ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение об условиях приватизации имущества - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Письмо Минимущества РФ от 06.06.2002 N АБ-2/10099 <О приватизации имущественных комплексов федеральных государственных унитарных предприятий>
обязательств ФГУП и поручается руководителю ФГУП провести ее в установленные сроки и представить в Минимущество России или территориальный орган оформленные в установленном порядке результаты инвентаризации, промежуточный баланс и план земельного участка (в случае, если решение об условиях приватизации будет приниматься Правительством Российской Федерации или Минимуществом России); определяется срок принятия решения об условиях приватизации ФГУП (в случае, если решение об условиях приватизации будет приниматься территориальным органом). 4. В случае, если решение об условиях приватизации будет приниматься территориальным органом, срок проведения инвентаризации имущества , в том числе и прав на результаты научно - технической деятельности, и обязательств ФГУП и поручение руководителю ФГУП провести ее в установленные сроки и представить оформленные в установленном порядке результаты инвентаризации, промежуточный баланс и план земельного участка должны содержаться в распоряжении территориального органа. 5. Со дня утверждения прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества в отношении ФГУП, включенных в прогнозный план, вводятся ограничения, установленные пунктом 3 статьи 14 Закона.
Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 13.11.1997 N 21 "Обзор практики разрешения споров, возникающих по договорам купли - продажи недвижимости"
расторгнут по решению суда при существенном его нарушении другой стороной. Согласно пункту 59 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.96 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" отказ покупателя от внесения платежа за приобретенный им объект приватизации не может рассматриваться в качестве основания для признания сделки недействительной, поскольку он не мог иметь место при ее совершении, а в силу пункта 2 статьи 450 Кодекса должен признаваться основанием для расторжения договора купли - продажи приватизированного объекта. Статьей 29 Федерального закона "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации" также предусмотрено право продавцов в случае нарушения покупателями условий договоров купли - продажи государственного или муниципального имущества предъявлять иски о расторжении сделок приватизации. Поскольку покупатель допустил существенное нарушение условий договора, суд правомерно расторг заключенный договор. 10. Акционерное общество, приобретшее имущество у товарищества
Постановление Конституционного Суда РФ от 30.03.2012 N 9-П "По делу о проверке конституционности части второй статьи 4 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" в связи с жалобой администрации муниципального образования "Звениговский муниципальный район" Республики Марий Эл"
закона и является производным от его статуса нанимателя жилого помещения (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 15 июня 2006 года N 6-П). Вместе с тем не является безусловным и не подлежащим ограничению и право собственника принять решение о приватизации жилых помещений муниципального жилищного фонда, прежде всего служебных жилых помещений, - не только право частной собственности, но и право собственности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований может быть ограничено федеральным законом, если такое ограничение является соразмерным конституционно защищаемым целям, ради которых оно вводится (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 22 ноября 2000 года N 14-П). 3.2. Специальный законодательный акт федерального уровня, наделяющий органы местного самоуправления полномочием определять порядок принятия решений об условиях приватизации муниципального имущества , - Федеральный закон от 21 декабря 2001 года N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" не распространяется на отношения, возникающие при отчуждении государственного и муниципального жилищного фонда (подпункт 3 пункта 2 статьи 3). Основные
Определение № 310-ЭС16-11341 от 26.09.2016 Верховного Суда РФ
применения Федерального закона «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», суд отказал в удовлетворении заявления, указав, что у управления не наступила обязанность по направлению в адрес предпринимателя Шахторина В.В. предложения о выкупе арендуемого им имущества, так как на дату возникновения спорных правоотношений необходимое в силу закона решение об условиях приватизации имущества предприятия, в том числе и арендуемого заявителем, уполномоченным органом в установленном порядке принято не было. Согласно статьи 4 Закона №159-ФЗ орган государственной власти субъектов Российской Федерации или орган местного самоуправления, уполномоченные на осуществление функций по приватизации имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности , в соответствии с нормативно-правовыми актами субъектов Российской Федерации предусматривает в решениях об условиях приватизации государственного или муниципального имущества преимущественное право арендаторов на приобретение арендуемого имущества с соблюдением условий,
Определение № 310-ЭС15-13294 от 07.12.2015 Верховного Суда РФ
из судебных актов, вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Брянской области от 07.08.2012 по делу N А09-5814/2012 удовлетворены исковые требования индивидуального предпринимателя Терешонковой Р.Н. о признании незаконными действий Управления по отказу в реализации преимущественного права на приобретение арендуемых нежилых помещений, а также о понуждении заключить договор на проведение оценки рыночной стоимости арендуемого объекта муниципального нежилого фонда общей площадью 62,9 кв. м, расположенного по адресу: г. Брянск, ул. Литейная, д. 31, принять решение об условиях приватизации имущества и направить в адрес предпринимателя проекты договора купли-продажи арендуемого имущества в установленный законом срок. Брянской городской администрацией принято постановление от 18.09.2012 N 2272-П об условиях приватизации арендуемого индивидуальным предпринимателем Терешонковой Р.Н. нежилого помещения, направлен проект договора купли-продажи от 01.10.2012 N 331. Указанный проект договора был подписан истцом с протоколом разногласий и направлен в адрес Управления. Письмом от 01.11.2012 N 29/04-10311 Управление отказало истцу в подписании протокола разногласий. В качестве основания для отказа
Определение № А17-10811/19 от 15.06.2021 Верховного Суда РФ
ДУИ-2380-19, об отказе в реализации Обществом преимущественного права на приобретение арендованных нежилых помещений площадью 275,5 кв.м, находящихся в здании с кадастровым номером 37:24:010109:144 по адресу: город Иваново, проспект Ленина, дом 16; об обязании Департамента устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества путем совершения следующих действий: обеспечить заключение договора на проведение оценки рыночной стоимости арендуемого имущества в порядке, установленном Федеральным законом от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»; принять решение об условиях приватизации арендуемого имущества в двухнедельный срок с даты принятия отчета о его оценке; направить в адрес Общества проект договора купли-продажи арендуемого имущества в десятидневный срок с даты принятия решения об условиях приватизации имущества. К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Комитет Ивановской области по государственной охране объектов культурного наследия, областное казенное учреждение «Управление административными зданиями». Арбитражный суд Ивановской области решением от 21.08.2020, оставленным без изменения постановлением
Определение № А19-15260/20 от 25.01.2022 Верховного Суда РФ
сформированному на официальном сайте Почты России, 11.03.2020 директором общества. Поскольку в указанный комитетом срок обществом проект договора купли-продажи не был подписан, 08.06.2020 распоряжением заместителя мэра - председателя комитета решение комиссии от 19.04.2017 об условиях приватизации объекта отменено, распоряжение заместителя мэра - председателя Комитета от 21.04.2017 № 504-02-433/17 признано утратившим силу. Общество, полагая, что названное распоряжение является незаконным, комитетом нарушено его право на приобретение вышеназванного нежилого помещения, обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу. Решением Арбитражного суда Иркутской области от 22.03.2021, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 01.06.2021 и постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 04.08.2021, в удовлетворении заявленных требований отказано. Суды, руководствуясь положениями статьи 4 Федерального закона от 22.07.2008 № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества , находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской
Определение № А60-29155/20 от 25.03.2022 Верховного Суда РФ
отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а именно: в двухмесячный срок обеспечить заключение договора на проведение оценки рыночной стоимости имущества, содержащегося в договоре аренды от 27.04.2010 № 310; в двухнедельный срок с даты принятия отчета об оценке имущества, содержащегося в договоре аренды от 27.04.2010 № 310, принять решение об условиях приватизации данного имущества ; в десятидневный срок с даты принятия решения об условиях приватизации имущества, содержащегося в договоре аренды от 27.04.2010 № 310, направить обществу проект договора купли-продажи недвижимости. В рамках дела № А60-32962/2020 рассматривались требования общества (заявитель) к администрации города Каменска-Уральского (далее – администрация) о признании незаконным решения (отказа) в приобретении арендуемого имущества. Определением от 02.09.2020 дела №А60-29155/2020, №А60-32962/2020 объединены в одно производство, объединенному делу присвоен номер № А60-29155/2020. На основании статьи 51 Арбитражного
