ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Требования к временным объектам - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Распоряжение Минприроды РФ от 30.12.2009 N 75-р "О добровольной экологической сертификации объектов недвижимости с учетом международного опыта применения "зеленых" стандартов"
социальной инфра- │ │ │ │ │структуры"; ВСН 62-91 "Проектирование среды│ │ │ │ │жизнедеятельности с учетом потребностей │ │ │ │ │инвалидов и маломобильных групп населения";│ │ │ │ │СНиП 35-01-01 "Доступность зданий и соору- │ │ │ │ │жений для маломобильных групп населения"; │ │ │ │ │ГОСТ Р 52875-2007 "Указатели тактильные │ │ │ │ │наземные для инвалидов по зрению. Техниче- │ │ │ │ │ские требования"; "Временные методические │ │ │ │ │указания по экологической оценке объектов │ │ │ │ │недвижимости", 2009; LEED (США); GBI (США, │ │ │ │ │Канада) и другие │ ├───┴────────────────────┴─────────────────────┴───────────────────────────────────────────┤ │ IV. ЛАНДШАФТНОЕ ОБУСТРОЙСТВО И СОХРАНЕНИЕ ИЛИ ВОССТАНОВЛЕНИЕ СРЕДЫ ОБИТАНИЯ │ ├───┬────────────────────┬─────────────────────┬───────────────────────────────────────────┤ │20 │Земельный участок, │IV.1. Сохранение или │Федеральный закон N 136-ФЗ "Земельный │ │ │здание, сооружение, │восстановление мест- │кодекс Российской Федерации"; Федеральный │ │ │объект незавершенно-│ной или адаптирован- │закон N 74-ФЗ "Водный кодекс Российской │ │ │го строительства │ной
"Методическое пособие по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух" (введено письмом Ростехнадзора от 24.12.2004 N 14-01-333)
размещения источников выброса и ориентированный на компьютерную реализацию. С учетом вышеизложенного до выхода этого документа не рекомендуется выполнять корректировку размеров СЗЗ по розе ветров для действующих предприятий. 1.3. Если в районе размещения предприятия, включающем зону возможного влияния выбросов данного предприятия на атмосферный воздух, отсутствуют места постоянного проживания населения или другие зоны, к которым предъявляются повышенные гигиенические требования, то нет оснований при нормировании выбросов данного предприятия учитывать гигиенические критерии качества атмосферного воздуха населенных мест. Вахтовые жилые комплексы предназначены для отдыха персонала между рабочими сменами и являются местом временного размещения рабочего персонала. Поэтому такие объекты , как правило, не рассматриваются как места постоянного проживания населения. Однако срок проживания трудоспособного населения в этих поселках определяется по согласованию с органами Роспотребнадзора. В соответствии с п. 2.26 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 [41] помещения для пребывания работающих по вахтовому методу допускается размещать в границах санитарно-защитной зоны. Для описанной выше ситуации нормативы ПДВ устанавливаются без проведения расчетов загрязнения
Определение № 06АП-4581/20 от 03.09.2020 Верховного Суда РФ
25.02.2020 и постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 22.06.2020, заявленные требования удовлетворены. В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, заявитель просит отменить состоявшиеся судебные акты, отказав в удовлетворении требований, ссылаясь на существенное нарушение норм материального и процессуального права. В обоснование доводов жалобы заявитель указывает, что в соответствии с частью 9 статьи 61 Градостроительного кодекса Российской Федерации в редакции закона № 73-ФЗ от 07.05.1998 разрешение на строительство не требуется в случае, если работы по строительству объектов недвижимости не затрагивают конструктивные характеристики надежности и безопасности зданий, строений и сооружений, ав также в случае возведения временных зданий, строений. Согласно действующей части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации не требуется получать разрешение на строительство для возведения киосков, навесов и других объектов , которые капитальными не являются. Выводы судов о реконструкции объекта противоречат статье 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации и ГОСТ Р 58033-2017, из системного толкования которых следует, что реконструкция применима только
Апелляционное определение № 78-АПА19-7 от 15.05.2019 Верховного Суда РФ
