ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Субсидии на капитальные вложения - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Определение № 302-КГ18-22530 от 13.12.2018 Верховного Суда РФ
бюджета предоставлялась на софинансирование объекта «Пристрой и реконструкция здания Национальной библиотеки Республики Бурятия в Советском районе г. Улан-Удэ». Объем субсидии из федерального бюджета определен в размере 82 280 000 рублей (70,5%), софинансирование из республиканского бюджета – 34 420 000 рублей (29,5%). Республика Бурятия обязалась направить бюджетные ассигнования, предусмотренные в бюджете субъекта Российской Федерации, на финансовое обеспечение расходов по капитальным вложениям объектов капитального строительства в объеме, установленном соглашением. 18.02.2016 между Минстроем Республики Бурятия и Управлением капитального строительства заключено Соглашение о предоставлении бюджетных инвестиций в форме капитальных вложений в объект капитального строительства государственной собственности Республики Бурятия «Строительство пристроя и реконструкция здания Национальной библиотеки Республики Бурятия в Советском районе г. Улан-Удэ (в том числе разработка проектно-сметной документации)» № 018-11/с-2016/м. В соответствии с данным соглашением (с учетом дополнительного соглашения от 25.05.2016 № 018-11/С-2016/М-1) капитальные вложения в указанный объект осуществляются за счет средств федерального бюджета в объеме 82 280 000 рублей, республиканского бюджета - 35
Определение № 05АП-4955/19 от 12.03.2020 Верховного Суда РФ
законности использования субсидий, выделенных из бюджета Сахалинской области, за 2016, 2017 годы и истекший период 2018 года, по результатам которого выявило ряд нарушений бюджетного законодательства, а именно: - неэффективное использование средств субсидии, полученной из областного бюджета по соглашению от 29.12.2017 № 01-СИЦ/2018, ввиду оплаты в завышенном размере приобретенных у ИП ФИО1 двух быстровозводимых модульных ангаров (включая составные части и комплектующие) на сумму 39 926 400 рублей; - нецелевое использование средств субсидии, выделенной из областного бюджета на осуществление капитальных вложений в объект «Строительство аэродинамического комплекса» по соглашениям от 26.07.2016 № 5-118-СБИ- 2016, от 26.01.2017 № 2-СКВ/2017, на приобретение программного обеспечения на сумму 626 651 рубль; - нецелевое использование средств субсидии в размере 96 434 рублей, направленных на оплату невыполненных непредвиденных работ по наружным сетям электроснабжения, водоснабжения и канализации по объекту «Строительство аэродинамического комплекса». По фактам данных нарушений министерство вынесло в адрес учреждения предписание от 25.12.2018 № 3.03-3577/18, обжалуемое по настоящему
Определение № А59-2843/2022 от 04.10.2023 Верховного Суда РФ
указано, что возмещение затрат концессионера возможно путем прямого финансирования со стороны концедента. Так, в дополнительно подписанном сторонами приложении № 13 к концессионному соглашению указано, что размер финансирования объекта концедентом составил 461 120,853 тыс. руб. согласно следующему графику: 2014 год - 346 127,176 тыс. руб.; 2015 год - 53 872,824 тыс. руб.; 2016 год - 61 120,853 тыс. руб. Впоследствии 28.02.2019 между Министерством и Администрацией заключено соглашение о предоставлении субсидии бюджету муниципального образования Сахалинской области и областного бюджета (капвложения) на софинансирование капитальных вложений в объекты муниципальной собственности, в том числе по объекту «Развитие источников нетрадиционной энергетики на Курильских островах: первая очередь, о. Кунашир, пгт. Южно-Курильск». Повышение надежности», сметной или предполагаемой (предельной) стоимостью 60 892 600 руб. (размер субсидии, предоставляемой из областного бюджета в 2019 году). Между Министерством и Администрацией 26.11.2019 заключено дополнительное соглашение № 2 к соглашению о предоставлении субсидии бюджету муниципального образования Сахалинской области из областного бюджета от 28.02.2019 №
Определение № 16АП-3477/19 от 08.04.2020 Верховного Суда РФ
15, 16, 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации, положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации, условиями соглашения от 29.12.2016 № 2-64 о предоставлении субсидии. Исследовав имеющиеся в деле доказательства, суды сочли доказанным завышение стоимости аварийно-восстановительных работ на участке водопровода (труба диаметром 400 миллиметров) в районе села Балахановского Кочубеевского муниципального района Ставропольского края, оплаченных ГУП СК «Ставпрополькрайводоканал» по договору с ООО СК «Севкавстрой» от 12.07.2016 № 4329-ю. Данные обстоятельств не опровергались предприятием, а также подтверждены объяснениями участвовавшего в судебном разбирательстве специалиста. Согласно статье 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного объема бюджетных средств. Ввиду этого возмещение ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» капитальных вложений в объекты государственной собственности Ставропольского края по завышенной стоимости строительно-монтажных работ, проведенных на данных объектах, свидетельствует о неэффективном использовании бюджетных
Определение № А22-1039/20 от 04.04.2022 Верховного Суда РФ
– контракт) на выполнение строительно-монтажных работ по объекту строительства «Городская детская поликлиника на 550 посещений в смену в г. Элиста Республики Калмыкия». В цену контракта включена стоимость всех затрат застройщика, необходимых для выполнения работ по контракту (пункт 4.2 контракта), Во исполнение условий контракта общество выполнило работы, которые заказчик принял без замечаний и претензий, оплата работ произведена в соответствии с условиями контракта. Управлением в отношении министерства проведена плановая проверка предоставления и использования субсидий из федерального бюджета на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной собственности. Проверкой установлено, что при исполнении контракта допущены нарушения бюджетного законодательства: министерство за счет субсидии, предоставленной по соглашению № 056-07-2019-030, подрядчику (обществу) по контракту оплатило 1 038 528 руб. за возведение фактически отсутствующих временных титульных зданий и сооружений. Направленная министерством в адрес общества претензия с требованием передать заказчику исполнительную документацию, подтверждающую затраты за возведение временных титульных зданий и сооружений или произвести возврат денежных средств в размере
Постановление № А44-5459/2021 от 19.10.2022 АС Северо-Западного округа
сроки и в размерах, с учетом графика выполнения строительно-монтажных работ по контракту (приложение № 1 к Контракту) и фактически выполненных подрядчиком работ, по безналичному расчету путем перечисления заказчиком денежных средств на расчетный счет подрядчика, в срок не более чем в течение 30 календарных дней с даты подписания заказчиком акта о приемке выполненных работ формы КС-2, справки о стоимости выполненных работ и затрат формы КС-3 и представленного подрядчиком счета-фактуры (счета), но не более средств субсидии на капитальные вложения на соответствующий год, указанных в пункте 3.6 Контракта. В соответствии с пунктом 3.6 Контракта источники финансирования работ – федеральный и областной бюджеты, а также бюджет Савинского сельского поселения. Согласно пункту 3.7 Контракта авансирование работ не предусмотрено. Администрация и Общество заключили дополнительные соглашения к Контракту от 28.06.2021 № 1 и от 06.09.2021 № 6. Дополнительным соглашением от 28.06.2021 № 1 изменено содержание пункта 3.7 Контракта, который изложен в следующей редакции: «Авансирование по настоящему контракту
Постановление № А82-8338/19 от 22.06.2020 АС Ярославской области
удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 2.1, 3, 6 – 8 статьи 171 Кодекса. Суды установили и материалам дела не противоречит, что налогоплательщик является бюджетным учреждением, финансирование которого осуществляется на основании утверждаемого на каждый отчетный год плана финансово-хозяйственной деятельности, в котором, в частности, поименованы основные статьи расходов учреждения и источники финансирования. Деятельность Учреждения финансируется из нескольких источников: субсидии на выполнение государственного задания, субсидии на иные цели и субсидии на капитальные вложения , внебюджетные поступления от приносящей доход деятельности. Основным видом деятельности Учреждения, приносящим доход, является сдача в аренду недвижимого имущество, оказание иных платных услуг, операции по реализации которых включены в налогооблагаемую базу по налогу на добавленную стоимость. Положением об учетной политике, утвержденным приказом Учреждения от 12.01.2016, предусмотрен раздельный учет доходов в разрезе источников финансирования (в том числе по приносящей доход деятельности (собственных доходов налогоплательщика) и субсидий) и учет расходов в зависимости от источника их
Постановление № А76-1977/2022 от 09.08.2023 АС Уральского округа
значении, в котором они используются в бюджетном законодательстве. В БК РФ прямо не закреплено понятие «субсидия». В статье 6 БК РФ дано определение только бюджетным инвестициям (бюджетные инвестиции - бюджетные средства, направляемые на создание или увеличение за счет средств бюджета стоимости государственного (муниципального) имущества (абзац 33 статьи 6 БК РФ). Однако при этом законодатель разделил понятие субсидий на капитальные вложения и бюджетных инвестиций на уровне конкретных норм - статей 78.2 БК РФ ( субсидии на капитальные вложения ) и 79 БК РФ (бюджетные инвестиции). Исходя из анализа нормативно-правового регулирования в сфере бюджетных отношений бюджетные инвестиции и субсидии на капитальные вложения - это два отличных друг от друга способа финансового обеспечения капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной собственности). Данный вывод также прямо следует из письма Минфина России № 02-02-005/58618, Казначейства России № 42-7.4-05/5.1-897 от 31.12.2013 «Об особенностях исполнения федерального бюджета по расходам, связанным с осуществлением капитальных вложений в объекты капитального строительства».
