ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Уровень разлива - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Приказ Росстата от 19.06.2014 N 438 "Об утверждении статистического инструментария для организации Федеральной службой по надзору в сфере транспорта федерального статистического наблюдения за аварийностью на море"
случая намотки сетей (снастей, тралов) на гребной винт (винты) или руль; повреждение объектов морской инфраструктуры вне судна, которое может серьезно угрожать безопасности самого судна, другого судна или отдельного лица, либо безопасности судоходства; причинение серьезного ущерба окружающей среде или возможный серьезный ущерб окружающей среде, в том числе разлив нефти или нефтепродуктов, равный или выше уровня, отнесенного к чрезвычайной ситуации в соответствии с приказом МПР России от 03.03.2003 N 156 "Об утверждении указаний по определению нижнего уровня разлива нефти и нефтепродуктов для отнесения аварийного разлива к чрезвычайной ситуации", вызванный повреждением судна или судов, и меньше 500 тонн. Аварийный случай относится к очень серьезной аварии, если имели место: гибель судна; гибель двух и более человек, произошедшая в прямой связи с эксплуатацией судна; гибель буксируемого судна или иного плавучего объекта, буксируемого судном; причинение очень серьезного ущерба окружающей среде, в том числе разлив нефти или нефтепродуктов от 500 тонн и выше, вызванный повреждением судна или
Определение № А50-21005/19 от 19.07.2021 Верховного Суда РФ
статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды, учитывая обстоятельства, установленные при рассмотрении дела № А50-23524/2019, руководствуясь статьями 69, 198, 200, 201 Кодекса, положениями Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», Правилами организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2002 № 240, Указаниями по определению нижнего уровня разлива нефти и нефтепродуктов для отнесения аварийного разлива к чрезвычайной ситуации, утвержденными Приказом Минприроды России от 03.03.2003 №156 (далее – Указания № 156), пришли к выводу о том, что оспоренное представление является законным, не нарушает права и законные интересы общества. Суды, установив, что в спорном случае причиной разлива нефти и выброса опасных веществ явилась эксплуатация неисправного резервуара в нарушение нормативно установленного запрета, исходили из того, что в нарушение требований действующего законодательства общество не сообщило в
Определение № 306-ЭС18-23424 от 11.01.2021 Верховного Суда РФ
изъятии загрязненного грунта с места разлива и замене его чистым плодородным грунтом; данная технология обеспечит возврат земельного участка в сельскохозяйственный оборот, безопасное выращивание сельскохозяйственных культур и оптимальна по стоимости; иные технологии либо дороже, либо не обеспечивают необходимый уровень очистки; экспертами определен размер убытков в сумме 81 949 202 руб. 74 коп. в виде затрат на восстановление качества почвы, загрязненной нефтепродуктами, который включает затраты на проведение работ по рекультивации земельного участка и плату за негативное воздействие на окружающую среду, которую истец должен будет перечислить в соответствующий бюджет в связи с утилизацией загрязненной нефтепродуктами почвы; заключение эксперта является полным и не содержит противоречий, соответствует требованиям законодательства; Компания с момента аварии, принадлежащего ей нефтепровода, и разлива нефти (май 2015 года) не предприняла надлежащих мер к устранению последствий аварии, выразившихся в загрязнении земель сельскохозяйственного назначения. Суд округа признал выводы судов первой и апелляционной инстанций законными и обоснованными. Доводы кассационной жалобы не опровергают приведенные выводы
Определение № 306-ЭС18-23424 от 01.11.2018 Верховного Суда РФ
др.). Согласно пункту 8 Правил организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2002 № 240 (далее – Правила организации мероприятий по ликвидации разливов нефти), мероприятия считаются завершенными после обязательного выполнения следующих этапов: прекращение сброса нефти и нефтепродуктов; сбор разлившихся нефти и нефтепродуктов до максимально достижимого уровня, обусловленного техническими характеристиками используемых специальных технических средств; размещение собранных нефти и нефтепродуктов для последующей их утилизации, исключающее вторичное загрязнение производственных объектов и объектов окружающей природной среды. Последующие работы по ликвидации последствий разливов нефти и нефтепродуктов, реабилитации загрязненных территорий и водных объектов осуществляются в соответствии с проектами (программами) рекультивации земель и восстановления водных объектов, имеющими положительное заключение государственной экологической экспертизы. При проведении технического этапа рекультивации земель в зависимости от направления рекультивируемых земель должны быть выполнены в том числе следующие основные работы: создание и улучшение структуры рекультивационного слоя, мелиорация токсичных пород и
Определение № А12-1519/17 от 25.04.2019 Верховного Суда РФ
