ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Регулируемые государством виды деятельности - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Рекомендация Коллегии Евразийской экономической комиссии от 07.10.2014 N 10 "О Единой методологии тарифообразования в сферах естественных монополий"
учитываться расходы (затраты), не учитываемые при определении налоговой базы налога на прибыль (относимые к прибыли после налогообложения), включая: капитальные вложения (инвестиции); взносы в уставные (складочные) капиталы субъекта естественной монополии; иные экономически обоснованные расходы (затраты), относимые к прибыли в соответствии с законодательством государств-членов. Расходы (затраты) субъекта естественной монополии, связанные с наличием технологических (технических) расходов (потерь), возникающих при осуществлении регулируемых видов деятельности, и учитываемые при расчете тарифов (НВВ) субъекта естественной монополии, определяются на основании нормативов технологических (технических) расходов (потерь), утверждаемых органами государств-членов. Расходы (затраты) на сырье, материалы, энергию, топливо, используемые для осуществления регулируемых видов деятельности и учитываемые при расчете тарифов (НВВ) субъекта естественной монополии, определяются на основании нормативов расходов (затрат) сырья, материалов, энергии, топлива, утверждаемых органами государств-членов. При определении расчетных значений расходов (затрат) на сырье, материалы, энергию, топливо, на оплату работ и услуг сторонних организаций, а также иных расходов (затрат), используемых для осуществления регулируемых видов деятельности и учитываемых при расчете тарифов (НВВ)
Апелляционное определение № 20-АПА19-3 от 04.07.2019 Верховного Суда РФ
текущем периоде и на период регулирования выполняется с применением в том числе регулируемых государством цен (тарифов), включая цены (тарифы) на продукцию (услуги) естественных монополий и их прогнозных значений, индексов инфляции, индексов изменения цен производителей промышленной продукции, определяемых прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации и соответствующего субъекта Российской Федерации, доведенных на текущий период и период регулирования. В соответствии с пунктом 18 Методики № 235-т/! расходы субъектов регулирования, непосредственно вызванные процессом производства при организации железнодорожных перевозок пассажиров в пригородном сообщении в субъектах Российской Федерации, подразделяются на специфические (прямые производственные) и общепроизводственные расходы. Общепроизводственные и общехозяйственные расходы относятся на деятельность в сфере железнодорожных перевозок пассажиров в пригородном сообщении (по субъектам Российской Федерации) в соответствующей доле пропорционально прямым затратам или иным способом, предусмотренным учетной политикой субъекта регулирования. Прочие расходы компаний пригородных пассажирских перевозок - в соответствующей доле пропорционально доходам по видам деятельности (по субъектам Российской Федерации) или иным способом, предусмотренным учетной политикой. Согласно экспертному
Определение № 302-КГ15-10234 от 27.07.2015 Верховного Суда РФ
сложившейся судебно-арбитражной практике (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2012 г. № 14489/11), общество с момента принятия Четвертым арбитражным апелляционным судом постановления об отмене решения суда первой инстанции по делу № А19-9915/2010 должно было знать о том, что взыскание убытков без самостоятельного оспаривания бездействия государственных органов Иркутской области по неустановлению механизма компенсации потерь теплоснабжающих организаций, осуществляющих свою деятельность по регулируемым государством тарифам и необеспечении возмещения межтарифной разницы, невозможно. Однако с рассматриваемым заявлением ООО «УК «ТеплоЦентр» обратилось в арбитражный суд через систему подачи документов в электронном виде «Мой арбитр» только 27.03.2014 г., то есть с пропуском срока почти на полтора года. Доводы заявителя жалобы о том, что о нарушении прав и законных интересов он узнал только в мае 2013 г. в любом случае свидетельствуют о значительном пропуске трехмесячного срока, установленного ч. 4 ст. 198 АПК РФ. В силу ч. 2 ст. 9 АПК РФ лица, участвующие в деле,
Решение № А81-3523/19 от 24.05.2019 АС Ямало-Ненецкого АО
в равной степени на основе принципа состязательности. Данные принципы конкретизированы в статье 65 АПК РФ, в силу которой каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Оценка представленных доказательств осуществляется судом по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании всех имеющихся в деле доказательств в их совокупности (статья 71 АПК РФ). Как следует из материалов дела, Общество осуществляет регулируемые государством виды деятельности : производство, передача и распределение тепловой и электрической энергии, добыча и распределение воды, централизованный сбор и утилизация сточных отходов. Фактически является социально-значимой организацией. Единственным источником доходов АО «Ямалкоммунэнерго» являются регулируемые виды деятельности. Для бесперебойной работы производственных объектов и жизнеобеспечения потребителей ЯНАО коммунальными ресурсами АО «Ямалкоммунэнерго» осуществляет закупку топливно-энергетических ресурсов (газ, дизельное топливо, нефтепродукты, уголь, дрова, электрическую энергию), а также осуществляет мероприятия, направленные на исполнение производственных программ (строительство, реконструкция объектов, необходимых для жизнеобеспечения населения).
Решение № А81-7821/18 от 27.11.2018 АС Ямало-Ненецкого АО
к рассматриваемому спору нормы ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ суд считает необходимым отметить следующее. Так, как утверждает заявитель и представил в материалы дела соответствующие доказательства, МПП ЖКХ МО г. Лабытнанги «Ямал» является ресурсоснабжающей организацией, осуществляющей поставку коммунальных ресурсов потребителям мкр. Обской, г. Лабытнанги - организацией жизнеобеспечения района. Основным источником доходов МПП ЖКХ МО г. Лабытнанги «Ямал» являются регулируемые виды деятельности. В соответствии с Уставом МПП ЖКХ МО г. Лабытнанги «Ямал» предприятие осуществляет регулируемые государством виды деятельности : производство, передачу, сбыт и распределение коммунальных ресурсов. МПП ЖКХ МО г. Лабытнанги «Ямал» лишено иных источников дохода, следовательно, назначение несоразмерного наказания может существенным образом отразиться на имущественном положении предприятия, на качестве оказываемых предприятием услуг и, как следствие, причинит вред конечным потребителям. Исходя из изложенного, заявитель просит суд учесть вышеуказанные исключительные обстоятельства, а именно тяжелое финансовое положение и снизить размер штрафа. Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах (постановление от 12.05.1998 №
Постановление № 07АП-9402/19 от 12.08.2020 Седьмой арбитражного апелляционного суда
закона органы и должностных лиц устранить допущенные нарушения закона, прежде всего в добровольном порядке. Требование о безусловном исполнении представления прокурора реализуется путем специальных процедур - вынесения самим прокурором постановления о возбуждении производства об административном правонарушении либо путем обращения в суд. Обстоятельств, указывающих на неисполнимость оспариваемого представления, свидетельствующих о вмешательстве в хозяйственную деятельность Общества, препятствующих осуществлению предпринимательской деятельности заявителя, судом обоснованно не установлено. АО «РЭС» является территориальной электросетевой организацией, субъектом естественных монополий и осуществляет регулируемые государством виды деятельности по передаче электрической энергии и подключению к электросетям. Из материалов дела следует, что в оспариваемом представлении заместитель прокурора области потребовал АО «РЭС» безотлагательно рассмотреть представление с участием прокуратуры области, сообщив о дате и времени его рассмотрения; в течение месяца со дня вынесения представления принять конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, причин и условий, им способствующих; в установленном порядке рассмотреть вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц АО «РЭС», допустивших выявленные нарушения
Решение № А21-7616/13 от 23.01.2014 АС Калининградской области
19 августа 2013 года при участии в заседании представителей: от заявителя – Каменева Л.В. по доверенности от 25.09.13, от заинтересованной стороны – Гриценко М.Ю. по доверенности от 17.04.13, Курочкин В.Н. по доверенности от 20.01.14 Установил: В ходе проведенных контрольных мероприятий в отношении МУП «Балтводоканал» (ОГРН103925015259 ИНН 3901501079, далее – заявитель, Предприятие) Службой по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области (далее – заинтересованное лицо, Служба) было установлено, что Предприятие в 2012-2013 годах осуществляло регулируемые государством виды деятельности , в том числе подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоснабжения, подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоотведения, оказание услуг водоснабжения, оказание услуг водоотведения по неустановленным Службой тарифам. Вышеуказанные действия Предприятия по подключению к сетям инженерно-технического обеспечения по неустановленным Службой тарифам квалифицированы Службой Управлением Роспотребнадзора в качестве административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ; по данному нарушению составлен протокол об административном правонарушении от от 12.08.13 № 36-окк-02-62. Постановлением административного органа от
Решение № А21-3019/14 от 23.06.2014 АС Калининградской области
требования не признала, дала пояснения в соответствии с представленным отзывом. В порядке статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации сторонами раскрыты и предоставлены суду все известные им доказательства, имеющие значение для правильного и полного рассмотрения дела. Заслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела и дав им оценку в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд пришел к следующему. МУП КХ «Водоканал», являясь субъектом естественных монополий в 2013 - 2014 годах осуществляло регулируемые государством виды деятельности по оказанию услуг холодного водоснабжения и водоотведения. Согласно ст. 8 Федерального закона от 17.08.1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях» в целях обеспечения прозрачности деятельности субъектов естественных монополий, открытости регулирования деятельности субъектов естественных монополий и защиты интересов потребителей субъекты естественных монополий обязаны обеспечивать свободный доступ к информации о регулируемой деятельности. Свободный доступ к информации о регулируемой деятельности субъектов естественных монополий обеспечивается субъектами естественных монополий в соответствии со стандартами раскрытия информации, утвержденными Правительством Российской
