ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Проверка достоверности адреса в егрюл - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Письмо ФНС России от 09.10.2019 N ГД-4-14/20704@ <О направлении Обзора судебной практики по спорам с участием регистрирующих органов N 3 (2019)>
закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ) было принято Решение N 111167А о приостановлении государственной регистрации для проверки достоверности сведений, включаемых в ЕГРЮЛ. В регистрирующий орган от Д.Л.В. поступили документы и пояснения, опровергающие, по мнению Д.Л.В., предположение о недостоверности сведений, включаемых в ЕГРЮЛ. Заявителю было предложено представить дополнительные пояснения. Из представленных Д.Л.В. пояснений следовало, что никаких претензий в адрес Общества от банка не поступало, платежи по уплате процентов и основного долга вносятся своевременно, иных нарушений кредитного договора и договора залога нет. По результатам рассмотрения представленных документов Инспекцией на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ принято Решение 27.07.2018 N 111167А об отказе в государственной регистрации изменений в ЕГРЮЛ относительно лица, уполномоченного действовать без доверенности от имени Общества. Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего. Лицом, уполномоченным принимать решение об избрании единоличного
Письмо ФНС России от 08.07.2019 N ГД-4-14/13317@ <О направлении Обзора судебной практики по спорам с участием регистрирующих органов N 2 (2019)>
имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального права и норм процессуального права. 3.2. Оценив установленные по делу обстоятельства, связанные с причинами направления спорного уведомления в адрес общества (уточнение адреса места нахождения юридического лица), суд апелляционной инстанции, с которым согласился суд округа, заключил, что в рассматриваемом случае в рамках проверки достоверности сведений об адресе, содержащимся в ЕГРЮЛ , инспекция не имела права направлять в адрес общества спорное уведомление, ссылаясь на подпункт 4 пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации, относящейся к процедуре исполнения инспекцией полномочий налогового, а не регистрирующего органа. По делу N А51-25094/2018 Общество обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением к Инспекции о признании недействительным уведомления от 03.10.2018 N 04-09/36888. Решением суда от 01.02.2019, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 21.03.2019,
Письмо ФНС России от 12.10.2018 N ГД-4-14/20017 <О направлении "Обзора судебной практики по спорам с участием регистрирующих органов N 3 (2018)">
В силу того, что возражения по установленной форме до государственной регистрации оспариваемых изменений от участника общества не поступили, суды первой и апелляционной инстанции пришли к верному выводу о том, что оснований для проверки достоверности сведений и отказа во внесении в ЕГРЮЛ записи на основании заявления по форме Р14001, поданного Б.А.В., у инспекции не имелось. 2.3. Руководствуясь пунктом 4.2 статьи 9, пунктом 6 статьи 11 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", пунктом 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 61 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица", суды пришли к выводу о недоказанности недостоверности сведений об адресе юридического лица в ЕГРЮЛ , в связи с чем действия регистрирующего органа по внесению в ЕГРЮЛ записи о недостоверности соответствующих сведений были признаны незаконными. По делу N А65-32533/2017 общество обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с
Определение № 305-ЭС21-5841 от 10.08.2021 Верховного Суда РФ
