ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Расследование авиационных инцидентов - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Статья 6.
с нормативными правовыми актами Республики Беларусь с привлечением сил и средств российской авиационной базы. 10. В случае авиационного происшествия с воздушным судном Российской Федерации на территории Республики Беларусь расследование авиационного происшествия осуществляется в соответствии с Соглашением о сотрудничестве в области расследования авиационных происшествий с государственными воздушными судами государств - участников Содружества Независимых Государств от 20 ноября 2009 г. Авиационные инциденты с воздушными судами российской авиационной базы расследуются в соответствии с инструкцией по порядку расследования авиационных инцидентов с воздушными судами Российской Федерации, произошедших на территории Республики Беларусь, разработанной уполномоченным органом Российской Стороны и согласованной уполномоченным органом Белорусской Стороны. Авиационный инцидент с воздушными судами Республики Беларусь и Российской Федерации расследуется в соответствии с авиационными правилами Республики Беларусь с привлечением представителей уполномоченного органа Российской Стороны. 11. Порядок и условия предоставления российской авиационной базе авиационных полигонов Белорусской Стороны на безвозмездной основе определяются уполномоченными органами Сторон. 12. Специальное оборудование, а также макеты и мишени,
Определение № 303-КГ16-7680 от 22.07.2016 Верховного Суда РФ
общества «Авиакомпания «Якутия» (г. Якутск; до переименования – открытое акционерное общество «Авиакомпания «Якутия»; далее – общество, заявитель) на решение Арбитражного суда Магаданской области от 15.10.2015 по делу № А37-1328/2015, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 26.01.2016, постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 04.05.2016 по тому же делу по заявлению общества о признании незаконным бездействия Северо-Восточного межрегионального территориального управления воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта (далее –управление), выразившегося в не организации и не проведении расследования авиационного инцидента с воздушным судном Boeing 757-200 VP-BFG, выполнявшего рейс SYL-732 21.06.2013 по маршруту Анадырь – Москва (Внуково), и об обязании управления организовать и провести расследование авиационного инцидента, при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Межрегионального территориального управления воздушного транспорта Центральных районов Федерального агентства воздушного транспорта, установил: решением Арбитражного суда Магаданской области от 15.10.2015, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 26.01.2016 и постановлением Арбитражного
Определение № 309-ЭС15-14467 от 23.11.2015 Верховного Суда РФ
составляет один год. Судами установлено, что в соответствии с заключенным сторонами договором на обеспечение работоспособности двигателей от 30.11.2004 № 651/01-1227-04 исполнитель (ответчик) в рамках исполнения обязательств отвечает, в том числе за производственные недостатки двигателей и их комплектующих вне зависимости от того, являются ли его комплектующие покупными или не являются. Учитывая, что причина возникновения поломки двигателя (производственный дефект), обеспечение работоспособности которого возложено на ответчика и надлежаще им не осуществлено, установлена в отчете по результатам расследования авиационного инцидента от 20.012013, определение судами начала течения срока исковой давности с названной даты соответствует статье 200 Гражданского кодекса Российской Федерации, а признание срока соблюденным истцом является обоснованным. Руководствуясь статьями 291.6, 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья Верховного Суда Российской Федерации определил: отказать открытому акционерному обществу «Пермский Моторный Завод» в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации. Судья Верховного Суда Российской Федерации Н.А. Ксенофонтова
Определение № А63-14013/20 от 29.10.2021 Верховного Суда РФ
и стоянки гражданских воздушных судов», утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 25.08.2015 № 262, суды признали доказанным наличие убытков и причинно-следственной связи между ними и действиями ответчика, и удовлетворили иск. Суды установили, что обязанность аэропорта по обеспечению орнитологической безопасности полетов установлена нормативно, следует из конвенционных обязательств Российской Федерации в сфере международной гражданской авиации, предусмотрена условиями договора аэропорта с авиаперевозчиком. Факт столкновения воздушного судна с птицей подтверждается отчетом от 20.09.2018, составленным по результатам расследования авиационного инцидента . Подписание авиаперевозчиком без замечаний акта об оказании услуг в отношении спорного рейса не лишает авиаперевозчика и страховую компанию в порядке суброгации ссылаться на выявленное впоследствии повреждение воздушного судна при условии обоснования причины и момента возникновения таких повреждений. Ответчик в нарушение правил, установленных статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не представил доказательств надлежащего исполнения обязательств с той степенью заботливости и осмотрительности, которая требовалась от него по характеру обязательства и условиям оборота. Приведенные