Постановление № Ф03-4239/2023 от 27.09.2023 АС Дальневосточного округа
дела следует, что в 2021 году между Министерством строительства и жилищной политики Камчатского края (далее – министерство) и Администрацией Петропавловск - Камчатского городского округа (далее – администрация) заключено соглашение № 29 (в редакции дополнительных соглашений от 17.08.2021 № 1, от 18.11.2021 № 2, от 20.12.2021 № 3, от 24.12.2021 № 4) о предоставлении из краевого бюджета в 2021 году (в 2021 году и плановом периоде 2022-2023 годов) бюджету Петропавловск - Камчатского городского округа субсидии на капитальные вложения в объекты муниципальной собственности в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных министерству как получателю средств краевого бюджета по КБК: 812 0501 10AF3 67483 522 (средства Фонда), 812 0501 10AF3 67484 522 (средства краевого бюджета) в рамках основного мероприятия «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с жилищным законодательством» Подпрограммы А «Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда» Краевой программы и в целях реализации федерального проекта «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для
Постановление № 5-1436/18 от 06.08.2018 Армавирского городского суда (Краснодарский край)
государственной (муниципальной) собственности, порядка предоставления указанных субсидий либо неисполнение ими решения о предоставлении субсидий. Согласно протоколу об административном правонарушении № 4 от 03.07.2018, в ходе проводимой проверки инспектором контрольно-счетной палаты ФИО2 правомерности и эффективности использования средств, выделенных из местного бюджета на реконструкцию МАОУ - СОШ №9 (с элементами аудита в сфере закупок), установлено, что 21.04.2017, 16.08.2017, 13.10.2017, 31.10.2017 управлением образования по адресу: <...> совершено правонарушение, предусмотренное ч.1.1 ст.15.15.5 КоАП РФ, выразившееся в предоставлении субсидии на капитальные вложения МАОУ - СОШ №9 с нарушением порядка предоставления указанных субсидий. ФИО1 в судебном заседании вину в совершении административного правонарушения признал в полном объеме. Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, председатель контрольно-счетной палаты муниципального образования город Армавир ФИО3, инспектор контрольно-счетной палаты ФИО2, проводивший проверку, в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, причины уважительности неявки суду не представили. Суд, выслушав объяснения начальника управления образования администрации МО г.Армавир
Решение № 7-126/2017 от 21.04.2017 Астраханского областного суда (Астраханская область)
области на 2011 - 2015 годы ». Пакет документов, установленный Порядком предоставления субсидий из бюджета Астраханской области муниципальным образованиям Астраханской области, был предоставлен МО « Ахтубинский район » в Министерство образования и науки Астраханской области для получения субсидии из бюджета Астраханской области. Министерство образования письмом от ДД.ММ.ГГГГ № на запрос Министерства финансов Астраханской области представило копии документов МО « Ахтубинский район » представленных для заключения соглашения о предоставлении МО « Ахтубинский район » субсидии на капитальные вложения , в том числе выписку из приложения № к решению Совета МО « Ахтубинский район » № от ДД.ММ.ГГГГ « О внесении изменений в решение Совета муниципального образования « Ахтубинский район » от ДД.ММ.ГГГГ № « О бюджете муниципального образования « Ахтубинский район » на ДД.ММ.ГГГГ », согласно которой на реализацию мероприятий ВЦП « Развитие системы дошкольного образования МО « Ахтубинский район » на ДД.ММ.ГГГГ годы » по КБК № утверждены бюджетные ассигнования
Решение № 12-196/2016 от 22.12.2016 Ахтубинского районного суда (Астраханская область)
рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием. Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных отношений. Как следует из представленных материалов средства субсидии на капитальные вложения и субсидии на дошкольное образование поступили на лицевой счет Финансового управления в размере <данные изъяты>. рублей (платежные поручения от ДД.ММ.ГГГГ №№, №, от ДД.ММ.ГГГГ №№, № Остаток средств субсидии на капитальные вложения в сумме <данные изъяты> тыс. рублей был возвращен Финансовым управлением в бюджет <адрес> в полном объеме, о чем свидетельствует заявка на возврат от ДД.ММ.ГГГГ №. Правонарушение не привело к наступлению тяжких последствий, представляющих существенную угрозу охраняемым общественным отношениям в финансово-бюджетной сфере,