ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Регламент расследования причин отцепки вагонов - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Определение № 09АП-70882/18 от 10.10.2019 Верховного Суда РФ
практики Верховного Суда Российской Федерации № 2 (2018), утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 04.07.2018). Практика взаимоотношений сторон при расследовании причин отцепки грузового вагона и ведении рекламационной работы описана в соответствующем Регламенте перевозчика, из которого следует, что между участниками отношений в сфере железнодорожного транспорта существует четкая схема взаимодействия. В процесс отслеживания работоспособности железнодорожных вагонов и выхода их из строя в пути следования вовлечены все заинтересованные в этом лица: собственник вагона; лицо, производившее деповской ремонт; поставщик определенной части (узла, детали); завод - изготовитель вагона; соответствующие подразделения перевозчика, производящие отцепочный ремонт и осуществляющие рекламационную работу; организации, осуществляющие отцепочный ремонт. Расследование причин отцепок и составление акта-рекламации вагонным эксплуатационным депо осуществляются комиссионным составом. Эксплуатационное вагонное депо в суточный срок с момента отцепки вагона информирует владельца вагона, а также причастные вагоноремонтные организации о случае отцепки. Указанные лица самостоятельно контролируют внеплановые отцепки вагона в ремонт в период его эксплуатации до истечения срока гарантии на вагон и
Определение № 09АП-40951/18 от 18.07.2019 Верховного Суда РФ
железной дороги, или депо подрядчика, или иная организация, выполняющая техническое обслуживание и ремонт подвижного состава. Практика взаимоотношений сторон при расследовании причин отцепки грузового вагона и ведении рекламационной работы описана в соответствующем Регламенте перевозчика, из которого следует, что между участниками отношений в сфере железнодорожного транспорта существует четкая схема взаимодействия. В процесс отслеживания работоспособности железнодорожных вагонов и выхода их из строя в пути следования вовлечены все заинтересованные в этом лица: собственник вагона; лицо, производившее деповской ремонт; поставщик определенной части (узла, детали); завод - изготовитель вагона; соответствующие подразделения перевозчика, производящие отцепочный ремонт и осуществляющие рекламационную работу; организации, осуществляющие отцепочный ремонт. Расследование причин отцепок и составление акта-рекламации вагонным эксплуатационным депо осуществляются комиссионным составом. Эксплуатационное вагонное депо в суточный срок с момента отцепки вагона информирует владельца вагона, а также причастные вагоноремонтные организации о случае отцепки. Указанные лица самостоятельно контролируют внеплановые отцепки вагона в ремонт в период его эксплуатации до истечения срока гарантии на вагон и
Определение № 09АП-38087/2015 от 22.07.2016 Верховного Суда РФ
отказ вагона или его составной части признается гарантийным случаем на основании расследования, проведенного с участием подрядчика и оформлением акта формы ВУ-41М с необходимыми приложениями, подтверждающими вину подрядчика. Указанные документы представлены в дело, содержат конкретные причины неисправностей со ссылкой на соответствующие нормативные документы и указание виновного лица, и, по мнению заявителя, подтверждают факт причинения истцу заявленных убытков. Общество отмечает, что упомянутые акты-рекламации являются документами установленной формы, порядок составления и оформления которых содержится в Регламенте расследования причин отцепки грузового вагона и ведения рекламационной работы. Представленные в дело акты формы ВУ-41М ответчиком не обжаловались. Не имеется доказательств нарушений, допущенных при расследовании причин отцепки вагонов. В жалобе также указано, что по 11 вагонам ответчик возражения не высказал, следовательно у судов не было оснований отказывать в иске в данной части. По 8 вагонам расчет убытков составлен за вычетом стоимости забракованной детали. Расчет размера убытков судами не оценивался. Основанием для отмены или изменения судебных актов в
Определение № А57-4950/2021 от 20.05.2022 Верховного Суда РФ
