ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Проект планировки нормативно правовой акт - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Статья 1.
отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства 1. В целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, проектам планировки территории, проектам межевания территории, проектам правил благоустройства территорий, проектам, предусматривающим внесение изменений в один из указанных утвержденных документов, проектам решений о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, проектам решений о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства (далее также в настоящей статье - проекты) в соответствии с уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования и с учетом положений настоящего Кодекса проводятся общественные обсуждения или публичные слушания, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами. 2. Участниками общественных обсуждений или публичных слушаний по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования
Приказ Минрегиона РФ от 26.05.2011 N 244 "Об утверждении Методических рекомендаций по разработке проектов генеральных планов поселений и городских округов"
территорий курортов и иных территорий, определяющих особенности территорий муниципальных образований, в проекте генерального плана следует разрабатывать необходимые специальные разделы, определяемые заданием на проектирование генерального плана (градостроительным заданием). 10. Реализация генерального плана Реализацию документов территориального планирования следует осуществлять путем: подготовки и утверждения документации по планировке территории в соответствии с документами территориального планирования; принятия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, решений о резервировании земель, об изъятии, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд, о переводе земель или земельных участков из одной категории в другую; создания объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения на основании документации по планировке территории. Реализацию генерального плана поселения, генерального плана городского округа следует осуществлять путем выполнения мероприятий, которые предусмотрены программами, утвержденными местной администрацией поселения, местной администрацией городского округа и реализуемыми за счет средств местного бюджета, или нормативными правовыми актами местной администрации поселения, местной администрации городского округа, или в установленном местной
Приказ Минтранса России от 30.04.2013 N 147 (ред. от 09.11.2016) "Об утверждении Административного регламента Федерального агентства морского и речного транспорта предоставления государственной услуги по выдаче разрешений на строительство и разрешений на ввод в эксплуатацию отдельных объектов морского и внутреннего водного транспорта" (Зарегистрировано в Минюсте России 08.07.2013 N 29014)
участка или реквизиты проекта планировки и проекта межевания (в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта); 3) разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции; 4) разрешение на строительство (в случае выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, принятия решения о продлении срока действия разрешения на строительство объекта); 5) заключение органа государственного строительного надзора (в случае, если предусмотрено осуществление государственного строительного надзора) о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, заключение государственного экологического контроля в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в случае выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию). Документы запрашиваются Росморречфлотом в государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся указанные документы в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными
Апелляционное определение № 78-АПА19-7 от 15.05.2019 Верховного Суда РФ
и законами субъектов Российской Федерации. На момент принятия оспариваемого постановления действовал Закон Санкт-Петербурга от 30 декабря 2003 г. № 778-116 «Об основах регулирования градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге» (далее - Закон Санкт- Петербурга № 778-116), которым был установлен порядок деятельности органов государственной власти Санкт-Петербурга, в частности, в процессах планировки территории. Пунктом 5 статьи 22 Закона Санкт-Петербурга № 778-116 было установлено, что порядок подготовки документации по планировке территорий, состав и содержание проектов планировки территорий до их установления законом Санкт-Петербурга определяются нормативными правовыми актами исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга. Согласно пункту 3.2.1 Регламента Правительства Санкт-Петербурга, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 16 декабря 2003 г. № 100 «Об утверждении Регламента Правительства Санкт-Петербурга» (далее - Регламент), Правительство Санкт-Петербурга издает нормативные или индивидуальные правовые акты по вопросам, нормативное регулирование которых в соответствии с федеральными законами, правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, Уставом Санкт-Петербурга и законами Санкт- Петербурга отнесено к компетенции Правительства Санкт-Петербурга. Как
Апелляционное определение № 75-АПА19-4 от 04.04.2019 Верховного Суда РФ
муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации. Проект планировки территории и проект межевания территории являются документами по планировке территории (часть 5 статьи 41 ГрК РФ). Принятию органом местного самоуправления поселения, городского округа решения об утверждении проекта планировки территории и проекта межевания территории в силу положений части 5 статьи 46 ГрК РФ в обязательном порядке должны предшествовать публичные слушания, на которых обсуждается соответствующий проект нормативного правового акта . В целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства публичные слушания по проекту планировки территории и проекту межевания территории проводятся с участием граждан, проживающих на территории, применительно к которой осуществляется подготовка проекта ее планировки и проекта ее межевания, правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на
Определение № 304-КГ17-13859 от 06.10.2017 Верховного Суда РФ
что они не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке. Оспариваемым по настоящему делу постановлением администрации от 28.09.2016 № 7228, принятым по результатам предупреждения, выданного антимонопольным органом по факту проверки действий администрации, выразившихся в принятии постановления от 14.07.2015 № 4896 «Об утверждении документации по планировке территории « Проект планировки и проект межевания территории микрорайона 30 города Сургута. Корректировка», последнее признано утратившим силу. Руководствуясь статьями 41, 42, 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации, разъяснениями, изложенными в пунктах 9, 10 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов », пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 № 58 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов», оценив содержание указанных актов, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд округа, пришел к выводу о том, что
Определение № 307-ЭС15-14446 от 12.02.2016 Верховного Суда РФ
иной экономической деятельности. Изучив судебные акты, состоявшиеся по делу, оценив доводы кассационной жалобы заявителя, суд не усматривает оснований для передачи кассационной жалобы для рассмотрения в Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации, исходя из следующего. Как установлено судами, постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 19.06.2007 № 704 в соответствии со статьей 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации утверждены проект планировки и проект межевания территории производственной зоны «Шушары-2» в указанных в постановлении границах. Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 28.04.2009 № 482 в названное выше постановление внесены изменения. Оба оспариваемых акта внесены в Реестр нормативных правовых актов Санкт-Петербурга. В силу части 1 статьи 29 Кодекса (в редакции Федерального закона от 28.06.2014 № 186-ФЗ) арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе дела об оспаривании нормативных правовых актов федеральных органов
Решение № АКПИ21-337 от 08.07.2021 Верховного Суда РФ
на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также допустимости размещения объекта капитального строительства в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Выявленное уполномоченным органом несоответствие ограничениям, установленным законодательством Российской Федерации, является основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство. Положения пунктов 4.1 и 4.3 Инструкции не содержат иных, отличных от предусмотренных ГрК РФ документов, на основании которых устанавливаются и разрабатываются красные линии. Анализ указанных норм ГрК РФ позволяет сделать вывод о том, что оспариваемые пункты 3.5, 4.1 и 4.3 Инструкции корреспондируют положениям Кодекса. В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части
Постановление № А55-14161/18 от 20.08.2018 АС Самарской области
второго пункта 1.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 58 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов" акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, осуществляющих публичные полномочия, об утверждении проектов планировки, проектов межевания территории, об установлении границ зон с особыми условиям использования территории (охранных, защитных зон), о резервировании земель для государственных и муниципальных нужд не содержат норм права и не устанавливают правил поведения, а представляют собой акты применения к земельным участкам (землям) в границах определяемой соответствующим актом территории специального правового режима, предусмотренного законом или иным нормативным правовым актом . По своей юридической природе такие акты не являются нормативными правовыми актами и могут быть оспорены по правилам главы 24 АПК РФ. Указанная позиция находит свое отражение в судебной практике, в частности в постановлениях АС Поволжского округа по делам А72-12457/2014 от 29 сентября 2015г., А72-4629/2015
Постановление № 13АП-20687/2022 от 04.10.2022 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда
территории может быть оспорен в судебном порядке, при этом может быть признан недействующим, то есть, исходя из положений статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, признан именно нормативным правовым актом. Учитывая вышеизложенное, довод Заявителя о том, что право граждан оспорить в судебном порядке непосредственно нормативный правовой акт органа публичной власти представляет собой дополнительную возможность защиты прав и свобод с использованием судебного механизма, а также что проект планировки и проект межевания территории должны соответствовать документам территориального планирования и правилам землепользования и застройки, как нормативным правовым актам , имеющим большую юридическую силу, обоснован. Между тем проверка на соответствие ППТ и ПМ нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, должна быть реализована в другом судопроизводстве, а именно административном, в соответствии с порядком, установленным Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации. В рамках рассмотрения настоящего дела суд не должен выяснять соответствие ППТ и ПМ нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу и действующим на момент рассмотрения
Постановление № 17АП-9720/2022-АК от 05.09.2022 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда
проектом планировки территории, проектом межевания территории, красными линиями, техническими условиями, согласованной Департаментом архитектуры. В соответствии с примечанием к данному пункту документ является результатом предоставления услуги, являющейся необходимой и обязательной для получения услуги. Перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления Администрацией города Екатеринбурга муниципальных услуг, утвержден Решением Екатеринбургской городской Думы от 24.01.2012 № 1/52 «Об утверждении Перечня услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления Администрацией города Екатеринбурга муниципальных услуг, и Порядка определения размера платы за их оказание». Как определено пунктом 1 статьи 1 ГрК РФ, под градостроительной деятельностью понимается деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции, сноса объектов капитального строительства, эксплуатации зданий, сооружений, комплексного развития территорий и их благоустройства. Применительно к этапам градостроительной деятельности Исчерпывающий перечень № 346В предусматривает в составе процедур, предусмотренных нормативными правовыми актами РФ (раздел I):
Постановление № А56-64408/2021 от 06.07.2022 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда
из материалов дела заявителями оспаривается проект планировки территории и проект межевания территории, утвержденный постановлением администрации МО «Заневское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области от 09.12.2011 №276 об отнесении спорных земельных участков к нескольким функциональным зонам. Постановление Администрации МО «Заневское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области от 09.12.2011 № 276, Постановление Администрации МО «Заневское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области 23.04.2012 №147, которыми утверждены и внесены изменения в проект планировки территории (ППЗ), отвечают признакам нормативного правового акта , поскольку изданы в установленном порядке компетентным органом исполнительной власти, официально опубликованы, распространяют свое действие на неопределенный круг лиц, рассчитаны на неоднократное применение и действует независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения. На основании изложенного, апелляционный суд пришел к выводу, что проект планировки территории, расположенной в дер. Кудрово Всеволожского района, также будет носить нормативно-правовой характер. Исходя из системного толкования пункта 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N
Постановление № Ф09-4360/22 от 20.06.2022 АС Уральского округа
силу после однократного применения, а действует постоянно и рассчитана на реализацию всякий раз, когда возникают обстоятельства, предусмотренные данной документацией, не содержит указания на конкретное событие, с наступлением которого связано издание правового акта. Названная документация определяет правила поведения, является обязательной к исполнению участниками данных правоотношений (например, обязанность выкупа объектов недвижимости для государственных либо муниципальных нужд, определение местоположения объектов федерального, регионального, местного значения). Таким образом, акт органа местного самоуправления об утверждении проекта планировки территории, и проекта межевания территории отвечает признакам нормативного правового акта . Аналогичная правовая позиция об отнесении документации по планировке территории к нормативному правовому акту изложена в апелляционном определении Верховного Суда Российской Федерации от 30.01.2019 № 45-АПГ18-22, кассационном определении Верховного Суда Российской Федерации от 05.06.2019 № 87-КА19-1, определении Верховного Суда Российской Федерации от 19.11.2019 № 305-ЭС19-20770, определении Верховного Суда Российской Федерации от 13.05.2015 № 307-КГ15-4283. При указанных обстоятельствах, принимая во внимание правовую позицию Верховного Суда Российской Федерации, суды первой и
Решение № 2А-1184/20 от 19.03.2021 Ленинскогого районного суда г. Костромы (Костромская область)
участок, на котором расположен многоквартирный дом, принадлежит на праве общей долевой собственности собственникам помещений в этом доме и относится к общему имуществу, которым указанные лица владеют, пользуются и в установленных данным Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются (части 1 и 2). Из установленных по делу обстоятельств следует, что административные истцы как собственники жилых помещений в многоквартирном доме, расположенном на территории, в отношении которой постановлением администрации ... от dd/mm/yy № утвержден проект планировки, являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом . Также из материалов дела видно, что в производстве Ленинского районного суда ... находилось гражданское дело № по иску ФИО1, ФИО2, ФИО6 к муниципальному образованию городской округ ... в лице администрации ..., Управлению имущественных и земельных отношений администрации ... о признании права муниципальной собственности отсутствующим, исключении из Единого государственного реестра недвижимости сведений о границах земельного участка. Решением Ленинского районного суда ... от dd/mm/yy указанные исковые требования удовлетворены. Признано отсутствующим право
Решение № 2А-369/18 от 06.09.2018 Рамонского районного суда (Воронежская область)
расположенных на смежной территории, обеспечение населения остальными коммунально-бытовыми услугами будет производиться за счет существующих районных и сельских учреждений и предприятий постоянного и периодического пользования. Однако согласно Генеральному плану Яменского сельского поселения Рамонского муниципального района Воронежской области рядом с планируемой территорией отсутствуют какие-либо коммунально-бытовые объекты и артезианские скважины, а, как указано выше, инженерные изыскания территории, в том числе смежной, не проводились. Таким образом, был нарушен порядок утверждения проекта планировки территории, а сам проект планировки территории не соответствует нормативным правовым актам , имеющим большую юридическую силу: Градостроительному кодексу РФ, региональным нормативам градостроительного проектирования и Правилам землепользования и застройки поселения. Оспариваемым постановлением нарушены права и законные интересы административных истцов. которые являются собственниками земельных участков, расположенных в спроектированном жилом массиве, поэтому оспариваемый нормативный правовой акт применяется и в отношении них. Между тем, указанные в проекте планировки территории границы земельных участков для застройки не соответствуют границам земельных участков, принадлежащих им на праве собственности, тем самым
Решение № 18О0000-01-2020-000247-64 от 28.12.2018 Верховного Суда Удмуртской Республики (Удмуртская Республика)
осуществлении градостроительной деятельности безопасности и благоприятных условий жизнедеятельности человека, ограничение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и обеспечение охраны и рационального использования природных ресурсов в интересах настоящего и будущего поколений (пункт 1 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации). Из названных норм следует вывод, что проект планировки и проект межевания территории затрагивают интересы неопределенного круга лиц, поскольку распространяют свое действие не на индивидуально-определенные субъекты, а на круг лиц, объединенных общим признаком (в частности, граждан, проживающих на определенной территории), касаются соответствующего круга государственных органов, организаций, учреждений, должностных лиц. Таким образом, документация по планировке территории отвечает признакам нормативного правового акта . В соответствии с частью 1 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории. Проект планировки территории состоит из основной части, которая подлежит
Решение № 2А-8084/2021 от 15.12.2021 Вахитовского районного суда г. Казани (Республика Татарстан)
округа) в сети «Интернет». Из положений частей 5 и 6 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого акта), проекты планировки территории и проекты межевания территории, подготовленные в составе документации по планировке территории на основании решения органа местного самоуправления поселения или органа местного самоуправления городского округа, до их утверждения подлежат обязательному рассмотрению на публичных слушаниях. Порядок организации и проведения публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений настоящей статьи. В соответствии с положениями частей 12, 13, 14 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации, орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа направляет соответственно главе местной администрации поселения, главе местной администрации городского округа подготовленную документацию по планировке территории, протокол публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории и заключение о результатах публичных слушаний не
Решение № 2А-329/2022 от 26.05.2022 Зеленогорского городского суда (Красноярский край)
в чьей-либо собственности отсутствовали. Требование истца о признании постановления Главы ЗАТО г. Зеленогорска Красноярского края от 27.12.2019 № 240-п незаконным и недействующим не подлежит удовлетворению. Истцом пропущен трехмесячный срок подачи административного заявления об оспаривании решения органа местного самоуправления, изложенного в постановлении Администрации ЗАТО г. Зеленогорска от 27.12.2019 № 240 - п «об утверждении проекта планировки территории квартала № 9, ограниченного улицами Юбилейная, Удачная, Первостроителей, Монтажников. В соответствии с п. 2 ст. 19 ФЗ от 29.12.2017 № 455 ФЗ, положения законодательных актов РФ, измененные настоящим Федеральным законом, подлежат применению со дня вступления в силу нормативных правовых актов субъектов РФ. такой акт на территории г. Зеленогорска не принят, что по мнению ответчика и заинтересованных лиц позволяло провести публичные слушания в г. Зеленогорске утвержденных советом депутатов г. Зеленогорска 26.01.2006 № 13-147р. Заслушав объяснения участников процесса, заключение помощника прокурора ЗАТО г, Зеленогорск ФИО1 полагавшего, что заявленные требования подлежат частичному удовлетворению, изучив материалы дела,