ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Тарифы на водоснабжение - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Определение № 309-ЭС16-3246 от 19.04.2016 Верховного Суда РФ
охраняемых законом публичных интересов. Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке по доводам ответчика не имеется. Как установлено судами, истец, владеющий на праве аренды сетями водоснабжения и водоотведения, предъявил к взысканию задолженность по оплате фактически оказанных в период с января по октябрь 2014 года услуг по транспортировке воды и сточных вод. Удовлетворяя иск, суды руководствовались статьей 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации и исходили из того, что в утвержденные для ответчика тарифы на водоснабжение и водоотведение включена стоимость услуг по транспортировке воды и сточных вод, которые фактически оказывает истец при наличии установленных для него уполномоченным органом тарифов. Доводы кассационной жалобы, сводящиеся к обоснованию исключения из объема услуг тех, что оказаны в отношении многоквартирных жилых домов, переданных в управление истца, отклоняются. Население, как установили суды, оплачивает услуги водоснабжения и водоотведения по тарифам ответчика, то есть последний получает плату за услуги по транспортировке, которые не оказывает, в том числе,
Определение № 03АП-3596/2021 от 28.02.2022 Верховного Суда РФ
расчет задолженности на основании показаний приборов учета не нарушает прав потребителя (общества), поскольку стоимость бездоговорного потребления электроэнергии в объеме, определяемом исходя из величины допустимой длительной токовой нагрузки каждого вводного провода (кабеля), может повлечь значительное увеличение взыскиваемой суммы. Вопреки мнению подателя жалобы, основанием для взыскания задолженности с общества является не отсутствие договора, а фактическое использование им электрической энергии при осуществлении регулируемой деятельности по водоснабжению и водоотведению. Расходы на приобретение электрической энергии участвуют в формировании тарифов на водоснабжение и водоотведение, с применением которых общество производит расчеты с потребителями. С учетом открытости этой деятельности оснований для возложения обязанности по погашению задолженности на собственника объектов коммунальной инфраструктуры нет. Изложенные в настоящей жалобе доводы не опровергают выводы судов. Несогласие заявителя с выводами судебных инстанций, основанными на оценке доказательств и правильном применении норм материального права, не составляет оснований для передачи кассационной жалобы на рассмотрение в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации. Руководствуясь статьями
Определение № А46-17393/17 от 15.01.2019 Верховного Суда РФ
и фактических значений таких показателей, утвержденным приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 04.04.2014 № 162/пр, суды проанализировали схему тарифного регулирования, установленную в регионе, балансы водоснабжения общества и пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований. Суды исходили из того, что нормативные (технологические) потери, возникающие в процессе передачи воды, в том числе по спорным сетям администрации, учтены регулирующим органом при установлении соответствующего тарифа. Отмечено, что при определении обществу долгосрочных тарифов на водоснабжение и водоотведение на 2015-2017, 2018-2022 годы регулирующим органом приняты во внимание данные о фактической деятельности общества за предыдущие периоды, в части определения уровня потерь с учетом сведений об объеме полезного отпуска по всем абонентам общества, в том числе и по спорным сетям администрации. Нормативный акт регулирующего органа не оспорен и не признан в установленном законом порядке не соответствующим закону или иному нормативному акту. Оснований неприменения тарифного решения судами не установлено. Суд округа согласился
Определение № 15АП-7425/19 от 24.03.2020 Верховного Суда РФ
видом деятельности посредством установления компетентным органом власти соответствующего тарифа. При отсутствии доказательств установления уполномоченным органом индивидуального тарифа на услуги по водоснабжению и водоотведению для истца последний, как лицо, не имеющее статуса РСО (организации водопроводно-канализационного хозяйства), не вправе требовать плату за оказание услуг по водоснабжению для потребителей в рамках обязательственных правоотношений, регулируемых нормами Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении». Суд округа поддержал выводы суда апелляционной инстанции. Принимая во внимание, что тариф на водоснабжение установлен для него постановлением администрации от 18.07.2018 № 2982, то есть спустя длительное время после получения водозаборного комплекса в аренду на основании договора от 01.02.2017, суды пришли к обоснованному выводу о том, что до утверждения тарифа общество не вправе взимать за плату за услуги. В кассационной жалобе заявителем не приведены сведения о его своевременном обращении за утверждением тарифа, о причинах выдачи лицензии 20.10.2017 и утверждении тарифа по истечении значительного времени со дня получения