Постановление № А55-14717/15 от 17.05.2016 АС Самарской области
и объекты обеспечения полетов воздушных судов; изучать все вопросы разработки, испытаний, производства, эксплуатации и ремонта потерпевшего бедствие воздушного судна. Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.06.1998 № 609 утверждены Правила расследования авиационных происшествий и инцидентов с гражданскими воздушными судами в Российской Федерации» (далее – Правила расследования авиационных происшествий). В силу пункта 1.1.3 Правил расследования авиационных происшествий, требования данного нормативного акта являются обязательными для всех субъектов правоотношений, на которых распространяется действие воздушного законодательства Российской Федерации. Расследование авиационных инцидентов с воздушными судами Российской Федерации в соответствии с пунктом 3.1.1 данных Правил организует и проводит Росавиация и ее региональные органы с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и организаций Российской Федерации. В соответствии с пунктом 22 Федеральных авиационных правил «Положение о порядке допуска к эксплуатации единичных экземпляров воздушных судов авиации общего назначения», утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 17.04.2003 № 118, при наличии информации о нарушении правил по эксплуатации, а также летной
Постановление № 19АП-4734/2022 от 06.09.2022 Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда
Соответственно, как верно указано судом области, при наличии случая столкновения воздушного судна с птицами мероприятия по орнитологическому обеспечению безопасности полетов являются недостаточными. Освобождение аэропорта от ответственности в случае столкновения воздушного судна с одиночными птицами, внезапно появившимися и т.п. не предусмотрено, поскольку законодательно закреплена обязанность аэропорта предотвратить все потенциально возможные столкновения воздушного судна с птицами. Как правильно указал суд первой инстанции, отчет по результатам расследования авиационного инцидента от 31.05.2019, подготовленный государственным органом, уполномоченным на расследование авиационных инцидентов , который не связан ни с одной из сторон расследования, является достаточным и достоверным доказательством, подтверждающим факт ненадлежащего осуществления ответчиком своих обязательств, в частности, мероприятий по орнитологическому обеспечению полетов. Ответственность за данный авиационный инцидент возлагается на ООО «Международный Аэропорт Белгород», поскольку установлено, что столкновение воздушного судна с птицей произошло в зоне ответственности аэропорта «Белгород». Ненадлежащее исполнение ответчиком обязанности по орнитологическому обеспечению полетов в данном случае привело к авиационному инциденту, повлекшему причинение убытков. Иного
Постановление № А06-146/16 от 28.03.2017 АС Астраханской области
которые это лицо должно будет произвести для восстановления нарушенного права (пункт 2 статьи 15 ГК РФ). Необходимость таких расходов и их предполагаемый размер должны быть подтверждены обоснованным расчетом, доказательствами. Удовлетворяя исковые требования о возмещении истцу убытков, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что факт ненадлежащего осуществления ответчиком мероприятий по обеспечению орнитологической безопасности полетов на территории аэродрома подтвержден имеющимися в деле доказательствами, в том числе, отчетом от 26.06.2014, подготовленным органом, уполномоченным на расследование авиационных инцидентов , а также экспертным заключением. В соответствии с положениями статей 309 и 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. В силу пункта 1 статьи 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а
Постановление № А72-8228/19 от 13.11.2019 Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда
УБП ООО «Авиакомпания Волга-Днепр» от 16.01.2019. Грубое приземление является авиационным событием, подлежащим расследованию согласно п.31 приложения 1 к Правилам расследования авиационных происшествий и инцидентов с гражданскими воздушными судами в Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.06.1998 № 609 (ПРАПИ-98). В соответствии с п.п.5.4.7, 6.6 Положения о Федеральном агентстве воздушного транспорта (Росавиации), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 396, Росавиация осуществляет ведение учета авиационных происшествий и инцидентов, организует и проводит расследование авиационных инцидентов . В соответствии с п. 20 Федеральных авиационных правил «Экземпляр воздушного судна. Требования и процедуры сертификации», утвержденных приказом Минтранса РФ от 16.05.2003 № 132, заявитель (держатель) сертификата летной годности незамедлительно информирует уполномоченный орган в области гражданской авиации или его территориальный орган, выдавший сертификат летной годности, об инцидентах и авиационных происшествиях. Руководство по производству полетов ООО «Авиакомпания Волга-Днепр» (РПП), утвержденное исполнительным президентом общества 18.09.2014, согласованное ФАВТ (Росавиацией) 24.09.2014, содержит раздел 13.4 «Действия персонала и