на добавленную стоимость, исходили из наличия совокупности условий, необходимых для возложения на поставщика обязанности по возмещению заявленных расходов, ввиду доказанности причинно-следственной связи между поставкой заводом вагонов ненадлежащего качества и понесенными покупателем расходами на устранение недостатков. Из содержания судебных актов следует, что суд первой инстанции всесторонне исследовал доказательства по делу, установил необходимые для разрешения спора обстоятельства, а суды апелляционной и кассационной инстанций дали надлежащую правовую оценку доводам заявителя, в том числе о нарушении Регламента расследования причин отцепки грузового вагона и ведения рекламационной работы, об отсутствии оригинала акта-рекламации и необходимости исключения из заявленной суммы части расходов. Полномочиями по изменению сделанных судами выводов по обстоятельствам спора судебная коллегия кассационной инстанции в силу части 3 статьи 291.14 АПК РФ не наделена. Доводы кассационной жалобы не подтверждают существенных нарушений судами норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, и в силу статьи 291.6 АПК РФ не являются основанием для передачи жалобы для рассмотрения в
Решение № А03-9245/2022 от 05.09.2022 АС Алтайского края
вагонная часть депо по эксплуатации проводит фото фиксацию отказавшего узла и его неисправности (буксовый узел). Фотоматериалы должны быть напечатаны на обычной бумаге формата А4, разрешением 1024*768, размером не менее 10*15 см, соответствовать дате проведения расследования (30.03.2022 года), а также заверены подписью работника, ответственного за рекламационную работу. Согласно материалам дела, фотоматериал составлен 30.03.2022 года за подписью ФИО2 и заверено печатью предприятия (также имеется и фото узла и фото с номером вагона). Иных условий Регламент расследования причин отцепки вагонов не содержит. Следовательно, все условия данного пункта регламента соблюдены перевозчиком в полном объеме. Также суд полагает, что довод ответчика о том, что выявленная неисправность на деталях подшипника носит эксплуатационный характер является не состоятельным, поскольку письмо, приложенное ответчиком в дело № ОН-08/1016 от 26.10.2016 года, не имеет отношения к рассматриваемому спору, так как оно не адресовано ни истцу, ни ответчику, ни открытому акционерному обществу «РЖД». Кроме того, определение выявленной неисправности перевозчиком определяется в
Решение № А19-1619/2021 от 01.03.2022 АС Иркутской области
анализа рекламационных документов. Экспертами не осуществлено исследование в части самих рекламационных документов, которые не содержат доказательной базы отображенных результатов расследования, поэтому ответчик полагает, что такое Заключение экспертов не может быть принято как бесспорное доказательство его вины и положено в основу судебного решения. От истца поступили письменные возражения на пояснения ответчика, в которых истец сослался на необоснованность доводов ответчика. Рассмотрев возражения ответчика на заключение экспертов, суд приходит к следующим выводам. Ответчик, ссылаясь на Регламент расследования причин отцепки вагонов (утв.18.03.2020), план расследования от 04.06.2020, Руководящий документ по ремонту и техническому обслуживанию колесных пар с буксовыми узлами грузовых вагонов магистральных железных дорог колеи 1520 (1524) мм (утв. протоколом Совета по жд транспорт у государств-участников Содружества от 16.-1.7.10.2012 № 57, далее-Руководящий документ по ремонту колесных пар), пришел к выводу об отсутствии вины ответчика в выявленных неисправностях колесной пары спорного вагона. С данным утверждением суд согласиться не может, ввиду следующего. Так, согласно плану расследования
Решение № А60-10960/16 от 20.06.2016 АС Свердловской области
не пропущен, поскольку спорная сумма в соответствии с законодательством является убытками в связи с ненадлежащим исполнением ответчиком обязательств по договору, и должна быть взыскана с ответчика, что подтверждается судебной практикой. Кроме того, сторонами в п. 6.2 договора предусмотрено, что расследование случаев отцепки вагонов и ведение рекламационной работы проводится в соответствии с Регламентом расследования причин отцепки грузового вагона и ведения рекламационной работы от 05.02.2013г. Однако вместо указанного Регламента с 01.05.2014г. введен в действие Регламент расследования причин отцепки вагонов и ведение рекламационной работы от 14.03.2014г. Следовательно, акты формы ВУ – 41М, которые оформляются по результатам проведения расследования, являются надлежащим доказательством выявленной неисправности (дефекта), определения причин его возникновения и виновного в некачественном ремонте предприятия. Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд УСТАНОВИЛ: Между АО «ФГК» и АО «ВРК-3» заключен договор от 01.03.2014г. № ФГК-43-15 на выполнение работ по деповскому ремонту принадлежащих АО «ФГК» грузовых вагонов. В соответствии с п.1.1. договора заказчик (истец) поручает и