Постановление № А78-1592/07 от 16.08.2007 АС Восточно-Сибирского округа
01.07.2006, оказываемые МУП ГКХ г. Сретенска для предприятий и организаций. 1. Водоснабжение: руб./м.3 (без НДС): Центральное: -для бюджетных организаций – 43,60 руб., - для прочих организаций – 47,39 руб. 2. Водоотведение (вывоз канализационных стоков автотранспортом) руб./м 3 (без НДС): - для бюджетных организаций - 84,00 руб., - для прочих организаций – 91,00 руб. Текст оспариваемого постановления опубликован в газете «Советское Забайкалье» от 14.07.2006 № 28 (11167). Заявление прокурора о признании названных пунктов, устанавливающих тарифы на водоснабжение и водоотведение, недействующими удовлетворено не было. Как посчитал прокурор, названным постановлением установлены тарифы не соответствующие пункту 7 части 2 статьи 5 Федерального закона от 30.12.2004 № 210 –ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», решению РСТ Читинской области от 15.05.2005 № 51. Названное несоответствие состояло, по мнению прокурора, в том, что рост тарифов значительно превысил установленные индексы изменения тарифов 116,0%. Указанное превышение было выявлено прокурором против тарифов согласно экспертного заключения, утвержденного решением
Постановление № 17АП-9915/2008 от 11.01.2009 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда
договора №134 от 12.10.2006г. с применением тарифов, утвержденных решением Ирбитской городской Думы от 14.09.2006г. № 200 для ОАО «УСГ», поскольку решением Арбитражного суда Свердловской области по делу № А60-4567/2007С5 от 26.10.2007г. признан недействующим п. 1.2 решения Ирбитской городской Думы от 20.12.2006г. № 237 «Об утверждении индивидуальных тарифов для предприятий жилищно-коммунального комплекса на услуги водоснабжения, водоотведения, на вывоз твердых и жидких бытовых отходов для потребителей города Ирбита на 2007год», которым были установлены более низкие тарифы на водоснабжение , водоотведение и с применением которых ответчиком произведена оплата за спорный период. При этом истец указывает на то, что соглашение об изменении условия договора о цене услуг сторонами письменно не согласовывалось, а выставление истцом счетов- фактур и их оплата ответчиком по более низким тарифам не является основанием для изменения условий договора о цене. Согласно апелляционной жалобе истец не согласен с выводом суда первой инстанции о том, что решение Арбитражного суда Свердловской области по
Постановление № Ф02-1363/2011 от 21.04.2011 АС Восточно-Сибирского округа
целью отпуска тепла и осуществляет прием сточных вод в микрорайоне 148 «В» (жилые дома). Тарифы на услуги водоснабжения на 2008 года утверждены решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 22.11.2007 № 717-74 «Об установлении тарифов Улан-Удэнского мотостроительного завода – подразделения ОАО «Улан-Удэнский авиационный завод» на услуги водоснабжения и водоотведения на 2008 год». Тарифы на 2009 год по данному виду услуг утверждены решением сессии Улан-Удэнского городского Совета депутатов 12.02.2009 и вступили в силу 12.03.2009. Поскольку тарифы на водоснабжение и водоотведение на 2009 год не были установлены за месяц до окончания срока действия тарифов на 2008 год в соответствии с требованиями Федерального закона № 210-ФЗ и полагая, что тарифы на 2008 год не могли быть применены, истец выставил счета-фактуры для оплаты в адрес контрагентов за спорный период по тарифам на 2009 год. Однако ОАО «ТГК-14» в письме от 06.03.2009 № 367 отказалось оплачивать выставленные счета-фактуры за январь, февраль, март 2009 года в
Постановление № 13АП-5431/2015 от 13.05.2015 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда
предусмотренном в п. 9 Соглашения, стоимость потребляемой питьевой воды, сбрасываемых сточных вод и загрязняющих веществ по объекту, принадлежащему Ответчику как субабоненту и находящемуся по адресу: 196626, СПб, <...>, литера А,Б (производственный корпус с навесом и складской комплекс). 30.12.2010 Распоряжением Комитета по тарифам Санкт-Петербурга № 389-р «Об установлении тарифов на холодную воду и водоотведение закрытого акционерного общества «Агентство по реконструкции и застройке нежилой зоны «Шушары» на территории Санкт-Петербурга на 2011-2012 годы» Истцу были установлены тарифы на водоснабжение и водоотведение на 2011 и 2012 годы. В связи с приобретением Истцом статуса организации водопроводно-канализационного хозяйства Истец и ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» согласовали расторжение Соглашения с 01.02.2011 и подписали каждый со своей стороны Дополнительное соглашение №1 к Соглашению №1/788 к Договору 574 от 01.11.2006 г. на отпуск питьевой воды, прием сточных вод и загрязняющих веществ. Ответчик уклонился от подписания названного Дополнительного соглашения, равно как и от заключения с Истцом договора на оказание услуг по
