ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Проект межевания без проекта планировки - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Статья 6.
11) состав общего имущества в строящемся (создаваемом) в рамках проекта строительства малоэтажном жилом комплексе (перечень объектов с указанием видов их разрешенного использования, перечень технологического и инженерного оборудования, предназначенного для обслуживания этих объектов); 12) сроки строительства, в том числе предполагаемый срок передачи индивидуальных жилых домов участникам долевого строительства, срок завершения строительства (создания) общего имущества в соответствии с утвержденным проектом планировки территории, утвержденным проектом межевания территории и проектной декларацией; 13) банк, в котором участниками строительства должны быть открыты счета эскроу в случае привлечения застройщиком целевого кредита; 14) реквизиты утвержденных проекта планировки территории и проекта межевания территории; 15) документы, указанные в части 5 статьи 3 настоящего Федерального закона; 16) фотографии малоэтажного жилого комплекса, отражающие текущее состояние его строительства (создания); 17) сведения, предусмотренные пунктами 12 и 14 части 2 настоящей статьи; 18) извещение о начале строительства, реконструкции объекта капитального строительства, направленное в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности, если такой объект будет входить в
Статья 46. Особенности подготовки документации по планировке территории применительно к территории поселения, территории городского округа
5. Проекты планировки территории и проекты межевания территории, решение об утверждении которых принимается в соответствии с настоящим Кодексом органами местного самоуправления поселения, городского округа, до их утверждения подлежат обязательному рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях. (в ред. Федеральных законов от 03.07.2016 N 373-ФЗ, от 29.12.2017 N 455-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) 5.1. Общественные обсуждения или публичные слушания по проекту планировки территории и проекту межевания территории не проводятся в случае, предусмотренном частью 12 статьи 43 настоящего Кодекса, а также в случае, если проект планировки территории и проект межевания территории подготовлены в отношении: (в ред. Федеральных законов от 29.12.2017 N 455-ФЗ, от 02.08.2019 N 283-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) 1) территории, в границах которой в соответствии с правилами землепользования и застройки предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории; (п. 1 в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 373-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) 2) территории в
Статья 43. Проект межевания территории
лесных участков); (п. 4 введен Федеральным законом от 03.08.2018 N 342-ФЗ) 5) сведения о границах территории, в отношении которой утвержден проект межевания, содержащие перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости. Координаты характерных точек границ территории, в отношении которой утвержден проект межевания, определяются в соответствии с требованиями к точности определения координат характерных точек границ, установленных в соответствии с настоящим Кодексом для территориальных зон. (п. 5 введен Федеральным законом от 03.08.2018 N 342-ФЗ) 6. На чертежах межевания территории отображаются: 1) границы планируемых (в случае, если подготовка проекта межевания территории осуществляется в составе проекта планировки территории) и существующих элементов планировочной структуры; 2) красные линии, утвержденные в составе проекта планировки территории, или красные линии, утверждаемые, изменяемые проектом межевания территории в соответствии с пунктом 2 части 2 настоящей статьи; 3) линии отступа от красных линий в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений; 4)
Апелляционное определение № 78-АПА19-7 от 15.05.2019 Верховного Суда РФ
слушаний. Заключение о результатах публичных слушаний утверждено заместителем главы администрации Выборгского района Санкт-Петербурга 18 декабря 2006 г.; из заключения усматривается, что публичные слушания признаны состоявшимися. Подготовленный проект планировки территории и проект межевания территории на основании распоряжения Комитета по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга направлен на утверждение Правительству Санкт-Петербурга 8 января 2007 г. Доводы апелляционной жалобы о том, что оспариваемый проект планировки с проектом межевания территории не мог быть принят на основании Временного регламента застройки, утвержденного Распоряжением № 542, ввиду обсуждения его проекта (Временного регламента застройки) на публичных слушаниях одновременно с проектом планировки территории, Судебная коллегия отклоняет как несостоятельные, поскольку, как правильно указал в решении суд первой инстанции, действовавшее в период принятия оспариваемого постановления законодательство не запрещало проведение публичных слушаний в указанном порядке; данное обстоятельство не свидетельствует о существенном нарушении процедуры принятия нормативного правового акта, влекущем его безусловную отмену. Довод административных истцов, полагающих, что проект планировки с проектом межевания территории в
Кассационное определение № 48-КАД22-11 от 01.06.2022 Верховного Суда РФ
