ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Продажа табачных изделий - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Определение № 303АД177524 от 30.06.2017 Верховного Суда РФ
от 23.02.2013 № 15ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» (далее – Федеральный закон № 15ФЗ), ГОСТа Р 513032013 «Торговля. Термины и определения», суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о наличии в действиях предпринимателя элементов состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 14.53 КоАП РФ. Суды установили, что торговое место предпринимателя, расположенное в универсальном торговом центре, в котором производится розничная продажа табачных изделий , не соответствует определению магазина или павильона, то есть требованиям части 1 статьи 19 Федерального закона от 23.02.2013 № 15ФЗ. Кроме того, в нарушение части 5 этой же статьи закона в месте осуществления предпринимателем розничной торговли отсутствовал перечень продаваемой табачной продукции, то есть не был доведен до сведения покупателей посредством размещения в торговом зале. Суды признали наличие вины предпринимателя в совершении вмененного правонарушения, указав на то, что им не были приняты все зависящие
Определение № 16АП-2097/19 от 26.09.2019 Верховного Суда РФ
случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи. Оценив представленные доказательства, суды пришли к выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 14.3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. При этом суды исходили из того, что установление скидки с цены табачных изделий является способом стимулирования продажи табака, табачной продукции и (или) потребления табака, прямо или косвенно. Доводы общества о недоказанности административным органом того, что продажа табачных изделий ниже максимальной розничной цены стимулирует потребителей на покупку табачных изделий, отклонены судами, поскольку в рассматриваемом случае само по себе совершение действий, направленных на привлечение интереса потребителей к курению и (или покупке) табачной продукции, является стимулированием курения (продажи) табака, табачной продукции или табачных изделий и, следовательно, нарушением требований Федерального закона № 15-ФЗ. Приведенные обществом положения статьи 187.1 Налогового кодекса Российской Федерации о максимальной розничной цене относятся к исчислению акциза по подакцизному товару (табачные изделия)
Определение № 17АП-12502/18 от 09.07.2019 Верховного Суда РФ
актов по материалам истребованного дела не установлено оснований, по которым жалоба может быть передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации. Как усматривается из судебных актов, основанием для выдачи оспоренного предупреждения послужил вывод антимонопольного органа о наличии в действиях общества признаков нарушения статьи 14.8 Федерального закона от 26.07.2016 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), что выразилось в осуществлении недобросовестной конкуренции путем продажи табачных изделий в магазинах, расположенных на расстоянии менее ста метров от учреждений, оказывающих образовательные услуги. По мнению управления, систематическое нарушение обществом требований, установленных пунктом 2 части 7 статьи 19 Федерального закона от 23.02.2013 № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» (далееЗакон № 15-ФЗ), создает преимущество при осуществлении предпринимательской деятельности перед другими организациями, соблюдающими требования указанного закона, в виде возможности увеличения продаж табачных изделий в указанных объектах торговли,
Определение № 309-ЭС19-6492 от 10.07.2019 Верховного Суда РФ
судебных актов по материалам истребованного дела не установлено оснований, по которым жалоба может быть передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации. Как усматривается из судебных актов, основанием для выдачи оспоренного предупреждения послужил вывод антимонопольного органа о наличии в действиях общества признаков нарушения статьи 14.8 Федерального закона от 26.07.2016 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), что выразилось в осуществлении недобросовестной конкуренции путем продажи табачных изделий в магазинах, расположенных на расстоянии менее ста метров от учреждений, оказывающих образовательные услуги. По мнению управления, нарушение обществом требований, установленных пунктом 2 части 7 статьи 19 Федерального закона от 23.02.2013 № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» (далее - Закон № 15-ФЗ), создает преимущество при осуществлении предпринимательской деятельности перед другими организациями, соблюдающими требования указанного закона, в виде возможности увеличения продаж табачных изделий в указанных объектах
Определение № 18АП-12217/18 от 11.07.2019 Верховного Суда РФ
