в частной собственности, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков. Из этой нормы следует, что для осуществления перераспределения необходимо наличие одновременно трех условий: 1) в результате перераспределения границы земельных участков должны приводиться в соответствие с утвержденным проектоммежеваниятерритории; 2) целью перераспределения должно служить исключение вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы; 3) размер увеличившегося земельного участка не должен превышать установленные пределы. Согласно подпункту 1 пункта 9 статьи 3929 ЗК РФ одним из оснований для принятия уполномоченным органом решения об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков является подача заявления о перераспределении земельных участков в случаях, не предусмотренных пунктом 1 статьи 39 8 данного кодекса. Следовательно, для решения вопроса о правомерности перераспределения земельных участков необходимо не только установить отсутствие оснований для отказа, перечисленных в пункте 9 статьи 39 ЗК РФ, но и наличие оснований для перераспределения, указанных в пункте 1 статьи 3928
участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории; перераспределение таких земель и (или) земельных участков в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектоммежеваниятерритории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы при условии, что площадь земельных участков, находящихся в частной собственности, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков; перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков; земельные участки образуются для размещения объектов капитального строительства, предусмотренных статьей 49 названного кодекса, в том числе в целях изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд. Названные случаи повторяются в пункте 12 Административного регламента
с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, в уполномоченный орган (пункт 1 статьи 3929 Кодекса). К заявлению о перераспределении земельных участков прилагается в том числе схема расположения земельного участка в случае, если отсутствует проектмежеваниятерритории, в границах которой осуществляется перераспределение земельных участков (подпункт 2 пункта 3 статьи 3929 Кодекса). В соответствии с подпунктом 11 пункта 9 статьи 3929 Кодекса уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков в случае, если имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11ю данного кодекса. Согласно подпункту 3 пункта 16 статьи 11ю Кодекса основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей II9 данного кодекса требований к образуемым земельным участкам. Пунктом 1 статьи И9 Кодекса предусмотрено, что
Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости"; обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектоммежеваниятерритории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков; осуществление государственного кадастрового учета; подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка; заключение договора купли-продажи. Судами установлено, что на земельном участке, о перераспределении которого путем присоединения к уже имеющемуся заявлено обществами, объекты недвижимости, право собственности обществ на которые было бы зарегистрировано в установленном порядке, отсутствуют. Статьей 11.2 ЗК РФ предусмотрено образование земельных участков при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. При перераспределении земель и земельного участка существование исходного земельного участка прекращается и образуется новый земельный участок
также принимая во внимание установленные Правилами землепользования и застройки города Перми максимальные и минимальные размеры земельных участков, суд апелляционной инстанции указал на отсутствие оснований для вывода о том, что соглашение о перераспределении земли обусловлено утверждением постановлением администрации г. Перми от 20.01.2017 № 41 проектамежеваниятерритории и направлено на исключение нерационального использования земли (п. 6 ст. 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации). При этом, исходя из фактических обстоятельств настоящего дела и имеющихся доказательств, апелляционным судом установлено, что подлежащие перераспределению земельные участки с кадастровыми номерами 59:01:4410659:5, 59:01:4410659:1094, 59:01:4410659:9 могут быть использованы самостоятельно в соответствии с их разрешенным использованием, с учетом возможности установления сервитута, а также без нарушения требований, предусмотренных статьей 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации, более того, судом принято во внимание, что доказательства невозможности самостоятельного использования земельных участков в материалы дела заявителем не представлены (ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, в том числе
10 статьи 39.29 ЗК РФ). В соответствии с правовой позиции, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 18.10.2018 № 303-ЭС18-3686, при оценке обстоятельств наличия оснований для заключения соглашения о перераспределении земельных участков необходимо исследовать цель перераспределения - устранение чересполосицы, вкрапливания земельного участка, принадлежащего на праве частной собственности заявителю, невозможность образования самостоятельного земельного участка из земельного участка, находящегося в публичной собственности. При этом наличие проектамежеваниятерритории, предусматривающего перераспределение спорных земельных участков, само по себе не может выступать единственным основанием для осуществления перераспределения в отсутствие предусмотренных подпунктом 2 части 1 статьи 39.28 ЗК РФ. Кроме того, при применении положений статьи 39.28 ЗК РФ следует принимать во внимание и утвержденные уполномоченным органом разрешенные пределы предоставления участков, определенных Правилами землепользования и застройки. Порядок предоставления в собственность земель, находящихся в публичной собственности, установлен статьями 39.3, 39.20 ЗК РФ и по общему правилу предусматривает проведение необходимых публичных процедур. Исходя из смысла пункта 9 статьи
