ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Регистрация прав статья - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Приказ Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 01.10.2019 N 225 (ред. от 01.09.2025) "Об утверждении Инструкции по судебному делопроизводству в апелляционных судах общей юрисдикции"
приобщаются к делу. Копия постановления об изменении меры пресечения не позднее следующего рабочего дня направляется для исполнения администрации места содержания под стражей обвиняемого. Копии протокола о принятии залога вручаются залогодателю. Копия постановления или определения суда о применении меры пресечения в виде залога недвижимого имущества, о возврате залога залогодателю или об обращении залога в доход государства, заверенная надлежащим образом, направляется уполномоченным работником аппарата суда в срок не более чем три рабочих дня в орган регистрации прав (статья 32 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"). 9.13.3. При изменении меры пресечения в отношении лица, содержащегося под стражей, на домашний арест и (или) на запрет определенных действий уполномоченным работником аппарата суда по поручению судьи вызывается в суд представитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, которому для исполнения вручается копия постановления об изменении
Приказ Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 15.12.2004 N 161 (ред. от 01.09.2025) "Об утверждении Инструкции по судебному делопроизводству в верховных судах республик, краевых и областных судах, судах городов федерального значения, судах автономной области и автономных округов"
места содержания под стражей обвиняемого. (в ред. Приказа Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 18.03.2013 N 60) (см. текст в предыдущей редакции) Копии протокола о принятии залога вручаются залогодателю. Копия постановления или определения суда о применении меры пресечения в виде залога недвижимого имущества, о возврате залога залогодателю или об обращении залога в доход государства, заверенная надлежащим образом, направляется уполномоченным работником аппарата суда в срок не более чем три рабочих дня в орган регистрации прав (статья 32 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"); (в ред. Приказа Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 09.01.2018 N 1) (см. текст в предыдущей редакции) в) при избрании названных мер пресечения в отношении лица, не содержащегося под стражей, оформление производится в порядке, указанном в подпункте "б", с вызовом в суд обвиняемого (привлеченного лица) и его поручителей. 6.25. Если по результатам предварительного слушания постановлением судьи уголовное дело
Приказ Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 09.01.2018 N 1 "О внесении изменений и дополнений в Инструкцию по судебному делопроизводству в верховных судах республик, краевых и областных судах, судах городов федерального значения, судах автономной области и автономных округов"
П. 1.4 вступает в силу с 01.06.2018 (п. 2 данного документа). 1.4. В подпункте "б" пункта 6.24 после предложения "Копии протокола о принятии залога вручаются залогодателю" дополнить предложением следующего содержания: "Копия постановления или определения суда о применении меры пресечения в виде залога недвижимого имущества, о возврате залога залогодателю или об обращении залога в доход государства, заверенная надлежащим образом, направляется уполномоченным работником аппарата суда в срок не более чем три рабочих дня в орган регистрации прав (статья 32 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости")". 1.5. В пункте 8.2: в абзаце первом исключить слова ", и срок, когда общий и запасной списки присяжных заседателей должны быть представлены в суд"; дополнить абзацем вторым следующего содержания: "В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации направляется представление председателя суда о необходимости образования округа из нескольких муниципальных образований.". 1.6. В пункте
Письмо ФГБУ "ФКП Росреестра" от 03.10.2018 N 10N-2153-МС "Для сведения и учета в работе" (вместе с <Письмом> Минэкономразвития России от 29.08.2018 N Д23и-4696 "О рассмотрении обращения")
кадастрового учета и государственной регистрации прав установлен статьей 29 Закона N 218-ФЗ и включает в себя в том числе проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных Законом N 218-ФЗ оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (в соответствии со статьей 26 Закона N 218-ФЗ) либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (статья 27 Закона N 218-ФЗ). При этом в соответствии с частью 12 статьи 29 Закона N 218-ФЗ приостановление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и (или) отказ в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав могут быть обжалованы заинтересованным лицом в суд. Заместитель директора Департамента недвижимости Д.П.РЕПИН ------------------------------------------------------------------
Кассационное определение № 5-КАД20-28 от 20.01.2021 Верховного Суда РФ
в осуществлении государственной регистрации права собственности на земельный участок на основании пунктов 3 и 5 части 1 статьи 26 и статьи 27 Федерального закона № 218-ФЗ, поскольку имеются противоречия между заявленными правами и уже зарегистрированными правами и не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав. Разрешая спор, суды пришли к выводу о том, что документы, представленные ФИО1 в Управление Росреестра по Москве в целях регистрации права собственности на земельный участок, не отвечают положениям статьи 49 Федерального закона № 218-ФЗ и пункта 9 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 137-ФЗ). Судебная коллегия считает, что данный вывод сделан в нарушение норм материального и норм процессуального права без установления всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения спора, исходя из следующего. Особенности осуществления государственной регистрации права собственности гражданина на земельный
Определение № 305-ЭС23-2969 от 25.07.2023 Верховного Суда РФ