судебных актов по материалам истребованного дела не установлено оснований, по которым жалоба может быть передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации. Как усматривается из судебных актов, основанием для выдачи оспоренного предупреждения послужил вывод управления о наличии в действиях общества признаков нарушения статьи 14.8 Федерального закона от 26.07.2016 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), что выразилось в осуществлении недобросовестной конкуренции путем продажи табачных изделий в магазинах, расположенных на расстоянии менее ста метров от учреждений, оказывающих образовательные услуги. По мнению антимонопольного органа, нарушение требований, установленных пунктом 2 части 7 статьи 19 Федерального закона от 23.02.2013 № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» (далее - Закон № 15-ФЗ), создает обществу преимущество при осуществлении предпринимательской деятельности перед другими организациями, соблюдающими требования указанного закона, в виде возможности увеличения продаж табачных изделий в указанных
Постановление № А45-22728/13 от 03.02.2015 АС Западно-Сибирского округа
поступил. Руководствуясь статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции проверил правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, проанализировал доводы общества и пришел к выводу, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям. Как видно из материалов дела, при проведении осмотра принадлежащих ООО «Розница К-1» помещений управлением установлено, что в магазине «Мария Ра», расположенном по адресу: г. Новосибирск, ул. Горский микрорайон, 64, осуществляется розничная продажа табачных изделий на расстоянии менее 100 метров от границ территории образовательных организаций - негосударственного (частного) образовательного учреждения дополнительного образования и профессиональной подготовки «Квалификация» и частного учреждения дополнительного образования «Магистраль». По результатам рассмотрения материалов проверки руководителем управления вынесено оспариваемое заявителем постановление от 28.11.2013 № 13991823 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 30 000 рублей. Статьей 14.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
Постановление № 17АП-6163/2022-АКУ от 08.07.2022 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда
- МБОУ «СОШ № 28», адрес осуществления образовательной деятельности: г. Ижевск, пер. Широкий, д. 71А, составляет менее чем 100 метров по прямой линии без учета искусственных и естественных преград, а именно 70,7 метров. Таким образом, ИП Ложкиным М.С. нарушены требования пункта 2 части 7 статьи 19 Федерального закона от 23.02.2013 № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» (далее Закон № 15-ФЗ), а именно: допущена розничная продажа табачных изделий на расстоянии менее 100 метров от границ территорий образовательного учреждения. 17.12.2021 управлением в отсутствие заявителя составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.53 КоАП РФ. О времени и месте составления протокола об административном правонарушении заявитель извещен путем направления ему уведомления от 17.11.2021 (л.д. 35) о явке для составления протокола об административном правонарушении; почтовая корреспонденция с идентификатором 80090366119955 возвращена отправителю с указанием причины возврата - истечение срока хранения (что подтверждено общедоступными сведениями
Постановление № А29-9393/2007 от 02.06.2008 АС Волго-Вятского округа
судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Как следует из материалов дела, Управление провело проверку соблюдения требований законодательства Российской Федерации при осуществлении розничной реализации табака и табачных изделий и установило, что в принадлежащем Предпринимателю магазине «Чайка», расположенном по адресу: г. Сыктывкар, ул. Катаева, 16, в нарушение требований пункта 5 статьи 3 Федерального закона от 10.07.2001 № 87-ФЗ «Об ограничении курения табака» производится розничная продажа табачных изделий на расстоянии менее 100 метров от границ территории образовательного учреждения – педагогического колледжа № 2, расположенного по адресу: г. Сыктывкар, ул. Катаева, 14. Результаты проверки зафиксированы в акте от 14.11.2007 № 1036. Усмотрев в действиях Предпринимателя признаки состава административного правонарушения, предусмотренного в статье 14.2 КоАП РФ, Управление составило протокол об административном правонарушении от 14.11.2007 № 1463. Рассмотрев материалы административного дела, заместитель руководителя Управления вынес постановление от 23.11.2007 № 1667 о привлечении Предпринимателя к
Постановление № 13АП-30377/2014 от 10.03.2015 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда
учреждением Петрозаводского городского округа «Лицей № 40», расположенным по адресу: г. Петрозаводск, ул. Белорусская, д.1, кратчайшее расстояние по прямой линии без учета искусственных и естественных преград от МБОУ Петрозаводского городского округа «Лицей № 40» до ближайшей и дальней точек здания, в котором размещается магазин «Бородинский», составляет 81 метр и 150 метров соответственно. Согласно экспертному заключению от 07.04.2014 №301-г принадлежащий Обществу магазин «Бородинский», расположенный по адресу: г. Петрозаводск, ул. Мурманская, 26, в котором осуществляется продажа табачных изделий , находится в 100-метровой зоне от границ здания образовательного учреждения ГАОУ СПО РК «Петрозаводский техникум городского хозяйства», расположенного по адресу: г. Петрозаводск, ул. Мурманская, д.30, кратчайшее расстояние по прямой линии без учета искусственных и естественных преград от ГАОУ СПО РК «Петрозаводский техникум городского хозяйства» до ближайшей точки здания, в котором располагается магазин «Бородинский» (до торца дома, где располагается вход в магазин), составляет 34 метра. В соответствии с экспертным заключением от 07.04.2014 №302-г принадлежащий