Постановление № А63-6359/14 от 25.03.2015 АС Северо-Кавказского округа
Арбитражного суда Ставропольского края от 26.10.2012 по делу № А63-12234/2012 отказ комитета в предоставлении обществу преимущественного права на приобретение спорного арендуемого имущества признан незаконным; на комитет и администрацию города Ставрополя возложена обязанность предоставить обществу преимущественное право на приобретение арендуемого муниципального имущества. Комитету предписано в двухмесячный срок с момента вступления решения в силу обеспечить заключение договора на проведение оценки рыночной стоимости спорного имущества; в двухнедельный срок с момента принятия отчета об оценке принять решение об условиях приватизации имущества и в течение 10 дней с момента принятия указанного решения направить обществу проект договора купли-продажи арендуемого имущества. 06 июня 2013 года с существенным нарушением указанного срока комитет сообщил обществу об определении рыночной стоимости арендуемого имущества в размере 300 640 рублей и направил истцу предложение заключить договор купли-продажи арендуемого имущества по указанной цене, с которой общество не согласилось. Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Ставропольского края от 16.12.2013 по делу № А63-7056/2013
Постановление № А63-6353/14 от 25.03.2015 АС Северо-Кавказского округа
решением Арбитражного суда Ставропольского края от 05.12.2012 по делу № А63-12242/2012 отказ комитета в предоставлении обществу преимущественного права на приобретение арендуемого имущества признан незаконным. На комитет и администрацию города Ставрополя возложена обязанность предоставить обществу преимущественное право на приобретение арендуемого муниципального имущества. Комитету предписано в двухмесячный срок с момента вступления в силу решения обеспечить заключение договора на проведение оценки рыночной стоимости спорного имущества; в двухнедельный срок с момента принятия отчета об оценке принять решение об условиях приватизации имущества и в течение 10 дней с момента принятия указанного решения направить обществу проект договора купли-продажи арендуемого имущества. 23 апреля 2013 года, т. е. с существенным нарушением указанного в решении суда срока, комитет сообщил обществу об определении выкупной рыночной стоимости арендуемого имущества в размере 2 151 704 рубля. Общество с указанной ценой не согласилось, уведомив комитет о намерении самостоятельно провести оценку. Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Ставропольского края от 16.12.2013 по
Постановление № А63-6354/14 от 06.05.2015 АС Северо-Кавказского округа
решением Арбитражного суда Ставропольского края от 28.09.2012 по делу № А63-12235/2012 отказ комитета в предоставлении обществу преимущественного права на приобретение арендуемого имущества признан незаконным. На комитет и администрацию г. Ставрополя возложена обязанность предоставить обществу преимущественное право на приобретение арендуемого муниципального имущества. Комитету предписано в двухмесячный срок с момента вступления в силу решения обеспечить заключение договора на проведение оценки рыночной стоимости спорного имущества; в двухнедельный срок с момента принятия отчета об оценке принять решение об условиях приватизации имущества и в течение 10 дней с момента принятия решения направить обществу проект договора купли-продажи арендуемого имущества. 23 апреля 2013 года, т. е. с существенным нарушением указанного в решении суда срока, комитет сообщил обществу об определении выкупной рыночной стоимости арендуемого имущества в размере 2 001 757 рублей. Общество с этой ценой не согласилось, уведомив комитет о намерении самостоятельно провести оценку. Уведомлением от 14.06.2013 общество выразило несогласие с предоставленной рыночной стоимостью объекта недвижимости, указав,
Постановление № Ф03-3362/17 от 05.10.2017 АС Дальневосточного округа
от 06.10.2015 №3-4-1652 об отказе обществу в передаче в собственность за плату нежилых помещений №№31, 32 общей площадью 16,8 кв.м, расположенных по адресу: Хабаровский край, г.Вяземский, ул.Коммунистическая, 17 (31, 32), об обязании администрации в отношении арендуемых обществом указанных нежилых помещений обеспечить заключение договора на проведение оценки рыночной стоимости имущества в порядке, установленном Федеральным законом «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», в двухмесячный срок с даты вступления решения суда в законную силу, принять решение об условиях приватизации имущества в двухнедельный срок с даты принятия отчета о его оценке, направить обществу проект договора купли-продажи имущества в десятидневный срок с даты принятия решения об условиях приватизации имущества. Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Хабаровского края от 10.02.2016 в удовлетворении требований общества отказано в полном объеме. 16.03.2017 общество обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам решения Арбитражного суда Хабаровского края от 10.02.2016 по настоящему делу.