Постановление № А56-13828/14 от 04.09.2015 АС Северо-Западного округа
стоимость потребляемой питьевой воды, сбрасываемых сточных вод и загрязняющих веществ по объекту, принадлежащему Обществу как субабоненту и находящемуся по адресу: 196626, Санкт-Петербург, <...>, лит. А и Б (производственный корпус с навесом и складской комплекс). Распоряжением Комитета по тарифам Санкт-Петербурга (далее – Комитет) от 30.12.2010 № 389-р «Об установлении тарифов на холодную воду и водоотведение закрытого акционерного общества «Агентство по реконструкции и застройке нежилой зоны «Шушары» на территории Санкт-Петербурга на 2011-2012 годы» Агентству установлены тарифы на водоснабжение и водоотведение на 2011 и 2012 годы. Распоряжением Комитета от 02.12.2011 № 390-р «О внесении изменения в распоряжение Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 30.12.2010 №389-р» тарифы, установленные Агентству на водоснабжение и водоотведение на 2012 год, изменены. Распоряжением Комитета от 30.11.2012 № 421-р «Об установлении тарифов на холодную воду, водоотведение и услуги по транспортированию стоков закрытого акционерного общества «Агентство по реконструкции и застройке нежилой зоны «Шушары» на территории Санкт-Петербурга» истцу были установлены тарифы на
Решение № 3А-97/2023 от 12.10.2023 Забайкальского краевого суда (Забайкальский край)
тарифам и ценообразованию Забайкальского края ФИО3, представителя заинтересованного лица администрации городского округа «Город Чита» ФИО4, прокурора отдела прокуратуры Забайкальского края Казанцевой Л.И., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению акционерного общества «Силикатный завод» о признании незаконными действий Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края по установлению тарифов на холодное водоснабжение и транспортировку сточных вод в п. Антипиха на 2022 год для акционерного общества «Силикатный завод», о понуждении установить тарифы на водоснабжение и транспортировку сточных вод в поселке Антипиха на 2022-2023 годы для администрации городского округа «Город Чита», установил: 20 декабря 2018 года Региональной службой по тарифам и ценообразованию Забайкальского края (далее – РСТ Забайкальского края, орган регулирования) принят приказ № 716-НПА «Об утверждении производственных программ и установлении тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение), подвоз воды, водоотведение, горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения для ресурсоснабжающих организаций, осуществляющих на территории муниципального образования городской округ «Город
Решение № 2-399/21 от 06.05.2021 Чапаевского городского суда (Самарская область)
решение об установлении такой социальной нормы, (п. 36 Правил <Номер обезличен>) Расчетный период для оплаты коммунальных услуг устанавливается равным календарному месяцу, (п. 37 Правил <Номер обезличен>) В соответствии с пунктом 38 Правил <Номер обезличен>, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов). Приказом Министерства энергетики и ЖКХ <Адрес обезличен> <Номер обезличен> от <Дата обезличена> года установлены тарифы на водоснабжение и водоотведение на период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>. (Приложение <Номер обезличен>). Приказом Министерства энергетики и ЖКХ <Адрес обезличен> <Номер обезличен> от <Дата обезличена> года установлены тарифы на водоснабжение и водоотведение на период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>. (Приложение <Номер обезличен>). Приказом Министерства энергетики и ЖКХ Самарской Области <Номер обезличен> от <Дата обезличена> установлены тарифы на водоснабжение и водоотведение на период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>. (Приложение <Номер обезличен>). Приказом
Решение № 2-706/21 от 01.06.2021 Чапаевского городского суда (Самарская область)
принято решение об установлении такой социальной нормы, (п. 36 Правил № 354). Расчетный период для оплаты коммунальных услуг устанавливается равным календарному месяцу, (п. 37 Правил № 354). В соответствии с пунктом 38 Правил № 354, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов). Приказом Министерства энергетики и ЖКХ Самарской области № 284 от 03.11.2015 года установлены тарифы на водоснабжение и водоотведение на период с 01.01.2016 года по 30.06.2017 года. (Приложение № 2). Приказом Министерства энергетики и ЖКХ Самарской области № 403 от 25.06.2016 года установлены тарифы на водоснабжение и водоотведение на период с 01.07.2017 года по 31.12.2017 года. (Приложение № 3). Приказом Министерства энергетики и ЖКХ Самарской области № 459 от 28.11.2017 года установлены тарифы на водоснабжение и водоотведение на период с 01.07.2018 года по 31.12.2018 года. (Приложение № 4). Приказом Министерства