зон и (или) установленных схемами территориального планирования муниципальных районов, генеральными планами поселений, городских округов функциональных зон, территории, в отношении которой предусматривается осуществление комплексного развития территории (часть 1 статьи 41 ГрК РФ). В данном случае судом установлено и административным истцом не оспаривается, что проект планировки и межевания территории не противоречит генеральному плану и принят на его основе. Проект планировки и межевания территории отвечает требованиям, предъявляемым к содержанию документов территориального планирования, указанным в статьях 41, 42 и 43 ГрК РФ. Так, согласно подпункту «а» пункта 1 части 3 статьи 42 ГрК РФ основная часть проекта планировки территории включает в том числе чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются красные линии. В свою очередь, основная часть проекта межевания территории состоит из текстовой части и чертежей межевания (часть 4 статьи 43 ГрК РФ). Текстовая часть включает, в частности, перечень и сведения о площади образуемых земельных участков, которые будут отнесены к территориям общего пользования
Определение № А60-20043/17 от 20.08.2018 Верховного Суда РФ
применению. Проектирование красных линий в соответствии со статьей 42 Градостроительного кодекса в редакции, действовавшей в момент принятия оспариваемого постановления Администрации города Екатеринбурга №1046 от 20.03.2012,предусматривается исключительно в составе проекта планировки территории и согласно статьи 43 Градостроительного кодекса, на чертежах проекта межевания территории отображаются красные линии, утвержденные в составе проекта планировки территории. Проект планировки территории, утвердивший красную линию, отображенную на чертеже проекта межевания в Постановлении №1046,отсутсвует. Соответственно, отсутствуют правовые основания появления красной линии на чертежах в приложении к Постановлению №1046. Суды сделали необоснованный вывод о том, что в рассматриваемом случае подготовка проекта межевания территории возможна была без подготовки проекта планировки территории. Сведения кадастрового учета и публичной кадастровой карты подтверждают отсутствие «красной линии» на спорном участке. По мнению заявителя, отсутствуют правовые основания для отказа в продаже спорного земельного участка без проведения торгов. Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационной жалобы судья Верховного Суда
Определение № 17АП-1831/18 от 18.03.2019 Верховного Суда РФ
чертежах планировки территории отображаются: красные линии; линии, обозначающие дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктур, проходы к водным объектам общего пользования и их береговым полосам; границы зон планируемого размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, иных объектов капитального строительства; границы зон планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения. В соответствии с частью 5 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации проект межевания территории включает в себя чертежи межевания территории, на которых отображаются: красные линии, утвержденные в составе проекта планировки территории; линии отступа от красных линий в целях определения места допустимого размещения зданий, строений, сооружений; границы застроенных земельных участков, в том числе границы земельных участков, на которых расположены линейные объекты; границы формируемых земельных участков, планируемых для предоставления физическим и юридическим лицам для строительства; границы земельных участков, предназначенных для размещения объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения; границы территорий объектов культурного наследия; границы зон с
Постановление № А60-54587/17 от 11.09.2018 АС Уральского округа
территории, расположенной в границах одного или нескольких смежных элементов планировочной структуры, границах определенной правилами землепользования и застройки территориальной зоны и (или) границах установленной схемой территориального планирования муниципального района, генеральным планом поселения, городского округа функциональной зоны. Подготовка проекта межевания территории осуществляется для определения местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков (часть 2 статьи 43 ГрК РФ). Проект межевания территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по обоснованию этого проекта. Основная часть проекта межевания территории включает в себя текстовую часть и чертежи межевания территории. Согласно части 5 статьи 46 ГрК РФ проекты планировки территории и проекты межевания территории, решение об утверждении которых принимается в соответствии с данным Кодексом, до их утверждения подлежат обязательному рассмотрению на публичных слушаниях. В целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства публичные слушания по проекту планировки территории и проекту межевания территории проводятся
Постановление № А21-10444/15 от 28.09.2017 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда
Московский проспект, соединяющий ул.Зарайскую, набережную Ген. Трибуца, наб. Генерала Карбышева. На основании данного Проекта планировки Постановлением Правительства Калининградской области от 30.12.2014г. № 929 утвержден Проект межевания территории Московского и Ленинградского районов г. Калининграда. Данным правовым актом в границах территории, подлежащей межеванию, образованы инфраструктуры. В том числе образован земельный участок № 138 общей площадью 105 076 кв.м, включающий арендуемый Обществом земельный участок. Указанные Проект планировки и Проект межевания опубликованы в порядке, установленном статьей 45 Градостроительного кодекса РФ. Доводы Заявителя о несоответствии опубликованных чертежей Проекта планировки чертежам, утвержденным Распоряжением № 1735-р. не подтверждены какими-либо доказательствами. В соответствии с п.2З Федерального конституционного закона от 17.12.1997г. № 2-ФКЗ «О Правительстве РФ» официальным является текст распоряжения Правительства РФ, впервые опубликованный в одном из официальных изданий Российской Федерации. В силу пунктов 2,З Указа Президента РФ от 23.05.1996 № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативных правовых актов
Решение № 2А-1294/19 от 12.09.2019 Томского районного суда (Томская область)