Решение № 2-2695 от 09.09.2010 Октябрьского районного суда г. Владимира (Владимирская область)
Федерального закона от dd/mm/yy ###ФЗ «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта» учредителем ОАО «РЖД» является Российская Федерация, а решение об учреждении принято Правительством Российской Федерации (постановление Правительства Российской Федерации от dd/mm/yy ### «О создании открытого акционерного общества «Российский железный дороги»). В соответствии со ст. 14 Федерального закона от dd/mm/yy ###ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» в решении об условиях приватизации федерального имущества содержатся сведения о способе приватизации этого имущества. Решение об условиях приватизации имущества организацией федерального транспорта является постановление Правительства Российской Федерации от dd/mm/yy ###, из пункта 1 которого следует, что ОАО «РЖД» создано путем учреждения. Законодатель в качестве способа приватизации имущества федерального железнодорожного транспорта выбрал внесение государственного имущества в качестве вклада в уставный капитал открытого акционерного общества (подпункт 9 п. 1 ст. 13 Федерального закона от dd/mm/yy ###ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества»), а в качестве способа образования ОАО «РЖД» - создание юридического лица
Решение № 2-3087/2 от 20.04.2011 Петрозаводского городского суда (Республика Карелия)
менее чем за тридцать дней до дня осуществления продажи указанного имущества, если иное не предусмотрено настоящим федеральным законом. Пунктом 4 ст. 15 Закона о приватизации установлены требования, которым должно соответствовать информационное сообщение о продаже муниципального имущества, подлежащее опубликованию в официальном печатном издании. Так, обязательному опубликованию в информационном сообщении о продаже государственного и муниципального имущества подлежали следующие сведения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим федеральным законом: наименование государственного органа или органа местного самоуправления, принявших решение об условиях приватизации имущества , реквизиты указанного решения; наименование имущества и иные позволяющие его индивидуализировать данные (характеристика имущества); способ приватизации; начальная цена; форма подачи предложений о цене; условия и сроки платежа, необходимые реквизиты счетов; порядок, место, даты начала и окончания подачи заявок (предложений); исчерпывающий перечень представляемых покупателями документов и требования к их оформлению; срок заключения договора купли-продажи; порядок ознакомления покупателей с иной информацией, в том числе с актом инвентаризации, условиями договора купли-продажи; ограничения участия отдельных категорий
Решение № 2-1319/12 от 19.07.2012 Ленинскогого районного суда г. Махачкалы (Республика Дагестан)
постройка соответствует градостроительным нормам, постройка не нарушает права и интересы третьих лиц. Заинтересованное лицо Магомедов Б.М. исковые требования не признал и показал, что согласно акта приема-передачи зданий и сооружений принимаемых на баланс «КАМАЗавтоцентр» от 12 ноября 1991г. и генеральный план базы АТП этой же организации, земельный участок, на котором Сулейманов А. М. возвел самовольную постройку, находится на балансе выше указанной организации. 16 сентября 2002г. заместителем Председателя Правительства Министра государственного имущества было утверждено решение об условиях приватизации имущества , в том числе и земельного участка, который состоял на балансе КАМАЗавтоцентре. Указанную землю на проводимых торгах приобрел Магомедов Маroмед Гимбатович. А в последующем часть спорного земельного участка он купил у ФИО5, что подтверждается предварительным договором купли - продажи от 4.01.2002г. в связи с изложенным считает, что требования истца незаконны, просит в иске отказать. Представитель администрации г.Махачкалы Джафарова Р.Д. (доверенность от 18.01.2012г. №) иск не признала объяснив, что законных оснований, предусмотренных ст.222
Определение № 2-1274/2021 от 22.07.2022 Четвёртого кассационного суда общей юрисдикции
26.03.2020 Совета Приморско-Ахтарского городского поселения <адрес> был утвержден Прогнозный план приватизации муниципального имущества Приморско-Ахтарского городского поселения <адрес> на 2020-2021 годы, которым определили перечень муниципального имущества, подлежащего приватизации, в том числе, нежилое помещение – летняя кухня с земельным участком по адресу: <адрес>. В приложении перечня муниципального имущества, подлежащего приватизации, указана рыночная стоимость, которая определена отчетом № от ДД.ММ.ГГГГ, выполненным ООО «ИЭА УНИВЕРСАЛ». Постановлением администрации Приморско-Ахтарского городского поселения Приморско-Ахтарского района №577 от 02.06.2020 принято решение об условиях приватизации имущества , в том числе, на земельный участок и летнюю кухню по адресу: <адрес>. Истец указал, что на момент принятия решения о приватизации шестимесячный срок уже прошел и повторная оценка не проводилась. На основании постановления Правительства Российской Федерации от 28.09.2010 №767 «Об определении официального сайта Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о проведении торгов» – извещение № о проведении торгов было опубликовано на сайте www.torgi.gov.ru. Данное извещение о проведении аукциона размещается