рассмотрение Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации. Суды установили, что 10.10.2019 инспекция внесла в ЕГРЮЛ запись об исключении из реестра общества «МТБ-Финанс» в связи с наличием записи о недостоверности сведений об адресе соответствующего юридического лица. Данная запись внесена в реестр на основании подпункта «б» пункта 5 статьи 21.1 и пункта 7 статьи 22 Закона № 129-ФЗ, поскольку по результатам проведения проверки достоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, инспекцией установлена недостоверность содержащихся в нем сведений об адресе юридического лица. При этом, как установлено судами, инспекцией соблюден порядок исключения общества из ЕГРЮЛ , установленный статьей 21.1 Закона № 129-ФЗ: 24.06.2019 принято решение о предстоящем исключении общества из реестра; 26.06.2019 данное решение опубликовано в журнале «Вестник государственной регистрации»; запись об исключении общества из реестра внесена в ЕГРЮЛ по истечении трех месяцев после публикации решения - 10.10.2019. На момент внесения оспариваемой записи в ЕГРЮЛ заявления от кредиторов или иных лиц, чьи права и законные
Определение № 305-ЭС22-3324 от 11.04.2022 Верховного Суда РФ
15.01.2019, а запись об исключении юридического лица из реестра – 31.07.2020. Таким образом, запись о недостоверности сведений об адресе ООО «Яшма Экспорт» содержалась в ЕГРЮЛ 1 год и 7 месяцев. Суды правомерно отклонили ссылку заявителя на то, что указанные выше действия Инспекции № 34 совершены в период возбуждения процедуры банкротства, поскольку проверка достоверности адреса и составление протокола проводились 13.11.2018, уведомления в адрес общества и учредителей направлялись 19.11.2018, в то время как сведения о банкротстве организации внесены в реестр только 28.11.2018. Кроме того, после прекращения процедуры банкротства (с 18.04.2019) до внесения записи об исключении ООО «Яшма Экспорт» из ЕГРЮЛ (31.07.2020) прошел значительный период времени, в течение которого никто в регистрирующий орган с соответствующими заявлениями не обращался. Суды также указали на то, что при принятии решения о внесении в ЕГРЮЛ сведений о недостоверности об адресе ООО «Яшма Экспорт» Инспекция № 46 учитывала, что в реестре содержатся сведения об адресе без указания
Определение № 302-ЭС18-4018 от 29.05.2019 Верховного Суда РФ
делу, оценив доводы кассационной жалобы заявителя, суд не находит оснований для ее передачи на рассмотрение в Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации, исходя из следующего. Как следует из обжалуемых актов, на основании решения от 27.09.2016 № 05-18/033924 Инспекцией проведена проверка достоверности сведений о месте нахождения Предприятия, указанном в ЕГРЮЛ (г. Якутск, пр. Ленина, д. 30). Проведенной проверкой установлено, что Предприятие по данному адресу деятельность не осуществляет, что зафиксировано в протоколе осмотра от 27.09.2016, в связи с чем Регистрирующий орган 31.10.2016 направил уведомление о необходимости представления достоверных сведений о месте нахождения юридического лица. Указанное требование выполнено не было, в связи с чем 29.11.2016 в ЕГРЮЛ внесена запись о недостоверности сведений о месте нахождения юридического лица. Ссылаясь на указанные обстоятельства, Инспекция обратилась в арбитражный суд с соответствующими требованиями. Исследовав, оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные доказательства, руководствуясь пунктами 2 и 3 статьи 54, подпунктам 1, 3
Определение № А29-7978/19 от 19.03.2021 Верховного Суда РФ
спорам Верховного Суда Российской Федерации, исходя из следующего. Как следует из обжалуемых актов, решением Арбитражного суда Республики Коми от 30.11.2016 по делу № А29-12384/2015 Фонд признан несостоятельным (банкротом), введена процедура конкурсного производства, утвержден конкурсный управляющий Омельяненко А.П.; определением от 06.03.2019 конкурсным управляющим утверждена Плишкина Е.А. Конкурсный управляющий 13.06.2019 обратился в Инспекцию с заявлением, в котором просил провести проверку достоверности содержащихся в ЕГРЮЛ сведений в отношении Фонда в части информации об учредителях, лицах, имеющих право без доверенности действовать от имени хозяйствующего субъекта, юридическом адресе. Инспекция отказала Фонду в проверке достоверности сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ (письмо от 25.06.2019 № 10-07/10138). Полагая, что сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ в отношении Фонда, являются недостоверными, заявитель обратился в арбитражный суд с соответствующими требованиями. Исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные доказательства, руководствуясь статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 9, 25.1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и