Решение № А07-26522/18 от 27.05.2019 АС Республики Башкортостан
дефектов, возникновение которых связано с некачественным изготовлением или ремонтом в период гарантийного срока составляют акт рекламацию, формы ВУ-41 М. На основании вышеизложенного считает, что акты-рекламации не только фиксируют факт обнаружения дефекта, но и устанавливают причину возникновения этой неисправности и виновника некачественного выполнения работ. Оформление планов расследований и актов рекламаций, формы ВУ-41 М является обязанностью ОАО «РЖД» как владельца инфраструктуры, а не истца. На момент оформления актов рекламаций, по рассматриваемым случаям действовал Временный регламент расследования причин отцепки вагонов , утвержденный президентом НП «ОПЖТ» ФИО1 05.02.2013, п. 2.2. которого устанавливает, что владелец вагона, а также ВРП, ВСЗ, ПЗК самостоятельно контролируют внеплановые отцепки вагона в ремонт в период его эксплуатации до истечение срока гарантии на вагон, и в суточный срок с момента отцепки вагона информируют телеграммой (факсом и т.п.) руководителей ВЧДЭ о своем участии либо участии других заинтересованных лиц в расследовании технологической неисправности вагона, его узла или детали и сообщают о целесообразности
Решение № 2-189-2020 от 08.07.2020 Льговского районного суда (Курская область)
движения вагонов. Исходя из особенностей правоотношений заказчика и подрядчика в области использования железнодорожного транспорта, длительности хозяйственных связей и согласованных условий договора, обе стороны на момент его заключения понимали и исходили из того, что в случае отцепки вагонов по причине обнаруженных в них недостатков (неисправностей), ремонт их будет производить ближайшее вагонное эксплуатационное депо того или иного отделения железной дороги, а не подрядчик. Порядок расследования причин отцепки грузового вагона и ведения рекламационной работы установлен Регламентом расследования причин, отцепки грузового вагона и ведения рекламационной работы, утвержденным Президентом НП ОПЖТ от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Регламент). В соответствии с указанным Регламентом расследование причин отцепок и составление акта-рекламации вагонным эксплуатационным депо осуществляется комиссионным составом. Эксплуатационное вагонное депо в суточный срок с момента отцепки вагона информирует владельца вагона, а также причастные вагоноремонтные организации о случае отцепки. Указанные лица самостоятельно контролируют внеплановые отцепки вагона в ремонт в период его эксплуатации до истечения срока гарантии на вагон и в
Решение № 2-773/20 от 12.05.2020 Железногорского городского суда (Курская область)
движения вагонов. Исходя из особенностей правоотношений заказчика и подрядчика в области использования железнодорожного транспорта, длительности хозяйственных связей и согласованных условий договора, обе стороны на момент его заключения понимали и исходили из того, что в случае отцепки вагонов по причине обнаруженных в них недостатков (неисправностей), ремонт их будет производить ближайшее вагонное эксплуатационное депо того или иного отделения железной дороги, а не подрядчик. Порядок расследования причин отцепки грузового вагона и ведения рекламационной работы установлен Регламентом расследования причин, отцепки грузового вагона и ведения рекламационной работы, утвержденным Президентом НП ОПЖТ от 26.07.2016 года (далее - Регламент). В соответствии с указанным Регламентом расследование причин отцепок и составление акта-рекламации вагонным эксплуатационным депо осуществляется комиссионным составом. Эксплуатационное вагонное депо в суточный срок с момента отцепки вагона информирует владельца вагона, а также причастные вагоноремонтные организации о случае отцепки. Указанные лица самостоятельно контролируют внеплановые отцепки вагона в ремонт в период его эксплуатации до истечения срока гарантии на вагон и
