ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Схема размещения нестационарных торговых объектов - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Определение № А57-4126/20 от 09.12.2021 Верховного Суда РФ
на обращение с требованиями об оспаривании действий и решения уполномоченного органа, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении иска. Также судами указано, что срок действия договора на размещение торгового объекта Асадовой С.М. истек 31.12.2019, вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Саратовской области от 18.06.2020 по делу № А57-632/2020 на Асадову С.М. возложена обязанность устранить препятствия в пользовании земельным участком путем демонтажа за свой счет торгового павильона. Дополнительно судами отмечено, что Схема размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования «Город Саратов» на 2016 - 2020 годы, утвержденная постановлением Администрации муниципального образования «Город Саратов» от 15.04.2016 № 954 заявителем в установленном порядке не оспорена и, кроме того, утратила силу с 18.12.2020. Нарушений судами норм процессуального права, влекущих отмену обжалуемых судебных актов не установлено. Таким образом, поскольку существенных нарушений судами норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, доводы жалобы не подтверждают, оснований для передачи
Определение № 19АП-5985/19 от 19.05.2020 Верховного Суда РФ
торговые объекты, расположенные на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена; нестационарные торговые объекты, расположенные на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в частной собственности, по согласованию с собственником соответствующего имущества. Размещение таких объектов на земельных участках, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов. Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Данная схема и вносимые в нее изменения подлежат официальному опубликованию и размещению на официальных сайтах органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (части 1, 3 и 5 статьи 10 Федерального закона № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»
Определение № А66-11425/2021 от 24.06.2022 Верховного Суда РФ
участка для эксплуатации нестационарного торгового объекта. Суды указали, что публичный участок, на котором расположен нестационарный торговый объект заявителя, расположен в зоне магистральной улицы общегородского значения регулируемого движения и продаже не подлежит; размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»; схема размещения нестационарных торговых объектов , в том числе объектов по оказанию услуг, на территории города Твери утверждена постановлением администрации города Твери от 23.04.2021 № 445; данной схемой предусмотрено размещение нестационарных торговых объектов в городе Твери по улице Скворцова-Степанова только у дома 26а. Суд округа признал выводы судов первой и апелляционной инстанций законными и обоснованными. Доводы кассационной жалобы были предметом рассмотрения арбитражных судов и получили правовую оценку, не опровергают приведенные выводы судов, направлены на переоценку обстоятельств дела,
Определение № А21-8996/2021 от 31.10.2022 Верховного Суда РФ
Общества, суды исследовали и оценили представленные в материалы дела доказательства, проанализировали условия договора, сопоставили их значение в системной связи, руководствовались статьями 198, 200 АПК РФ, статьями 39.33, 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации, Порядком предоставления права размещения нестационарных торговых объектов на территории Балтийского городского округа, утвержденным постановлением администрации Балтийского городского округа от 13.10.2020 № 666 (далее – Порядок), и исходили из следующего: решением Совета депутатов Балтийского городского округа от 18.09.2020 № 85 утверждена схема размещения нестационарных торговых объектов на территории Балтийского городского округа, в котором не значится торговое место, ранее предоставлявшееся Обществу для осуществления сезонной торговли; данное решение в установленном порядке не оспорено; Общество в нарушение Порядка с заявлением о заключении нового договора для размещения сезонного нестационарного торгового объекта без проведения торгов обратилось по истечении срока действия ранее заключенного договора аренды земельного участка, следовательно, у администрации Балтийского городского округа отсутствовали основания для заключения с Обществом нового договора без торгов. Поскольку
Постановление № А11-5915/14 от 09.02.2015 АС Волго-Вятского округа
процессуального кодекса Российской Федерации. Как следует из материалов дела, решением Суздальского районного суда Владимирской области от 06.05.2014 по делу № 2-468/2014 были удовлетворены исковые требования Суздальского межрайонного прокурора, действующего в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц, на Администрацию возложена обязанность утвердить схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Суздаля Владимирской области в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу. Постановлением Администрации от 19.05.2014 № 193 утверждена схема размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования город Суздаль. Указанное постановление принято в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» и приказом Департамента развития предпринимательства, торговли и сферы услуг администрации Владимирской области от 17.09.2010 № 43 (от 19.03.2014 № 21) «Об утверждении Порядка разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов органами местного самоуправления муниципальных образований Владимирской области». НП «Суздальский сувенир» не согласилось с указанным
Постановление № 03АП-2962/19 от 06.06.2019 Третьего арбитражного апелляционного суда
с кадастровым номером 24:55:0402002:51, согласно пункту 1.1 которого на основании распоряжения администрации города Норильска от 17.02.2015 № 835 арендодатель предоставляет арендатору по акту приема-передачи в аренду за плату определенный настоящим договором земельный участок. Срок договора по 01.03.2018. Нестационарный торговый объект заявителя был включен в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования г. Норильск постановлением администрации города Норильска от 07.03.2014 № 111. Постановлением администрации города Норильска от 12.09.2018 № 353 утверждена схема размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования г. Норильск. Постановление не содержит место в схеме под объект заявителя. Решением Норильского городского суда Красноярского края от 12.12.2018 по делу № 2а-2917/2018, вступившим в законную силу, суд отказал заявителю в признании недействительным постановления администрации города Норильска от 12.09.2018 № 353. 22.10.2018 заявитель обратился к администрации с заявлением о включении принадлежащего ему нестационарного торгового объекта, расположенного по адресу: Красноярский край, г. Норильск, в районе пр. Котульского, 3, площадью
