ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Признание распоряжения о проведении проверки незаконным - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Определение № 306-ЭС21-26492 от 20.01.2022 Верховного Суда РФ
частью 1, пунктом 2 статьи 14, частью 16 статьи 10, статьей 18 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», признали, что распоряжение от 29.06.2020 № 312 вынесено уполномоченным органом в пределах своей компетенции, действия по проведению проверки осуществлены в рамках государственного пожарного надзора в части исполнения ранее выданного предписания. Оснований для признания незаконным распоряжения о проведении в отношении предпринимателя проверки контроля за исполнением предписания, а также признания незаконными действий по проведению проверки контроля за исполнением предписания судами не установлено. Содержание судебных актов показывает, что юридически значимые обстоятельства дела полно и всесторонне исследованы судами, им дана надлежащая правовая квалификация. Позиция предпринимателя исчерпывающе изучена судами, в том числе в рамках рассмотрения апелляционной и кассационной жалоб. Приведенные заявителем доводы не подтверждают существенных нарушений судами норм материального и (или) процессуального права, а направлены на переоценку доказательств и установленных
Определение № 309-ЭС21-2810 от 08.04.2021 Верховного Суда РФ
в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области (далее – отдел управления) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 22.05.2020 по делу № А60-64095/2019, постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.08.2020 и постановление Арбитражного суда Уральского округа от 08.12.2020 по тому же делу по заявлению акционерного общества «Тандер» (далее – общество) о признании недействительным распоряжения Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области (далее – управление) от 12.04.2019 № 01-01-01-03/10489 о проведении плановой выездной проверки (далее – распоряжение), а также о признании незаконными действий по проведению проверочных мероприятий в отношении общества на основании распоряжения от 12.04.2019 № 01-01-01-03/10489, выразившихся в рассмотрении документов, обследовании территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и т.п., отборе проб, проведении исследований, испытаний, экспертиз. К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена прокуратура Свердловской области, установила: решением
Определение № А05-15074/2011 от 29.12.2011 АС Архангельской области
этом суд оценивает, насколько истребуемая заявителем конкретная обеспечительная мера связана с предметом заявленного требования, соразмерна ему и каким образом она обеспечит фактическую реализацию целей обеспечительных мер, обусловленных основаниями, предусмотренными частью 2 статьи 90 Кодекса. Заявитель указывает, что в случае привлечения общества к административной ответственности за нарушение правил пожарной безопасности по результатам проверки, получения им предписания о выполнении тех или иных работ, заявитель понесет значительные финансовые затраты, возместить которые будет затруднительно в случае признания распоряжения о проведении проверки незаконным . В силу пункта 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов должны содержатся указание на признание оспариваемого акта недействительным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требований заявителя полностью или в части. Согласно пункту 7 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решения суда об оспаривании ненормативных актов
Определение № А51-21017/15 от 06.10.2015 АС Приморского края
оснований в виде соответствующего закону распоряжению и плану проведения проверки, будет грубым нарушением прав лица, в отношении которого проводятся мероприятия по надзору, то есть приведет к причинению значительного ущерба правам заявителя. Заявитель считает, что отказ в приостановлении оспариваемого распоряжения может повлечь совершение должностными лицами отдела надзорной деятельности Фрунзенского района г. Владивостока совершение иных действий, направленных на ущемление прав ИП Быстрицкого P.M., а именно: проведение осмотров, составление актов, выдачу предписаний, которые, в случае признания распоряжения о проведении проверки незаконным , будут также являться незаконными и потребуют дополнительных обращений в суд и судебных разбирательств. Рассмотрев заявленное ходатайство, суд считает его не подлежащим удовлетворению в силу следующего. Согласно части 2 статьи 90 АПК РФ обеспечительные меры допускаются на любой стадии процесса в случае наличия одного из следующих оснований: 1) если непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным исполнение судебного акта, в том числе, если исполнение судебного акта предполагается за пределами Российской Федерации;
Постановление № А44-2841/17 от 25.09.2017 АС Новгородской области
услуг страхования в количестве 6 штук, выписки из протокола заседания Совета директоров об избрании генерального директора общества, положение о филиале общества, приказ о назначении руководителя филиала, информация о реквизитах общества, доверенность руководителя филиала. Вместе с тем сведения и документы, касающиеся страховой деятельности общества, заявителем в Управление Роспотребнадзора не представлены. Ссылаясь на незаконность запроса ответчиком данных документов и, как следствие, проведение проверки управлением данных документов, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании распоряжения о проведении проверки незаконным . Суд первой инстанции, отказал в удовлетворении заявленных требований, при этом правомерно руководствовался следующим. По смыслу статей 65, 198 и 200 АПК РФ обязанность доказывания наличия права и факта его нарушения оспариваемыми актами, решениями, действиями (бездействием) возложена на заявителя, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия (совершения), возлагается на орган или лицо, которые приняли данный
Постановление № 03АП-3535/2015 от 17.08.2015 Третьего арбитражного апелляционного суда