земельных участков, перечисленных в пункте 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации. Для осуществления перераспределения судам необходимо установить наличие одновременно трех условий: 1) в результате перераспределения границы земельных участков должны приводиться в соответствие с утвержденным проектом межевания территории; 2) целью перераспределения должно служить исключение вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы; 3) размер увеличившегося земельного участка не должен превышать установленные пределы. При этом наличие проектамежеваниятерритории, предусматривающего перераспределение спорных земельных участков, как правильно указывает департамент, само по себе не может выступать единственным основанием для осуществления перераспределения в отсутствие предусмотренных подпунктом 2 пункта 1 статьи 39.28 ЗК РФ оснований. Между тем в силу подпункта 9 пункта 9 статьи 39.29 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, если образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований,
земельных участков для конкретных видов деятельности, установленными в соответствии с федеральными законами, техническими регламентами. Судами правомерно приняты во внимание пояснения Департамента, из которых следует, что согласно пояснительной записке проекта межевания проектом межевания территории предусмотрено образование земельного участка № 1 настоящим проектоммежеваниятерритории предусмотрено в два этапа в силу действия статьи 11.7 Земельного кодекса Российской Федерации: - на 1 этапе предусмотрено перераспределение земельного участка с кадастровым номером 59:01:4410396:66 и землями, находящимися в государственной или муниципальной собственности и образование земельного участка № 3 для размещения линейных объектов инженерной и транспортной инфраструктуры из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и отнесены к территориям общего пользования; - на 2 этапе предусмотрено : образование земельного участка № 1 из земельного участка с кадастровым номером 59:01:4410396:24 и земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, земельного участка с видом разрешенного использования - многоэтажная жилая застройка (высотная застройка) (2.6). По утверждению Департамента, разработчиком документации не
в частной собственности, в уполномоченный орган. В срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган по результатам его рассмотрения совершает одно из следующих действий: 1) принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю; 2) направляет заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектоммежеваниятерритории; 3) принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных п.9 ст.39.29 ЗК РФ. Статья 39.1 ЗК РФ содержит перечень оснований возникновения прав на земельные участки, предоставляемые из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 39.28 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в случае перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной
муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, урегулирован статьей 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с пунктом 8 которой уполномоченный орган по результатам рассмотрения заявления о перераспределении совершает одно из следующих действий: принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю; направляет заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектоммежеваниятерритории; принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных пунктом 9 названной статьи. Из системного анализа приведенных норм следует, что для решения вопроса о правомерности перераспределения земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, необходимо установление не только оснований для такого перераспределения, то есть наличие предусмотренных пунктом 1 статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации обстоятельств, но и отсутствие оснований для отказа в заключении соглашения о перераспределении, перечисленных в пункте
проектом межевания территории; принять решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ. Однако в нарушение п. 8 ст. 39.29 ЗК РФ Департамент ответил на заявление истца о перераспределении письмом №И-21-01-09-23878 от 23.12.2016, которым отказал истцу в перераспределении земельного участка на том основании, что в соответствии с проектоммежеваниятерритории не предусмотрено перераспределение земельного участка с кадастровым № с землями, находящимися в государственной или муниципальной собственности. Такого основания для отказа в перераспределении п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ не предусмотрено . Изложенное свидетельствует о том, что решение Департамента об отказе в перераспределении земельного участка, сообщенное письмом №И-21-01-09-23878 от 23.12.2016 принято с нарушением п.п. 8, 9 ст. 39.29 ЗК РФ, следовательно, указанное решение и действие по ее вынесению являются незаконными. При этом решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков должно быть обоснованным и содержать указание на
статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации, в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган по результатам его рассмотрения совершает одно из следующих действий: 1) принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю; 2) направляет заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектоммежеваниятерритории; 3) принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных пунктом 9 настоящей статьи. В случае, если схема расположения земельного участка, в соответствии с которой предстоит образовать земельный участок, подлежит согласованию в соответствии со статьей 3.5 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», срок, предусмотренный пунктом 8 настоящей статьи, может быть продлен, но не более чем до сорока пяти дней со дня поступления заявления о