реконструкции, проведенной иными лицами без оформления в установленном порядке разрешительной документации. Госинспекция по недвижимости 20.11.2020 в ответ на запрос Института от 26.10.2020 сообщила, что информация о спорных объектах направлена в Управление Росреестра по Москве. Институт 30.09.2020 подавал в Управление Росреестра по Москве дополнительные пояснения с приложением документов и просил осуществить государственную регистрацию перехода права собственности. Обеими сторонами сделки 07.10.2020 поданы заявления о приостановлении осуществления действий по государственной регистрации перехода права собственности. Управление Росреестра по Москве, рассмотрев заявления сторон и руководствуясь частью 1 статьи 30 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон № 218-ФЗ), приостановило государственную регистрацию права собственности до 06.04.2021 (уведомление от 07.10.2020). Институт 22.12.2020 подал в Управление Росреестра по Москве заявление о предоставлении дополнительных документов, в частности сведений с электронной площадки ЗАО «Сбербанк-АСТ» от 22.12.2020. В период с октября 2020 года по март 2021 года в отношении Института был наложен запрет на совершение
Определение № 307-ЭС21-8633 от 28.10.2021 Верховного Суда РФ
самостоятельным основанием возникновения права аренды и влечет лишь необходимость внесения изменений в записи Единого государственного реестра недвижимости (далее – ЕГРН), в связи с чем размер государственной пошлины за государственную регистрацию такого дополнительного соглашения определяется подпунктом 27 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса и составляет 1 000 рублей. Сделав указанные выводы, судебные инстанции не учли следующее. Частью 6 статьи 1 Закона № 218-ФЗ установлено, что государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 Гражданского кодекса. Согласно части 1 статьи 9 Закона № 218-ФЗ в реестр прав на недвижимость (в соответствии с частью 2 статьи 7 названного Закона входящий в состав ЕГРН) вносятся сведения о правах, об ограничениях прав и обременениях объектов недвижимости, о сделках с объектами недвижимости, если такие сделки подлежат государственной регистрации в соответствии с федеральным законом, а также дополнительные сведения,
Решение № А03-1578/2021 от 05.08.2021 АС Алтайского края
к формату таких заявлений и представляемых с ними документов в электронной форме, а также формы заявления о внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках и о местоположении на них зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, полученных в результате выполнения комплексных кадастровых работ»; - Законом № 218-ФЗ (частями 1, 2 статьи 14 основания государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав; статьи 15 лица, по заявлению которых осуществляются государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав; статья 18 представление заявления и прилагаемые к нему документы (в том числе, удостоверяющие личность), статья 21 требования к документам Закона № 218-ФЗ); - приказом Минэкономразвития России от 07.06.2017 № 278 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество» (согласно пункту 66 орган регистрации прав не вправе требовать от заявителя или его представителя: представления документов и
Решение № А51-16771/2021 от 24.02.2022 АС Приморского края
При этом, то обстоятельство, согласно которому данное основание не было положено в основу оспариваемого решения, суд во внимание не принимает исходя из того, что в рассматриваемом случае решается вопрос о принципиальной возможности предоставления указанного земельного участка обществу в испрашиваемых целях. Государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав) (статья 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»). Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости. Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Согласно разъяснениям пункта 56 Постановления
Постановление № А51-9467/20 от 05.04.2021 АС Приморского края
«Востокпрофстрой» фактически прекращено со ссылками, в том числе на судебные акты, вынесенные по делу №А51-30463/2013, правомерно отклонен судом первой инстанции и отклоняется судебной коллегией, поскольку данные судебные акты в рассматриваемом случае не могут являться основанием для юридического прекращения вещного права. Государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав) (статья 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»). Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости. Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Согласно разъяснениям пункта 56 Постановления
Постановление № 21АП-2892/2021 от 29.11.2021 Двадцати первого арбитражного апелляционного суда
Права на недвижимое имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают со дня такой регистрации в соответствии с законом. Положениями статьи 657 ГК Украины урегулировано, что договор купли-продажи земельного участка, единого имущественного комплекса, жилого дома (квартиры) или другого недвижимого имущества заключается в письменной форме и подлежит нотариальному удостоверению и государственной регистрации кроме договоров купли-продажи имущества, находящегося в имущественном залоге. Суд первой инстанции обоснованно указал, что согласно законодательству Украины, предполагались две процедуры регистрации: регистрация сделок и государственная регистрация прав (статья 182 ГК Украины). Судебной коллегией установлено, что представленный в материалы дела договор купли-продажи от 15.10.2012 года нотариально удостоверен и занесен в государственный реестр сделок, что подтверждается соответствующей выпиской из реестра, приложенной к договору и удостоверенной печатью нотариуса, а следовательно, данная сделка является зарегистрированной. Актом приема-передачи имущества от 24.10.2013 года подтверждается, что фактическая передача имущества по договору купли-продажи от 15.10.2012 была осуществлена 24.10.2013 года, при этом, сделка сторонами исполнена: покупателем уплачена выкупная стоимость имущества,