Решение № А76-29184/18 от 12.02.2021 АС Челябинской области
и не только потому, что затрудняется своевременное получение различного рода информации и документов, которые направляются в адрес общества контрагентами, иными участниками гражданского оборота, с которыми взаимодействует ООО «Уралхимфарм-плюс», но и несет за собой риск внесение в ЕГРЮЛ сведений о недостоверности. Тот адрес, который указан в ЕГРЮЛ как юридический адрес общества: 454076, г. Челябинск, ул. Медгородок, 6а, является недостоверным, поскольку фактически общество находится по адресу: 454080, г.Челябинск, ул. Клары Цеткин, д.26. В результате проверки достоверности адреса в ЕГРЮЛ внесена запись (ГРН 2187456654427) о недостоверности сведений. Данное обстоятельство влечет за собой ряд неблагоприятных последствий для общества, в частности, взыскание убытков, которые могут понести контрагенты общества в результате непредставления или несвоевременного представления достоверных сведений в ЕГРЮЛ, а также исключение общества из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа. - истец со своей стороны, проявив инициативу, направил в адрес директора общества требование от 04.04.2018г. о созыве внеочередного общего собрания участников с повесткой дня: рассмотрение и
Постановление № 18АП-15002/19 от 07.11.2019 Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда
важен и не только потому, что затрудняется своевременное получение различного рода информации и документов, которые направляются в адрес общества контрагентами, иными участниками гражданского оборота, с которыми взаимодействует ООО «Уралхимфарм-плюс», но и несет за собой риск внесения в ЕГРЮЛ сведений о недостоверности. Тот адрес, который указан в ЕГРЮЛ как юридический адрес общества: 454076, г. Челябинск, ул. Медгородок, 6а, недостоверный, фактически общество находится по адресу: 454080, г. Челябинск, ул. Клары Цеткин, д.26. В результате проверки достоверности адреса в ЕГРЮЛ уже внесена запись (ГРН 2187456654427) о недостоверности сведений. Данное обстоятельство влечет за собой ряд неблагоприятных последствий для общества, это и взыскание убытков, которые могут понести контрагенты общества в результате непредставления или несвоевременного представления достоверных сведений в ЕГРЮЛ, а также исключение общества из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа. - истец, со своей стороны, проявив инициативу, направил в адрес директора общества требование от 04.04.2018 о созыве внеочередного общего собрания участников с повесткой дня: рассмотрение
Постановление № 17АП-1552/2018-АК от 12.03.2018 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда
удовлетворении заявленных требований. По мнению заявителя жалобы, решение от 27.02.2017 о приостановлении государственной регистрации вынесено регистрирующим органом с нарушением требований, установленных п.4.4 ст.9 Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон о государственной регистрации) к форме и содержанию. В обоснование своей позиции указывает на то, что проверка достоверности сведений об адресе места нахождения общества «Лайф» проведена в нарушение п.4 приказа ФНС России от 11.02.2016 №ММВ-7-14/72@, поскольку такая проверка может быть произведена только на основании поступившего в регистрирующий орган заявления заинтересованного лица о недостоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ , а также информации о несоответствии сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, сведениям, полученным территориальными органами ФНС России после включения в ЕГРЮЛ таких сведений; при проверке достоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, налоговый орган не указал надлежащее основание для проведения указанных в п.4.2 ст.9 Закона о государственной регистрации мероприятий; в нарушение п.18 приказа ФНС России от 11.02.2016
Постановление № А33-12806/2017 от 12.03.2018 Третьего арбитражного апелляционного суда
