ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Субъекты естественных монополий - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Апелляционное определение № 86-АПА19-1 от 10.07.2019 Верховного Суда РФ
рынки и (или) к товарам, производимым или реализуемым субъектами естественных монополий, регулирование деятельности которых осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее - Закон о естественных монополиях), а также к объектам инфраструктуры, используемым этими субъектами естественных монополий непосредственно для оказания услуг в сферах деятельности естественных монополий. Закон о естественных монополиях распространяется на отношения, которые возникают на товарных рынках Российской Федерации и в которых участвуют субъекты естественных монополий , потребители, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления (статья 2 Закона о естественных монополиях). Названным законом регулируется деятельность субъектов естественных монополий, в частности в сфере услуг общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи (статья 4). Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 г. № 1284 утверждены Правила недискриминационного доступа к инфраструктуре для размещения сетей электросвязи, которые определяют условия и порядок обеспечения недискриминационного доступа к инфраструктуре
Определение № 307-ЭС15-9487 от 26.08.2015 Верховного Суда РФ
(далее - ОАО «ВСК»), Департамент топливно-энергетического комплекса Вологодской области. Определением суда от 03.12.2014, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2015 и постановлением арбитражного суда Северо-Западного округа от 29.04.2015, заявление предприятия удовлетворено, в отношении должника введена процедура наблюдения, временным управляющим утвержден Рубцов Дмитрий Анатольевич. В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, Закрытое акционерная компания «Чешский экспортный Банк», просит изменить указанные судебные акты относительно выводов о наличии у предприятия признаков субъекта естественной монополии , ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, существенное нарушением норм материального и процессуального права. По мнению заявителя жалобы, суды неправильно применили пункт 1 статьи 4 Федерального закона «О естественных монополиях», статьи 15, 17 Федерального закона « О теплоснабжении». Из имеющегося в материалах дела перечня основных средств должника, у него отсутствуют теплосети, необходимые для осуществления передачи тепла потребителям. Именно поэтому должник заключил договоры об оказании услуг по передаче
Апелляционное определение № 1-АЛА19-3 от 16.05.2019 Верховного Суда РФ
пригородном сообщении, оказываемые данным субъектом естественной монополии, на основании результатов проверки его хозяйственной деятельности, а также исходя из имеющихся данных за предшествующие периоды регулирования, в том числе использованных для установления действующих тарифов (пункты 32 и 33 Порядка рассмотрения вопросов по установлению тарифов). Также при необходимости орган регулирования субъекта Российской Федерации в рамках процедуры рассмотрения предложений об установлении тарифов на услуги по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении вправе запросить у субъекта естественной монополии разъяснения по представленным для рассмотрения вопроса об установлении тарифов документам для принятия решения об установлении тарифов (пункт 41 Порядка рассмотрения вопросов по установлению тарифов). Таким образом, недостаточность и неоднозначность представленных материалов сами по себе не влекут исключение из необходимой валовой выручки затрат регулируемой организации и не может являться препятствием для расчета тарифа в экономически обоснованном размере, а также для реализации регулируемой организацией обязательных и необходимых для осуществления регулируемой деятельности мероприятий и обязательств в
Апелляционное определение № 20-АПА19-3 от 04.07.2019 Верховного Суда РФ
услуги, оказываемые сторонними организациями субъекту естественных монополий, и услуги, оказываемые субъектом регулирования иным организациям, с указанием перечня работ (услуг), размеров ставок, единиц их измерения и порядка расчетов (со ссылкой на дополнительные соглашения и сроки действия), информации о доходах (расходах) по договорам на оказание услуг, непосредственно связанных с осуществлением перевозки пассажиров в пригородном сообщении, с приложением обосновывающих материалов по уровню ставок с комментариями и пояснениями. В соответствии с пунктом 33 названного Порядка при непредоставлении субъектом естественной монополии запрашиваемых в соответствии с пунктом 32 документов или представлении неполного перечня документов орган регулирования субъекта Российской Федерации принимает решение о начале процедуры рассмотрения вопроса об установлении (изменении) цен (тарифов) на железнодорожные перевозки пассажиров в пригородном сообщении, оказываемые данным субъектом естественной монополии, на основании результатов проверки его хозяйственной деятельности, а также исходя из имеющихся данных за предшествующие периоды регулирования, в том числе использованных для установления действующих тарифов. Согласно материалам дела, АО «СКППК», являющееся субъектом
Определение № 305-ЭС21-21139 от 09.12.2021 Верховного Суда РФ
по предоставлению мест временной стоянки и услуг швартовой команды для захода названных судов и стоянки их у пирса № 6 с гарантией оплаты по выставленным за оказанные услуги счетам. Деятельность истца регламентирована Федеральным законом от 08.11.2007 № 261-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 261-ФЗ). Согласно части 1 статьи 18 данного Закона тарифы и услуги в морском порту, оказываемые субъектами естественных монополий , устанавливаются в соответствии с законодательством о естественных монополиях; в статье 19 содержится перечень портовых сборов, которые могут устанавливаться в морском порту. Правительство Российской Федерации приняло постановление от 23.04.2008 № 293 «О государственном регулировании цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей» (далее – Постановление № 293), которым утвердило перечень услуг субъектов естественных монополий в морских портах, цены (тарифы, сборы)