Решение № А51-338/2021 от 06.10.2021 АС Приморского края
в отношении данного земельного участка в ЕГРН зарегистрировано за ПАО «Варяг». Доказательств волеизъявления ПАО «Варяг» о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок с кадастровым номером 25:28:050024:1697 в порядке, предусмотренном статьей 53 ЗК РФ, в материалы дела не представлено. Государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав) (статья 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»). Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости. Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Исходя из сведений ЕГРЮЛ ПАО
Решение № 2-2625/2021 от 10.02.2022 Киселевского городского суда (Кемеровская область)
№ 218-ФЗ государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в ЕГРН записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в ЕГРН. Порядок осуществления государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним регламентирован нормами главы 3 Закона №218-ФЗ, устанавливающей, в том числе, требования к документам, представляемым для ее осуществления (статьи 21- 24), перечень оснований для государственной регистрации прав (статья 14), перечень лиц, по заявлению которых осуществляются государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав (статья 15), а также основания и сроки приостановления оказания государственной услуги (статьи 26, 30). Согласно пункту 5 части 2 статьи 14 Закона № 218-ФЗ основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются вступившие в законную силу судебные акты. Как установлено в судебном заседании, на основании договора мены квартиры на жилой дом от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между истцом ФИО1, действующей в своих интересах <данные изъяты> Ш., ДД.ММ.ГГГГ г.р., А., ДД.ММ.ГГГГ.р. (впоследствии после
Решение № 2-3304/2021 от 10.11.2021 Геленджикского городского суда (Краснодарский край)
право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных ГК РФ и иными законами. Порядок государственной регистрации прав на недвижимое регламентирован нормами главы 3 Закона № 218-ФЗ, устанавливающей, в том числе, требования к документам, представляемым для ее осуществления (статьи 21- 24), перечень оснований для государственной регистрации прав (статья 14), перечень лиц, по заявлению которых осуществляются государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав (статья 15), а также основания и сроки приостановления оказания государственной услуги (статьи 26, 30). Согласно части 1 статьи 14 Закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных в Законе № 218-ФЗ случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном указанным законом порядке. Пунктом 2 части 2 статьи 14 Закона № 218-ФЗ предусмотрено, что основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной
Апелляционное определение № 2А-2583/2021 от 21.10.2021 Краснодарского краевого суда (Краснодарский край)
возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества. В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 29 Закона о регистрации одним из этапов проведения государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав является проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных Законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (статья 26 Закона) либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (статья 27 Закона). С целью исправления реестровой ошибки, установленной решением Хостинского районного суда г.Сочи от 09.04.2015 года, и руководствуясь определением Хостинского районного суда г.Сочи от 24.08.2020 года, по заявлению административных истцов 06.11.2020 года кадастровым инженером ФИО4 был изготовлен межевой план по исправлению реестровой ошибки в описании местоположения границ вышеуказанного земельного участка. 11.11.2020 года межевой план был представлен с
Апелляционное определение № А-14478/2022 от 24.05.2022 Краснодарского краевого суда (Краснодарский край)
Краснодарского края от по делу №АЗ2-17; договора купли- продажи недвижимого имущества от ; акта приема- передачи от . В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 29 Закона о регистрации одним из этапов проведения государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав является проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных Законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (статья 26 Закона) либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (статья 27 Закона). При проведении правовой экспертизы представленных на государственную регистрацию документов и проверке законности документов, государственным регистратором не было выявлено нарушений действующего законодательства. Суд первой инстанции установил, что правоустанавливающие документы соответствовали требованиям действующего законодательства и у государственного регистратора не имелось оснований для отказа, предусмотренных Законом о регистрации. по результатам правовой экспертизы, представленных на государственную регистрацию документов, было
Апелляционное определение № А-18116/2022 от 09.06.2022 Краснодарского краевого суда (Краснодарский край)
отказано в государственной регистрации прав в отношении объектов недвижимости, расположенных в пределах кадастрового квартала (смежных кадастровых кварталов) 34. В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 29 Закона о регистрации одним из этапов проведения государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав является проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных Законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (статья 26 Закона) либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (статья 27 Закона). Судом первой инстанции установлено, что правоустанавливающие документы 10 соответствуют требованиям действующего законодательства и у государственного регистратора не имелось оснований для отказа в государственной регистрации права. В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 14 Федерального закона от № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются: