ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Публичные слушания - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Апелляционное определение № 20-АПА19-6 от 18.07.2019 Верховного Суда РФ
статьей. В соответствии с пунктами 1, 2 части 2 указанной статьи основаниями для рассмотрения главой местной администрации вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки, в том числе являются: несоответствие правил землепользования и застройки генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа, схеме территориального планирования муниципального района, возникшее в результате внесения в такие генеральные планы или схему территориального планирования муниципального района изменений, а также поступление предложений об изменении границ территориальных зон, изменении градостроительных регламентов. Публичные слушания по проекту правил землепользования и застройки проводятся комиссией в порядке, определяемом уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, в соответствии со статьей 28 настоящего Кодекса и с частями 13 и 14 настоящей статьи (часть 12 статьи 31 Градостроительного кодекса). В силу пункта 14 статьи 31 Градостроительного кодекса в случае подготовки изменений в правила землепользования и застройки в части внесения изменений в градостроительный регламент, установленный для конкретной территориальной зоны, общественные
Апелляционное определение № 75-АПА19-4 от 04.04.2019 Верховного Суда РФ
противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации. Проект планировки территории и проект межевания территории являются документами по планировке территории (часть 5 статьи 41 ГрК РФ). Принятию органом местного самоуправления поселения, городского округа решения об утверждении проекта планировки территории и проекта межевания территории в силу положений части 5 статьи 46 ГрК РФ в обязательном порядке должны предшествовать публичные слушания , на которых обсуждается соответствующий проект нормативного правового акта. В целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства публичные слушания по проекту планировки территории и проекту межевания территории проводятся с участием граждан, проживающих на территории, применительно к которой осуществляется подготовка проекта ее планировки и проекта ее межевания, правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на указанной территории, лиц, законные интересы которых могут
Апелляционное определение № 78-АПА19-7 от 15.05.2019 Верховного Суда РФ
г. № 257, устанавливающими аналогичные требования в части обеспечения местами в дошкольных образовательных учреждениях (исходя из расчета на 1000 жителей - 61 место с радиусом обслуживания 300 м). Оспариваемым постановлением предусмотрено размещение многоквартирных жилых домов со встроенными коммерческими детскими дошкольными учреждениями на 30 мест в каждом (на участках с условными номерами 23 (Институтский пр., д. 16, корп. 1) и 87 (Светлановский пр., д. 15). Проект планировки и проект межевания территории противоречат обосновывающим материалам, на публичные слушания не выносились. Решением Санкт-Петербургского городского суда от 3 декабря 2018 г. административное исковое заявление удовлетворено частично: Постановление № 1602 признано не действующим со дня вступления в законную силу судебного акта в части земельного участка с кадастровым номером 78:36:0005353:8, условный номер 87, расположенного по адресу: Санкт- Петербург, Светлановский пр., д. 15, литера А, а также в части земельного участка с кадастровым номером 78:0005353:5, условный номер 35, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, ул. Орбели, д. 27, корп.
Апелляционное определение № 11-АПА19-15 от 08.08.2019 Верховного Суда РФ
Суда Республики Татарстан от 16 апреля 2019 г. административное исковое заявление удовлетворено: Генеральный план признан не действующим со дня его принятия. В апелляционной жалобе исполнительный комитет Болынеключинского сельского поселения Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан просит отменить решение суда, как незаконное и необоснованное, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении административного искового заявления. В обоснование доводов указывает, что в судебные заседания были представлены подтверждающие проведение публичных слушаний документы. Поскольку Болыпеключинское сельское поселение является малочисленным, публичные слушания были проведены в самом крупном населенном пункте, при этом объявления о предстоящих публичных слушаниях были вывешены на информационных стендах во всех населенных пунктах, следовательно, их жители были соответствующим образом уведомлены. Проект Генерального плана имелся в общем доступе, был размещен на сайте Федеральной государственной информационной системы территориального планирования, находился в здании исполнительного комитета Болынеключинского сельского поселения Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан. Полный пакет документов по принятию Генерального плана прошел согласование с профильными министерствами и органами
Определение № 5-КГ19-140 от 06.08.2019 Верховного Суда РФ
