ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Учет муниципального имущества - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Определение № А16-99/2021 от 15.02.2022 Верховного Суда РФ
А16-99/2021 по иску федерального государственного казенного учреждения «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации (далее – учреждение) к администрации Облученского городского поселения Облученского муниципального района Еврейской автономной области (далее – администрация) о понуждении к исполнению обязанности в натуре, а именно, обязать ответчика подписать передаточные акты, внести в реестр муниципального имущества объекты недвижимого имущества, а именно земельный участок с кадастровым номером 79:05:2400062:8, здание казармы № 9; зарегистрировать право муниципальной собственности; произвести бюджетный учет муниципального имущества , с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, – Министерства обороны Российской Федерации, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Еврейской автономной области, установил: решением Арбитражного суда Еврейской автономной области от 13.05.2021 в иске отказано. Постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 27.08.2021, оставленным без изменения постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 23.11.2021, решение от 13.05.2021 отменено, иск удовлетворен в части: суд обязал администрацию в тридцатидневный срок с
Определение № А43-19366/15 от 24.08.2018 Верховного Суда РФ
экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов. Указанных оснований по результатам изучения судебных актов, принятых по делу, и доводов кассационной жалобы заявителя не установлено. Принимая обжалуемые судебные акты, суды, руководствуясь положениями статей 328, 614 Гражданского кодекса Российской Федерации, 198, 200, 201 АПК РФ, распоряжения Комитета по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации города Нижнего Новгорода от 22.04.2002 № 545, постановления администрации города Нижнего Новгорода от 07.03.2002 № 24 «О совершенствовании учета муниципального имущества », Порядка принятия решений о списании муниципального имущества города Нижнего Новгорода, утвержденного решением Городской Думы города Нижнего Новгорода от 17.02.2016 № 24, исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства, установив факт бездействия комитета по списанию и исключению из договора аренды непригодного к дальнейшей эксплуатации и использованию по назначению имущества при наличии соответствующих полномочий, удовлетворили заявленные требования. Доводы жалобы основаны на ошибочном толковании норм законодательства и не свидетельствуют
Определение № 18АП-10643/17 от 27.05.2020 Верховного Суда РФ
удовлетворения требований кредиторов должника. В связи с изложенным суды констатировали, что является доказанной совокупность всех условий для привлечения администрации к субсидиарной ответственности по обязательствам должника (противоправность действий администрации, наличие причинно-следственной связи между данными действиями и банкротством должника). Кроме того, учитывая, что вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Курганской области от 04.10.2018 по делу № А34- 5533/2018 признано незаконным бездействие администрации, выразившееся в непредставлении конкурсному управляющему сведений об учете спорных объектов в реестре учета муниципального имущества , принимая во внимание, что данное незаконное бездействие повлекло в течение длительного времени невозможность регистрации за должником объектов недвижимости на праве хозяйственного ведения и должным образом осуществления мероприятий по формированию конкурсной массы и удовлетворению требований кредиторов, суды пришли к выводу о наличии оснований для привлечения администрации к субсидиарной ответственности за непредставление конкурсному управляющему соответствующей запрашиваемой информации. При разрешении спора суды руководствовались положениями статьи 10, пунктом 2 статьи 61.11, Закона о банкротстве (в редакции,
Определение № 302-ЭС20-11463 от 28.08.2020 Верховного Суда РФ
актов, Контрольно-счетной палатой Мамско-Чуйского района проведена проверка комитета в части соблюдения установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности муниципального образования Мамско-Чуйского района, в том числе переданного имущества п. Согдиондон и п. Горая-Чуя, с. Усть-Чуя. По результатам проверки вынесено представление от 12.07.2019 № 1, обжалуемое комитетом по настоящему делу. Предметом представления явились нарушения, существо которых выражается в следующем: нормативные правовые акты в сфере управления и распоряжения муниципальным имуществом, в частности, об организации учета муниципального имущества и ведении реестра муниципального имущества, действуют в редакции, разработанной в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 03.07.1998 № 696, которое утратило силу в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2007 № 447 «О совершенствовании учета федерального имущества». Кроме того, не учтен Порядок ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества, утвержденный приказом Минэкономразвития РФ от 30.08.2011 № 424; поступления в бюджет Мамско-Чуйского района за период 2017-2019 годов от использования муниципального имущества
Определение № А41-80509/19 от 02.12.2020 Верховного Суда РФ
