если в соответствии с федеральным законом образование земельных участков должно осуществляться с учетом проекта межевания территории, проекта межевания земельного участка или земельных участков или иного предусмотренного федеральным законом документа, местоположение границ данных земельных участков определяется с учетом такого документа. Согласно статье 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов: 1) проектмежеваниятерритории , утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее - ГрК РФ); 2) проектная документация о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков; 3) утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 ЗК РФ. КонсультантПлюс: примечание. Федеральным законом от 03.07.2016 N 373-ФЗ статья 43 изложена в новой редакции. В соответствии с частью 2 статьи 43 ГрК РФ проект межевания
существующих земельных участков; 2) границы зон с особыми условиями использования территорий; 3) местоположение существующих объектов капитального строительства. В этой связи обращаем внимание, что согласно части 3 статьи 43 ГрК РФ материалы по обоснованию не относятся к утверждаемой части проекта межевания территории, не содержат сведения о подлежащих образованию земельных участках (части 4 - 6 статьи 43 ГрК РФ), в то время как Законом N 221-ФЗ установлено единственное требование к проекту межевания территории, согласно которому проектмежеваниятерритории должен быть утвержден в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке. Таким образом, несоответствие, по мнению исполнителя комплексных кадастровых работ, проекта межевания территории пунктам 1 - 3 части 7 статьи 43 ГрК РФ не является основанием неприменения такого проекта межевания территории при выполнении комплексных кадастровых работ и образования в соответствии с ним новых земельных участков, в том числе с учетом того, что, как представляется на момент выполнения комплексных кадастровых работ решение об утверждении проекта
на основании схемы расположения земельного участка не допускается. Частью 6.1 статьи 38 Закона о кадастре предусмотрено, что в случае образования земельного участка в соответствии с утвержденными схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, проектом межевания территории, проектной документацией о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков обязательным приложением к межевому плану является данная схема, этот проект или эта проектная документация, за исключением случая, если проектмежеваниятерритории уже представлялся в орган кадастрового учета. Согласно пункту 22 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 24.11.2008 N 412 в случаях, предусмотренных федеральными законами, для подготовки межевого плана используются: 1) документы градостроительного зонирования (правила землепользования и застройки); 2) нормативные правовые акты, устанавливающие предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков; 3) документация по планировке территории (проекты межевания территорий); 4) документы, определяющие (определявшие) в соответствии с законодательством Российской Федерации местоположение границ земельного
Статья 43. Проектмежеваниятерритории (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 373-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) КонсультантПлюс: примечание. Проекты межевания территории, утвержденные до 01.01.2017, применяются без приведения их состава и содержания в соответствие с положениями ГрК РФ в редакции Федерального закона от 02.08.2019 N 283-ФЗ, если иное не предусмотрено указанным Законом. 1. Подготовка проекта межевания территории осуществляется применительно к территории, расположенной в границах одного или нескольких смежных элементов планировочной структуры, границах определенной правилами землепользования и застройки
которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в частной собственности», утвержденным постановлением администрация городского округа Самара от 13.04.2017 № 268, пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований Общества. Суды исходили из следующего: для осуществления перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, необходимо установить наличие одновременно трех условий: в результате перераспределения границы земельных участков должны приводиться в соответствие с утвержденным проектоммежеваниятерритории ; целью перераспределения должно служить исключение вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы; размер увеличившегося земельного участка не должен превышать установленные пределы; наличие проекта межевания территории, предусматривающего перераспределение спорных земельных участков, само по себе не может выступать единственным основанием для перераспределения в отсутствие условий, предусмотренных подпунктом 2 пункта 1 статьи 39.28 ЗК РФ; Общество не представило надлежащих доказательств, подтверждающий существование вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы у земельного участка, принадлежащего ему на праве собственности, с целью
квартала 35 пр. Тореза (красные линии, линии связи, объекты инженерной инфраструктуры) согласно приложению № 1; чертеж планировки территории квартала 35 пр. Тореза (линии, обозначающие дороги, улицы, проезды; границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства) согласно приложению № 2; - положение о размещении объектов капитального строительства, характеристиках планируемого развития территории и характеристиках развития систем социального, транспортного обслуживания и инженерно- технического обеспечения, необходимых для развития территории квартала 35 пр. Тореза, согласно приложению № 3; - проектмежеваниятерритории квартала 35 пр. Тореза в составе чертежа межевания территории квартала 35 пр. Тореза (красные линии, границы зон с особыми условиями использования территории) согласно приложению № 4; чертежа межевания территории квартала 35 пр. Тореза (границы земельных участков) согласно приложению № 5. Александрова Н.К., Еграшин А.Н., Лаврентьев Н.В., Малышева Е.Г., Сапожникова М.В., Цветкова ВВ., Якушенко М.С. обратились в Санкт- Петербургский городской суд с административным исковым заявлением о признании Постановления № 1602 не действующим с 10
области от 23 июня 2020 г. № 996. Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Калининой Л.А., объяснения представителя администрации Сосновского муниципального района Челябинской области ФИО2, поддержавшей доводы кассационной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Власовой Т.А., полагавшей, что кассационное определение подлежит отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила: постановлением администрации Сосновского муниципального района Челябинской области от 23 июня 2020 г. № 996 утвержден проект планировки территории и проектмежеваниятерритории функциональной зоны 222 в с. Долгодеревенское Сосновского муниципального района Челябинской области (далее также - проект планировки и межевания территории). Названным нормативным правовым актом предусмотрено образование земельного участка площадью 0,2045 га с видом разрешенного использования «общественное управление» путем перераспределения и изъятия земельных участков с кадастровыми номерами <...>, <...>, находящихся в частной собственности, и земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. ФИО1, являясь собственником названных земельных участков, обратилась в Сосновский районный суд Челябинской области с
являющегося составной частью проекта детальной планировки центральной части г. Свердловска, утвержденного решением Исполкома Свердловского городского Совета депутатов трудящихся N 232 от 28.05.1975 (далее - ПДП). При указанных обстоятельствах суды пришли к верному выводу о том, что оспариваемый отказ в предоставлении обществу спорного участка с кадастровым номером 66:41:0601024:23 на праве собственности соответствует пункту 19 статьи 39.16 и пункту 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации. Отклоняя довод общества "Вавилон" о том, что оспариваемый им проектмежеваниятерритории не мог служить основанием для отказа в предоставлении земельного участка в собственность, поскольку не основан на проекте планировки территории, суды исходили из того, что в силу части 5 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации применительно к территории, в границах которой не предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, а также не планируется размещение линейных объектов, допускается подготовка проекта межевания территории без подготовки проекта планировки территории в целях, предусмотренных частью 2 статьи
квартала 22:63:050243, 22:63:050248, ограниченного пр. Красноармейским, ул. Короленко, пр. Социалистический и ул. Пушкина (шифр: 45/08- 22:63:050243-ПМ), утвержденного постановлением администрации г. Барнаула от 16.11.2009 № 5144 (л.д. 20-25), усматривается несоответствие их расположения. Согласно частям 1 и 9 статьи 42 Градостроительного кодекса РФ подготовка проекта планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления параметров планируемого развития элементов планировочной структуры, зон планируемого размещения объектов капитального строительства и является основой для разработки проектов межевания территорий. Подготовка проектов межевания территорий, целью разработки которых является определение местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков, осуществляется применительно к застроенным и подлежащим застройке территориям, расположенным в границах элементов планировочной структуры, как в составе проектов планировки территорий, так и в виде отдельного документа (части 1 - 3 статьи 43 названного кодекса). При этом проект межевания территории включает в себя чертежи межевания территории, на которых отображаются, в том числе, красные линии, утвержденные в составе проекта планировки территории; границы земельных участков,
земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы при условии, что площадь земельных участков, находящихся в частной собственности, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков. Как правомерно указал суд первой инстанции, перераспределение указанных земель и (или) земельных участков возможно при наличии в совокупности следующих условий: в результате перераспределения границы земельных участков должны приводиться в соответствие с утвержденным проектом межевания территории; целью перераспределения должно служить исключение вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы; размер увеличившегося земельного участка не должен превышать установленные пределы. При этом суд указал, что анализ вышеперечисленных положений земельного законодательства свидетельствует об обязанности Администрации перераспределить земельный участок с кадастровым номером 35:24:0303006:514 и земли, государственная собственность на которые не разграничена, только в целях приведения границ этих земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории. Из материалов дела видно, что проект межевания территории в данном случае
по планировке территории может осуществляться разработка проектов планировки территории, проектов межевания территории и градостроительных планов земельных участков. Таким образом, проект планировки территории и проект межевания территории являются документами по планировке территории. Согласно частям 1 и 9 статьи 42 Градостроительного кодекса РФ подготовка проекта планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления параметров планируемого развития элементов планировочной структуры, зон планируемого размещения объектов капитального строительства и является основой для разработки проектов межевания территорий. Подготовка проектов межевания территорий, целью разработки которых является определение местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков, осуществляется применительно к застроенным и подлежащим застройке территориям, расположенным в границах элементов планировочной структуры, как в составе проектов планировки территорий, так и в виде отдельного документа (части 1 - 3 статьи 43 названного кодекса). При этом проект межевания территории включает в себя чертежи межевания территории, на которых отображаются, в том числе, красные линии, утвержденные в составе проекта планировки территории; границы земельных участков,
публичной собственности и земельного участка находящегося в частной собственности указаны в пунктах 1,2 статьи 39.28 ЗК РФ. Основания для отказа в заключении соглашения в пункте 9 статьи 39.28 ЗК РФ. Обращение общества с заявлением о перераспределении земельного участка с кадастровым номером 16:50:110314:18 не было связано с перечисленными в пункте 1 статьи 39.28 ЗК РФ случаями и при отсутствии одновременно трех условий: в результате перераспределения границы земельных участков должны приводиться в соответствие с утвержденным проектом межевания территории; целью перераспределения должно служить исключение вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы; размер увеличившегося земельного участка не должен превышать установленные пределы. Поскольку цель обращения общества за предоставлением испрашиваемого в порядке перераспределения земельного участка связана исключительно с фактом нахождения на нем объекта незавершенного строительства, оснований для признания решения уполномоченного органа оформленного письмом от 16.03.2021 не имелось. Разрешая спор, судебные инстанции не учли общих положений статьи 222 ГК РФ из которых следует, что строительство объекта недвижимости на земельном
статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Федерального закона от 3 июля 2016 года № 373-ФЗ, подлежащей применению в силу пункта 4 статьи 9 того же Федерального закона, далее – в подлежащей применению редакции) подготовка проекта планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления параметров планируемого развития элементов планировочной структуры, зон планируемого размещения объектов капитального строительства и является основой для разработки проектов межевания территорий. Подготовка проектов межевания территорий, целью разработки которых является определение местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков, осуществляется применительно к застроенным и подлежащим застройке территориям, расположенным в границах элементов планировочной структуры, как в составе проектов планировки территорий, так и в виде отдельного документа (части 1 - 3 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации в подлежащей применению редакции). Частями 1 и 19 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что решения о подготовке документации по планировке территории принимаются уполномоченными федеральными
градостроительной деятельности и обеспечение свободы такого участия. Проект планировки территории и проект межевания территории являются документами по планировке территории (часть 5 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации). Согласно частям 1 и 9 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) подготовка проекта планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления параметров планируемого развития элементов планировочной структуры, зон планируемого размещения объектов капитального строительства и является основой для разработки проектов межевания территорий. Подготовка проектов межевания территорий, целью разработки которых является определение местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков, осуществляется применительно к застроенным и подлежащим застройке территориям, расположенным в границах элементов планировочной структуры, как в составе проектов планировки территорий, так и в виде отдельного документа (части 1 - 3 статьи 43 Кодекса). Оценив представленные суду доказательства в соответствии с требованиями ст.84КАС РФ, суд приходит к выводу, что заявленные ФИО2 требования о признании отказа департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город
к принадлежащему ему, истцу, земельному участку с кадастровым номером № и пожарному водоему, оказался перекрытым проезд и проход к этому земельному участку. Указанным проездом и водоемом собственники земельного участка с кадастровым номером № пользовались на протяжении нескольких лет. Кроме того истец указал на то, что для принятия решения о перераспределении земель и земельного участка отсутствует наличие одновременно трех условий, а именно: в результате перераспределения границы земельных участков должны приводиться в соответствие с утвержденным проектом межевания территории, целью перераспределения должно служить исключение вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы, а также размер увеличившегося земельного участка не должен превышать установленные пределы. Истец также полагает, что ответчиками нарушены требования земельного законодательства о рациональном использовании земель, т.к. после оспариваемого перераспределения остался участок площадью около 140 кв.м., из которого невозможно сформировать самостоятельный земельный участок, а до перераспределения имелась возможность формирования самостоятельного земельного участка (т.1 л.д. 3-9, 155-156). Позже истец произвел замену одного из вышеуказанных ответчиков, ФГБУ «Федеральная
11.9 ЗК РФ (л. д. № Из представленной административным истцом схемы расположения испрашиваемого земельного участка, а также акта осмотра территории от ДД.ММ.ГГГГ. усматривается, что утверждение данной схемы расположения земельного участка приведет к образованию земельного участка, с нерациональным использованием земель неразграниченной государственной собственности, из которых формируется участок к перераспределению (л. д. № Так, осуществления перераспределения земельных участков необходима совокупность условий, а именно: в результате перераспределения границы земельных участков должны приводиться в соответствие с утвержденным проектом межевания территории; целью перераспределения должно служить исключение вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы; размер увеличивающегося земельного участка не должен превышать установленные пределы. Тогда как образование земельного участка площадью <данные изъяты> путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> и граничащего с ним земельного участка, государственная собственность - на который не разграничена, площадью <данные изъяты> приведет к препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также будет нарушать требования, установленные настоящим Земельным кодексом Российской Федерации.