Решение № 2-635/19 от 12.12.2019 Кировского районного суда г. Курска (Курская область)
на узлы, акт выполненных работ, расчетно-дефектная ведомость, расчет суммы возмещения затрат, счет-фактура, платежное поручение. Расходы понесенные Заказчиком за выполненные работы по устранению дефектов, возникших в течение гарантийного срока вследствие некачественно выполненных работ, указанных в расчетно-дефектной ведомости на плановый (текущий) ремонт вагона, Заказчик предъявляет и направляет в Депо Подрядчика, производившему плановый (текущий) ремонт вагона/отказавшего узла, при соблюдении условий, предусмотренных п.6.1. настоящего Договора путем направления претензии на основании проведенного расследования в соответствии с « Регламентом расследования причин отцепки грузового вагона и ведения рекламационной работы», утвержденным ДД.ММ.ГГГГ НП «ОПЖТ» с приложением следующих документов: один пакет оригинала рекламационных документов, акт о выполненных работах (оказанных услугах), калькуляция на выполнение работ по текущему отцепочному ремонту грузового вагона, дефектная ведомость на текущий ремонт грузового вагона форму ВУ-22 и расчетно-дефектная ведомость, счет-фактура на оплату текущего ремонта грузового вагона, платежное поручение об оплате текущего ремонта грузового вагона, при наличии транспортных расходов - накладную, пересылочную ведомость или акт выполненных работ,
Решение № 2-2873/19 от 02.03.2020 Железногорского городского суда (Курская область)
движения вагонов. Исходя из особенностей правоотношений заказчика и подрядчика в области использования железнодорожного транспорта, длительности хозяйственных связей и согласованных условий договора, обе стороны на момент его заключения понимали и исходили из того, что в случае отцепки вагонов по причине обнаруженных в них недостатков (неисправностей), ремонт их будет производить ближайшее вагонное эксплуатационное депо того или иного отделения железной дороги, а не подрядчик. Порядок расследования причин отцепки грузового вагона и ведения рекламационной работы установлен Регламентом расследования причин, отцепки грузового вагона и ведения рекламационной работы, утвержденным Президентом НП ОПЖТ от 26.07.2016 года, (далее - Регламент). В соответствии с указанным Регламентом расследование причин отцепок и составление акта-рекламации вагонным эксплуатационным депо осуществляется комиссионным составом. Эксплуатационное вагонное депо в суточный срок с момента отцепки вагона информирует владельца вагона, а также причастные вагоноремонтные организации о случае отцепки. Указанные лица самостоятельно контролируют внеплановые отцепки вагона в ремонт в период его эксплуатации до истечения срока гарантии на вагон и
Апелляционное определение № 33-14394/2021 от 29.11.2021 Красноярского краевого суда (Красноярский край)
обслуживание вагонов, выявлять неисправности вагонов и оформлять соответствующие документы. В соответствии с указанием МПС РФ от 13.10.1998 года №Б-1190у единственным документом, удостоверяющим факт наступления гарантийной ответственности и определяющим виновность соответствующего юридического лица, является рекламационный акт формы ВУ-41М, который составляется уполномоченными представителями ОАО «РЖД». Акт-рекламация оформляется в соответствии с Регламентами и подтверждает неисправность вагона и причину ее возникновения. Регламент расследования причин отцепки грузового вагона и ведения рекламационной работы утвержден 05.02.2013 года президентом НП «Объединение производителей железнодорожной техники» и принят в марте 2013 года в качестве обязательного АО «РЖД», вагоноремонтными предприятиями, собственниками грузовых вагонов , что подтверждается телеграммой ОАО «РЖД» от 31.05.2013 года № 8779. Таким образом, деятельность ответчика носит публичный характер, результаты этой деятельности, оформленные актами формы ВУ-41М, являясь ненормативными правовыми, рассматриваются в качестве доказательств вины ООО «СВК» по делу, которое рассматривается в настоящее время Арбитражным судом. Истец считает, что при составлении акта-рекламации ответчиком нарушены положения Регламента расследования причин отцепки