ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Установление ставок арендной платы - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Распоряжение ОАО "РЖД" от 04.03.2011 N 463р "Об установлении ставки арендной платы за пользование полувагонами ОАО "РЖД"
 ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ" РАСПОРЯЖЕНИЕ от 4 марта 2011 г. N 463р ОБ УСТАНОВЛЕНИИ СТАВКИ АРЕНДНОЙ ПЛАТЫ ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ ПОЛУВАГОНАМИ ОАО "РЖД" 1. В соответствии с решением правления ОАО "РЖД" (протокол от 10 февраля 2011 г. N 3) установить ставку арендной платы за пользование полувагонами ОАО "РЖД" в размере 900 рублей за вагон в сутки без учета НДС. 2. Генеральному директору ЦФТО Кунаевой Е.А. и начальникам железных дорог обеспечить своевременное уведомление арендаторов о ставке арендной платы за пользование полувагонами ОАО "РЖД", установленной настоящим распоряжением, а также внесение соответствующих изменений в
Распоряжение ОАО "РЖД" от 25.05.2009 N 1088р (ред. от 18.03.2011) "Об установлении ставки арендной платы за пользование крытыми вагонами ОАО "РЖД" и внесении изменений в Распоряжение ОАО "РЖД" N 649р от 31 марта 2008 года"
 ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ" РАСПОРЯЖЕНИЕ от 25 мая 2009 г. N 1088р ОБ УСТАНОВЛЕНИИ СТАВКИ АРЕНДНОЙ ПЛАТЫ ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ КРЫТЫМИ ВАГОНАМИ ОАО "РЖД" И ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В РАСПОРЯЖЕНИЕ ОАО "РЖД" N 649Р ОТ 31 МАРТА 2008 ГОДА Список изменяющих документов (в ред. распоряжения ОАО "РЖД" от 18.03.2011 N 569р) 1. В соответствии с решением правления ОАО "РЖД" (протокол N 15 от 5 мая 2009 года): абзац утратил силу. - Распоряжение ОАО "РЖД" от 18.03.2011 N 569р; (см. текст в предыдущей редакции) отменить минимальный размер ставки арендной платы, взимаемой при курсировании
Письмо ФАС России от 08.08.2012 N ИА/25392 <Об определении ставок арендной платы за земельные участки в соответствии с требованиями антимонопольного законодательства>
180000 рублей/га. При этом базовые ставки ежегодной арендной платы за землю по категориям арендаторов и видам целевого использования земель были установлены в процентах от средней по городу ставки арендной платы за землю. В целях обеспечения перехода на новые принципы исчисления арендной платы за землю в процентах от кадастровой стоимости земельного участка в соответствии с целевым (функциональным и разрешенным) использованием земельного участка было принято постановление Правительства Москвы от 25.04.2006 N 273-ПП "О совершенствовании порядка установления ставок арендной платы за землю в городе Москве". Указанным постановлением Правительства Москвы утверждены новые ставки арендной платы в процентах от кадастровой стоимости земельных участков, которые подлежали применению при заключении договоров аренды земельных участков и дополнительных соглашений к ним с 01.07.2006. Перерасчет арендной платы по договорам аренды земельных участков, заключенным до 01.07.2006, осуществляется в случае необходимости внесения изменений в эти договоры, в иных случаях арендатор продолжает уплачивать арендную плату, рассчитанную в соответствии с законодательством, действовавшим на дату
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2019)" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 24.04.2019)
от того, признавался бы предприниматель плательщиком НДС на момент заключения договоров либо нет. Заключение договоров аренды налогоплательщиком изначально в статусе предпринимателя не привело бы к установлению большей арендной платы. В сложившейся ситуации изменение квалификации статуса гражданина может служить основанием для того, чтобы определить его права и обязанности как плательщика НДС способом, согласующимся с действительно сложившимися экономическими условиями деятельности налогоплательщика, - таким образом, как если бы НДС изначально предъявлялся к уплате арендатору в рамках установленных в договорах размерах платы за пользованием имуществом, то есть с применением расчетной ставки налога (п. 4 ст. 164 НК РФ и абзац второй п. 17 постановления N 33). При таких обстоятельствах вывод судов о правомерности исчисления налога предпринимателю по ставке 18 процентов в дополнение к установленной в договорах арендной плате вместо выделения налога из арендной платы с применением расчетной ставки 18/118 не может быть признан обоснованным. Определение N 306-КГ18-13128 31. Отражение налоговым органом в справках
Апелляционное определение № 55-АПА19-5 от 23.05.2019 Верховного Суда РФ
Ап - размер годовой арендной платы за земельный участок, руб.; КС - кадастровая стоимость земельного участка, руб.; Кв - коэффициент, устанавливаемый уполномоченными органами муниципальных районов, городских округов и городских поселений в зависимости от вида разрешенного использования и категории земельного участка с учетом экономического обоснования; Ки - коэффициент инфляции. Пунктом 8 статьи 32 Устава муниципального образования Усть- Абаканский район, утвержденного решением Совета депутатов муниципального образования Усть-Абаканский район от 20 июня 2005 г., предусмотрено, что установление ставок арендной платы , порядка, условий и сроков ее внесения, предоставление льгот в отношении имущества, находящегося в собственности муниципального района отнесено к компетенции Совета депутатов Усть-Абаканского района. Решением Совета депутатов муниципального образования Усть- Абаканский район Республики Хакасия от 23 марта 2017 г. № 40 утверждены коэффициенты для определения размера арендной платы за использование земельных участков в зависимости от вида разрешенного использования на территории муниципального образования Усть-Абаканский район. В пункте 4 таблицы "Величины коэффициентов вида разрешенного использования
Определение № 305-ЭС23-10105 от 11.08.2023 Верховного Суда РФ
действовавшей до 01.03.2015, и статьи 39.7 ЗК РФ в действующей редакции, за находящиеся в публичной собственности земельные участки, переданные в аренду без проведения торгов по договорам, заключенным после введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, взимается арендная плата, которая определяется в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации (включая земельные участки, право собственности на которые не разграничено) и органами местного самоуправления, и относится к категории регулируемых цен. Произвольное установление ставок арендной платы за пользование земельными участками, находящимися в государственной собственности, является недопустимым, а само по себе использование земельного участка для завершения строительства расположенных на нем объектов незавершенного строительства, не может рассматриваться как основание для повышения арендной платы за такой земельный участок. Согласно разъяснениям, содержащимся в абзаце 2 пункта 74 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» договор, условия которого
Определение № А40-12523/20 от 23.06.2022 Верховного Суда РФ
источники ее средств и ресурсов, а также цели и условия деятельности организаций, образующих инфраструктуру поддержки. В пунктах 2.8.1 и 2.8.5 Положения об управлении объектами нежилого фонда, находящимися в собственности города Москвы, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 29.06.2010 № 540?ПП, указано, что в целях реализации полномочий города Москвы, предусмотренных Законом № 209?ФЗ, уполномоченные органы власти города Москвы могут оказывать имущественную и иную предусмотренную законодательством поддержку субъектов экономической деятельности; к мерам государственной имущественной поддержки относится установление ставок арендной платы за пользование объектами нежилого фонда, находящимися в собственности города Москвы. Постановлением № 809?ПП утвержден Перечень случаев установления ставки арендной платы по договорам аренды нежилых помещений, находящихся в собственности города Москвы, на льготных условиях, к которым относится осуществление субъектом малого предпринимательства хозяйственной деятельности на условиях, определенных постановлением № 800?ПП. Постановлением № 800?ПП предоставлена имущественная поддержка в виде установления с 01.10.2013 ставки арендной платы в размере 3500 рублей за 1 кв.м в год субъектам малого
Апелляционное определение № 16-АПА19-10 от 14.08.2019 Верховного Суда РФ
и доходность земельного участка. Кроме того, критерии, влияющие на доходность земельного участка, такие как: целевое назначение, вид разрешенного использования земельного участка, специфика осуществляемого арендатором вида деятельности на земельном участке, подлежат учету в составе таких элементов формулы, как коэффициент категории арендатора земельного участка из земель населенных пунктов, на котором расположены объекты недвижимости, коэффициент вида функционального использования земельного участка, коэффициент дифференциации в зависимости от назначения объектов, расположенных на земельном участке из категории земель населенных пунктов. Установление ставок арендной платы в процентном отношении от экономической составляющей земельного участка (кадастровой стоимости) подразумевает соблюдение принципа экономической обоснованности. Действующее законодательство не предусматривает при осуществлении муниципальным органом своих полномочий по установлению порядка определения размера арендной платы за земельные участки необходимости экономического обоснования такого порядка и его отдельных положений. Относительно изложенных в апелляционной жалобе доводов прокурором, участвовавшим в деле, и административным истцом представлены возражения. Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены
Апелляционное определение № 49-АПА19-1 от 11.04.2019 Верховного Суда РФ
арендной платы за земли, государственная собственность на которые не разграничена, полномочия по распоряжению которыми в соответствии с законодательством осуществляются органами местного самоуправления. Интервал ставок арендной платы в процентах от кадастровой стоимости, за не разграниченные в собственность земельные участки, расположенные в пределах населенных пунктов и предназначенные для размещения объектов оптовой торговли, установлен в размере от 1,63-8,34% в соответствии с постановлением от 22 декабря 2009г. № 480. Согласно статьям 20, 33 Устава городского округа Уфа установление ставок арендной платы на земли, находящиеся в муниципальной собственности и земли государственная собственность на которые не разграничена, отнесено к полномочиям Совета. Совет городского округа город Уфа Республики Башкортостан 03 декабря 2007г. принял решение № 30/7 «Об арендной плате за землю в городском округе город Уфа Республики Башкортостан». В соответствии с подпунктом 5.8 пункта 5 приложения № 1-3 к указанному решению Совета городского округа в редакции от 24 мая 2017г., ставка арендной платы за земельные участки для
