Апелляционное определение № 33А-2955/18 от 25.10.2018 Верховного Суда Республики Хакасия (Республика Хакасия)
прокуратуры, определенной Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации", порядок внесения представления не нарушен. С указанными выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается, поскольку они законны, обоснованы и соответствуют установленным по делу обстоятельствам. Вопреки доводам административного истца оспариваемое представление избирательные права Коновалова В.О. не нарушило, не создало препятствия в их осуществлении, на него не возложено каких-либо обязанностей, он не привлечен к ответственности. Довод административного истца о том, что представление может быть расценено как незаконная предвыборная агитация против кандидата Коновалова В.О., основан не неверном толковании положений пунктов 1 и 4 ст. 2 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу, что суд, проверив доводы административного истца, пришел к верному выводу об отказе в удовлетворении административных исковых требований. В целом доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении
Постановление № 5-1231/18 от 10.09.2018 Псковского городского суда (Псковская область)
делу об административном правонарушении 10 сентября 2018 года город Псков Судья Псковского городского суда Псковской области Григорьева С.А., рассмотрев дело в отношении Кузьмина Н.А., <данные изъяты>, об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ УСТАНОВИЛ: **.**.2018 Кузьмин Н.А. на своей интернет-странице «Вконтакте» на своем аккаунте «<данные изъяты>» разместил выступление, зафиксированное средствами объективной фиксации, содержащее призывы к гражданам РФ к участию **.**.2018 в единый день голосования в несанкционированном публичном мероприятии с целью предвыборной агитации против кандидатов от политической партии «Единая Россия» в день голосования в связи с происходящими социально-экономическими событиями, в том числе, в связи с рассмотрением Государственной Думой РФ проекта Федерального закона, предусматривающего повышение пенсионного возраста граждан РФ. В связи с данными действиями Кузьмина Н.А. **.**.2018 инспектор ОИАЗ УМВД России по городу Пскову ст. лейтенант полиции Б.А. на имя начальника УМВД России по городу Пскову С.С. оформил рапорт, в котором указал на наличие в действиях Кузьмина Н.А. административного
Постановление № 4А-131/2013 от 27.06.2013 Ярославского областного суда (Ярославская область)
административном правонарушении в отношении Урлашова Е.Р., ... года рождения, зарегистрированного по адресу: ..., замещающего должность мэра ..., установил: Согласно постановлению прокурора г.Ярославля о возбуждении дела об административном правонарушении от 12 октября 2012г. Урлашов Е.Р., являясь высшим должностным лицом органа местного самоуправления, в эфире телеканала ОАО «...» 28 сентября 2012г. в программе «...» в нарушение п.8 ст.48 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» допустил предвыборную агитацию против кандидата в депутаты в муниципалитет ... шестого созыва ФИО1, что означает, что в действиях Урлашова Е.Р. содержится состав административного правонарушения, предусмотренного ст.5.11 КоАП РФ. Постановлением мирового судьи судебного участка №1 Кировского района г.Ярославля от 25 октября 2012г. производство по делу об административном правонарушении в отношении Урлашова Е.Р. прекращено за отсутствием состава административного правонарушения. В надзорном протесте поставлен вопрос об отмене постановления мирового судьи в связи с неправильным применением п.п.1,3,4 ст.45, пдп.«е» п.2, п.8 ст.48
Решение № 12-221/18 от 24.09.2018 Псковского областного суда (Псковская область)
на срок до 15 суток. Как следует из материалов дела, 08 сентября 2018 года Кузьмин Н.А. на своей интернет-странице «Вконтакте» на аккаунте «Николай Кузьмин» разместил видеоролик, содержащий призывы к гражданам, в единый день голосования - 09 сентября 2018 года принять участие в несанкционированном публичном мероприятии в г. Пскове в форме шествия по Октябрьскому проспекту от памятника А.С. Пушкину в Летнем саду до Октябрьской площади, и проведения митинга у памятника княгине Ольге, с целью предвыборной агитации против кандидатов от политической партии «Единая Россия», в связи с происходящими в стране социально-экономическими событиями, в том числе рассмотрением Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации проекта Федерального закона, предусматривающего повышение пенсионного возраста граждан Российской Федерации. В этот же день, 08 сентября 2018 года, в связи с данными действиями Кузьмина Н.А., инспектор отдела ИАЗ УМВД России по городу Пскову Бубнов А.В., направил рапорт на имя начальника УМВД России по городу Пскову, в котором указал на наличие
Решение № 12-292/22 от 25.07.2022 Клинского городского суда (Московская область)
прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» контроль за соблюдением установленного порядка проведения предвыборной агитации и принятие мер по устранению допущенных нарушений осуществляют избирательные комиссии. Протокол по делу об административном правонарушении от /дата/ /номер/ составлен должностным лицом на основании Решения Территориальной избирательной комиссии города Клин от /дата/ /номер/, в которых приводится текст размещенной /дата/ статьи пользователем под именем «И. Сидорова» в социальной сети «Вконтакте» в сети «Интернет», которая признана незаконной предвыборной агитацией против кандидата в депутаты Московской областной Думы Сретинского С.В. Из постановления об отказе в возбуждении уголовного дела от /дата/ следует, что пользователю социальной сети «Вконтакте» с учетной записью «И. Сидорова» присвоен адрес /данные изъяты/. При регистрации учетной записи «И. Сидорова» был указан адрес электронной почты /данные изъяты/, а также телефон /номер/. В ходе проведенной проверки установлено, что абонентский /номер/ находится в пользовании гражданки Сидоровой И. В., /дата/ года рождения, уроженки /адрес/, зарегистрированной по адресу: /адрес/.