ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Признание лица беженцем - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Статья 13. Прием в гражданство Российской Федерации в общем порядке
настоящей статьи, может быть сокращен при наличии хотя бы одного из следующих оснований: а) состояние в прошлом в гражданстве СССР; б) состояние в браке с гражданином Российской Федерации не менее трех лет; в) наличие ребенка, в том числе усыновленного, состоящего в гражданстве Российской Федерации; г) наличие высоких достижений в области науки, техники и культуры; обладание профессией либо квалификацией, представляющими интерес для Российской Федерации; д) предоставление лицу политического убежища на территории Российской Федерации; е) признание лица беженцем в порядке, установленном федеральным законом. Лица, имеющие особые заслуги перед Российской Федерацией, могут быть приняты в гражданство Российской Федерации без соблюдения условий, предусмотренных частью первой настоящей статьи.
Постановление Правительства РФ от 10.11.1997 N 1414 (с изм. от 30.12.2000) "О Федеральной миграционной программе на 1998 - 2000 годы"
мигрантов должно быть обеспечено первоочередное выделение необходимых средств для создания соответствующих условий по адаптации вынужденных переселенцев, а также оказание оптимальной финансовой помощи беженцам. Это предполагает различие в работе с ищущими убежища гражданами бывшего СССР и лицами, не имевшими гражданства СССР. При этом, обязательства государств - бывших республик СССР, включая Россию, перед гражданами бывшего СССР должны строиться на принципах общей (солидарной) ответственности этих государств за создавшуюся ситуацию. Кроме того, прием лиц, ищущих убежища, и признание лица беженцем должны осуществляться в соответствии с интересами безопасности государства и общепринятыми международными нормами. Регулирование потоков вынужденных мигрантов в рамках региональных программ будет производиться с учетом территориального распределения иных категорий мигрантов: лиц, признанных беженцами; семей военнослужащих, высвобождаемых в связи с передислокацией и расформированием воинских частей; населения зон экологических бедствий; переселенцев с Крайнего Севера и ряда других категорий граждан, переселение и обустройство которых осуществляются в рамках федеральных, региональных и отраслевых программ. Внешняя миграция Внешняя миграция представлена
Статья 3. Признание лица беженцем
Статья 3. Признание лица беженцем 1. Признание лица беженцем осуществляется в порядке, определяемом настоящим Федеральным законом. 2. Признание лица беженцем предусматривает: 1) обращение с ходатайством о признании беженцем (далее - ходатайство); 2) предварительное рассмотрение ходатайства; 3) принятие решения о выдаче свидетельства о рассмотрении ходатайства по существу (далее - свидетельство) либо об отказе в рассмотрении ходатайства по существу; 4) выдачу свидетельства либо уведомления об отказе в рассмотрении ходатайства по существу; 5) рассмотрение ходатайства по существу; 6) принятие решения о
Апелляционное определение № 5-АПУ19-63 от 26.08.2019 Верховного Суда РФ
МВД России 19 декабря 2018 года признано законным и обоснованным. Обращение Сапарова М.А. в компетентные органы Российской Федерации после задержания для обеспечения выдачи компетентным органам Республики Беларусь с просьбой о предоставлении статуса беженца, вопреки доводам его апелляционной жалобы, не влекло за собой отложение рассмотрения жалобы на решение о выдаче, поскольку признание судом такого решения законным и обоснованным, не обуславливает в дальнейшем фактическую передачу лица запрашивающему государству до разрешения соответствующего ходатайства либо до окончания процедуры обжалования при наличии отказа в удовлетворении такого ходатайства (статья 14 Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 года, статья 33 Конвенции о статусе беженцев от 28 июля 1951 года, статьи 3 и 13 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года). Согласно ч.1 ст.462 УПК РФ Российская Федерация в соответствии с международным договором или на основе принципа взаимности может выдать иностранному государству иностранного гражданина, находящегося на территории Российской Федерации
Решение № А43-19319/12 от 28.11.2012 АС Нижегородской области
лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и заявляет о желании быть признанным беженцем по обстоятельствам, предусмотренным подпунктом 1 пункта 1 данной статьи, из числа: иностранных граждан, прибывших или желающих прибыть на территорию Российской Федерации; лиц без гражданства, прибывших или желающих прибыть на территорию Российской Федерации; иностранных граждан и (или) лиц без гражданства, пребывающих на территории Российской Федерации на законном основании. В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 3 этого же закона признание лица беженцем осуществляется в порядке, определяемом данным законом. Признание лица беженцем предусматривает: 1) обращение с ходатайством о признании беженцем; 2) предварительное рассмотрение ходатайства; 3) принятие решения о выдаче свидетельства о рассмотрении ходатайства по существу (далее - свидетельство) либо об отказе в рассмотрении ходатайства по существу; 4) выдачу свидетельства либо уведомления об отказе в рассмотрении ходатайства по существу; 5) рассмотрение ходатайства по существу; 6) принятие решения о признании беженцем либо об отказе в признании беженцем; 7)
Решение № А71-2481/17 от 08.08.2017 АС Удмуртской Республики
иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо. Правовой статус беженца в Российской Федерации, экономические, социальные и правовые гарантии защиты прав и законных интересов беженцев определяются Федеральным законом от 19.02.1993 №4528-1 «О беженцах» (далее Закон №4528-1). В соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 1 Закона №4528-1 временное убежище - это возможность иностранного гражданина или лица без гражданства временно пребывать на территории Российской Федерации. Признание лица беженцем предполагает выдачу ему удостоверения беженца согласно п. 2 ст. 3 Закона №4528-1. Согласно п. 3 ст. 12 Закона №4528-1 лицу, получившему временное убежище и прошедшему обязательное медицинское освидетельствование в установленном объеме требований медицинского сертификата, территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, выдается свидетельство установленной формы. Свидетельство является основанием для законного пребывания данного лица на территории Российской Федерации и для регистрации его в установленном
Решение № А82-7847/18 от 28.08.2018 АС Ярославской области
соответствии со статьей 10 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" застрахованными лицами являются лица, имеющие право на медицинскую помощь в соответствии с Федеральным законом «О беженцах» от 19.02.1993г. N 4528-1 (далее – Закон о беженцах, Закон № 45-28-1). Подпунктом 3 пункта 1 статьи 1 Закона о беженцах предусмотрено, что временное убежище - это возможность иностранного гражданина или лица без гражданства временно пребывать на территории Российской Федерации. Признание лица беженцем предполагает выдачу ему удостоверения беженца согласно пункту 2 статьи 3 Закона N 4528-1. Согласно пункту 12 статьи 12 Закона N 4528-1 лицу, получившему временное убежище и прошедшему обязательное медицинское освидетельствование в установленном объеме требований медицинского сертификата, территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, выдается свидетельство установленной формы. Свидетельство является основанием для законного пребывания данного лица на территории Российской Федерации и для регистрации его
Постановление № 16АП-4029/2016 от 07.11.2016 Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда
таможенной декларации». Подача пассажирской таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, подтверждающих заявленные в ней сведения. К таким документам относятся: документы, удостоверяющие личность (в том числе несовершеннолетнего лица); документы, подтверждающие усыновление, опекунство или попечительство несовершеннолетнего лица; документы, подтверждающие стоимость декларируемых товаров для личного пользования; транспортные (перевозочные) документы; документы, подтверждающие право на льготы по уплате таможенных платежей, в том числе подтверждающие временный ввоз (вывоз) физическим лицом товаров для личного пользования, а также подтверждающие признание физического лица беженцем , вынужденным переселенцем либо переселяющимся на постоянное место жительства в порядке, определенном законодательством государств - членов Таможенного союза; документы, подтверждающие соблюдение ограничений, кроме мер нетарифного и технического регулирования; документы, содержащие сведения, позволяющие идентифицировать транспортное средство для личного пользования; документы, подтверждающие право владения, пользования и (или) распоряжения транспортным средством личного пользования; другие документы и сведения, представление которых предусмотрено в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза. При таможенном декларировании товаров для личного пользования, перемещаемых в