Постановление № А06-8274/17 от 18.07.2018 АС Астраханской области
Арбитражный суд Волгоградской области, руководствуясь положениями статей 606, 614, 624 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГК РФ, Земельный кодекса РФ, соответственно), установил факт неисполнения ответчиком договорных обязательств по внесению арендных платежей за исковой период в заявленном к взысканию размере, счел требования истца подлежащими удовлетворению в полном объеме. При этом, при расчете задолженности по арендной плате истцом были использованы базовые ставки, установленные уполномоченным органом на установление ставок арендной платы в отношении вышеуказанных земельных участков – администрацией МО «Кочковатский сельсовет» в рассматриваемый по делу период: решением Совета МО «Кочковатский сельсовет» Харабалинского района Астраханской области» от 15.01.2016 № 53 с учетом решения Совета МО «Кочковатский сельсовет» Харабалинского района Астраханской области» от 20.09.2016 № 68 «О внесении изменений в решение Совета МО «Кочковатский сельсовет» от 15.01.2016 № 53», которым установлены базовые ставки арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, из
Постановление № А03-9105/14 от 11.02.2015 АС Западно-Сибирского округа
надлежит исходить из оценки его содержания. В силу статей 42, 44 Устава муниципального образования город Горняк Локтевского района Алтайского края 2013 года Совет депутатов по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами Алтайского края, названным Уставом, принимает решения, устанавливающие правила обязательные для исполнения на территории поселения, решение об удалении главы города в отставку, а также решения по вопросам организации деятельности Совета депутатов. Пунктом 8 статьи 22 Устава к полномочиям Совета депутатов отнесено установление ставок арендной платы , порядка, условий и сроков ее внесения, предоставление льгот в отношении имущества, находящегося в собственности поселения. Решением от 06.12.2010 №40/1, принятым представительным органом местного самоуправления – Советом депутатов, установлены обязательные правила, определяющие ставки арендной платы при сдаче в аренду муниципального имущества, рассчитанные на неоднократное применение и влекущие юридические последствия для неопределенного круга лиц – арендаторов муниципального имущества. Соответственно данное решение является нормативным правовым актом. Оспариваемым решением № 36 внесены изменения в вышеназванный акт
Постановление № А57-12868/2006 от 18.12.2008 АС Поволжского округа
земельного участка как несоответствующее требованиям ст. 8 и ст. 34 Конституции РФ, ст. 65 Земельного кодекса РФ, ст.ст. 19, 28 и 31 Устава Балаковского муниципального образования. Решением от 07.10.2008 заявление общества удовлетворено. Глава администрации Балаковского муниципального района Саратовской области, обжалуя решение суда первой инстанции в кассационном порядке, просит его отменить. Кассационная жалоба мотивирована неправильным применением норм материального права, статьям 28,31 Устава Балаковского муниципального образования, поскольку указанные нормы не устанавливают полномочия представительного органа на установление ставок арендной платы , полномочие по взиманию платы не связано с полномочием на установление базовых размеров арендной платы; законодательством не установлено требований к установлению ставки арендной платы как для ставки земельного налога. Проверив законность обжалуемого решения в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции не находит оснований для его отмены. Как следует из материалов дела, общество занимает земельный участок, отнесенный к землям промышленных объектов, объектов материально-технического снабжения, транспорта и связи. Процент исчисления
Постановление № А33-1065/2008-ФО2-5512/2008 от 13.11.2008 АС Восточно-Сибирского округа
13 924 рубля. Поскольку ответчик не погасил задолженность по арендной плате, КГБУ «Мотыгинское лесничество» обратилось с настоящим иском в арбитражный суд. Возражая против заявленных требований, ЗАО «Новоенисейский лесохимический комплекс» указало на необоснованность использования коэффициента 1,4 для расчета ставок лесных податей по договору №18 от 07.07.2006. При этом ответчик указал на то, что с вступлением в 1 января 2007 года в действие Лесного кодекса Российской Федерации в компетенцию Федерального агентства лесного хозяйства не входит установление ставок арендной платы . Частично удовлетворяя исковые требования в части взыскания пени и отказывая в удовлетворении исковых требований о взыскании суммы задолженности по арендной плате, суд первой инстанции со ссылкой на положения Лесного кодекса Российской Федерации, Федерального закона «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации», статей 309, 329, 330, 421, 422, 424, 431, 606 Гражданского кодекса Российской Федерации, постановление Правительства Российской Федерации №127 от 19.02.2001 «О минимальных ставках платы за древесину, отпускаемую на корню», постановление
Постановление № А33-1065/2008-Ф02-1614/2009 от 05.05.2009 АС Восточно-Сибирского округа
иском. Предметом иска является взыскание задолженности по арендной плате в части платежей, которые подлежали перечислению в бюджет Красноярского края, а также пени на данную задолженность. Ответчик иск не признал, сославшись на необоснованность использования коэффициента 1,4 в 2007 году для расчета арендной платы по договору от 07.07.2006 № 18, указав, что с момента вступления с 1 января 2007 года в действие нового Лесного кодекса Российской Федерации в компетенцию Федерального агентства лесного хозяйства не входит установление ставок арендной платы , в связи с чем суд обоснованно не применил приказ Федерального агентства лесного хозяйства от 14.09.2005 № 255. Арбитражный суд Красноярского края, частично удовлетворяя исковые требования в части взыскания пени и отказывая в удовлетворении исковых требований о взыскании суммы задолженности по арендной плате, исходил из требований пункта 4 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации (2006 года), в соответствии с которой органом, уполномоченным устанавливать ставки арендной платы, является Правительство Российской Федерации. При этом суд
Решение № 3А-89/19 от 27.08.2019 Верховного Суда Республики Хакасия (Республика Хакасия)
в том числе в форме арендной платы. В силу пункта 5 части 10 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, находится в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования. Уставом муниципального образования Усть-Абаканский район, утвержденным решением Совета депутатов муниципального образования Усть-Абаканский район от 20 июня 2005 г. № 52, с изменениями и дополнениями, установление ставок арендной платы , порядка, условий и сроков ее внесения, предоставление льгот в отношении имущества, находящегося в собственности муниципального района отнесено к компетенции Совета депутатов Усть-Абаканского района (пункт 8 статьи 32 Устава). Согласно пунктам 1, 3 статьи 39.7 ЗК РФ порядок определения размера арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливается соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления. Размер арендной платы определяется
Решение № 3А-604/19 от 25.09.2019 Архангельского областного суда (Архангельская область)
устава муниципального образования «Котласский муниципальный район», принятого решением собрания депутатов муниципального образования «Котласский муниципальный район» от 27 апреля 2012 г. № 462 (с последующими изменениями и дополнениями) (далее – Устав муниципального образования «Котласский муниципальный район»), муниципальное образование «Котласский муниципальный район» имеет статус муниципального района, в его состав входит городское поселение - муниципальное образование «Сольвычегодское». В силу положений пунктов 4.4 и 4.8 части 4 статьи 27 Устава муниципального образования «Котласский муниципальный район», полномочиями на установление ставок арендной платы за пользование землями, государственная собственность на которые не разграничена, наделено собрание депутатов муниципального образования «Котласский муниципальный район».Согласно части 4 статьи 47 устава муниципального образования «Котласский муниципальный район», официальное опубликование (обнародование) муниципальных правовых актов осуществляется в газете «Двинская правда» и (или) на официальном сайте муниципального образования «Котласский муниципальный район» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Таким образом, оспариваемые в данном административном деле положения нормативного правового акта приняты уполномоченным органом местного самоуправления в пределах его компетенции. Форма
Решение № от 26.02.2010 Павловского районного суда (Алтайский край)
органом муниципального района (коэффициента, устанавливаемого в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка и коэффициента, устанавливаемого в зависимости от категории, к которой относятся арендаторы). В судебном заседании достоверно установлено, что представительным органом коэффициенты, предусмотренные в п.2.2 Постановления администрации Алтайского края от 24 декабря 2007 года № 603 утверждены и введены. Однако Устав муниципального образования адрес Алтайского края в п. 6 ст.26 к полномочиям Собрания депутатов района в области осуществления местного самоуправления относит: « установление ставок арендной платы , порядка, условий и сроков ее внесения, предоставление льгот в отношении имущества, находящегося в собственности муниципального района». Таким образом, Собрание депутатов адрес Алтайского края превысило свои полномочий по утверждению и введению указанных коэффициентов. У представительного органа правовых оснований для утверждения и введения данных коэффициентов не имелось, а имеются полномочия для их установления. По этим основаниям суд признает оспариваемые решения номер и номер от дата. противоречащими закону и недействующими с момента принятия. В соответствии