этом в указанный период правила землепользования и застройки в Санкт-Петербурге приняты не были. В соответствии с пунктом 3 статьи 22 Закона Санкт-Петербурга № 778-116 в течение переходного периода в тех случаях, когда для территориальной зоны, в которой предполагается строительство (реконструкция) объекта, отсутствуют утвержденный градостроительный регламент и документация по планировке территорий, проектная документация может разрабатываться в соответствии с требованиями временных регламентов застройки территорий, согласно статье 23 данного закона. Из положений статьи 23 Закона Санкт-Петербурга № 778-116 следует, что временные регламенты застройки территории - это утвержденные Правительством Санкт-Петербурга документы, устанавливающие допустимые виды использования объектов недвижимости и архитектурно-строительные параметры застройки на части территории Санкт-Петербурга, границы которой устанавливаются графической схемой, входящей в документацию временных регламентов застройки территорий. Виды использования объектов недвижимости и архитектурно- строительные параметры застройки устанавливаются временным регламентом застройки территорий в соответствии с утвержденной градостроительной документацией и Генеральным планом Санкт-Петербурга в составе, определенном Градостроительным кодексом Российской Федерации для градостроительных регламентов территориальных зон
Определение № 07АП-932/2015 от 18.11.2015 Верховного Суда РФ
в уставный капитал Партнерства. В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, Администрация, ссылаясь на нарушение судом округа норм материального и процессуального права, просит отменить постановление окружного суда от 17.06.2015 и оставить в силе решение суда первой инстанции от 19.12.2014 и постановление апелляционного суда от 05.03.2015. Податель жалобы указывает следующее. Суд округа, неправильно применив нормы материального права, сделал необоснованный вывод о том, что исковые требования не направлены на защиту либо восстановление нарушенного права Администрации, поскольку на территории города Кемерово контроль за размещением временных объектов и осуществлением строительства капитальных объектов, а также соблюдением порядка их размещения, соблюдения субъектами градостроительной деятельности требований и положений Генерального плана города Кемерово, Правил землепользования и застройки в городе Кемерово осуществляет именно Администрация. Суд округа не учел, что согласно договору аренды от 19.10.2009 № 36-10-м/09 земельный участок предоставлялся правопредшественнику ООО «Ноев Ковчег» для временного размещения культурно-оздоровительного центра в порядке статьи 34 ЗК РФ, а ответчик незаконно
Решение № А67-7160/13 от 31.01.2014 АС Томской области
предусмотренный договором аренды (п.2.2 Положения - в редакции, действовавшей на момент возведения объекта) В соответствии с п. 2.4 Положения размещение временного объекта на земельном участке, находящемся в собственности (или на ином праве) физического или юридического лица, допускается только с согласия правообладателя земельного участка при условии соответствия разрешенного использования указанного земельного участка назначению временного объекта. При этом п.2.5 Положения размещение временных объектов, перечисленных в пунктах 1.3.1, 1.3.2, 1.3.3 Положения и соответствующих техническим параметрам и требованиям к временным объектам мелкорозничной торговли, осуществляется без принятия муниципальных правовых актов администрации Города Томска о предоставлении земельных участков, о размещении временных объектов, а также без заключения договоров аренды земельного участка, на основании разрешения, выданного департаментом экономического развития и управления муниципальной собственностью администрации Города Томска. Постановлением Администрации г.Томска №721 от 29.06.2012г. утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Выдача разрешений на размещение временных (некапитальных) объектов» (далее по тексту: «Регламент»). Согласно п.6.1 Регламента результатом I этапа предоставления муниципальной услуги
Решение № А67-7701/13 от 20.02.2014 АС Томской области
соответствии с п.2.4 Положения (в редакции, действовавшей на момент возведения объекта) размещение временного объекта на земельном участке, находящемся в собственности (или на ином праве) физического или юридического лица, допускается только с согласия правообладателя земельного участка при условии соответствия разрешенного использования указанного земельного участка назначению временного объекта. При этом п. 2.5 Положения (в редакции, действовавшей на момент возведения объекта) размещение временных объектов, перечисленных в пунктах 1.3.1, 1.3.2, 1.3.3 Положения и соответствующих техническим параметрам и требованиям к временным объектам мелкорозничной торговли, осуществляется без принятия муниципальных правовых актов администрации Города Томска о предоставлении земельных участков, о размещении временных объектов, а также без заключения договоров аренды земельного участка, на основании разрешения, выданного департаментом экономического развития и управления муниципальной собственностью администрации Города Томска. Постановлением Администрации г.Томска №721 от 29.06.2012г. (действовавшим в период установки временного объекта) утвержден административный регламент предоставления муниципальной услуги «Выдача разрешений на размещение временных (некапитальных) объектов» (далее по тексту: «Регламент»). Согласно п.6.1 Регламента
