ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Региональные нормативы градостроительного проектирования - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Апелляционное определение № 4-АПА19-12 от 17.07.2019 Верховного Суда РФ
населения (пункт 7 части 4 статьи 42 ГрК РФ). Нормативы градостроительного проектирования — совокупность установленных в целях обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека расчетных показателей минимально допустимого уровня обеспеченности объектами, предусмотренными частями 1, 3 и 4 статьи 292 ГрК РФ, населения субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и расчетных показателей максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов для населения субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (пункт 26 статьи 1 ГрК РФ). Согласно статье 292 ГрК РФ региональные нормативы градостроительного проектирования устанавливают совокупность расчетных показателей минимально допустимого уровня обеспеченности объектами регионального значения, относящимися к областям, указанным в части 3 статьи 14 названного кодекса, иными объектами регионального значения населения субъекта Российской Федерации и расчетных показателей максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов для населения субъекта Российской Федерации (часть 1). Региональные нормативы градостроительного проектирования могут устанавливать предельные значения расчетных показателей минимально допустимого уровня обеспеченности объектами местного значения, предусмотренными частями 3 и 4 названной статьи, населения муниципального
Определение № 310-КГ14-6460 от 29.06.2016 Верховного Суда РФ
выводу о том, что оспариваемое решение (отказ) администрации не соответствует требованиям статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации и нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности, и, руководствуясь статьями 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, удовлетворили заявленные обществом требования. При вынесении судебных актов суды учитывали Градостроительный план земельного участка от 18.09.2013 № RU36302000-0000000000003116, Правила землепользования и застройки городского округа город Воронеж, утвержденные решением Воронежской городской Думы от 25.12.2009 № 384-II, региональные нормативы градостроительного проектирования , утвержденные приказом Управления Архитектуры градостроительства Воронежской области от 17.04.2008 № 9-п, Планировку жилых, общественно-деловых и рекреационных зон городского округа город Воронеж, утвержденную постановлением администрации 26.07.2010 № 650, а также часть 2 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой предельные параметры разрешенного строительства спорного объекта установлены применительно к территориальной зоне, а не к земельному участку. Утверждение заявителя о незаконности экспертного заключения, фактически сводится к несогласию с его результатами. В ходе
Кассационное определение № 42-КАД20-2 от 21.10.2020 Верховного Суда РФ
в целях обеспечения доступа инвалидов к объекту общественного питания, и, соответственно, выполнения требования, закрепленного в подпункте «в» пункта 3 части 7 статьи 51 ГрК РФ и предусматривающего отражение в проектной документации разделов, содержащих решения и мероприятия, направленные на обеспечение доступа инвалидов к объекту капитального строительства. В решении суда также правильно указано, что у Авьюсовой Д.В. при обращении за выдачей разрешения на строительство отсутствовала обязанность предусмотреть в проектной документации стоянку для легковых автомобилей, поскольку Региональные нормативы градостроительного проектирования Республики Калмыкия, утвержденные приказом Министерства по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия от 14 июня 2018 г. № 133-п, на тот момент опубликованы не были. Удовлетворяя административное исковое заявление, суд первой инстанции, с выводами которого согласились судебные коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Калмыкия и Четвертого кассационного суда общей юрисдикции, указал, что поскольку земельный участок, планируемый к застройке, согласно Генеральному плану города Элисты, утвержденному решением Элистинского городского Собрания от 1 июля
Определение № А70-7715/2021 от 15.09.2022 Верховного Суда РФ
сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01.89» при размещении новой жилой застройки в кварталах сложившейся застройки места для хранения автомобилей должны быть предусмотрены в границах земельных участков жилых домов. Число мест устанавливается региональными нормативами градостроительного проектирования и принимается по заданию на проектирование. Применяемые на территории горда Тюмени расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности объектами местного значения города Тюмени и максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов с обоснованием указанных расчетных показателей соответствуют установленных в Региональных нормативах градостроительного проектирования , утвержденных постановлением Правительства Тюменской области, за исключением расчетных показателей в области размещения транспортных средства, указанных в пункте 4 Решения Тюменской городской Думы №243 от 25.12.2014. Как утверждает ответчик, при разработке проектной документации ОАО «Тюменская домостроительная компания» якобы разместила парковочные места на земельном участке, который в настоящее время является собственностью истца. Однако, по данным Федеральной службы кадастра и картографии по состоянию на 18.08.2010 в ЕГРЮН внесена запись об аренде, арендодатель -Российская Федерация, арендатор
Определение № 307-ЭС22-16310 от 22.09.2022 Верховного Суда РФ
расположенного по адресу: город Тверь, улица Коминтерна, кадастровый номер земельного участка 69:40:0400095:2242 (далее - объект), приложив к нему необходимый комплект документов. Решением, изложенным в письме от 16.06.2021 N 2584-МК, Управление отказало в выдаче разрешения на строительство, указав следующее: - не представлены документы на пользование земельным участком с кадастровым номером 69:40:0400095:60, на котором предусмотрено озеленение; - не соблюдено минимально допустимое расстояние от окон жилых и общественных зданий до детских и спортивных площадок (пункт 103 Региональных нормативов градостроительного проектирования Тверской области, утвержденных постановлением Правительства Тверской области от 18.11.2019 N 455-пп, далее - РНГП N 455-пп); - норматив площади спортплощадки при расчете площади нормируемых элементов дворовой территории уменьшен на 50%; - расчет количества машино-мест выполнен с нарушением пунктов 43, 44, 47 РНГП N 455-пп; - парковки автомобилей в пределах придомовой территории размещены на расстоянии менее 15 м от фасада жилого здания, чем нарушен пункт 45 РНГП N 455-пп". Не согласившись с указанным решением,
Постановление № А12-14272/2008 от 27.04.2009 АС Поволжского округа
размещение нестационарных объектов мелкорозничной сети. Однако указанный раздел вступил в силу с 01.10.2008, то есть после обращения ООО «Континент и К» в администрацию с соответствующим заявлением. Постановление администрации города Волгограда от 08.08.2002 № 262 «О дополнительных мерах по упорядочению размещения объектов мелкорозничной торговли, общественного питания, бытового обслуживания на территории Волгограда» предусматривает при определенных условиях возможность размещения объектов предприятий мелкорозничной торговли, общественного питания, бытового обслуживания на землях общего пользования за красными линиями застройки. Временные региональные нормативы градостроительного проектирования Волгоградской области, утвержденные постановлением главы администрации Волгоградской области от 05.09.2007 № 1574, не исключают возможности размещения в пределах красных линий на участках улично-дорожной сети отдельных объектов транспортной инфраструктуры, автосервиса, мелкорозничной торговли (пункт 4.11 Нормативов). Исходя из перечисленных выше норм, заинтересованное лицо вправе обратиться за разрешением на размещение нестационарных объектов мелкорозничной сети, получить данное разрешение при условии предоставления последним необходимых документов. В выдаче разрешения может быть отказано в случаях, перечисленных в пункте 6.4 указанного
Постановление № А45-22362/16 от 06.12.2017 АС Западно-Сибирского округа
предусмотренные статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации основания внесения изменений в разрешение на строительство не являются исчерпывающими. Так, частью 7 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации допускается отклонение параметров объекта капитального строительства (высоты, количества этажей, площади, объема) от проектной документации, если необходимость отклонения выявилась в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта такого объекта. По смыслу названной нормы причины, повлекшие изменение проектной документации, должны быть объективными. Постановлением Правительства Новосибирской области от 12.08.2015 № 303-п утверждены региональные нормативы градостроительного проектирования Новосибирской области, в соответствии с которыми обеспеченность местами для хранения автомобилей принимается в границах земельного участка для жилых домов не менее 50 % от расчетного количества. Остальные парковочные места допускается размещать в других местах с пешеходной доступностью не более 150 м с учетом фактической и планируемой обеспеченности местами для хранения автомобилей всех объектов микрорайона (квартала). В случае проектирования и строительства жилых домов со встроенными, встроенно-пристроенными, подземными автостоянками не менее 15 % от расчетных
Постановление № А57-33988/20 от 18.01.2021 АС Поволжского округа