лиц». Согласно пункту 2 Приказа № ММВ-7-14/72@, основаниями для проведения мероприятий по проверке достоверности сведений, включаемых в ЕГРЮЛ, являются: 1) наличие в территориальном органе ФНС России, уполномоченном на осуществление государственной регистрации юридических лиц по месту нахождения юридического лица (далее - регистрирующий орган), письменного возражения заинтересованного лица относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего внесения сведений в ЕГРЮЛ (далее - возражение относительно предстоящего внесения сведений в ЕГРЮЛ), содержащего указание на обстоятельства, на которых основано такое возражение, с приложением к указанному возражению подтверждающих эти обстоятельства документов; 2) несоответствие сведений, содержащихся в документах, представленных в регистрирующий орган при государственной регистрации юридического лица, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у территориальных органов ФНС России; 3) представление в регистрирующий орган документов для включения в ЕГРЮЛ сведений об адресе юридического лица в случае, если: указанный адрес в соответствии с содержащимися в ЕГРЮЛ сведениями является адресом пяти и более юридических лиц; находившийся (находящийся) по такому
Постановление № 17АП-16555/17-ГК от 11.12.2017 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда
юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" мероприятий, порядка использования результатов этих мероприятий, формы письменного возражения относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего внесения сведений в Единый государственный реестр юридических лиц, формы заявления физического лица о недостоверности сведений о нем в Едином государственном реестре юридических лиц" (далее – Приказ ФНС N ММВ-7-14/72@) 3) основаниями для проведения мероприятий по проверке достоверности сведений, включаемых в ЕГРЮЛ, является представление в регистрирующий орган документов для включения в ЕГРЮЛ сведений об адресе юридического лица в случае, если: указанный адрес в соответствии с содержащимися в ЕГРЮЛ сведениями является адресом пяти и более юридических лиц; находившийся (находящийся) по такому адресу объект недвижимости разрушен; указанный адрес заведомо не может свободно использоваться для связи с таким юридическим лицом (адрес, по которому размещены органы государственной власти, воинские части и так далее); указанный адрес является адресом, в отношении которого в территориальных органах ФНС России имеется возражение относительно предстоящего внесения сведений
Решение № 2А-3802/20 от 06.11.2020 Дзержинского районного суда г. Волгограда (Волгоградская область)
исключении. Согласно пункту 7 статьи 22 Закона N 129-ФЗ, если в течение срока, предусмотренного пунктом 4 статьи 21.1 настоящего Федерального закона, заявления не направлены, регистрирующий орган исключает недействующее юридическое лицо из ЕГРЮЛ путем внесения в него соответствующей записи. Из материалов дела следует, что ИФНС России по Дзержинскому району г. Волгограда провел проверку достоверности сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ в отношении ООО «РусАзЭко» по результатам которой было выявлено, что фактически данное общество не находится по зарегистрированному адресу. На основании данного обстоятельства в соответствии с вышеизложенными положениями законодательства ИФНС России по Дзержинскому району г. Волгограда осуществила процедуру исключения общества из ЕГРЮЛ . Положения статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ направлены на исключение из реестра юридических лиц, фактически прекративших свою деятельность. Поскольку из анализа положений ст. 21.1 Закона о государственной регистрации следует, что исключение юридического лица из ЕГРЮЛ является правом регистрирующего органа; наличие совокупности признаков, изложенных в подпункте «б» пункта 5 ст. 21.1 указанного
Решение № 920003-01-2021-001130-53 от 24.11.2021 Севастопольского городского суда (город Севастополь)