Решение № 7-380/2012 от 27.11.2012 Новосибирского областного суда (Новосибирская область)
Данное событие попадает под формулировку авиационный инцидент и в соответствии с пунктом 1 « Отрыв или открытие в полете дверей, люков, трапов, капотов или обтекателей» приложения № « Перечень событий, подлежащих расследованию в эксплуатации» Правил расследования авиационных происшествий и инцидентов с гражданскими воздушными судами в Российской Федерации( ПРАПИ -98), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, и подлежит расследованию. Расследование осуществляется уполномоченными органами, на которые возложены эти полномочия. Согласно пункта 3.1.1 ПРАПИ-98 расследование авиационных инцидентов с воздушными судами Российской Федерации и воздушными судами иностранных государств на территории Российской Федерации организует и проводит ФАС ( федеральная авиационная служба) России и ее региональные органы с учетом заинтересованных федеральных органов исполнительных власти и организаций Российской Федерации. ФАС России формирует и назначает комиссию по расследованию авиационного инцидента. В исключительных случаях, согласно пункта 3.4.4 ПРАПИ-98, разрешается перегонка воздушного судна на базовый аэродром до завершения расследования инцидента. При этом составляется технический акт о состоянии
Решение № 360032-01-2020-000405-38 от 26.08.2020 Рамонского районного суда (Воронежская область)
внимание по причине бездоказательности. Кроме того, повреждение шин зафиксировано в техническом акте от 31.01.2020. Изложенная в этом акте информация ФИО1 не опровергнута. Также им не приведено доводов, обосновывающих необходимость замены второго колеса, которое по доводам заявителя не было повреждено и приспущено. В соответствии с требованиями пункта 3.1.1. Правил расследования авиационных происшествий и инцидентов с гражданскими воздушными судами в Российской Федерации (далее ПРАПИ-98), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июня 1998 № 609, расследование авиационных инцидентов с воздушными судами Российской Федерации и воздушными судами иностранных государств на территории Российской Федерации организует и проводит ФАС России и ее региональные органы с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и организаций Российской Федерации. В соответствии с этим ФАС России формирует и назначает комиссию по расследованию авиационного инцидента. В силу п. 3.4.3 указанных Правил, работа комиссии по расследованию авиационного инцидента осуществляется по плану. Исследования объектов авиационной техники (проверка их работоспособности), эксперименты на месте
Решение № 12-284/2018 от 13.06.2018 Октябрьского районного суда г. Иркутска (Иркутская область)
также из других достоверных источников (информация МЧС России, правоохранительных органов, организаций гражданской авиации, эксплуатантов и экипажей воздушных судов, средств объективного контроля и т.п.) лежит на руководителе территориального органа Росавиации, в зоне ответственности которого произошло авиационное событие, и руководителе организации (эксплуатанте) в зоне ответственности (с воздушным судном которого) произошло авиационное событие. Окончательное решение о классификации авиационного события принимает Управление инспекции по безопасности полетов Росавиации. В подразделе 3.1.1 раздела 3.1 «Организация расследования» главы III « Расследование авиационных инцидентов » ПРАПИ-98 определено, что «расследование авиационных инцидентов с воздушными судами Российской Федерации.. . организует и проводит ФАС России и ее региональные органы с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и организаций Российской Федерации. В соответствии с этим, ФАС России формирует и назначает комиссию по расследованию авиационного инцидента». Информация о не включении реверса левого двигателя была получена в ходе проведения внеплановой выездной проверки в период с по 24.10.2017: при изучении пономерной документации воздушного судна
Решение № 2-5813/19 от 14.06.2019 Якутского городского суда (Республика Саха (Якутия))
обусловленное отклонениями от нормального функционирования воздушного судна, экипажа, служб управления и обеспечения полетов, воздействием внешней среды, могущее оказать влияние на безопасность полета, но не закончившееся авиационным происшествием. Перечень событий, подлежащих расследованию в эксплуатации в качестве инцидентов, приведен в Приложении N 1. Согласно пункту 29 Приложения N 1 к Правилам N 609, расследованию в качестве авиационного инцидента подлежит, в том числе, касание земли крылом, лопастью винта, хвостовой пятой и т.д. при взлете или посадке. Расследование авиационных инцидентов с воздушными судами Российской Федерации и воздушными судами иностранных государств на территории Российской Федерации организует и проводит ФАС России и ее региональные органы с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и организаций Российской Федерации. В соответствии с этим ФАС России формирует и назначает комиссию по расследованию авиационного инцидента (пункт 3.1.1. Правил N 609). На основании вышеизложенного следует, что работодатель не наделен полномочиями по проведению расследований авиационных инцидентов. Приказом руководителя С (Я) МТУ Росавиации