Решение № А70-20235/2021 от 28.12.2021 АС Тюменской области
соответствии с Требованиями к параметрам, внешнему виду временных объектов на территории города Тюмени, утвержденными постановлением администрации города Тюмени от 17.07.2017 №392-пк индивидуальный эскизный проект в департамент не поступал и с истцом согласован ответчиком не был. Согласно абз.3 п.1.3 Требований №392-пк, внешний вид временного объекта, в том числе параметры, цветное оформление временного объекта и материалы отделки фасадов временного объекта должны соответствовать типовому эскизному проекту, либо индивидуальному эскизному проекту, согласованному с департаментом в порядке, установленном требованиями к временным объектам . В связи с указанными обстоятельствами, департамент на основании п.5.1 договора уведомлением проинформировал ответчика о необходимости устранения допущенных нарушений условий договора в течение пяти рабочих дней с момента получения уведомления или по истечении месячного срока с момента отправления уведомления (в случае его не получения), а также о досрочном расторжении договора в одностороннем порядке в случае невыполнения данного требования в установленный срок, согласно п.6.4 договора. Уведомление о нарушении условий договора от 26.04.2021 № 14-08-3884/2021
Постановление № А33-6375/17 от 16.01.2018 Третьего арбитражного апелляционного суда
признании незаконным бездействия, выразившегося в незаключении договора на размещение временного сооружения, заявителем не указано. Судом не установлено объективных препятствий для обращения заявителя с указанным требованием в установленный законом срок. С учетом изложенного, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что пропуск срока на обжалование бездействия органа местного самоуправление является самостоятельным основанием отказа в удовлетворении требований заявителя, в связи с чем, правомерно отказал в удовлетворении требования заявителя о признании незаконным бездействия, выразившегося в незаключении договора на размещение временного сооружения – комплекса временных объектов по адресу: город Красноярск, ул. Гусарова-Высотная, площадью 1816,39 кв.м. по результатам рассмотрения заявления от 10.10.2016 № 7531-ек. Заявителем также заявлено требование о признании недействительным распоряжения от 16.01.2017 № 1-соц. Положением от 28.11.2014 № 809, а также действующим на момент предоставления права на размещение временного сооружения Положением о порядке размещения временных сооружений на территории города Красноярска, утвержденным постановлением администрации города Красноярска от 09.02.2010 № 55, установлено, что
Решение № 2-1759 от 03.10.2011 Ленинскогого районного суда г. Томска (Томская область)
не подписано, что не оспорено в судебном заседании представителем ответчика. Согласно техническому паспорту от 06.09.2011 временного объекта, возведенного по , площадь застройки составляет кв. м., в то время как в соответствии с постановлением администрации г. Томска от 22.10.2009 № 1017 «О размещении временных объектов» площадь остановочного комплекса не должна превышать 25 кв.м. – самого торгового павильона, и не более 25 кв. м. – остановочного. Таким образом, временный объект создан Солятовым О.В. с нарушением требований к временным объектам . Оценивая представленные доказательства в совокупности, учитывая, что ответчик не представил правоустанавливающих документов на земельный участок площадью кв.м, расположенный по адресу: , исковые требования прокурора Ленинского района г. Томска подлежат удовлетворению. Пунктом 2 статьи 206 ГПК РФ установлено, что в случае принятия решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, когда эти действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Принимая во внимание, что
Решение № 2А-1772/19 от 07.02.2019 Центрального районного суда г. Тюмени (Тюменская область)