объекта в нарушение региональных нормативов градостроительного проектирования Саратовской области, утвержденных постановлением Правительства Саратовской области от 25.12.2017 № 679-П, составляет 25 этажей (тогда как не должна превышать, не более 10). Суды первой и апелляционной инстанции, исследовав и оценив представленные в материалы дела документы по правилам статьи 71 АПК РФ, пришли к правомерному выводу о том, что данное основание является необоснованным, при этом суды руководствовались следующим. Постановлением Правительства Саратовской области от 25.12.2017 № 679-П утверждены региональные нормативы градостроительного проектирования Саратовской области. Предельно допустимая этажность объектов жилого, социального, общественного, религиозного, производственного назначения в населенных пунктах Саратовской области определяется в соответствии с таблицей 1.1.10 (1) нормативов № 679-П. Согласно указанной таблице в редакции нормативов № 679-П от 16.12.2019, действовавшей на момент обращения общества в уполномоченный орган с заявлением о внесении изменений в разрешение на строительство (11.06.2020), а так же на момент вынесения оспариваемого отказа (18.06.2020), для города с населением свыше 100 тыс. человек, этажность
Постановление № А70-14874/2021 от 07.06.2022 АС Западно-Сибирского округа
пункту 2 статьи 401 ГК РФ лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство. Доводы ответчика о недоказанности истцом нарушения условий договоров о порядке подключения рекламных установок к сетям электроснабжения, рассмотрены и обоснованно отклонены судами. В силу статьи 29.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) региональные нормативы градостроительного проектирования и внесенные изменения в региональные нормативы градостроительного проектирования утверждаются исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Пунктом 3 части 2 статьи 3 Закона Тюменской области от 03.06.2005 № 385 (ред. от 17.02.2021) «О регулировании градостроительной деятельности в Тюменской области» (далее – Закон № 385) к полномочиям исполнительных органов государственной власти Тюменской области в сфере градостроительной деятельности относится утверждение региональных нормативов градостроительного проектирования. Указанные нормативы установлены постановлением № 82-п, согласно которому инженерные сети размещаются
Постановление № А57-2292/2021 от 14.07.2022 АС Поволжского округа
12 этажей, включая цокольный этаж, б/с Б - 16 этажей, включая цокольный этаж, б/с В - 26 этажей, включая цокольный этаж (тогда как не должна превышать, не более 10). Суды первой и апелляционной инстанции, исследовав и оценив представленные в материалы дела документы по правилам статьи 71 АПК РФ, пришли к правомерному выводу о том, что данное основание является необоснованным, при этом суды руководствовались следующим. Постановлением Правительства Саратовской области от 25.12.2017 № 679-П утверждены региональные нормативы градостроительного проектирования Саратовской области. Предельно допустимая этажность объектов жилого, социального, общественного, религиозного, производственного назначения в населенных пунктах Саратовской области определяется в соответствии с таблицей 1.1.10 (1) нормативов № 679-П. Согласно указанной таблице в редакции нормативов № 679-П от 16.12.2019, действовавшей на момент обращения общества в уполномоченный орган с заявлением о внесении изменений в разрешение на строительство (11.06.2020), а так же на момент вынесения оспариваемого отказа (18.06.2020), для города с населением свыше 100 тыс. человек, этажность
Решение № 3А-811/20 от 10.12.2020 Саратовского областного суда (Саратовская область)
679-П» и постановления Правительства Саратовской области от 30 июня 2020 года № 551-П в приложении пункт 2.1.10 часть первая изложена в новой редакции, часть вторая и четвертая признаны утратившими силу. Нарушения законности при издании указанных постановлений были выявлены прокуратурой Саратовской области, министерством юстиции Саратовской области. В нарушение части 4 и 10 статьи 22.1 Закона Саратовской области № 96-ЗСО «О регулировании градостроительной деятельности в Саратовской области» при издании названного постановления проект и изменения в региональные нормативы градостроительного проектирования подлежат размещению на официальном сайте Правительства области в сети «Интернет» не менее чем за два месяца до их утверждения, чего сделано не было. Согласно пункту 2.1.10 Постановления определена предельная этажность объектов жилого, социального, общественного, религиозного, производственного назначения в населенных пунктах Саратовской области, приведенная в таблице 1.1.10(1). Правительством Саратовской области в нормативном акте были установлены предельные значения допустимой этажности объектов капитального строительства для городов с населением свыше 100 000 человек, к которым относится город
Решение № 33-480/2021 от 21.12.2021 Воронежского областного суда (Воронежская область)