Пущино, мкр. В, проспект Науки, дом 5-а, подлежащего отчуждению, согласно договору купли-продажи недвижимого имущества с рассрочкой платежа от 18.10.2015; в указанный срок администрации города Пущино представить в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области следующие документы: документы, подтверждающие государственный кадастровый учет нежилого помещения площадью 442 кв. м расположенного по адресу: Московская область, город Пущино, мкр. В, проспект Науки, дом 5-а; документы подтверждающие государственную регистрацию права собственности муниципального образования городской округ Пущино на нежилое помещение площадью 442 кв. м расположенного по адресу: Московская область, город Пущино, мкр. В, проспект Науки, дом 5-а; подписанное сторонами дополнительное соглашение N 1 к договору купли-продажи недвижимого имущества с рассрочкой платежа от 18.10.2015 согласно вступившим в силу судебным актам по делу N А41-14142/16. К участию в деле в качестве третьего лица привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области. Решением Арбитражного суда Московской области от 03.12.2019, оставленным без
Постановление № А55-36582/20 от 10.02.2022 АС Поволжского округа
местного значения в сфере управления и распоряжения имуществом городского округа Самара. Согласно пункту 4 статьи 45 Устава городского округа Самара Самарской области от имени городского округа Самара права собственника в отношении муниципального имущества осуществляют Глава городского округа Самара и Департамент управления имуществом городского округа Самара. В соответствии со статьей 47 Устава городского округа Самара Самарской области Департамент управления имуществом г.о. Самара осуществляет полномочия по управлению и распоряжению имуществом г.о. Самара, а также осуществляет учет муниципального имущества и ведет его реестр. Порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации регулируется главой 24.1. Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ). Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.05.2019 N 13 «О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» (далее - Постановление
Постановление № А45-21472/2021 от 28.04.2022 АС Западно-Сибирского округа
и организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения. На основании Закона Новосибирской области от 24.11.2014 № 484-ОЗ «Об отдельных вопросах организации местного самоуправления в Новосибирской области» полномочия по организации тепло-, водоснабжения и водоотведения населения относятся к вопросам местного значения муниципального района. Пунктом 1 статьи 28 Устава Новосибирского района Новосибирской области предусмотрено, что администрация района в сфере управления муниципальным имуществом формирует муниципальную собственность в соответствии с процедурой разграничения государственной собственности, организует учет муниципального имущества Новосибирского района, ведет реестр объектов муниципального имущества, организует контроль за сохранностью и использованием по назначению муниципального имущества, решает вопросы владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности. Подпунктом 19 пункта 1 статьи 29 Устава Новосибирского района Новосибирской области предусмотрено, что администрация района осуществляет полномочия по организации теплоснабжения, предусмотренные Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении». В силу части 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в
Постановление № А55-9165/2021 от 10.02.2022 АС Поволжского округа
местного значения в сфере управления и распоряжения имуществом городского округа Самара. Согласно пункту 4 статьи 45 Устава городского округа Самара Самарской области от имени городского округа Самара права собственника в отношении муниципального имущества осуществляют Глава городского округа Самара и Департамент управления имуществом городского округа Самара. В соответствии со статьей 47 Устава городского округа Самара Самарской области Департамент управления имуществом г.о. Самара осуществляет полномочия по управлению и распоряжению имуществом г.о. Самара, а также осуществляет учет муниципального имущества и ведет его реестр. Порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации регулируется главой 24.1. Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ). Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.05.2019 N 13 "О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации" (далее - Постановление
Постановление № А55-19589/2021 от 16.08.2022 АС Поволжского округа
городского округа Самара, наделенным Уставом городского округа Самара собственными полномочиями по решению вопросов местного значения в сфере управления и распоряжения имуществом городского округа Самара. Согласно пункту 4 статьи 45 Устава городского округа Самара от имени городского округа Самара права собственника в отношении муниципального имущества осуществляют Глава городского округа Самара и Департамент. На основании статьи 47 Устава городского округа Самара Департамент осуществляет полномочия по управлению и распоряжению имуществом городского округа Самара, а также осуществляет учет муниципального имущества и ведет его реестр. При таких обстоятельствах суд округа признает правильными выводы судов первой и апелляционной инстанций о том, что в рассматриваемых правоотношениях надлежащим ответчиком является именно Департамент. На основании изложенного довод заявителя жалобы о том, что Департамент не является собственником нежилого помещения, расположенного по адресу: <...>, а лишь осуществляет полномочия по управлению и распоряжению имуществом городского округа Самара, выписки из ЕГРН, подтверждающие право собственности Департамента на указанное помещение не представлены, суд округа
Постановление № А55-20551/2021 от 09.06.2022 АС Поволжского округа
подлежат передаче в муниципальную собственность в двухмесячный срок со дня регистрации перечня. В силу статьи 27 Устава городского округа Самара Департамент является органом местного самоуправления городского округа Самара, наделяемым настоящим Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения в сфере управления и распоряжения имуществом городского округа Самара. По статье 47 Устава городского округа Самара Департамент представляет городской округ Самара в процессе государственной регистрации и перехода прав городского округа Самара на недвижимое имущество, осуществляет учет муниципального имущества и ведет его реестр. Судом первой инстанции установлено, что решением Департамента управления имуществом Самарской области от 25.05.2011 №386 жилой дом, расположенный по адресу: <...> а, включен в перечень объектов, подлежащих передаче от ОАО энергетики и электрификации «Самараэнерго» в муниципальную собственность в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 07.03.1995 №235. В материалах настоящего дела имеются выписки из реестра, из которых следует, что комнаты № 10, 27 и 35 включены в реестр муниципальной собственности (л.д.16-18),
Решение № 2-490 от 15.09.2010 Судогодского районного суда (Владимирская область)
принять на баланс бесхозяйное имущество, о восстановлении централизованной системы коммунального водоснабжения и канализации в д. Ново- Петрово МО «Вяткинское сельское поселение», У С Т А Н О В И Л: Первоначально прокурор Судогодского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Муниципальному образованию « Вяткинское сельское поселение» Судогодского района Владимирской области о признании незаконным бездействия муниципального образования « Вяткинское сельское поселение» Судогодского района Владимирской области по длительному непринятию на учет муниципального имущества и не приведению очистных сооружений центральной системы канализации в д. Ново- Петрово к нормативно установленному состоянию, об обязании муниципального образования « Вяткинское сельское поселение» поставить на учет бесхозяйное имущество, а именно систему водоснабжения и водоотведения, централизованную систему канализации, расположенную в д. Ново - Петрово в срок до 15.08.2010 г., об обязании муниципального образования « Вяткинское сельское поселение» принять меры по проведению капитального ремонта и приведению очистных сооружений центральной системы канализации в д. Ново-
Решение № 230025-01-2020-001850-85 от 04.08.2020 Курганинского районного суда (Краснодарский край)
Е Н И Е именем Российской Федерации г. Курганинск «04» августа 2020 года Курганинский районный суд Краснодарского края в составе: председательствующего судьи Бабенко А.А. при секретаре Самойловой А.М. с участием помощника прокурора Курганинского района Уманского Н.Г. рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Курганинского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Петропавловского сельского поселения Курганинского района о признании незаконным бездействия администрации Петропавловского сельского поселения Курганинского района и об обязании осуществлять учет муниципального имущества в строгом соответствии с требованиями законодательства, УСТАНОВИЛ: Прокурор Курганинского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации Петропавловского сельского поселения Курганинского района о признании незаконным бездействия администрации Петропавловского сельского поселения Курганинского района и об обязании осуществлять учет муниципального имущества в строгом соответствии с требованиями законодательства, в обоснование указав, что прокуратурой Курганинского района в рамках проведения проверки исполнения бюджетного законодательства при использовании и распоряжении государственным и муниципальным имуществом установлено,
Решение № 230025-01-2020-001849-88 от 04.08.2020 Курганинского районного суда (Краснодарский край)
Е Н И Е именем Российской Федерации г. Курганинск «04» августа 2020 года Курганинский районный суд Краснодарского края в составе: председательствующего судьи Бабенко А.А. при секретаре Самойловой А.М. с участием помощника прокурора Курганинского района Уманского Н.Г. рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Курганинского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Октябрьского сельского поселения Курганинского района о признании незаконным бездействия администрации Октябрьского сельского поселения Курганинского района и об обязании осуществлять учет муниципального имущества в строгом соответствии с требованиями законодательства, УСТАНОВИЛ: Прокурор Курганинского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации Октябрьского сельского поселения Курганинского района о признании незаконным бездействия администрации Октябрьского сельского поселения Курганинского района и об обязании осуществлять учет муниципального имущества в строгом соответствии с требованиями законодательства, в обоснование указав, что прокуратурой Курганинского района в рамках проведения проверки исполнения бюджетного законодательства при использовании и распоряжении государственным и муниципальным имуществом установлено,
Решение № 2А-296/2023 от 05.12.2023 Исаклинского районного суда (Самарская область)
муниципального района <адрес>. В ходе проверки установлено, что на основании договора безвозмездного пользования от ДД.ММ.ГГГГ заключенного между администрацией сельского поселения Ключи муниципального района <адрес> и ООО «Совместное межмуниципальное хозяйство» передан объект водонапорная сеть, расположенная по адресу: <адрес>, протяженностью 7500 м. Вместе с тем названный объект до настоящего времени на кадастровый учет не поставлен, право собственности на него не зарегистрировано. Бездействие администрации сельского поселения Ключи муниципального района <адрес>, выражающееся в не постановке на кадастровый учет муниципального имущества , может создать препятствия для планирования работ по его содержанию, ремонту, что в свою очередь способно повлечь дополнительные расходы бюджетных средств, связанных с содержанием муниципальной собственности. В связи с этим, прокурор просит суд признать незаконным бездействие администрации сельского поселения Ключи муниципального района <адрес>, выражающееся в не постановке на кадастровый учет муниципального имущества. Обязать администрацию сельского поселения Ключи муниципального района <адрес> в течение 6-ти месяцев со дня вступления в законную силу решения суда принять