ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Валютное регулирование - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Постановление № 301-АД14-514 от 11.03.2015 Верховного Суда РФ
с жалобой, в которой ссылается на неверный вывод судов о соблюдении административным органом срока привлечения к административной ответственности. Изучив жалобу и приложенные к ней материалы, судья считает, что правовых оснований для ее удовлетворения не имеется. При рассмотрении настоящего дела судами установлено, что оспариваемым постановлением административного органа общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 5 статьи 15.25 КоАП РФ, за нарушение требований пункта 2 части 1 статьи 19 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее – Закон о валютном регулировании). Нарушение выразилось в необеспечении обществом возврата в Российскую Федерацию уплаченных по внешнеторговому контракту от 27.03.2008 № 01/08 компании-нерезиденту GEURTS TRUCKS B.V (Нидерланды) 125 000 ЕВРО за непоставленный товар. Отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд апелляционной инстанции, руководствуясь статьями 309, 310, 450, 452, 453 Гражданского кодекса Российской Федерации, частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ, положениями Закона о валютном регулировании, постановлением
Постановление № 5-АД21-117 от 05.05.2022 Верховного Суда РФ
быть прервана, а резидент может потерять, с неясными перспективами восстановления, контроль за своими деньгами. Конституционный Суд Российской Федерации отметил, что, закрепляя специальные правила и ответственность за их неисполнение, рассматриваемые положения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и Закона о валютном регулировании и валютном контроле во взаимосвязи со статьями 1.5 «Презумпция невиновности» и 2.1 «Административное правонарушение» данного Кодекса не предполагают административной ответственности за деяния, которые не нарушают валютное законодательство, равно как и за нарушение правил валютного регулирования при отсутствии вины нарушителя. Названные нормы, однако, будучи направлены на исключение административной ответственности без имеющихся на то оснований, не всегда позволяют учесть те обстоятельства, которые возникают при применении иностранными государствами ограничительных мер против России и ее хозяйствующих субъектов. Так, в контексте, когда валютным законодательством разрешен лишь ограниченный перечень валютных операций, особое значение в вопросе о привлечении лица, затронутого действием санкций, к ответственности приобретает не просто сама возможность для соблюдения им соответствующих правил, но и
Определение № 308-КГ16-1870 от 01.04.2016 Верховного Суда РФ
Федерацию (неполученные на территории Российской Федерации) товары, невыполненные работы, неоказанные услуги, непереданные информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них. Административным регламентом исполнения Федеральной службой финансово-бюджетного надзора государственной функции по контролю за осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 24.04.2013 № 48н, (далее- Регламент) установлена административная процедура вынесения предписания об устранении выявленных нарушений валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования и осуществления контроля за своевременностью и полнотой его исполнения объектом проверки. Пункты 85 и 86 Регламента устанавливают срок административной процедуры вынесения предписания, административные действия уполномоченного органа и продолжительность их выполнения. Установив, что оспариваемое предписание вынесено с нарушением срока, установленного Регламентом, и утратило свою актуальность, суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования. При этом судом принято во внимание вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Ростовской области от 28.11.2014 по делу № А53-13920/2014 о взыскании с
Постановление № А55-13611/2010 от 19.01.2011 АС Поволжского округа
осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком Российской Федерации. При этом под резидентами, согласно подпункту «в» пункта 6 части 1 статьи 1 этого же Закона, понимаются юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации. Пунктом 12 статьи 4 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» установлено, что Банк России организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации. Статьей 7 этого же Закона Банк России уполномочен по вопросам, отнесенным к его компетенции, издавать в форме указаний, положений и инструкций нормативные акты, обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц. Согласно пункту 4 статьи 5 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» Центральный банк Российской Федерации
Постановление № 14АП-2898/2007 от 01.08.2007 Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда
исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания. Данное правонарушение содержит формальный состав и посягает на охраняемые законом общественные отношения - валютное регулирование , целью которого является обеспечение учета и отчетности по валютным операциям резидентами и нерезидентами, валютный контроль, и может причинить им существенную угрозу. В данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении общества к исполнению своих публично-правовых обязанностей, ненадлежащей организации валютных операций, отсутствии должного контроля со стороны ответственных лиц. При таких обстоятельствах основания для применения по данному делу статьи 2.9 КоАП РФ отсутствуют. Следует
Постановление № 12-8004/10 от 02.08.2010 Двенадцатого арбитражного апелляционного суда
осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком Российской Федерации. При этом под резидентами, согласно подпункту "в" пункта 6 части 1 статьи 1 этого же Закона, понимаются юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации. Пунктом 12 статьи 4 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" установлено, что Банк России организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации. Статьей 7 этого же Закона Банк России уполномочен по вопросам, отнесенным к его компетенции, издавать в форме указаний, положений и инструкций нормативные акты, обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц. В соответствии с п. 1.2 Инструкции Центрального банка Российской Федерации от 15.06.2004 № 117-И (далее - Инструкция N 117-И) резиденты при
Постановление № 06АП-3704/2021 от 02.08.2021 АС Хабаровского края
05.12.2019 ежемесячно. Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» размещен в сети интернет и имеется в свободном доступе. У предпринимателя имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Согласно Указу Президента Российской Федерации от 31.12.2015 N 683 "О стратегии национальной безопасности Российской Федерации" важнейшим фактором обеспечения экономической безопасности государства является валютное регулирование и контроль. Цель валютного регулирования и валютного контроля - обеспечение реализации единой государственной валютной политики. Невыполнение рассматриваемых по настоящему делу императивных предписаний Закона N 173-ФЗ признается как создающее угрозу охраняемым отношениям по обеспечению реализации единой государственной валютной политики. Обстоятельства совершения рассматриваемого административного правонарушения не имеют свойства исключительности, то есть не выходят за рамки обычной хозяйственной деятельности и не относятся к категории тех обстоятельств, которые заявитель при всей степени заботливости, осмотрительности и надлежащего поведения, не
Постановление № А12-8004/2010 от 28.10.2010 АС Поволжского округа
правонарушениях предусматривает ответственность за несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение установленного порядка использования специального счета и (или) резервирования, нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов или паспортов сделок. Пунктом 12 статьи 4, статьей 7 Федерального закона от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» установлено, что Банк России организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации. Банк России уполномочен по вопросам, отнесенным к его компетенции, издавать в форме указаний, положений и инструкций нормативные акты, обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц. Порядок представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядок учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок утверждены Инструкцией
Постановление № 5-1235/2021 от 03.08.2021 Кингисеппского городского суда (Ленинградская область)
«Процедуры и методы контроля деятельности предприятий», «Финансовая среда предпринимательства и предпринимательские риски»; учебный план (прием 2018 года), «Информационно-аналитическая деятельность ига предприятиях», «Бухгалтерское дело», «Инвестиции и кредитование», «Корпоративные финансы», «Налоговый учет». Отсутствуют педагогические работники, реализующие в 2020/2021 учебном году подготовку по ряду дисциплин образовательной программы специальность 38.05.02 Таможенное дело: учебный план (прием 2016 года) - «Таможенные платежи»; учебный план (прием 2017 года) - «Основы технических средств таможенного контроля», «Управление таможенными органами и таможенной деятельностью», « Валютное регулирование и валютный контроль»; учебный план (прием 2018 года) - «Основы внешнеэкономической деятельности»; учебный план (прием 2019 года) - «Экономика таможенного дела», «Теория государственного управления». Отсутствуют педагогические работники, реализующие в 2020/2021 учебном году подготовку по ряду дисциплин образовательной программы направление подготовки 09.03.01 Информатика и вычислительная техника: учебный план (прием 2017 года) - «Технология оцифровки трехмерных объектов», «Разработка приложений для мобильных устройств», «Распределенные и параллельные вычисления», «Администрирование распределенных систем», «Web-программирование», «Трудовое право»). Своими действиями Ивангородский гуманитарно-технический
Решение № 07-1564/2021 от 09.12.2021 Волгоградского областного суда (Волгоградская область)
срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел. Административное наказание назначено Зарбалиеву И.Т.о. в пределах санкции части 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в минимальном размере и с учетом требований статей 3.5 и 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Вопреки доводам жалобы, с учетом фактических обстоятельств и характера вмененного Зарбалиеву И.Т.о. административного правонарушения, объектом посягательства которого является валютное регулирование и валютный контроль, целью которого является обеспечение реализации единой государственной валютной политики, а также устойчивости валюты Российской Федерации и стабильности внутреннего валютного рынка Российской Федерации как факторов прогрессивного развития национальной экономики и международного экономического сотрудничества, оснований для признания совершенного Зарбалиевым И.Т.о. административного правонарушения малозначительным не имеется. При таких обстоятельствах правовые основания для удовлетворения жалобы Зарбалиева И.Т.о. и отмены или изменения постановления должностного лица и судебного решения отсутствуют. На основании изложенного и руководствуясь статьями 30.7,
Решение № 72-704/2022 от 22.06.2022 Свердловского областного суда (Свердловская область)
к административной ответственности. Совокупность приведенных выше доказательств, полученных в соответствии с требованиями закона, опровергает доводы жалобы о невиновности Едигарева С.Р. Административное наказание назначено Едигареву С.Р. в пределах, установленных санкцией ч. 1 ст. 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В постановлении должностного лица содержатся все необходимые сведения, предусмотренные ст. 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в нем отражено событие правонарушения, квалификация деяния. Нарушение законодательства о валютных операциях посягает на отношения, объектом которых являются валютное регулирование и валютный контроль в Российской Федерации, является грубым нарушением обязательных правил в сфере валютного регулирования, свидетельствующим об умышленном игнорировании требований закона, существенно нарушающим охраняемые общественные отношения в области валютных операций, создает угрозу устойчивости финансовой системы государства и его национальной безопасности (аналогичная позиция изложена в Постановлении Верховного суда Российской Федерации от 30 сентября 2016 года № 309-АД16-11077). Анализ взаимосвязанных положений ч. 2 ст. 3.4 и ч. 1 ст. 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
Решение № 2-1350/21 от 11.10.2021 Сафоновского районного суда (Смоленская область)
в суд с требованием к Комягину Р.В. о взыскании задолженности по договору на оказание образовательных услуг, указав, что дд.мм.гггг между автономной некоммерческой образовательной организацией высшего образования Центросоюза Российской Федерации и Комягину Р.В. заключен договор на оказание образовательных услуг в заочной форме обучения по образовательной программе высшего профессионального образования, имеющего государственную аккредитацию. Комягину Р.В. с дд.мм.гггг зачислен в число студентов первого курса по программе специалитета по специальности № ххх «Таможенное дело» направленности «Таможенные платежи и валютное регулирование » заочной формы обучения, что подтверждается выпиской из приказа от дд.мм.гггг № ххх-ко. Согласно заключенному договору Университет предоставляет, а Заказчик обязуется оплатить обучение обучающегося в заочной форме по основной профессиональной образовательной программе высшего образования - специалитета на основе Федеральных государственных образовательных стандартов. В обязанности ответчика согласно пункту 4.1 договора входит «своевременно вносить плату за предоставляемые услуги, указанные в разделе 1 настоящего договора, а также для проведения сверки взаиморасчетов предоставлять платежные документы, подтверждающие такую оплату».
Решение № 12-909/2021 от 15.11.2021 Центрального районного суда г. Тюмени (Тюменская область)
по расходному кассовому ордеру № от 10.12.2019г., тем самым был нарушен порядок расчетов, установленный ст.14 Федерального закона №173-ФЗ. Указанное подтверждается протоколом № об административном правонарушении (л.д.2428), выпиской из ЕГРЮЛ (л.д.36-38, 45-48), решением №1 единственного участника ООО СПК аУралСтрой3авод» (л.д.39), приказом о приеме на работу (л.д.42), приходным кассовым ордером и приложением к нему (л.д.49-50), трудовым договором №18 и приложением к нему (л.д.52-57), трудовым договором №11 и приложением к нему (л.д.58-63). Согласно п."ж" ст.71 Конституции РФ, валютное регулирование отнесено к исключительному предмету ведения Российской Федерации. Валютное регулирование представляет собой одно из направлений государственного регулирования экономики, определяемого как процесс воздействия государственной власти на общественные отношения с целью их 3 упорядочения и стабилизации. Государство осуществляет валютное регулирование посредством выработки и установления правил и порядка осуществления валютных операций. Федеральным законом «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12.2003г. №173-Ф3 (далее по тексту Федеральный закон №173-Ф3) установлены правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля