ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Определение № А41-699/17 от 22.12.2017 Верховного Суда РФ
публичных интересов. Указанных оснований по результатам изучения судебных актов, принятых по делу, и доводов кассационной жалобы заявителя не установлено. Принимая обжалуемые судебные акты, суды, руководствуясь положениями статей 2, 9, 13, 16, 17, 18, 19, 20, 25 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», Постановлением Совмина СССР от 23.01.1981 № 105 «О приемке в эксплуатацию законченных строительством объектов», строительными нормами и правилами « Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов . Основные положения» (СНиП 3.01.04-87), утвержденными постановлением Госстроя СССР от 21.04.1987 № 84, временным положением по приемке законченных строительством объектов, утвержденным Письмом Госстроя России от 09.07.1993 № БЕ-19-11/13, исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные в дело доказательства, признали законным оспариваемый отказ управления. При этом суды исходили из того, что представленный на государственную регистрацию акт государственной приемочной комиссии о приемке законченного строительством объекта в эксплуатацию от 24.10.1995 № 12-47/836
Определение № А63-944/16 от 16.02.2018 Верховного Суда РФ
руководствуясь положениями статей 65, 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статей 40, 41 Земельного кодекса Российской Федерации, Закона Российской Федерации от 14.07.1992 № 3295-1 «Об основах градостроительства в Российской Федерации», Федерального закона от 17.11.1995 № 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации», постановления Совета Министров СССР от 23.01.1981 № 105 «О приемке в эксплуатацию законченных строительством объектов», СНиП 3.01.04-87 « Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов . Основные положения», утвержденными постановлением Госстроя СССР от 21.04.1987 № 84, исходили из того, что акт рабочей комиссии, не может служить документом, подтверждающим факт создания объекта недвижимости (акт государственной приемочной комиссии согласно приложению № 5 к СНиП 3.01.04-87 не составлялся), разрешительные документы на спорные объекты уполномоченным органом не выдавались, право собственности в установленном порядке не регистрировалось и объект (административно-торговое здание), согласно заключению эксперта, создает угрозу жизни и здоровью граждан. При этом судами
Определение № А27-26521/19 от 11.01.2022 Верховного Суда РФ
считает, что оснований для передачи жалобы Общества на рассмотрение в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации не имеется. Отказывая в иске, суды первой и апелляционной инстанций исследовали и оценили по правилам статей 71 и 86 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, в том числе заключение судебной экспертизы, руководствовались постановлением Совета Министров СССР от 23.01.1981 № 105 «О приемке в эксплуатацию законченных строительством объектов», СНиП 3.01.04-87 « Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов », утвержденным постановлением Госстроя СССР от 21.04.1987, и исходили из следующего: спорный объект был возведен на публичном земельном участке, не предоставленном уполномоченным органом в установленном порядке для строительства объекта недвижимости; Общество в нарушение статьи 65 АПК РФ не представило доказательств, подтверждающих, что данный объект принимался в 1999 году в эксплуатацию как объект недвижимости; кроме того, согласно заключению судебной экспертизы указанный объект в 2009 году был реконструирован. Суд округа согласился с выводами судов
Определение № 307-ЭС22-12537 от 27.10.2022 Верховного Суда РФ
положительном результате предварительных испытаний, который оформляется соответствующим документом (пункт 10.2); сдача объекта генеральным подрядчиком и приемка его заказчиком с согласованием строительного контроля оформляется актом о приемке объекта и вводе объекта в эксплуатацию (пункт 10.7); окончательная приемка объекта по акту об окончательной приемке работ осуществляется после сдачи объекта в эксплуатацию (пункт 10.8); датой окончания генеральным подрядчиком работ является дата получения заказчиком разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (пункт 3.5). Свод правил СП 68.13330.2017. Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов . Основные положения. Актуализированная редакция СНиП 3.01.04-87 (утвержден приказом Минстроя России от 27.07.2017 № 1033/пр) определяет, что приемка в эксплуатацию – выполнение ряда этапов и процедур документального подтверждения готовности законченного строительством объекта к эксплуатации, завершением которых является получение разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (пункт 3.1). При приемке объектов проводится оценка выполнения строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также соответствия построенного,
Постановление № А76-44929/2021 от 07.08.2023 АС Уральского округа
оформлению приемо-сдаточной документации по электромонтажным работам», пункт 2.1 д, унифицированная форма № ОС-15. 2.9.5. Акт о выявленных дефектах оборудования: И.1.13-07 «Инструкция по оформлению приемо-сдаточной документации по электромонтажным работам», пункт 2.1 е, унифицированная форма № ОС-16. 2.9.6. Акт передачи смонтированного оборудования для производства пусконаладочных работ: И. 1.13-07 «Инструкция по оформлению приемо-сдаточной документации по электромонтажным работам», пункт 2.9, форма 6 б. 2.9.7. Акт рабочей комиссии о приемке оборудования после индивидуального испытания: СНиП 3.01.04-87 « Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов . Основные положения», приложение 1; И. 1.13-07 «Инструкция по оформлению приемо-сдаточной документации по электромонтажным работам», пункт 2.3. 2.9.8. Акт рабочей комиссии о приемке оборудования после комплексного опробования: СНиП 3.01.04-87 «Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов. Основные положения», приложение 2. 2.9.9. Акт рабочей комиссии о приемке в эксплуатацию законченного строительством здания, сооружения, помещения: СНиП 3.01.04-87 «Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов. Основные положения», приложение 4. 2.9.10. Протокол измерения сопротивления изоляции: ГОСТ Р 50571.16-99;
Постановление № А69-5129/16 от 26.12.2017 Третьего арбитражного апелляционного суда
назначенной судом определением от 18.04.2017 судебной экспертизы. Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, разрешение на возведение на земельном участке объекта капитального строительства Администрацией не выдавалось и строительство капитального объекта не осуществлялось. Спорный объект не был принят в эксплуатацию актом приемки в эксплуатацию законченного строительства объекта капитального строительства в порядке, предусмотренном Постановлением Совмина СССР от 23.01.1981 N 105 "О приемке в эксплуатацию законченных строительством объектов" и СНиП 3.01.04-87 " Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов . Основные положения. С учетом вышеизложенного, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что спорный объект по своим физическим характеристикам и в силу определения подобных объектов, содержащегося в законодательстве, относится к движимому объекту. Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего. Согласно статье 2 Закона о госрегистрации
Постановление № А51-6714/17 от 17.10.2017 АС Приморского края
на которую не допускается (пункт 2 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации). Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004, регулирующий порядок выдачи разрешений на строительство и ввод объектов капитального строительства в эксплуатацию (статьи 51, 55 Кодекса), на момент создания спорного здания - 1999-2000гг. не действовал. Действовавшие на тот момент постановление Совета Министров СССР от 23.01.1981 №105 "О приемке в эксплуатацию законченных строительством объектов" в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации, и СНиП " Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов . Основные положения" (СНиП 3.01.04-87) предусматривали приемку всех без исключения завершенных строительством объектов государственными приемочными комиссиями (пункт 1 постановления Совета Министров СССР от 23.01.1981 №105, раздел 4 СНиПа 3.01.04-87). В соответствии со статьей 62 Градостроительного кодекса Российской Федерации 1998 года, действовавшего в период создания спорного объекта, требовалось разрешение на строительство - документ, удостоверяющий право собственников, владельца, арендатора или пользователя объекта недвижимости осуществить застройку земельного участка, строительство, реконструкцию здания, строения и сооружения, благоустройство
Постановление № 18АП-6579/08 от 15.10.2008 АС Республики Башкортостан
собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании документов, подтверждающих факт его создания. Пунктом 1 Постановления Совета Министров СССР от 23.01.1981 № 105 «О приемке в эксплуатацию законченных строительством объектов» (далее - Постановление) установлено, что объекты, законченные строительством в соответствии с утвержденным проектом и подготовленные к эксплуатации, предъявляются заказчиком (застройщиком) к приемке государственным приемочным комиссиям. Согласно п.6 Постановления государственные приемочные комиссии принимают в эксплуатацию законченные строительством объекты. В соответствии с п.8 приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов государственными приемочными комиссиями оформляется актами. Пунктом 1.4 Строительных норм и правил СНиП 3.01.04-87 «Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов. Основные положения» (далее - СНиП 3.01.04-87), утвержденных Постановлением Госстроя СССР от 21.04.1987 № 84, предусмотрено, что подготовленные к эксплуатации объекты, законченные строительством, заказчик (застройщик) должен предъявлять к приемке государственным приемочным комиссиям. Согласно п.4.24 СНиП 3.01.04-87 приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов государственными приемочными комиссиями оформляется актами. В соответствии с требованиями п.7.7 СНиП 3.01.04-87
Постановление № А12-31419/20 от 30.11.2021 Двенадцатого арбитражного апелляционного суда
с расторжением договора аренды считает, что правовых оснований для занятия земельного участка у ответчика не имеется. Суд первой инстанции частично согласился с доводами истца. Ссылаясь на положения Градостроительного кодекса Российской Федерации от 07.05.1998 № 73-ФЗ, Федерального закона «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» от 17.11.1995 № 169-ФЗ, Постановления Совета Министров СССР от 23.01.1981 № 105 «О приемке в эксплуатацию законченных строительством объектов» (далее – Постановление от 23.01.1981 № 105), СНиП 3.01.04-87 « Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов . Основные положения», утвержденными Постановлением Госстроя СССР от 21.04.1987 № 84, признав установленными те обстоятельства, что спорное сооружение является недвижимым имуществом, разрешение на строительство объекта не выдавалось, акт о вводе в эксплуатацию по установленной форме не оформлялся, земельный участок для целей строительства не предоставлялся, суд удовлетворил исковые требования об освобождении земельного участка путем сноса названного сооружения. Отказав в удовлетворении иска о признании права отсутствующим, суд указал на ненадлежащий способ защиты нарушенного права.
Решение № 2-227/20 от 30.06.2020 Октябрьского районного суда г. Уфы (Республика Башкортостан)
требованиям ГОСТ, СНиП и СП, обычно предъявляемым требованиям в квартире Ml по адресу: <адрес>А, если не соответствуют, то в чем именно выражается несоответствие?» ОТВЕТ: Отсутствие актов освидетельствования скрытых работ по монтажу оконных конструкций ПВХ признается дефектом согласно СП 13-102-2003 «Правила обследования несущих строительных конструкций /зданий и сооружений», так как не соответствует требованиям норматива СП 48.13330.2011 «Организация строительства. Актуализированная редакция СНиП 12-01-2004», пункты 7.1, 7.3 и в соответствии с нормативом СНиП ДД.ММ.ГГГГ-87 « Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов . Основные положения. Зарегистрирован Госстандартом в качестве СП 68.13330.2011», пункт 3.5. Выявленные расстояния между видимыми дюбелями креплений оконных блоков с размерами до 98,0см при отсутствующем акте освидетельствования скрытых работ по монтажу оконных блоков в <адрес> многоэтажном многоквартирном жилом <адрес>А по <адрес> в <адрес> признаются дефектами согласно СП 13-102-2003 «Правила обследования несущих строительных конструкций зданий и сооружений», так как не соответствуют требованиям стандарта ГОСТ 30971-2012 «Швы монтажные узлов примыкания оконных блоков к стеновым
Решение № 2-803/2021 от 11.05.2021 Демския районного суда г. Уфы (Республика Башкортостан)
и ГВС (холодного и горячего водоснабжения) в санузле как несоответствие требованиям норматива СП 73.13330.2012 «Актуализированная редакция СНиП ДД.ММ.ГГГГ-85 Внутренние санитарно-технические системы зданий», пункты 4.6 и 5.1.2. 4) Отсутствие документов о качестве материалов и изделий, примененных при производстве строительно-монтажных работ, включая инструкции по эксплуатации, как несоответствие требованиям Градостроительного кодекса Российской Федерации, Статья 53 «Строительный контроль», часть 9, норматива СП 48.13330.2011 «Организация строительства. Актуализированная редакция СНиП 12-01-2004», пункты 7.1.3, 7.3, норматива СНиП ДД.ММ.ГГГГ-87 « Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов . Основные положения. Зарегистрирован Госстандартом в качества СП 68.13330.2011», пункт 3.5. Требования стандарта ГОСТ 27751-2014 «Надежность строительных конструкций и оснований. Основные положения", разделы 3 и 5 включены в перечень национальных стандартов согласно Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений".
Определение № 11-3162/13 от 21.03.2013 Челябинского областного суда (Челябинская область)
для строительства временного торгового павильона. В 1998 году действие данного распоряжения продлено на один год. На основании этих документов Кардакову Ю.А.выдано разрешение на выполнение строительно-монтажных работ. Разрешение на строительство не выдавалось. После окончания строительства, распоряжением главы г.Копейска Челябинской области от 12.03.1999 № 944-Р утвержден акт приемочной госкомиссии по приемке в эксплуатацию торгового павильона по ул.****, 2а, р.п.Железнодорожный. Указанный акт утвержден в соответствии с 2 требованиями строительных- норм и правил СНиП 3.01.04-87 « Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов . Основные положения» (утв. Постановлением Госстроя СССР от 21 апреля 1987 № 84). Так п.4.24 СНиП 3.01.04-87 приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов государственными приемочными комиссиями оформляется актами. Согласно п. 1.6 СНиП 3.01.04-87 отдельно стоящие здания и сооружения, встроенные или пристроенные помещения производственного и вспомогательного назначения, сооружения (помещения) гражданской обороны, входящие в состав объекта, при необходимости ввода их в действие в процессе строительства объекта принимаются в эксплуатацию рабочими комиссиями по мере их