целевые взносы израсходованы безрезультативно. На сегодняшний день члены кооператива не могут точно установить границы своих земельных участков, что нарушает права членов кооператива, как собственников земельных участков. Довод административного истца о том, что отказ утвердить проект межевания, нарушает права административного истца на строительство газопровода исключается из административного иска, так как кооператив не планирует такого строительства. Отказ администрации МО «Воронинское сельское поселение» содержит два основания: первое основание отказа - ЖСК ИЗ МК «ФИО6» подготовила проект межевания без проекта планировки территории. Второе основание - проект межевания территории может быть выполнен в отношении всего элемента планировочной структуры. В судебном заседании у административного ответчика возникли новые основания: проект межевания выполняется ЖСК, который по закону не вправе его выполнять (не уполномочен); в администрацию «Воронинского сельского поселения» поступило заявление иного лица - СНТ «ФИО6» об утверждении проекта планировки и проекта межевания территории, в которую включена территория административного истца. Не получено согласие собственников (ФИО5 и ПК ТОС
Определение № 2А-234/19 от 21.03.2019 Чебаркульского городского суда (Челябинская область)
с Генпланом для размещения объекта капитального строительства, путем существующей дороги по <адрес>, и часть земельного участка истца отнесена к землям общего пользования. В границах проекта межевания с шифром <данные изъяты> планируется размещение линейного объекта – Наружное газоснабжение жилых домов в границах улиц: Октябрьская<адрес> При этом проект планировки с проектом межевания территории для размещения вышеуказанного линейного объекта был рассмотрен на публичных слушаниях и утвержден Постановлением администрации Чебаркульского городского округа № от 05 августа 2016 года. Для строительства газопровода был сформирован и поставлен на государственный кадастровый учет земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>. Соответственно, п.5 ст.41 ГрК РФ о возможности подготовки проекта межевания без проекта планировки , в данном случае применима быть не может. В соответствии с п.6 ст.41 ГрК РФ проект планировки является основой для подготовки проекта межевания. В данном случае проект планировки не разрабатывался в связи с отсутствием финансовых возможностей. В представленном проекте межевания не нанесены существующие красные линии,
Решение № 2А-694/18 от 16.10.2018 Чебаркульского городского суда (Челябинская область)
в соответствии с Генпланом для размещения объекта капитального строительства, путем существующей дороги по <адрес>, и часть земельного участка истца отнесена к землям общего пользования. В границах проекта межевания с шифром <данные изъяты> планируется размещение линейного объекта – Наружное газоснабжение жилых домов в границах улиц: <адрес>. При этом проект планировки с проектом межевания территории для размещения вышеуказанного линейного объекта был рассмотрен на публичных слушаниях и утвержден Постановлением Администрации Чебаркульского городского округа № от ДД.ММ.ГГГГ. Для строительства газопровода был сформирован и поставлен на государственный кадастровый учет земельный участок с кадастровым номером №. Соответственно, п.5 ст.41 ГрК РФ, о возможности подготовки проекта межевания без проекта планировки , в данном случае применима быть не может. В соответствии с п.6 ст.41 ГрК РФ, проект планировки является основой для подготовки проекта межевания. В данном случае проект планировки не разрабатывался в связи с отсутствием финансовых возможностей. В представленном проекте межевания не нанесены существующие красные линии, установлены планируемые;
Решение № 3А-32/2022 от 11.03.2022 Ленинградского областного суда (Ленинградская область)
планировочной структуры в границах арендуемого земельного участка. В Проекте межевания отображены земельные участки, которые не указаны в Проекте планировки. В результате принятия оспариваемых распоряжений произошло фактическое изъятие земельных участков, находящихся в пользование административных истцов. В письменных возражениях административного ответчика комитета градостроительной политики Ленинградской области указано, что проекта планировки территории ДНТСН «Приморский» не существует. Проект планировки утвержден применительно к территории района Липово в г.Сосновый Бор. Проект межевания разрабатывался в части территории района Липово г.Сосновый Бор как отдельного элемента планировочной структуры, который был утвержден в составе Проекта планировки . Земельный участок с кадастровым номером № не вошел в утверждаемую часть Проекта межевания. Красные линии, установленные Проектом планировки, Проектом межевания не изменились. Проект межевания территории может быть разработан и утвержден на часть территории, в отношении которой утвержден проект планировки территории. В отношение территории района Липово в г.Сосновый Бор комплексные кадастровые работы не производились. Уточнение местоположения границ земельного участка не производилось. Истец не представил
Решение № 92О0000-01-2021-000082-83 от 27.05.2022 Севастопольского городского суда (город Севастополь)
документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов (часть 1). Видами документации по планировке территории являются: 1) проект планировки территории; 2) проект межевания территории (часть 4 статьи 41 ГрК РФ). Проект планировки территории является основой для подготовки проекта межевания территории, за исключением случаев, предусмотренных частью 5 настоящей статьи. Подготовка проекта межевания территории осуществляется в составе проекта планировки территории или в виде отдельного документа (часть 6 статьи 41 ГрК РФ). Исходя из положений частей 1 и 2 статьи 42 ГрК РФ подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории. Проект планировки территории состоит из основной части, которая подлежит