местного самоуправления поселения или органа местного самоуправления городского округа, до их утверждения подлежат обязательному рассмотрению на публичных слушаниях (часть 5). Порядок организации и проведения публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений настоящей статьи (часть 6). В целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства публичные слушания по проекту планировки территории и проекту межевания территории проводятся с участием граждан, проживающих на территории, применительно к которой осуществляется подготовка проекта ее планировки и проекта ее межевания, правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на указанной территории, лиц, законные интересы которых могут быть нарушены в связи с реализацией таких проектов (часть 7). При проведении публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории всем заинтересованным лицам должны быть обеспечены равные возможности для
Постановление № А67-1618/14 от 10.02.2015 АС Западно-Сибирского округа
и застройки Комиссия по вопросам землепользования и застройки потратила только один день и еще до официальной публикации распоряжения от 25.02.2014 № р122 (состоявшейся 27.02.2014) направила проекты изменений главе муниципального образования. В связи с тем, что сведения о принятии решения о внесении изменений в Правила землепользования и застройки г. Томска опубликованы не были, ЗАО «ДЗиС» было полностью лишено возможности реализовать свое право на подачу предложений по проекту внесения изменений. Комиссия по вопросам землепользования и застройки публичные слушания не проводила, из всего ее состава на публичных слушаниях присутствовали два человека, что не отрицалось и представителем администрации. Общество полагает, что администрацией не представлено ни одного доказательства того, что на момент издания постановления № 151 существовала именно общественно значимая проблема ЗАО «ДЗиС» считает, что настоящим постановлением нарушается охраняемый законом интерес юридического лица – это интерес собственника земельного участка защитить земельный участок, который ЗАО «ДЗиС» использует для своей предпринимательской деятельности в настоящее время и намерен
Постановление № А32-16017/14 от 18.02.2015 АС Северо-Кавказского округа
в пользу Бенклиева Е.А. взыскано 2 тыс. рублей расходов по уплате государственной пошлины. Судебные инстанции установили, что на основании договора от 05.08.2011 № 4900006920 Бенклиеву Е.А. для размещения магазина продовольственных товаров предоставлен в аренду находящийся в муниципальной собственности земельный участок с кадастровым номером 23:49:0205014:159 площадью 300 кв. м по адресу: г. Сочи, Центральный район, ул. Абрикосовая, 14. По обращению заявителя о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объекта капитального строительства назначены публичные слушания , по результатам которых комиссией по подготовке Правил землепользования и застройки муниципального образования город-курорт Сочи главе администрации рекомендовано принять решение о предоставлении Бенклиеву Е.А. разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объекта капитального строительства на земельном участке с кадастровым номером 23:49:0205014:159 в части увеличения максимального коэффициента застройки (до 57%), уменьшения минимального коэффициента озеленения (до 24%), уменьшения минимального отступа от границ земельного участка (по фронту ул. Абрикосовая – по красной линии улицы; по границе
Постановление № 03АП-547/2015 от 06.03.2015 Третьего арбитражного апелляционного суда
объекты социальной инфраструктуры, располагаемые на территории микрорайона; в связи с чем правомерно учтены предложения и замечания по проекту, заявленные жителями Октябрьского района г. Красноярска при открытом обсуждении и представлении коллективных списков; - при подсчете проголосовавших «за» проект планировки суд первой инстанции не учел 46 арендаторов земельных участков, расположенных в границах территории проекта планировки; - Градостроительный кодекс Российской Федерации не устанавливает ни перечень лиц, законные интересы которых могут быть нарушены, ни критерии их определения; - публичные слушания являются составным элементом градостроительной деятельности, их результаты могут быть учтены, однако они носят рекомендательный, а не обязательный характер; - принимая оспариваемое постановление, администрация не нарушила режима использования земель, которые относятся к землям поселения. Представители Управления архитектуры и Администрации в судебном заседании поддержали доводы, изложенные в апелляционных жалобах. Заявитель представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором с апелляционной жалобой не согласился, в ее удовлетворении просил отказать. Представители заявителя в судебном заседании поддержали доводы, изложенные в
Постановление № 17АП-1451/2015 от 19.03.2015 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда
Администрация г.Ижевска, просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения. Доводы апелляционной жалобы считает необоснованными. Обращает внимание суда на то, что ООО «МИК» обращаясь в Администрацию г.Ижевска в заявлении о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования (размещение автостоянки до ста машиномест) земельного участка, расположенного в 50 метрах по направлению на север от жилого дома по ул. Локомотивной, 27 не указывал, что на земельном участке предполагается организовать автостоянку на 40 машиномест; на публичные слушания не был представлен проект размещения автостоянки, который бы предусматривал организацию автостоянки на 40 машиномест, в связи с этим Администрация г.Ижевска не могла сделать вывод, что объект не будет оказывать негативное воздействие на окружающую среду, а также нарушать права граждан в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия. В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель заявителя, ООО «МИК», Глухов В.В. поддержал доводы апелляционной жалобы, просил жалобу удовлетворить, решение отменить, поддержал заявленное в апелляционной жалобе ходатайство о приобщении к