другими конструкциями зданий и сооружений. Согласно абзацу второму пункта 76 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, временные строения должны располагаться на расстоянии не менее 15 метров от других зданий и сооружений или у противоположных стен. Согласно п. 3.5 Требований к параметрам, внешнему виду временных объектов на территории города Тюмени, основанием для отказа в согласовании индивидуального эскизного проекта временного объекта является несоответствие параметров, внешнего вида, предполагаемого размещения временного объекта, предусмотренных индивидуальным эскизным проектом, настоящим Требованиям к временным объектам . Как следует из материалов дела, торговый павильон вплотную примыкает к зданию, расположенному по <адрес> (л.д. 12), что нарушает нормы закона указанные выше, в том числе пункт 2.4 Требований к параметрам, внешнему виду временных объектов на территории города Тюмени, согласно которому размещение временных объектов, их эксплуатация на землях и земельных участках, расположенных на территории города Тюмени, должны соответствовать требованиям действующего законодательства. При этом подпунктом 2 пункта 1 статьи 40 Земельного кодекса установлено, что
Решение № 2А-11413/19 от 27.05.2020 Центрального районного суда г. Тюмени (Тюменская область)
временных объектов на территории города Тюмени. Пунктом 2.4 Требований установлено, что размещение временных объектов, их эксплуатация на землях и земельных участках, расположенных на территории города Тюмени, должны соответствовать требованиям действующего законодательства, муниципальных правовых актов города Тюмени. Согласно п. 3.5Требований к параметрам, внешнему виду временных объектов на территории города Тюмени, основанием для отказа в согласовании индивидуального эскизного проекта временного объекта является несоответствие параметров, внешнего вида, предполагаемого размещения временного объекта, предусмотренных индивидуальным эскизным проектом, настоящим Требованиям к временным объектам . В соответствии с п. 2 ст. 4 Федерального закона от 22 июля 2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности. Согласно п. 36 ст. 2 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ
Кассационное определение № 33-3399 от 08.11.2011 Томского областного суда (Томская область)
является неисполнимым; в соответствии с п.1.4 приложения № 1 к постановлению Администрации г.Томска от 22.10.2009 № 1017 площадь остановочного комплекса не должна превышать /__/ кв.м самого торгового павильона, площадь остановочного навеса - не должна быть менее площади торгового павильона; однако, земельный участок для эксплуатации торгового павильона предоставлен 09.06.2005, что подтверждается договором аренды №/__/ от 09.06.2005, в соответствии же с п.8.2 постановления Администрации г.Томска от 22.10.2009 №1017 действие пункта 2 («утверждение технических параметров и требований к временным объектам , согласно приложению №1») данного постановления не распространяется на отношения, связанные с размещением временных объектов, расположенных на земельных участках, предоставленных в аренду до вступления в силу постановления Мэра города Томска от 04.09.2007 №536 «О порядке размещения временных (некапитальных) объектов на территории муниципального образования «город Томск»; таким образом, обжалуемое решение противоречит приведенным положениям; суд применил норму, не подлежащую применению - п.1.4 приложения №1 к постановлению Администрации г.Томска от 22.10.2009 №1017. Обсудив доводы кассационной жалобы,
Апелляционное определение № 2А-815/20 от 07.09.2020 Тюменского областного суда (Тюменская область)
отношений и градостроительства Администрации города Тюмени принято в соответствии с действующим законодательством и не нарушает прав административных истцов. Судебная коллегия соглашается с выводами районного суда исходя из следующего. Постановлением Администрации города Тюмени от 17 июля 2017 года № 392-пк утверждены Требования к параметрам, внешнему виду временных объектов на территории города Тюмени (далее по тексту - Требования). Пунктом 3.1 Требований предусмотрено, что индивидуальный эскизный проект временного объекта разрабатывается с учетом предполагаемого места размещения временного объекта, утверждается лицом, заинтересованным в размещении временного объекта, и подлежит согласованию с Департаментом в порядке, определенном названными Требованиями к временным объектам . В течение пятнадцати рабочих дней со дня регистрации заявления о согласовании индивидуального эскизного проекта временного объекта Департамент осуществляет рассмотрение индивидуального эскизного проекта, по результатам которого согласовывает индивидуальный эскизный проект временного объекта либо отказывает в его согласовании при наличии оснований, предусмотренных пунктом 3.5 Требований к временным объектам (пункт 3.4 Требований). Пунктом 3.5. Требований установлены основания