др.). Согласно пункту 8 Правил организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2002 № 240 (далее – Правила организации мероприятий по ликвидации разливов нефти), мероприятия считаются завершенными после обязательного выполнения следующих этапов: прекращение сброса нефти и нефтепродуктов; сбор разлившихся нефти и нефтепродуктов до максимально достижимого уровня, обусловленного техническими характеристиками используемых специальных технических средств; размещение собранных нефти и нефтепродуктов для последующей их утилизации, исключающее вторичное загрязнение производственных объектов и объектов окружающей природной среды. Последующие работы по ликвидации последствий разливов нефти и нефтепродуктов, реабилитации загрязненных территорий и водных объектов осуществляются в соответствии с проектами (программами) рекультивации земель и восстановления водных объектов, имеющими положительное заключение государственной экологической экспертизы. Пунктом 1.8 ГОСТ 17.5.3.04-83 «Охрана природы» земли. Общие требования к рекультивации земель» (далее – ГОСТ 17.5.3.04-83) рекультивация нарушенных земель должна осуществляться в два последовательных этапа: технический и биологический в соответствии с
Постановление № А03-15633/06 от 04.04.2007 АС Алтайского края
опасных производственных объектов для целей регистрации в государственном реестре, прилагаемом к Приказу Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 25.04.2006 № 389 к опасным производственным объектам отнесена «группа резервуаров и сливно-наливных устройств автомобильной заправочной станции». Приказом МПР России от 03.03.2003 № 156 «Об утверждении Указаний по определению нижнего уровня разлива нефти и нефтепродуктов для отнесения аварийного разлива к чрезвычайным ситуациям» для «малотоннажных хранилищ, объектов розничной реализации нефтепродуктов», к которым относятся АЗС, нижний уровень разлива нефти и нефтепродуктов для отнесения аварийного разлива к чрезвычайной ситуации определен: от 0,5 до 10 тонн в зависимости от вида территории, на которой расположен объект. Согласно пункту 2 Основных требований к разработке планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.08.2000 № 613 «О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов» и пункту 3 Основных требований к разработке планов по предупреждению и ликвидации
Постановление № 05АП-4839/09 от 13.10.2009 Пятого арбитражного апелляционного суда
результате повреждения шланголинии, представленной перевозчиком. Согласно акта от 29.08.09, составленного представителями судна и грузополучателя, в процессе слива топлива выявлена течь в грузовой шланголинии и выдача топлива была приостановлена, после окончания ремонта шланголинии дизельное топливо с т/к «Вентспилс» выгружено в полном объеме (акт от 02.09.09). В соответствии с приказом Министерства природных ресурсов РФ №156 от 03.03.2003 «Об утверждении указаний по определению нижнего уровня разлива нефти и нефтепродуктов для отнесения аварийного разлива к чрезвычайной ситуации» нижний уровень разлива нефти и нефтепродуктов для отнесения аварийного разлива к чрезвычайной ситуации в морях Тихого океана составляет 1тн. Постановлением Правительства РФ от 21.08.2000 №613 разлив нефти и нефтепродуктов на море в количестве, указанном истцом как недостающего по вине ответчика, относится к чрезвычайным ситуациям локального значения. Пунктом 3 Указаний по определению нижнего уровня разлива нефти и нефтепродуктов предусмотрено, что для отнесения аварийного разлива к чрезвычайным ситуациям организации, осуществляющие транспортировку, хранение, в случаях аварийных разливов информируют соответствующие территориальные
Постановление № 08АП-6592/2014 от 07.08.2014 Восьмого арбитражного апелляционного суда
действующему законодательству. Так, согласно пункту 3 Основных требований к разработке планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.08.2000 № 613, для отнесения разлива нефти к чрезвычайной ситуации локального значения (минимальная категория) необходимо достижение нижнего уровня разлива нефти и нефтепродуктов, который в свою очередь установлен Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 03.03.2003 № 156. Вместе с тем, материалы дела не содержат доказательств, подтверждающих, что нижний уровень разлива нефти для отнесения его к чрезвычайным ситуациям в рассматриваемом случае был достигнут. Также, как полагает податель жалобы, не находят своего документального подтверждения и доводы административного органа об искажении обществом площади загрязненного участка и о загрязнении водного объекта. В представленном до начала судебного заседания отзыве административный орган просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения, считая решение суда законным и обоснованным. До начала судебного заседания от ОАО «Самотлорнефтегаз» и
Постановление № 4А1274/16 от 27.12.2016 Челябинского областного суда (Челябинская область)
разрабатывать и согласовывать в установленном порядке планы по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов (далее - планы ЛАРН), в случаях аварийных разливов информируют соответствующие территориальные органы или специализированные морские инспекции МПР России по установленному образцу. В соответствии с приложением 2 «Указаний по определению нижнего уровня разлива нефти и нефтепродуктов для отнесения аварийного разлива к чрезвычайной ситуации» для источников загрязнения - мелкотоннажные хранилища легких нефтепродуктов на промышленных площадках с твердым покрытием - нижний уровень разлива нефти и нефтепродуктов для 4 отнесения аварийного разлива к чрезвычайной ситуации составляет 10 тонн. В соответствии со ст. 8.1 КоАП РФ несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц от двадцати тысяч до ста тысяч рублей. Как следует из материалов дела, в
Постановление № 4А-352/19 от 06.08.2019 Омского областного суда (Омская область)
возложено на организации, осуществляющие, в частности хранение нефти и нефтепродуктов, при этом учитывается их объем, разлив которого может привести к чрезвычайной ситуации. Как следует из материалов дела и установлено судом, МУП «Коммунальник», основной задачей которого является выполнение работ и услуг в целях наиболее полного удовлетворения потребностей населения и организаций районе в жилищно-коммунальном обслуживании, осуществляет деятельность по обеспечению работоспособности котельных, хранение и складирование нефти и продуктов ее переработки (мазут, дизельное топливо). Объем нефтепродуктов превышает нижний уровень разлива нефти и нефтепродуктов согласно Указаниями МПР РФ, в связи с чем на предприятие возложена законодательная обязанность по разработке и утверждению плана по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов. В ходе рассмотрения дела доказано, что представленные предприятием в ходе проверки должностному лицу административного органа Планы по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на котельных предприятия, не имеет согласования в порядке, установленном Правилами разработки и согласования планов. Таким образом, нарушение, связанное с отсутствием согласования
Решение № 7-603/2016 от 25.05.2016 Ставропольского краевого суда (Ставропольский край)
групповой установки №.. «..» на площади ….га. Произошел прорыв нефтесборного трубопровода, который не относится к техническим устройством и является непосредственно опасным производственным объектом, в связи с чем, данный факт к инциденту не относится, а является аварией. Также суд указал, что в соответствии с таблицей 3 Приказа МПР России от 03 марта 2003 № 156 «Об утверждении указаний по определению нижнего уровня разлива нефти и нефтепродуктов для отнесения аварийного разлива к чрезвычайной ситуации» отсутствует нижний уровень разлива нефти и нефтепродуктов для отнесения аварийного разлива к чрезвычайной ситуации, в связи с чем, факт разлива нефти в результате прорыва нефтепровода рассматривается как угроза возникновения чрезвычайной ситуации. При таких обстоятельствах, выводы должностного лица о наличии в действиях ООО «…» административного правонарушения, предусмотренного ст.8.5 КРФоАП являются правильными, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и подтверждаются совокупностью исследованных в судебном заседании доказательств. Фактические обстоятельства дела подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами, которым была дана оценка на предмет допустимости,
Решение № 2-1336/2009-2011 от 29.06.2011 Петрозаводского городского суда (Республика Карелия)
в данной области, стороной которых является Российская Федерация. Из приведенных положений нормативных актов следует, что обязанность разрабатывать и согласовывать в установленном порядке планы по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов возложена на организации, осуществляющие разведку месторождений, добычу нефти, а также переработку, транспортировку, хранение нефти и нефтепродуктов, и иные организации, имеющие опасные производственные объекты, только в отношении тех опасных производственных объектов, в случаях, если количество нефти и нефтепродуктов на данных объектах превышает нижний уровень разлива нефти и нефтепродуктов для отнесения аварийного разлива к чрезвычайной ситуации. Доводы прокурора о том, что все организации, осуществляющие хранение нефти и нефтепродуктов, имеющие опасные производственные объекты, обязаны разрабатывать план по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов, не основаны на вышеприведенных положениях действующего законодательства, которым такая обязанность установлена только в отношении тех опасных производственных объектов, где возможно возникновение аварийного розлива нефти и нефтепродуктов и отнесения его к чрезвычайной ситуации. Трансформаторные подстанции в соответствии
Решение № 2-1712/2014 от 25.08.2014 Трусовского районного суда г. Астрахани (Астраханская область)
объект «Котельная ОАО «ТЭЦ-Северная» и имеет соответствующие признаки опасности. ОАО «ТЭЦ-Северная» эксплуатирует хранилище нефтепродуктов, прогнозируемый разлив нефтепродуктов составляет 100% максимальной емкости хранения, в соответствии с п. 2 основных требований утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.08.2000 №613 «О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов». Таким образом, расчетный разлив при эксплуатации хранилища будет составлять <данные изъяты> м3, при плотности ДТ <данные изъяты> кг/м3 масса разлива равна <данные изъяты> тонн (нижний уровень разлива <данные изъяты> тонн). Прогнозируемый разлив с автоцистерны объемом <данные изъяты> м3 составляет <данные изъяты> % емкости цистерны. Масса разлива равна <данные изъяты> тонны при нижнем уровне разлива <данные изъяты> тонн. Указанные нарушения законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера являются существенными и недопустимыми, чем создается непосредственная угроза жизни и здоровью населения, проживающего на территории данного муниципального образования, а также других лиц, находящихся на территории Трусовского района г. Астрахани.