Постановление № Ф02-1402/2010 от 15.04.2010 АС Восточно-Сибирского округа
от 20.06.2007 № 1843-у в редакции Указания от 28.04.2008 № 2003-у «О предельном размере расчетов наличными деньгами и расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя» расчеты наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами, связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, в рамках одного договора, заключенного между указанными лицами, могут производиться в размере, не превышающем 100 000 рублей. Пунктом 1 статьи 18 Федерального закона «О защите конкуренции» предусмотрено, что субъекты естественных монополий осуществляют отбор финансовых организаций путем проведения открытого конкурса или открытого аукциона для оказания финансовых услуг, включая страхование имущества. Согласно пункту 1 статьи 18 Федерального закона «О защите конкуренции», отбор финансовых организаций путем проведения открытого конкурса или открытого аукциона для оказания финансовых услуг осуществляется в соответствии с положениями Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». При этом правила пункта 1
Постановление № А33-11866/200 от 21.01.2010 АС Восточно-Сибирского округа
между указанными лицами, могут производиться в размере, не превышающем 100 000 рублей. Как следует из оспариваемого управлением договора страхования, заключенного между администрацией Браженского сельсовета Канского района Красноярского края (страхователь) и обществом с ограниченной ответственностью «Росгосстрах-Сибирь», страховая премия по договору составляет 1 373 руб. 56 коп., что не превышает установленного Центральным банком Российской Федерации предельного размера расчетов наличными деньгами - 100 000 рублей. Пунктом 1 статьи 18 Федерального закона «О защите конкуренции» предусмотрено, что субъекты естественных монополий осуществляют отбор финансовых организаций путем проведения открытого конкурса или открытого аукциона для оказания финансовых услуг, включая страхование имущества. Согласно пункту 1 статьи 18 Федерального закона «О защите конкуренции», отбор финансовых организаций путем проведения открытого конкурса или открытого аукциона для оказания финансовых услуг осуществляется в соответствии с положениями Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». При этом правила пункта 1
Постановление № А19-16051/08-Ф02-2721/2009 от 16.06.2009 АС Восточно-Сибирского округа
договора, заключенного между указанными лицами, могут производиться в размере, не превышающем 100 тысяч рублей. Как следует из оспариваемого истцом договора страхования от 29.04.2008 № 118-ОПО, заключенного между ЗАО «БЭС» и ООО «СК «Ангара» (пункты 2.3 и 2.4), страховая премия по договору составляет 11 100 рублей, что не превышает установленного Центральнымо банком Российской Федерации предельного размера расчетов наличными деньгами - 100 000 рублей. Пунктом 1 статьи 18 Федерального закона «О защите конкуренции» предусмотрено, что субъекты естественных монополий осуществляют отбор финансовых организаций путем проведения открытого конкурса или открытого аукциона для оказания финансовых услуг, включая страхование имущества. Согласно пункту 1 статьи 18 Федерального закона «О защите конкуренции», отбор финансовых организаций путем проведения открытого конкурса или открытого аукциона для оказания финансовых услуг осуществляется в соответствии с положениями Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». При этом правила пункта 1 статьи 18 ФЗ «О
Постановление № А33-11865/200 от 21.01.2010 АС Восточно-Сибирского округа
одного договора, заключенного между указанными лицами, могут производиться в размере, не превышающем 100 000 рублей. Как следует из оспариваемого управлением договора страхования, заключенного между администрацией Браженского сельсовета Канского района Красноярского края (страхователь) и обществом с ограниченной ответственностью «Росгосстрах-Сибирь», страховая премия по договору составляет 7035 рублей, что не превышает установленного Центральным банком Российской Федерации предельного размера расчетов наличными деньгами - 100 000 рублей. Пунктом 1 статьи 18 Федерального закона «О защите конкуренции» предусмотрено, что субъекты естественных монополий осуществляют отбор финансовых организаций путем проведения открытого конкурса или открытого аукциона для оказания финансовых услуг, включая страхование имущества. Согласно пункту 1 статьи 18 Федерального закона «О защите конкуренции», отбор финансовых организаций путем проведения открытого конкурса или открытого аукциона для оказания финансовых услуг осуществляется в соответствии с положениями Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». При этом правила пункта 1
Постановление № А45-7770/2010 от 27.01.2011 АС Западно-Сибирского округа
согласился с данными выводами суда первой инстанции. Суд кассационной инстанции считает данные выводы судов ошибочными, так как они противоречат части 1 статьи 18 Закона о защите конкуренции. Согласно пункту 1 статьи 18 Закона о защите конкуренции, отбор финансовых организаций путем проведения открытого конкурса или открытого аукциона для оказания финансовых услуг осуществляется в соответствии с положениями Закона № 94-ФЗ. При этом правила пункта 1 статьи 18 Закона о защите конкуренции распространяются не только на субъекты естественных монополий , но и на федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды. Согласно части 1 статьи 55 Закона № 94-ФЗ под размещением заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) понимается способ размещения заказа, при котором заказчик предлагает заключить государственный или муниципальный контракт, а в случае, предусмотренном пунктом 14 части 2 настоящей статьи, государственный или муниципальный контракт либо иной гражданско-правовой договор только одному поставщику (исполнителю, подрядчику). В