Постановление № А21-12021/20 от 07.12.2021 АС Северо-Западного округа
Управление 29.07.2020 поступило обращение гражданина, содержащее жалобу на нарушение законодательства в сфере розничной продажи табачной продукции и табачных изделий в магазине «Продукты» Предпринимателя, расположенном по адресу: Калининград, ул. Черняховского д. 2-4А. В ходе проверки указанного обращения Управлением установлено, что Предпринимателем в нарушение пункта 2 части 7 статьи 19 Федерального закона от 23.02.2013 № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного и последствий потребления табака» (далее – Закон № 15-ФЗ) осуществляется розничная продажа табачных изделий в магазине «Продукты», расположенном по адресу: Калининград, ул. Черняховского д. 2-4 А, на расстоянии менее чем сто метров об образовательного учреждения – автономной некоммерческой организации Калининградской области «Центр испанского языка и культуры» (далее – АНО КО «Центр испанского языка и культуры»), расположенной по адресу: г. Калининград, ул. Черняховского д. 6. Согласно информации, полученной с использованием геоинформационного сервиса с сайта Администрации ГО «Город Калининград», магазин «Продукты» Предпринимателя по указанному находится на расстоянии менее 100
Решение № 2-678 от 28.06.2011 Ревдинского городского суда (Свердловская область)
понуждении к прекращению действий. В обосновании своих требований представитель истца пояснил, что прокуратурой г. Ревды проведена проверка соблюдения законодательства, регулирующего правила продажи табачных изделий, в деятельности индивидуального предпринимателя Федоткина Е.Д., в ходе которой в магазине «Тюмень», расположенном по адресу: г. Рсвда. ул. Павла Зыкина, 16 были выявлены нарушения указанного законодательства. В ходе проверки установлено, что индивидуальным предпринимателем Федоткиным Е.Д. в магазине «Продукты», расположенном по адресу: г. Ревда, ул. Павла Зыкина, 16, производится розничная продажа табачных изделий (сигарет) шестидесяти двух различных наименований. Расстояние от магазина «Тюмень» до границы территории Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 2» г. Ревды составляет не более 60 метров. В соответствии с ч. 5 ст. 3 ФЗ от 10.07.2001 № 87-ФЗ «Об ограничении курения табака», розничная продажа табачных изделий на расстоянии менее чем сто метров от границ территорий образовательных организаций запрещается. МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2» г. Ревды является образовательным учреждением, осуществляющим образовательный процесс,
Решение № 2-25 от 18.01.2012 Мокшанского районного суда (Пензенская область)
законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан", утвержденных ВС РФ 22.07.1993 N 5487-1охрана здоровья граждан - это совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на-, сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья. Согласно п.5 ст. 3 Федерального закона от 10 июля 2001 г. N 87-ФЗ "Об ограничении курения табака" запрещается розничная продажа табачных изделий в организациях здравоохранения, организациях культуры, физкультурно-спортивных организациях и на территориях и в помещениях образовательных организаций, а также на расстоянии менее чем сто метров от границ территорий образовательных организаций. Статья 1 указанного Федерального закона определяет, что табачные изделия - изделия для курения, жевания или нюханья, упакованные в потребительскую тару, в том числе сигареты с фильтром, сигареты без фильтра, папиросы, сигары, сигариллы, табак трубочный, табак курительный, махорка -крупка курительная. В соответствии со ст. 12 Закона
Решение № 2-24 от 18.01.2012 Мокшанского районного суда (Пензенская область)
Российской Федерации об охране здоровья граждан", утвержденных ВС РФ 22.07.1993 N 5487-1охрана здоровья граждан - это совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья. Согласно п. 5 ст. 3 Федерального закона от 10 июля 2001 г. N 87-ФЗ "Об ограничении курения табака" запрещается розничная продажа табачных изделий в организациях здравоохранения, организациях культуры, физкультурно-спортивных организациях и на территориях и в помещениях образовательных организаций, а также на расстоянии менее чем сто метров от границ территорий образовательных организаций. Статья 1 указанного Федерального закона определяет, что табачные изделия - изделия для курения, жевания или нюханья, упакованные в потребительскую тару, в том числе сигареты с фильтром, сигареты без фильтра, папиросы, сигары, сигариллы, табак трубочный, табак курительный, махорка - крупка курительная. В соответствии со ст. 12