на постановление должностного лица были проверены судьей районного суда в соответствии с положениями статьи 30.6 КоАП РФ, им дана надлежащая правовая оценка, выводы которой аргументированы и мотивированы. В частности, вывод судьи районного суда о том, что положения Федерального закона № 294-ФЗ не применимы при проверке достоверности сведений, включаемых или включенных в единый государственный реестр юридических лиц, вопреки доводам жалобы, является верным, поскольку в данном случае применяются положения Федерального закона от 08 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Утверждения Ахеева Э.А. о том, что на момент проведения проверки юридическое лицо ООО «<данные изъяты>» фактически находилось по адресу, указанному в ЕГРЮЛ , не нашли своего подтверждения в ходе производства по делу об административном правонарушении и рассмотрении жалоб, и опровергаются представленными в дело доказательствами, которыми достоверно установлено, что указанное юридическое лицо не находилось по заявленному адресу его местонахождения, что подтверждается, в том числе неполучением ООО «Альянссевстрой»
Решение № 21-50/19 от 09.04.2019 Рязанского областного суда (Рязанская область)
следует, что юридическое лицо в течение трех рабочих дней с момента изменения сведений об адресе (месте нахождения) юридического лица обязано сообщить об этом в регистрирующий орган по месту своего нахождения. Как следует из материалов дела, 1 августа 2018 года на основании положений п.4.2 ст.9 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» МИФНС России №2 по Рязанской области была проведена проверка достоверности сведений, внесенных в ЕГРЮЛ в отношении ООО «<скрыто>», в результате которой установлено, что данное юридическое лицо не находится по адресу, сведения о котором содержатся в ЕГРЮЛ : <адрес> (вывески или другой информации об ООО, равно как и признаков осуществления им финансово-хозяйственной деятельности по данному адресу обнаружено не было). Указанное свидетельствует о нарушении директором общества требований п.5 ст.5 Федерального закона от 8 августа 2001 года №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» поскольку не были представлены документы об изменении сведений об адресе (месте нахождения) организации. Разрешая
Решение № 2А-1226/2023 от 11.07.2023 Самарского районного суда г. Самары (Самарская область)
руководителя) - ООО "САМАРАТРАНССЕРВИС" ИНН 6316179595 на сумму НДС 7 960 235,68 руб. (от ДД.ММ.ГГГГ Сведения недостоверны (заявление физического лица о недостоверности сведений о нем), от ДД.ММ.ГГГГ внесена запись в ЕГРЮЛ о недостоверности в части юридического адреса. - ООО "ВЕНТО" ИНН 6321421139 на сумму НДС 7 214 582,01 руб. (От ДД.ММ.ГГГГ Сведения недостоверны в отношении руководителя/учредителя (результаты проверки достоверности содержащихся в ЕГРЮЛ сведений о юридическом лице), так же от ДД.ММ.ГГГГ внесена запись в ЕГРЮЛ о недостоверности в части юридического адреса. От ДД.ММ.ГГГГ Регистрирующим органом принято решение о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ (наличие в ЕГРЮЛ сведений о юридическом лице, в отношении которых внесена запись о недостоверности). - ООО "ФИО12К." ИНН 6318243888 на сумму НДС 7 048 163,35 руб. (От ДД.ММ.ГГГГ Сведения недостоверны (результаты проверки достоверности содержащихся в ЕГРЮЛ сведений о юридическом лице) - ООО "МЕНСАЛЬ СК" ИНН 6312153211 на сумму НДС 6 834 338,19 руб. (От ДД.ММ.ГГГГ Сведения недостоверны
Кассационное определение № 88А-2895/2022 от 02.02.2022 Второго кассационного суда общей юрисдикции
области, проводившим осмотр, а также понятыми. В соответствии с пунктом 6 статьи 11 Федерального закона N 129-ФЗ в случае, если по результатам проведения проверки достоверности сведений, включенных в единый государственный реестр юридических лиц, установлена недостоверность содержащихся в нем сведений о юридическом лице, предусмотренных подпунктами "в", "д" и (или) "л" пункта 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, регистрирующий орган направляет юридическому лицу, недостоверность сведений о котором установлена, а также его учредителям (участникам) и лицу, имеющему право действовать без доверенности от имени указанного юридического лица (в том числе по адресу электронной почты указанного юридического лица при наличии таких сведений в едином государственном реестре юридических лиц), уведомление о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений (далее - уведомление о недостоверности). Как следует из материалов дела основанием для внесения в ЕГРЮЛ записи о недостоверности сведений об адресе ТСН «Рабочий поселок» за ГРН 2196820176023 явилась информация, поступившая из МИФНС России №9 по Тамбовской области. На