Постановление № 03АП-6202/2015 от 03.12.2015 Третьего арбитражного апелляционного суда
обсуждения, которое проводится в форме выступления, что и позволяет прийти к выводу о необходимости регистрации участников лишь для выступления на открытом обсуждении. Следовательно, по мнению Службы, не имеет значения способ получения Комиссией предложений и замечаний по Проекту планировки и межевания территории жилого района «Агроуниверситет» по ул. Елены Стасовой в Октябрьском районе г. Красноярске (далее – Проект), поскольку в силу пункта 5 статьи 7 Положения все поступившие предложения и замечания по проекту (вопросу), вынесенному на публичные слушания , регистрируются и вносятся в протокол публичных слушаний (вне зависимости от способа их поступления в Комиссию). - Пунктом 6 статьи 7 Положения определены случаи, в которых предложения и замечания не включаются в протокол публичных слушаний, в перечень которых не входит отсутствие регистрации физических лиц на открытом обсуждении. - Как следует из решения суда первой инстанции, в протокол публичных слушаний обоснованно не были включены предложения 56 лиц по причине отсутствия в них информации о дате
Решение № 3А-144/2022 от 07.07.2022 Томского областного суда (Томская область)
может в будущем нарушать или иным образом затрагивать их права, свободы и законные интересы, поскольку застройка земельного участка многоквартирными домами без заранее утвержденной социальной инфраструктуры, решение вопроса с транспортной доступностью, пожарной безопасностью напрямую затронут права и интересы административных истцов. Полагали, что оспариваемый нормативный правовой акт является незаконным в связи с нарушением процедуры его принятия. Согласно пункту 11 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации при подготовке генерального плана в обязательном порядке проводятся общественные обсуждения или публичные слушания . Процедура проведения публичных слушаний определена статьей 5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Советом Зональненского сельского поселения, проводившим публичные слушания, организация и проведение публичных слушаний была нарушена, следовательно, не соблюдены гарантии прав населения в решении вопросов местного значения. Так, нарушен срок проведения публичных слушаний, предусмотренных подпунктом 1 пункта 8 статьи 5.1, пунктом 8 статьи 28 Градостроительного кодекса Российской Федерации. 30 ноября 2020 года Совет Зональненского сельского поселения, рассмотрев заявление АО «ТДСК» от 26.11.2020, решил назначить
Решение № КОПИ от 20.03.2019 Центрального районного суда г. Новокузнецка (Кемеровская область)
Вход в здание осуществляется на основании служебных удостоверений, постоянных, временных или разовых пропусков. Пушкарев В.Н. обратился в кабинет по выдаче пропусков с целью пройти на данное мероприятие, организуемое Новокузнецким городским Советом народных депутатов. Работник кабинета по выдаче пропусков пояснила Пушкареву В.Н., что она не выдает разовые пропуска на публичные мероприятия и заявки на публичные мероприятия передаются на Пост № через который и осуществлялся вход в здание администрации на публичные мероприятия. О том, что все публичные слушания проходят в Большом зале, административный истец знал без оформления разовых пропусков, что следует из его искового заявления. Административный истец, тем не менее, прошел на Пост № и попросил пропустить на публичные слушания, сотрудник Поста № отказывается его пропустить, в виду того, что у административного истца не было документа, дающего право на проход в здание. Административный истец через Пост № в 13:58:43 звонит в приемную Совета по телефону 32-29-97, так как это факс, то на
Решение № 2А-2307/19 от 12.03.2019 Вологодского городского суда (Вологодская область)
А.В., Кряжев С.Н., Родичев Е.С., Магарев И.В., Крутиков И.С., Мокрушина З.В., Морозов Р.В., Давыдов Н.Н., Лапин Е.В., Тарасов Д.В., Смирнова О.В. обратились в суд с иском, мотивируя тем, что пунктом 1 Постановления Главы г. Вологды от 25.09.2018 №476 «О назначении публичных слушаний по проекту решения Вологодской городской Думы «О внесении изменений в решение Вологодской городской Думы от 26 июня 2009 года № 72 «Об утверждении Правил землепользования и застройки города Вологды», постановлено провести указанные публичные слушания по инициативе Главы г. Вологды 07 декабря 2018 года в 17 часов 00 минут по адресу: г. Вологда, ул. Ленина, д. 17, 2 этаж, актовый зал. Функции организации и проведения публичных слушаний возложены на Комиссию по Правилам землепользования и застройки г. Вологды. Пунктом 4 Постановления Главы г. Вологды от 25.09.2018 № 476 утвержден «Порядок приема письменных предложений и (или) замечаний по проекту решения Вологодской городской Думы «О внесении изменений в решение Вологодской городской Думы