Решение № 12-15/2014 от 14.01.2014 Салехардского городского суда (Ямало-Ненецкий автономный округ)
финансам ФИО1 составлен протокол по делу об административном правонарушении по ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ. Постановлением должностного лица - заместителя директора Департамента цен и тарифов ЯНАО по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 признан виновной в совершении вменяемого административного правонарушения, ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 руб. Основанием привлечения к ответственности явилось нарушение, по мнению должностного лица, законодательства РФ в области цен, тарифов, расценок, ставок на регулируемые государством виды деятельности . Так, Урегойский филиал ООО "Газпром энерго" осуществляет деятельность по реализации услуг водоснабжения и водоотведения на Ямбургском и Заполярном НГКМ организациям, не присоединенным к централизованной системе водоснабжения и водоотведения, и получающим питьевую воду в объекта филиала путем самовывоза автоцистернами. Делая вывод о наличии состава административного правонарушения в действиях ФИО1, должностное лицо Департамента исходило из того, что при расчетах с потребителями услуг филиала должны применяться цены, утвержденные регулирующим органом, а также из того, что
Решение № 2-1969 от 13.10.2016 Салехардского городского суда (Ямало-Ненецкий автономный округ)
доводы иска. Представитель ответчика Е.Ю. Сеыцевич, действующая на основании доверенности, требования иска не признала, поддержала доводы, изложенные в возражениях на иск. Представитель третьего лица, извещенного судом о времени и месте рассмотрения дела судом надлежащим образом, в судебное заседание не явился. В предыдущем судебном заседании считал заявленные требования подлежащими удовлетворению судом в полном объеме. Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Согласно действующей редакции Устава АО "Ямалкоммунэнерго" осуществляет регулируемые государством виды деятельности : производство, передача и распределение тепловой и электрической энергии, добыча и распределение воды, централизованный сбор и утилизацию сточных отходов. В силу п.2 ст.2 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств. В судебном заседании установлено, что ответчик АО "Ямалкоммунэнерго" является организацией,
Решение № 12-44/17 от 21.12.2017 Полесского районного суда (Калининградская область)
(или) предоставление таких сведений являются обязательными в соответствии с законодательством Российской Федерации, а равно нарушение установленных стандартов раскрытия информации о регулируемой деятельности субъектов естественных монополий и (или) организаций коммунального комплекса и форм ее предоставления и (или) заполнения, включая сроки и периодичность предоставления информации субъектами естественных монополий и (или) организациями коммунального комплекса, за исключением случаев, предусмотренных ст. 9.15 настоящего Кодекса. Из материалов дела об административном правонарушении видно, что АО «РИНЭК» в 2015-2017 годах осуществлялись регулируемые государством виды деятельности : оказание услуг по теплоснабжению, подключение (технологическое присоединение) к системам теплоснабжения. Согласно ст. 8 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях», в целях обеспечения прозрачности деятельности субъектов естественных монополий, открытости регулирования деятельности субъектов естественных монополий и защиты интересов потребителей субъекты естественных монополий обязаны обеспечивать свободный доступ к информации о регулируемой деятельности. В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», теплоснабжающие организации, теплосетевые организации, обязаны раскрывать информацию
Решение № 12-45/17 от 21.12.2017 Полесского районного суда (Калининградская область)
оснований для отмены обжалуемого постановления. Частью 2 ст. 19.7.1 КоАП РФ установлена административная ответственность для должностных лиц в виде штрафа от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей за представление заведомо недостоверных сведений в орган, осуществляющий государственный контроль (надзор) в области регулируемых государством цен (тарифов), если обязательность представления сведений предусмотрена нормативными правовыми актами для установления, изменения, введения или отмены тарифов. Из материалов дела об административном правонарушении видно, что АО «РИНЭК» в 2015-2017 годах осуществлялись регулируемые государством виды деятельности : оказание услуг по теплоснабжению, подключение (технологическое присоединение) к системам теплоснабжения. Согласно п.п. 13, 15, 16, 17 и 20 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения» (далее – Постановление № 1075), п.п. 22 и 30 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных Постановлением № 1075, регулируемая организация до 1 мая года, предшествующего очередному расчетному периоду регулирования, обязана представить в орган