ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Установление арендной платы за землю - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Определение № 11АП-16483/18 от 13.06.2019 Верховного Суда РФ
за земельные участки, находящиеся в собственности Республики Татарстан и государственная собственность на которые не разграничена, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 09.02.1995 N 74 "Об арендной плате на землю", введенного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 06.02.2012 N 86, в отношении земельного участка с кадастровым номеров 16:52:110506:50, расположенного по ул. Меридианная г. Казани, признан недействительным со дня принятия настоящего определения. При этом судом указано, что при принятии нормативного правового акта об установлении арендной платы за землю , помимо оценки категории земель и разрешенного использования земельных участков, должны проводиться анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень их доходности, в связи с чем, введение нового правового регулирования размера арендной платы за пользование участком именно в период осуществления строительства объектов и установления коэффициентов также должно иметь экономическое обоснование отраженное в пояснительных документах к нормативному акту. Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ и
Определение № 304-ЭС16-19930 от 09.02.2017 Верховного Суда РФ
соответствующим заявлением о предоставлении земельного участка для завершения строительства объекта без проведения торгов , в порядке, предусмотренном подпунктом 10 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ. Таким образом, Департаментом были приняты исчерпывающие меры к НО «АСПО» как к недобросовестному застройщику, применение повышающего коэффициента «5» заявитель считает правомерным. Вывод судов о том, что к расчету арендной платы коэффициент «30» не подлежит применению, является , по мнению заявителя ,необоснованным. Согласно разделу 1 «Общие положения» Порядка установления арендной платы за землю по категориям землепользователей в муниципальном образовании г. Губкинский, утвержденного решением Городской Думы города Губкинский от 27.05.2005 №293, используемый при исчислении арендной платы в рамках решения Городской Думы города Губкинского от 26.12.2008 №353, арендная плата за земельный участок устанавливается путем суммирования двух составляющих- платы за землю под самым строением(ставка арендной платы) и за прилегаемую территорию (ставка земельного налога).Указанное правило не распространяется на гаражи, автозаправочные станции, производственные базы, культовые сооружения и учебные заведения. Ни
Апелляционное определение № 56-АПА19-13 от 18.09.2019 Верховного Суда РФ
СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ № 56-АПА19-13 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ г. Москва 18 сентября 2019 г. Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе председательствующего Абакумовой И.Д., судей Нефедова ОН. и Никифорова СБ. при секретаре Дарькине АО. рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Блохиной Натальи Петровны о признании не действующим в части решения Думы города Владивостока от 30 июля 2015 г. № 505 «Об установлении величин корректирующего и функционального коэффициентов, применяемых при расчете арендной платы за землю в городе Владивостоке» по апелляционным жалобам Думы города Владивостока и администрации города Владивостока на решение Приморского краевого суда от 1 апреля 2019 г., которым административное исковое заявление удовлетворено частично. Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Нефедова ОН., возражения представителя Блохиной Н.П. по доверенности Ивановой В.Ю., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Русакова И.В., полагавшего, что решение суда отмене не подлежит, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда
Апелляционное определение № 81-АПА19-7 от 22.05.2019 Верховного Суда РФ
находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации» (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года № 582) утверждены основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, к которым относится в том числе принцип экономической обоснованности, предусматривающий установление арендной платы в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель , к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке. Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 28 февраля 2017 года № 424-0, государственные органы, обладая необходимой дискрецией при определении (изменении) размера арендной платы
Апелляционное определение № 70-АПА19-1 от 22.05.2019 Верховного Суда РФ
арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации. Указанные принципы названы в постановлении Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. № 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации», в их числе предусмотрен принцип экономической обоснованности, заключающийся в установлении размера арендной платы, соответствующего доходности земельного участка, с учетом категории земель , к которой отнесен земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на земельном участке. Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 28 февраля 2017 г. № 424-0, государственным органам и органам местного самоуправления надлежит руководствоваться принципом экономической обоснованности при установлении ставок
Решение № А69-380/11 от 25.05.2011 АС Республики Тыва
земельных участков. Таким образом, Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 11.05.2004г. № 209-О под экономическим обоснованием дифференциации ставки земельного налога понимается анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень доходности земельных участков. Приведенная правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации в связи с аналогичным (публичным) порядком установления ставок, как земельного налога, так и арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, подлежит применению и при рассмотрении споров, связанных с установление арендной платы за землю . Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009г. № 582 в соответствии со статьями 22 и 65 Земельного кодекса Российской Федерации утверждены основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, в которые входят, в том числе: принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель и их разрешенного использования; принцип предсказуемости расчета размера арендной
Решение № А69-50/11 от 16.06.2011 АС Республики Тыва