линий), в пределах которых размещаются основные и вспомогательные производства предприятий, с учетом санитарно-гигиенических и противопожарных требований к их размещению, грузооборота и видов транспорта, а также очередности строительства. Территория, занимаемая площадками промышленных предприятий и других производственных объектов, учреждениями и предприятиями обслуживания, должна составлять, как правило, не менее 60% всей территории промышленной зоны. Оспариваемым приказом Управления АиГ Воронежской области от 09.10.2017 № 45-01-04/115 «Об утверждении региональных нормативов градостроительного проектирования Воронежской области» постановлено: 1. Утвердить прилагаемые региональные нормативы градостроительного проектирования Воронежской области… 3. Признать утратившим силу приказ управления архитектуры и градостроительства Воронежской области от 01.11.2016 № 45-01-04/433 «Обутверждении региональных нормативов градостроительного проектирования Воронежской области». 4. Настоящий приказ вступает в силу со дня его официального опубликования. 5. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой (т. 1 л.д.13-14). Статьей 19 Правил землепользования и застройки городского округа город Воронеж в недействующей редакции решения Воронежской городской Думы от 25.12.2009 № 384-II ранее устанавливались архитектурно-строительные требования градостроительного
Решение № 2-325/2014 от 26.05.2014 Богородицкого районного суда (Тульская область)
ограждения) Царева М.С. на жилой <адрес>, в том числе на затенение дома (сокращение нормируемого обеспечения инсоляции) и заливание фундамента атмосферными осадками. В п.<данные изъяты> заключения указано, что фактически расстояние от жилого <адрес> до исследуемого забора (сплошное металлическое ограждение), расположенного на границе смежных земельных участков жилого <адрес> жилого <адрес> составляет от 2,04 м до 2,3 м, что не соответствует допустимому по п.5.3.4 СП 30-102-99 «Планировка и застройка территорий малоэтажного жилищного строительства» и п.2.5.9 « Региональные нормативы градостроительного проектирования <адрес>», которыми предусмотрено, что расстояние от жилого дома до соседнего придомового участка по санитарно-бытовым условиям должно быть не менее <данные изъяты> м. Также, исследуемая часть забора выполнена в виде сплошного металлического ограждения с усредненным показателем высоты – <данные изъяты> м, что является нарушением требования п.2.5.12 «Региональные» нормативы градостроительного проектирования Тульской области», которые регламентируют, что «Ограждение, устанавливаемое на границе с соседним земельным участком должно быть сетчатым или решетчатым и иметь высоту не более <данные
Решение № 2-390/2018 от 25.04.2018 Богородицкого районного суда (Тульская область)
42 ЗК РФ предусматривает, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в том числе соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов. В соответствии с Градостроительным кодексом РФ, Законом Тульской области от 29.12.2006 года № 785-ЗТО «О градостроительной деятельности в Тульской области», на основании ст. 34 Устава (Основного Закона) Тульской области постановлением правительства Тульской области от 3.09.2012 № 492 утверждены Региональные нормативы градостроительного проектирования Тульской области. Согласно п. 2.5.12 Региональных нормативов градостроительного проектирования, утвержденных Постановлением Правительства Тульской области от 3.09.2012 № 492, ограждение, устанавливаемое на границе с соседним земельным участком должно быть сетчатым или решетчатым с целью минимального затенения территории соседнего участка и иметь высоту не более 1,8 м. Прочие ограждения земельного участка должны иметь высоту не более 1,7 м и должны быть как сетчатыми или решетчатыми, так и сплошными (глухими) по согласованию с администрацией муниципального образования,
Решение № 2-1736/17 от 18.07.2018 Клинцовского городского суда (Брянская область)
которой было установлено, что: Расположение исследуемого строения, возводимого на земельном участке № по <адрес> относительно фактической границы с земельным участком № по <адрес> (собственники ФИО7) в независимости от возможного функционального назначения заведомо не соответствует требованиям п.7.1 СП 42.13330.2016 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», п.6.7 СП 53.13330.2011 «Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения», п. 5.3.4 СП 30-102-99 «Планировка и застройка территорий малоэтажного жилищного строительства», п.2.6.7 « Региональные нормативы градостроительного проектирования <адрес>», ст.32 «Правила землепользования и застройки на территории городского округа «<адрес>». Расположение исследуемого строения, возводимого на земельном участке № по <адрес> относительно фактической границы с земельным участком №А по <адрес> (собственник истец ФИО2) в случае использования его как: жилой дом будет не соответствовать требованиям п.7.1 СП 42.13330.2016 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», п.6.7 СП 53.13330.2011 «Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения», п. 5.3.4 СП 30-102-99