Постановление № 5-1558/2021 от 29.10.2021 Пестречинского районного суда (Республика Татарстан)
Российской Федерации, либо нарушение порядка, способа или сроков, которые установлены стандартами раскрытия информации, и форм ее предоставления должностными лицами указанных органов и организациями, за исключением случаев, предусмотренных статьями 9.15, 13.19.1 и 13.19.2 настоящего Кодекса, совершенное должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, влечет дисквалификацию на срок от одного года до трех лет. В целях обеспечения прозрачности деятельности субъектов естественных монополий, открытости регулирования деятельности субъектов естественных монополий и защиты интересов потребителей субъекты естественных монополий обязаны обеспечивать свободный доступ к информации о своей деятельности путем ее опубликования в СМИ, сети «Интернет», предоставления информации на основании письменных запросов потребителей в соответствии со Стандартами раскрытия информации, утвержденными Правительством Российской Федерации (ч. 5 ст. 8 Закона № 147-ФЗ «О естественных монополиях»). К информации о регулируемой деятельности субъектов естественных монополий, подлежащей свободному доступу, относятся: - сведения о ценах (тарифах) на товары (работы, услуги) субъектов естественных монополий, в отношении которых применяется государственное регулирование
Решение № 2-5468/2014 от 15.09.2014 Кировского районного суда г. Саратова (Саратовская область)
Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2010 года №872 утвержден Стандарт раскрытия информации субъектами естественных монополий, оказывающими услуги по транспортировке газа по трубопроводам (далее - Стандарт). Пунктом 1 Стандарта установлено, что этот документ определяет состав и порядок раскрытия информации, подлежащей свободному доступу (далее - информация), субъектами естественных монополий, оказывающими услуги по транспортировке газа по трубопроводам, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль (далее - субъекты естественных монополий ). Под раскрытием информации в настоящем документе понимается обеспечение доступа неограниченного круга лиц к информации о регулируемой деятельности субъектов естественных монополий независимо от цели получения указанной информации (п. 2). В соответствии с п. 5 Стандарта, в случае обращения потребителя к субъекту естественных монополий с запросом, подписанным потребителем, такой запрос должен содержать следующие сведения: а) наименование организации, в которую направляется запрос; б) фамилия, имя, отчество лица, обратившегося с запросом (наименование юридического лица); в) перечень
Решение № 12-898/19 от 16.08.2019 Октябрьского районного суда г. Краснодара (Краснодарский край)
ложных сведений о своей деятельности; нарушение установленных стандартов раскрытия информации о регулируемой деятельности и форм ее предоставления и (или) заполнения, включая сроки и периодичность предоставления информации. Необходимо учитывать, что предоставление (раскрытие) информации указанными субъектами должно быть установлено в качестве обязанности действующим законодательством РФ. В соответствии с п. 5 ст. 8 Федерального закона "О естественных монополиях" в целях обеспечения прозрачности деятельности субъектов естественных монополий, открытости регулирования деятельности субъектов естественных монополий и защиты интересов потребителей субъекты естественных монополий обязаны обеспечивать свободный доступ к информации о своей деятельности. Свободный доступ к информации о регулируемой деятельности субъектов естественных монополий обеспечивается субъектами естественных монополий в соответствии со стандартами раскрытия информации, утвержденными Правительством РФ, путем ее опубликования в СМИ, включая Интернет, и предоставления информации на основании письменных запросов потребителей. Необходимо учитывать, что предоставление (раскрытие) информации указанными субъектами должно быть установлено в качестве обязанности действующим законодательством РФ. Пунктом 2 статьи 8.1 Федерального закона от 17.08.1995 №
Решение № 12-4765/18 от 24.12.2018 Краснодарского краевого суда (Краснодарский край)
изменения, судья вышестоящей инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований к отмене решения судьи районного суда. В силу ч. 3 ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме. В соответствии с п. 5 ст. 8 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» в целях обеспечения прозрачности деятельности субъектов естественных монополий, открытости регулирования деятельности субъектов естественных монополий и защиты интересов потребителей субъекты естественных монополий обязаны обеспечивать свободный доступ к информации о своей деятельности. Свободный доступ к информации о регулируемой деятельности субъектов естественных монополий обеспечивается субъектами естественных монополий в соответствии со стандартами раскрытия информации, утвержденными Правительством Российской Федерации, путем ее опубликования в средствах массовой информации, включая сеть «Интернет», и предоставления информации на основании письменных запросов потребителей. Согласно положениям постановления Правительства Российской Федерации от 29.10.2010 № 872 «О стандартах раскрытия информации субъектами естественных монополий, оказывающими услуги по транспортировке газа