представлено истцом - органом местного самоуправления экономическое обоснование дифференциации таких ставок на основе многофакторного анализа оценочных характеристик земельных участков при принятии нормативного акта, в котором установлены ставки арендной платы и коэффициенты к ним. Приведенная правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации в связи с аналогичным (публичным) порядком установления ставок, как земельного налога, так и арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, подлежит применению и при рассмотрении споров, связанных с установление арендной платы за землю . Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009г. № 582 в соответствии со статьями 22 и 65 Земельного кодекса Российской Федерации утверждены основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, в которые входят, в том числе: принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель и их разрешенного использования; принцип предсказуемости расчета размера арендной
Решение № А78-2248/12 от 27.06.2012 АС Забайкальского края
земельных участков. Таким образом, Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 11.05.2004 N 209-О под экономическим обоснованием дифференциации ставки земельного налога понимается анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень доходности земельных участков. Приведенная правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации в связи с аналогичным (публичным) порядком установления ставок как земельного налога, так и арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, подлежит применению и при рассмотрении споров, связанных с установление арендной платы за землю . Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 в соответствии со статьями 22 и 65 Земельного кодекса Российской Федерации утверждены основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, в которые входят, в том числе: принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель и их разрешенного использования; принцип предсказуемости расчета размера арендной
Решение № А26-9635/11 от 05.06.2012 АС Республики Карелия
земельных участков. Таким образом, Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 11.05.2004 № 209-О под экономическим обоснованием дифференциации ставки земельного налога понимается анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень доходности земельных участков. Приведенная правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации в связи с аналогичным (публичным) порядком установления ставок как земельного налога, так и арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, подлежит применению и при рассмотрении споров, связанных с установление арендной платы за землю . Применив новый порядок расчета арендной платы и базовой ставки, равной 96000 руб./га, Правительство РК в формуле А=С х S/10000 не учитывает ни категории арендатора, ни сферы его деятельности, ни кадастровой стоимости земельного участка. Постановлением установлено, что при определении годового размера арендной платы за использование земельных участков для вида использования земель - земли рекреационного назначения в Пряжинском районе применяется базовая ставка 96000 руб./га, которая умножается на площадь земельного участка. При этом для
Решение № 3-144/2014 от 16.04.2015 Алтайского краевого суда (Алтайский край)
управления имущественных отношений Алтайского края о невозможности по требованию арендатора установить кадастровую стоимость земельного участка равной его рыночной стоимости. Так, отношения по установлению кадастровой стоимости земельных участков являются публичными правоотношениями, как является публичной обязанность вносить плату за пользование землей. Федеральным законом «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» любому заинтересованному лицу предоставлено право оспорить результаты определения кадастровой стоимости в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этого лица. Кроме того, установление арендной платы за землю на основании кадастровой стоимости земельного участка является не единственным способом ее определения, что следует из постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2009г. № 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации», согласно которому размер арендной платы может быть определен на основании
Решение № 3ГА-12/20 от 28.02.2020 Верховного Суда Республики Башкортостан (Республика Башкортостан)
Э.М., с участием прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Республики Башкортостан Сафина А.Р. при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Губайдуллиной Л.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ОАО «Зубово» к Совету сельского поселения Зубовский сельсовет муниципального района адрес Республики Башкортостан о признании недействующим с дата решение Совета сельского поселения Зубовский сельсовет муниципального района адрес Республики Башкортостан от дата №... «Об установлении арендной платы за земли , находящиеся в муниципальной собственности сельского поселения Зубовский сельсовет муниципального района адрес Республики Башкортостан, на 2019 год» в части установления в подпункте 15.1 пункта 15 приложения №... ставки арендной платы за аренду земельных участков, предназначенных для сельскохозяйственного использования в пределах границ сельского поселения и за пределами границ населенных пунктов в размере 20% от кадастровой стоимости земельных участков, У С Т А Н О В И Л: ОАО «Зубово» обратилось в Верховный Суд
Решение № 3ГА-1833/20 от 25.05.2021 Верховного Суда Республики Башкортостан (Республика Башкортостан)
при секретаре Муртазиной Р.Р., с участием прокурора Сафина И.Ф., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ОАО «Зубово» к Совету сельского поселения Зубовский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан о признании недействующим с момента принятия решение Совета сельского поселения Зубовский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан от 17 февраля 2020 года № 70 (с изменениями от 12.03.2020 года № 79, от 23.12.2020 года № 194) «Об установлении арендной платы за земли , находящиеся в муниципальной собственности сельского поселения Зубовский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан, на 2020 год» в части установления в подпункте 15.1 пункта 15 приложения № 2 ставки арендной платы за аренду земельных участков, предназначенных для сельскохозяйственного использования в пределах границ сельского поселения и за пределами границ населенных пунктов в размере 5,1% от кадастровой стоимости земельных участков, У С Т А Н О В И Л: решением Совета сельского поселения