подтверждается, что Самсонов Д.А. использовал номер в предпринимательских целях - Проверка проведена Управлением Роспотребнадзора с грубыми нарушениями, что является достаточным основанием для признания ее результатов незаконными; допущенные нарушения выразились в нарушении сроков проведения проверки и ее проведения в отсутствии распоряжения; нарушения подтверждаются, в том числе правовой позицией Уполномоченного по защите прав предпринимателей. - Выводы суда о том, что направление запроса не является началом проведения проверки, являются необоснованными и не соответствуют фактическим обстоятельствам спора, поскольку запрос от 13.08.2014 содержал требование о предоставлении письменных пояснений по факту жалобы Самсонова Д.А., что соответствуют определению документарной проверки; наличие в законодательстве о защите прав потребителя указания на возможность направления запросов не исключает применение норм, устанавливающих порядок проведения проверок. - Суд первой инстанции не исследовал обстоятельства спора в отношении требования общества о признании незаконным бездействия ответчика, выразившегося в непредоставлении в срок ответа на возражения к акту проверки от 26.09.2014; соответствующие возражения общества в полной мере обладают
Постановление № А73-19539/2021 от 11.08.2022 АС Дальневосточного округа
или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ в соответствии с действующим законодательством. Не согласившись предписанием и актом проверки от 29.11.2021, администрация обратилась с заявлением в порядке главы 24 АПК РФ в арбитражный суд, который, указав, что в материалы дела не представлено заключение управления по результатам обследования МКД от 15.12.2020 и доказательства его направления администрации, а в оспариваемых акте и предписании конкретизирующие сведения о заключении не указаны, а пункт 11 распоряжения управления о проведении проверки содержит сведения о необходимости представить документы, подтверждающие рассмотрение заключения на межведомственной комиссии по признанию МКД аварийным администрацией Вяземского, а не Корфовского района, доводы управления о законности ненормативного акта и технической ошибке в наименовании проверяемого лица, не влекущей отмены результатов проверки, отклонил, и пришел к выводу, что управление не доказало законность и обоснованность вынесенного в адрес администрации акта и предписания от 29.11.2021, требования удовлетворил, признав и акт, и предписание незаконными . Апелляционный суд решение
Решение № 12-161/2012 от 04.06.2012 Центрального районного суда г. Тольятти (Самарская область)
№ от ДД.ММ.ГГГГ юридические лица обязаны обеспечить присутствие руководителей, иных должностных лиц или уполномоченных представителей юридических лиц. <данные изъяты> Вина <данные изъяты> была установлена мировым судьей на основании собранных по делу доказательств, которые добыты в установленном Законом порядке, составлены в соответствие с требованиями Закона, подписанные соответствующим образом и сомнения у суда не вызывают. Доводы представителя <данные изъяты> об отсутствии согласования о проведении внеплановой проверки с прокуратурой, что является нарушением, влекущем за собой признание распоряжения о проведении проверки незаконным , несостоятельны, поскольку в соответствие с п.5 ст. 10 ФЗ № от ДД.ММ.ГГГГ согласование на проведение проверки необходимо при поступлении обращений и заявлений граждан по фактам, предусмотренным подпунктами «а» и «б» п.2, ч.2, при этом обращение гражданина ФИО5 не связано с фактами, указанными в подпунктах «а» и «б» п.2, ч. 2 ст. 10 ФЗ №, обращение ФИО5 связано с нарушением прав потребителей, предусмотренных подпунктом «в» указанного пункта, части и статьи указанного Закона.
Апелляционное определение № 33А-5331/2021 от 20.08.2021 Ярославского областного суда (Ярославская область)
внеплановая проверка прекращаются, если после начала соответствующей проверки выявлена анонимность обращения или заявления, явившихся поводом для ее организации, либо установлены заведомо недостоверные сведения, содержащиеся в обращении или заявлении. Извещение, поступившее в Государственную инспекцию труда из ГАУЗ ЯО <данные изъяты> не является анонимным. Факт обращения работника ФИО4 за медицинской помощью установлен актом № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 23) и не оспаривался представителем ООО «Ярдомстрой». Допущенная в справке медучреждения описка является технической и не влечет признание распоряжения о проведении проверки незаконным . Таким образом, правовые основания для проведения внеплановой проверки у административного ответчика имелись, а оснований для прекращения проверки в соответствии с частью 3.4 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" отсутствовали. В целом доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции и не содержат фактов, которые не
Постановление № 081723 от 19.11.2015 Бабаевского районного суда (Вологодская область)
основанием для освобождения юридического лица от административной ответственности, поскольку вступившими в законную силу постановлениями о привлечении иностранных граждан к административной ответственности за осуществление трудовой деятельности без разрешительных документов установлен факт выполнения названными выше гражданами Республики Узбекистан трудовой деятельности на территории производственной базы, принадлежащей ООО «Лес-транс». Доводы представителей юридического лица о незаконности проверки не могут быть признаны состоятельными, поскольку нарушений процессуальных требований при назначении и проведении проверки судьей не установлено, какого-либо решения о признании распоряжения о проведении проверки незаконным в суд не представлено. При назначении наказания ООО «Лес-транс» судья учитывает характер совершенного им административного правонарушения, отсутствие обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, мнение представителя ТП УФМС России по Вологодской области в Бабаевском районе, не настаивавшей на строгом наказании, отсутствие существенного вреда охраняемым общественным правоотношениям и полагает возможным с учетом требований ч. 3.2 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях назначить юридическому лицу наказание менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией