ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Проект водозабора при пользовании недрами - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Приказ Минприроды РФ от 27.10.2010 N 463 (ред. от 15.07.2011) "Об утверждении требований к структуре и оформлению проектной документации на разработку месторождений подземных вод" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 23.11.2010 N 19018)
на окружающую среду и оценка последствий их воздействия. 13.3. Мероприятия по охране атмосферного воздуха. 13.4. Мероприятия по охране водных объектов. 13.5. Мероприятия по охране недр. Обоснование нормативов потерь. 13.6. Мероприятия по охране земельных ресурсов, растительного и животного мира. 14. Программа производственного экологического контроля (мониторинга). 15. Сроки и условия выполнения работ по консервации и (или) ликвидации скважин, а также рекультивации земель. 16. Заключение. 17. Текстовые, табличные и графические приложения. III. Требования к структуре проекта водозабора при пользовании недрами для добычи питьевых и технических подземных вод 1. Введение. 1.1. Общие сведения о районе расположения месторождения (участка). 1.1.1. Природно-климатические условия. 1.1.2. Сведения о геолого-гидрогеологической изученности. 1.2. Характеристика недропользователя и основных водопотребителей. 1.3. Сведения об основных условиях пользования предоставленным участком недр. 1.4. Сведения о действующем проекте (при наличии) или подготовленном проекте на разработку месторождения (участка) подземных вод. 2. Геологическое строение и гидрогеологические условия месторождения (участка) подземных вод. 2.1. Краткая характеристика целевых водоносных горизонтов
Письмо Роснедр от 30.09.2019 N ОК-03-31/15754 <О согласовании проектов водозаборов при добыче подземных вод объемом менее 100 кубических метров в сутки>
 МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЮ ПИСЬМО от 30 сентября 2019 г. N ОК-03-31/15754 Федеральное агентство по недропользованию рассмотрело обращение о согласовании проектов водозаборов при добыче подземных вод объемом менее 100 м3/сут и в рамках своей компетенции сообщает следующее. Согласно ст. 23.2 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон РФ "О недрах") разработка месторождений полезных ископаемых (за исключением добычи подземных вод, которые используются для целей питьевого водоснабжения или технологического обеспечения водой объектов промышленности либо объектов сельскохозяйственного назначения и объем добычи которых составляет не более 100 кубических метров в сутки) осуществляется в соответствии с утвержденными техническими проектами и иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием недрами . Подготовка проектной документации на разработку месторождений подземных вод осуществляется в соответствии с Положением о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на
Определение № А34-708/18 от 04.12.2019 Верховного Суда РФ
указанных одиночных скважин при наличии согласованного и утвержденного в установленном порядке технического проекта - проекта водозабора. Общество, полагая, что данное предписание является незаконным, обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением. Суды первой и апелляционной инстанций в удовлетворении заявленного требования общества отказали. При этом суды, принимая во внимание, что согласно лицензии общество обязано осуществлять добычу подземных вод из спорных скважин в пределах установленной величины в размере 863,96 куб. м в сутки, что составляет более 100 кубических метров в сутки, пришли к выводу о наличии законных оснований для выдачи оспариваемого предписания. Отменяя решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции, суд округа, руководствуясь требованиями Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (далее - Закон о недрах), признал противоречащей статье 23.2 Закона о недрах позицию судов об отнесении объема, установленного только в Условиях пользования недрами , на все имеющиеся скважины как единый объект недропользования. При этом суд исходил из
Постановление № 04АП-6032/14 от 15.01.2015 Четвёртого арбитражного апелляционного суда
и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами (далее – Положение № 118). В соответствии с Положением № 118 проектная документация до утверждения пользователем недр подлежит согласованию с комиссией, создаваемой Федеральным агентством по недропользованию или его территориальным органом (пункт 5). Комиссия осуществляет согласование проектной документации в отношении подземных вод: при пользовании недрами для добычи питьевых и технических подземных вод - проект водозабора; при пользовании недрами для разведки и добычи, а также для геологического изучения, разведки и добычи минеральных, теплоэнергетических и промышленных подземных вод, осуществляемых по совмещенной лицензии, - проект опытно-промышленной разработки месторождения, технологическая схема разработки месторождения (участка) и проект разработки месторождения (участка) (пункт 9). Проектная документация на добычу подземных вод для собственных производственных и технологических нужд при осуществлении пользователями недр разведки и добычи иных видов полезных ископаемых или по совмещенной лицензии для геологического изучения, разведки и добычи
Постановление № 04АП-3759/2013 от 05.09.2013 Четвёртого арбитражного апелляционного суда
полезных ископаемых и видам пользования недрами (далее – Положение № 118). В соответствии с Положением № 118 проектная документация до утверждения пользователем недр подлежит согласованию с комиссией, создаваемой Федеральным агентством по недропользованию или его территориальным органом (пункт 5). Комиссия осуществляет согласование проектной документации, в частности, в отношении добычи полезных ископаемых (пункт 8). Комиссия осуществляет согласование проектной документации в отношении подземных вод: при пользовании недрами для добычи питьевых и технических подземных вод - проект водозабора; при пользовании недрами для разведки и добычи, а также для геологического изучения, разведки и добычи минеральных, теплоэнергетических и промышленных подземных вод, осуществляемых по совмещенной лицензии, - проект опытно-промышленной разработки месторождения, технологическая схема разработки месторождения (участка) и проект разработки месторождения (участка) (пункт 9). Проектная документация на добычу подземных вод для собственных производственных и технологических нужд при осуществлении пользователями недр разведки и добычи иных видов полезных ископаемых или по совмещенной лицензии для геологического изучения, разведки и добычи
Постановление № А81-9103/18 от 05.03.2019 АС Ямало-Ненецкого АО
объект капитального строительства «Обустройство ачимовских отложений Уренгойского месторождения Самбургского лицензионного участка на период ОПЭ», на которую было получено положительное заключение государственной экспертизы №875/ГГЭ-8211/02 от 14.09.2012, которой установлено, что протяженность реки Нгарка-Есетаяха с притоками в пределах проектируемой территории составляет 104,4 км (стр. 17, п. 5 Таблицы 4 Раздела 8 «Перечень мероприятий по охране окружающей среды»), ширина водоохранной зоны реки Нгарка-Есетаяха составляет 200 метров от береговой линии (стр. 30. п. 5 Таблицы 10); - проект водозабора при пользовании недрами для хозяйственно-питьевого и технологического водоснабжения УКПГ Уренгойского НГКМ Самбургского лицензионного участка», утвержденный Протоколом ТКР-Ямалнедра от 27.02.2018 года № 11/18, в соответствии с которым рассматриваемый водозаборный участок расположен на левом берегу реки Нгарка-Есетаяха в 275 м от русла (стр. 19 раздела 1.1.1); - проект зоны санитарной охраны водозабора подземных вод УКПГ Уренгойского НГКМ Самбургского лицензионного участка», утвержденный приказом Департамента природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса ЯНАО от 28.11.2017 года № 1269,
Постановление № А76-50796/19 от 22.04.2021 Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда
ООО «Версия». В протоколе № 21/2018-пв от 05.09.2018 по рассмотрению проектной документации отражено, что в ходе камеральной проверки ТКР-Челябинскнедра координат эксплуатационных скважин и утвержденных зон санитарной охраны было установлено, что 6 из 8 эксплуатационных скважин находятся на территории республики Башкортостан и ТКР-Челябинскнедра в данной ситуации не имеет полномочий для согласования проекта, что и явилось причиной отказа от согласования представленного проекта. Указанный протокол № 21/2018-пв от 05.09.2018 ТКР-Челябинскнедра по рассмотрению проектной документации « Проект водозабора при пользовании недрами для добычи питьевых подземных вод на Янгельском участке, расположенном на территории Агаповского муниципального района Челябинской области» направлен МП трест «Водоканал» МО г. Магнитогорск письмом от 12.09.2018 № 1629 (т.2, л.д. 12). При этом, судом апелляционной инстанции принимается во внимание, что протоколом заседания 16.09.2019 ТКР-Челябинскнедра рассмотрен и согласован «Проект водозабора при пользовании недрами для добычи питьевых подземных вод на месторождении Верхне-Кизильское, расположенном на территориях Магнитогорского городского округа, Агаповского муниципального района Челябинской области», который
Решение № А78-10596/16 от 16.01.2017 АС Забайкальского края
при разработке проекта, государственный заказчик подписывает акт сдачи приемки работ (пункт 3.3 контракта). При этом в техническое задание к государственному контракту (л.д. 69) входит как сама разработка проекта водозабора для добычи питьевых и технических подземных вод действующего водозаборного участка скважин № 27-247 и № 27-248 в соответствии с Приказом Минприроды России от 27.10.2010 № 463, так и получение положительного заключения государственной экспертизы в отношении проектной документации. В ходе исполнения государственного контракта разработанный проект водозабора при пользовании недрами в пределах согласованного срока исполнения обязательств был передан на согласование в Министерство природных ресурсов и промышленной политики Забайкальского края (далее – Минприроды Забайкальского края). В ответ на поданное обращение (исх. от 22.05.2015 № 951) Минприроды Забайкальского края в письме от 19.06.2015 № 02/2833 (л.д. 76 - 77) сообщило, что им в связи с выявленной неопределенностью в относительно наличия у него полномочий на согласование проекта водозабора подано обращение в Федеральное агентство по недропользованию
Постановление № 16-441/20 от 28.02.2020 Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
городе Куртамыш Курганской области, при наличии согласованного и утвержденного в установленном порядке технического проекта - проекта водозабора. Срок исполнения предписания установлен до 01 октября 2018 года. Согласно акту проверки №616 от 16 ноября 2018 года по результатам внеплановой выездной проверки исполнения предписания №03-10/25 от 01 ноября 2017 года установлено, что во исполнение предписания АО «Водный Союз» с ИП <данные изъяты> А.А. заключен договор подряда от 25.07.2018 №31838, согласно которому последний обязан разработать проект водозабора при пользовании недрами для добычи подземных вод для водоснабжения г. Куртамыш (скважина №1, скважина №2), расположенные в г. Куртамыш, на момент окончания проверки согласованный и утвержденный в установленном порядке технический проект- проект водозабора АО «Водный Союз» не представлен. Тем самым, юридическим лицом не выполнено в установленный срок предписание №03-10/25 от 01 ноября 2017 года. Постановлением мирового судьи судебного участка №42 судебного района г. Кургана Курганской области от 29 декабря 2018 года, оставленным без изменения решением
Решение № 21-503/2017 от 26.07.2017 Хабаровского краевого суда (Хабаровский край)
из материалов дела, и судом первой инстанции установлено, что ОАО «Хабаровский аэропорт» осуществляло пользование недрами с целью добычи подземных вод на 10-11 км. Чернореченского шоссе для водоснабжения населения и прочих потребителей с нарушением условий, предусмотренных лицензией <данные изъяты> от 30 декабря 2013 года на право пользования участком недр, поскольку в нарушении п. 3.1 Приложения 1 к лицензии Обществом не подготовлен и не согласован в установленном порядке не позднее 30 декабря 2014 года проект водозабора при пользовании недрами для добычи питьевых и технологических подземных вод. Указанные обстоятельства подтверждаются актом проверки от 07 декабря 2016г. №, составленного по результатам проведенной плановой выездной проверки в период с 10 ноября 2016 года по 07 декабря 2016 года, выявленные нарушения также зафиксированы в протоколе об административном правонарушении от 12 января 2017 года и по существу жалобы не оспариваются. При таких обстоятельствах, должностное лицо и судья районного суда пришли к правильному выводу о наличии в
Решение № 7-231/19 от 19.06.2019 Суда Ямало-Ненецкого автономного округа (Ямало-Ненецкий автономного округ)
объект капитального строительства «Обустройство ачимовских отложений Уренгойского месторождения Самбургского лицензионного участка на период ОПЭ», на которую было получено положительное заключение государственной экспертизы №875/ГГЭ-8211/02 от 14.09.2012, которой установлено, что протяженность реки Нгарка-Есетаяха с притоками в пределах проектируемой территории составляет 104,4 км (стр. 17, п. 5 Таблицы 4 Раздела 8 «Перечень мероприятий по охране окружающей среды»), ширина водоохранной зоны реки НгаркаЕсетаяха составляет 200 метров от береговой линии (стр. 30. п. 5 Таблицы 10); - проект водозабора при пользовании недрами для хозяйственно-питьевого и технологического водоснабжения УКПГ Уренгойского НГКМ Самбургского лицензионного участка», утвержденный Протоколом ТКР-Ямалнедра от 27.02.2018 года № 11/18, в соответствии с которым рассматриваемый водозаборный участок расположен на левом берегу реки Нгарка-Есетаяха в 275 м от русла (стр. 19 раздела 1.1.1); - проект зоны санитарной охраны водозабора подземных вод УКПГ Уренгойского НГКМ Самбургского лицензионного участка», утвержденный приказом Департамента природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса ЯНАО от 28.11.2017 года № 1269,
Решение № 12-61/16 от 12.04.2016 Северского районного суда (Краснодарский край)
года Министерством природных ресурсов Краснодарского края предписано ОАО «РЖД» устранить нарушения законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды на основании акта проверки от 22.05.2015 года, предписано в срок до 28.12.2015 года разработать и согласовать в установленном законом порядке технический проект для добычи пресных подземных вод по лицензии КРД № в Северском районе (<адрес>). В ходе проверки установлено, что АО «РЖД» разработан и сдан на согласование в Министерство природных ресурсов Краснодарского края проект водозабора при пользовании недрами для добычи питьевых подземных вод (<адрес>). По состоянию на 08.02.2016 года проект водозабора при пользовании недрами для добычи питьевых подземных вод (<адрес>) не согласован в установленном законом порядке. АО «РЖД» не выполнило в полном объеме предписание от 18.06.2015 года № до 28.12.2015 года, совершив правонарушение в форме бездействия в период с 22.05.2015 года по 28.12.2015 года. Совершение АО «РЖД» административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст.19.5 КоАП РФ, подтверждается собранными по делу доказательствами:
Решение № 12-49/2016 от 06.05.2016 Староминской районного суда (Краснодарский край)
нарушений природоохранных требований установлено, что данное предписание в установленный срок не выполнено, о чем составлен соответствующие акт и протокол об административном правонарушении № 05-98-313Н по ч.1 ст.19.5 КоАП РФ. Дело рассмотрено мировым судьей без их участия в связи с тем, что ими в суд было направлено соответствующее ходатайство о рассмотрении дела без их участия, а также ходатайство о прекращении административного производства. На момент проверки исполнения выданного предписания, установлено, что ОАО «РЖД» разработан проект водозабора при пользовании недрами для добычи питьевых подземных вод (водозаборного участка ж.д. станции Староминская), но по состоянию на 13.04.3015 г. данный технический проект для добычи пресных подземных вод по лицензии КРД 02391 ВЭ не согласован в установленном законом порядке. Таким образом, указанное предписание было выполнено не в полном объеме. В материалах административного дела отсутствуют сведения указывающие на причинение ОАО «РЖД» негативных воздействий на компоненты окружающей природной среды в следствие отсутствия согласованного технического проекта для добычи пресных