Решение № 12-72/2014 от 28.03.2014 Астраханского областного суда (Астраханская область)
Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18 июня 2010 года). Согласно пункту 27 Решения Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 года №311 товары для личного пользования физического лица, прибывающего (переселяющегося) на постоянное место жительства в государство - член Таможенного союза, беженца, вынужденного переселенца могут размещаться на временное хранение на срок до получения документов, подтверждающих его прибытие (переселение) на постоянное место жительства в государство - член Таможенного союза, признание лица беженцем , вынужденным переселенцем. В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 2 вышеуказанного Соглашения под датой прибытия (переселения) физического лица на постоянное место жительства в государство - член Таможенного союза понимается дата выдачи документа, подтверждающего получение статуса беженца, вынужденного переселенца, либо признание лица прибывшим (переселившимся) на постоянное место жительства в государство - член Таможенного союза в соответствии с законодательством этого государства. Исходя из смысла положений вышеуказанных норм, особенностью совершения таможенных операций в отношении
Решение № 2А-1541/2016 от 17.03.2016 Кировского районного суда г. Астрахани (Астраханская область)
в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров. Федеральный закон №4528-1 от 19 февраля 1993г. «О беженцах» определяет основания и порядок признания беженцем на территории Российской Федерации, устанавливает экономические, социальные и правовые гарантии защиты прав и законных интересов беженцев в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации. В силу требований ст. 3 Федерального закона №4528-1 от 19 февраля 1993г. «О беженцах» признание лица беженцем осуществляется в порядке, определяемом настоящим Федеральным законом. Признание лица беженцем предусматривает: 1) обращение с ходатайством о признании беженцем (далее - ходатайство); 2) предварительное рассмотрение ходатайства; 3) принятие решения о выдаче свидетельства о рассмотрении ходатайства по существу (далее - свидетельство) либо об отказе в рассмотрении ходатайства по существу; Решение о выдаче свидетельства или о признании беженцем либо решение об отказе в рассмотрении ходатайства по существу или об отказе в признании беженцем принимается по итогам
Решение № 2А-16787/2017 от 24.08.2017 Первомайского районного суда г. Краснодара (Краснодарский край)
принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений. В силу ч.ч. 1, 2 ст. 3 Федерального закона от 19.02.1993 № 4528-1 «О беженцах» признание лица беженцем осуществляется в порядке, определяемом названным Федеральным законом. Признание лица беженцем предусматривает обращение с ходатайством о признании беженцем; предварительное рассмотрение ходатайства; принятие решения о выдаче свидетельства о рассмотрении ходатайства по существу либо об отказе в рассмотрении ходатайства по существу; выдачу свидетельства либо уведомления об отказе в рассмотрении ходатайства по существу; рассмотрение ходатайства по существу; принятие решения о признании беженцем либо об отказе в признании беженцем; выдачу удостоверения беженца либо уведомления об отказе в признании
Решение № 2А-3227/2022 от 03.08.2022 Кировского районного суда г. Ярославля (Ярославская область)
жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений. Согласно пунктов 1-3 ст.3 ФЗ «О беженцах» признание лица беженцем осуществляется в порядке, определяемом настоящим Федеральным законом. Признание лица беженцем предусматривает: 1) обращение с ходатайством о признании беженцем (далее - ходатайство); 2) предварительное рассмотрение ходатайства; 3) принятие решения о выдаче свидетельства о рассмотрении ходатайства по существу (далее - свидетельство) либо об отказе в рассмотрении ходатайства по существу; 4) выдачу свидетельства либо уведомления об отказе в рассмотрении ходатайства по существу; 5) рассмотрение ходатайства по существу; 6) принятие решения о признании беженцем либо об отказе