Постановление № А33-21443/2021 от 16.02.2022 Третьего арбитражного апелляционного суда
от 28.06.2014 №9150, согласно пункту 1.1 которого на основании распоряжения администрации г. Норильска от 13.06.2014 №3297 администрация предоставила индивидуальному предпринимателю Ермекеевой Г.Г. по акту приема-передачи в аренду за плату определенный настоящим договором земельный участок. Срок договора по 01.10.2014. Нестационарный торговый объект был включен в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования г. Норильск постановлением администрации г. Норильска от 07.03.2014 № 111. Постановлением администрации г. Норильска от 12.09.2018 № 353 утверждена схема размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования г. Норильск. Постановление не содержит место в схеме под объект индивидуального предпринимателя Ермекеевой Г.Г. ИП Ермекеева Г.Г. обратилась с заявлением к главе города Норильска о включении нестационарного объекта, расположенного по адресу: Красноярский край, г. Норильск, Центральный район, в районе ул. Талнахская, д. 6, площадью 102 кв.м. в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования город Норильск, утвержденную Постановлением Администрации г. Норильска Красноярского края от 12.09.2018 №
Постановление № А34-2501/2021 от 24.02.2022 АС Уральского округа
нестационарных торговых объектов на земельных участках,в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляетсяв соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектовс учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорийи достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов (часть 1); порядок включения в схему размещения, указанную в части 1 этой статьи, нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности, устанавливается Правительством Российской Федерации (часть 2); схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (часть 3). Как выявлено судами, на территории Курганской области Порядок разработки и утверждения органами местного самоуправления Курганской области схем размещения нестационарных торговых объектов утвержден приказом Департамента экономического развития, торговли и труда Курганской области от 27.12.2010 № 115-ОД. Согласно данному нормативному акту схема размещения нестационарных торговых объектов (далее - схема
Постановление № А78-820/2021 от 17.05.2022 АС Восточно-Сибирского округа
381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации». Частью 1 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ предусмотрена аналогичная норма о размещении нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов. В силу части 3 этой статьи схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Постановлением администрации городского округа «Город Чита» от 17.05.2012№ 151 утверждена Схема размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа «Город Чита», в которой указано место размещения нестационарного торгового объекта, тип торгового объекта - для осуществления торговли, срок осуществления деятельности - по договору аренды земельного участка. Решением Думы городского округа
Решение № 3А-101/2023 от 23.11.2023 Верховного Суда Чувашской Республики (Чувашская Республика)
собственность на которые не разграничена», у с т а н о в и л : Решением Новочебоксарского городского Собрания депутатов от 26 декабря 2019 года № С 71-9 «Об утверждении Схемы размещения нестационарных торговых объектов, расположенных в городе Новочебоксарске Чувашской Республики на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участках, государственная собственность на которых не разграничена» (далее также – решение Собрания депутатов от 26 декабря 2019 года № С 71-9) утверждена Схема размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Новочебоксарск. Индивидуальный предприниматель Персов В.Ю., (далее также – ИП Персов В.Ю.) обратился в суд с административным исковым заявлением к Новочебоксарскому городскому Собранию депутатов Чувашской Республики, в котором просил признать не действующим указанного решения в части невключения в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Новочебоксарск нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках площадью 21 кв.м. каждый, по адресу: <адрес>, на остановке общественного транспорта «Магазин «<данные изъяты>» (четная сторона),
Решение № 3А-1480/2021 от 14.12.2021 Брянского областного суда (Брянская область)
административному исковому заявлению Зубенко Ирины Евгеньевны и Зубенко Екатерины Олеговны о признании недействующим в части решения Брянского городского Совета народных депутатов от 27 апреля 2016 года № 405 «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Брянска», У С Т А Н О В И Л: Решением Брянского городского Совета народных депутатов от 27 апреля 2016 года № 405, опубликованным в муниципальной газете «Брянск» 29 апреля 2016 года, №17, утверждена схема размещения нестационарных торговых объектов на территории города Брянска (далее по тексту - Схема размещения нестационарных торговых объектов; Схема). Зубенко И.Е. обратилась в Брянский областной суд с административным иском об оспаривании указанного нормативного правового акта, в котором просит признать не действующим со дня принятия решение Брянского городского Совета народных депутатов от 27 апреля 2016 года № 405 «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Брянска» в той мере, в какой оно предусматривает право лица
Решение № 2А-701/2016 от 12.12.2016 Бежецкого городского суда (Тверская область)
отсутствия подключения технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение. В соответствии с ч. 1 ст.10 Федерального закона № 381-ФЗ размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов. Часть 3 указанной статьи предусматривает, что схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Пункт 3 Порядка разработки и утверждения органами местного самоуправления муниципальных образований Тверской области схем размещения нестационарных торговых объектов, утвержденного постановлением администрации Тверской области от 28.09.2010 № 458-па, также закрепляет, что схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органами местного самоуправления, муниципальных образований Тверской области определенным в соответствии уставом