ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Внесение сведений о виде разрешенного использования - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Статья 1.
объектом культурного наследия и включено в указанный реестр; 3) автомобильной дороги в соответствии со сведениями о наименовании, содержащимися в едином государственном реестре автомобильных дорог, если соответствующее сооружение является составной частью автомобильной дороги. 19. Сведения о наименовании здания, сооружения или помещения могут быть исключены из Единого государственного реестра недвижимости по заявлению собственника такого объекта недвижимости при наличии в Едином государственном реестре недвижимости сведений о виде разрешенного использования такого объекта недвижимости либо одновременно с внесением сведений о виде разрешенного использования такого объекта недвижимости. 20. В случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации объекты, сведения о которых содержатся в Едином государственном реестре недвижимости, не являются объектами недвижимого имущества (в том числе в связи с исключением таких объектов из числа недвижимых вещей в соответствии с внесением изменений в федеральный закон) и (или) не подлежат государственному учету в соответствии с правилами, установленными настоящим Федеральным законом (до 1 января 2017 года не подлежали государственному учету
Письмо ФГБУ "ФКП Росреестра" от 16.12.2021 N 10-2438-МС/21 "О направлении информации" (вместе с "Ответами на вопросы филиалов ФГБУ "ФКП Росреестра" о применении отдельных положений Федерального закона от 30.04.2021 N 120-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации недвижимости" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 120-ФЗ)")
виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Таким образом, для территориальных зон является обязательным установление градостроительных регламентов, содержащих сведения о перечне видов разрешенного использования земельных участков и ограничений использования объектов недвижимости в пределах таких зон. В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 7 Закона N 218-ФЗ сведения о территориальных зонах подлежат внесению в ЕГРН. Состав сведений ЕГРН в отношении территориальных зон определен частью 1 статьи 10 Закона N 218-ФЗ, который включает в себя в том числе сведения о: содержании ограничений использования объектов недвижимости в пределах территориальных зон; перечне всех видов разрешенного использования земельных участков, установленных градостроительным регламентом. Пунктом 6 Правил предоставления документов утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2015 N 1532 (Правила N 1532), определено, что в случае утверждения ПЗЗ либо внесения в них изменений, если такими изменениями предусмотрено установление или изменение градостроительного регламента, установление или изменение границ территориальных зон, орган местного самоуправления, органы государственной власти
Определение № 305-КГ16-11265 от 22.09.2016 Верховного Суда РФ
погребения по принадлежности могут быть государственными и муниципальными. Перечень городских и муниципальных кладбищ устанавливается Правительством Москвы. Судами сделан правильный вывод о том, что в соответствии с Законом о погребении и Законом Москвы о погребении земельные участки с видом разрешенного использования «под размещение кладбища» не могут находиться в частной собственности и соответственно, оспариваемый отказ о внесении изменений в вид разрешенного использования земельного участка кадастровый номер 50:27:0020330:117 является законным. То обстоятельство, что сведения о земельном участке внесены в государственный кадастр недвижимости, как обоснованно указали суды, в данном случае не является основаниям для внесения изменений в вид разрешенного использования земельного участка, поскольку такое изменение противоречит действующему законодательству. Доводы заявителя жалобы не подтверждают существенных нарушений норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела. Оснований для передачи жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации не имеется. С учетом изложенного и руководствуясь статьей 291.6 Арбитражного процессуального кодекса
Кассационное определение № 36-КАД21-3 от 22.09.2021 Верховного Суда РФ
охранных зон и зон регулирования застройки памятников истории и культуры г. Смоленска, утвержденным решением Исполнительного комитета Смоленского областного Совета народных депутатов от 3 сентября 1982 г. № 528, историко-археологическим опорным планом Смоленска, утвержденным решением Смоленской областной Думы от 31 октября 1996 г. № 171, расположен в зоне регулирования застройки памятников истории и культуры с ограничением высоты застройки до 6 м. 18 ноября 2019 г. административный истец обратился с заявлением о внесении в ЕГРН сведений об изменении вида разрешенного использования земельного участка: с вида «для индивидуального жилищного строительства» на вид «для размещения объекта торгово-бытового обслуживания», приложив градостроительный план земельного участка и письмо Департамента Смоленской области по культуре от 14 ноября 2019 г., согласно которому разъяснение возможности и порядка изменения вида разрешенного использования земельного участка в компетенцию Департамента не входит. 6 декабря 2019 г. Управлением Росреестра по Смоленской области принято решение об отказе во внесении в ЕГРН сведений об изменении вида
Определение № А32-33143/19 от 24.12.2020 Верховного Суда РФ
по Краснодарскому краю на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 26.02.2020 по делу № А32-33143/2019, постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.06.2020 и постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 18.09.2020 по тому же делу по заявлению Департамента имущественных отношений Краснодарского края (далее - департамент) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (далее - управление Росреестра) о признании незаконными действий управления Росреестра по внесению изменений в сведения Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) в части вида разрешенного использования земельного участка с «для эксплуатации хозяйственной зоны пансионата отдыха «Ольгинка» на «для ведения личного подсобного хозяйства» в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером 23:33:0107001:30, расположенного по адресу: Краснодарский край, Туапсинский район, с. Ольгинка, п/о «Ольгинка»; возложить на Управление Росреестра обязанность восстановить в ЕГРН сведения в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:33:0107001:30, расположенного по адресу: Краснодарский край, Туапсинский район, с. Ольгинка, п/о «Ольгинка», в части вида его
Определение № 01АП-3615/18 от 16.07.2018 Верховного Суда РФ
ЕГРН, посредством указания которого в том числе обеспечивается взаимосвязь записей раздела ЕГРН на земельный участок с записями реестра границ, или реквизитов решений органов государственной власти или органов местного самоуправления об утверждении правил землепользования и застройки или о внесении изменений в них, если в реестре границ отсутствует запись о соответствующей зоне). Исходя из приведенных положений законодательство о кадастром учете и регистрации прав на сегодняшний день не содержит запрета на внесение в ЕГРН сведений о фактическом разрешенном использовании земельного участка, соответствующем виду разрешенного использования объекта капитального строительства, но не предусмотренным градостроительным регламентом, установленным в отношении территориальной зоны. Вместе с тем подзаконное регулирование не содержит в себе порядка действий в указанной ситуации, что не может являться препятствием в реализации собственником объекта недвижимости его прав на земельный участок и на использование как самого объекта, так и земельного участка, в пределах, предусмотренных земельным и градостроительным законодательством. В таких случаях правовой режим земельного участка определяется с
Решение № А46-7529/10 от 21.10.2010 АС Омской области
определена как для общественно-деловых целей. Кроме того, Управление Росреестра по Омской области указало, что исходя из положений статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации, статей 37, 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается собственником земельного участка самостоятельно. По мнению заинтересованного лица, Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области было не уполномочено на установление для конкретного земельного участка определенного вида разрешенного использования и самостоятельное внесение сведений о виде разрешенного использования в государственный кадастр недвижимости. Как указало Управление Росреестра по Омской области, сведения о кадастровой стоимости были внесены в государственный кадастр недвижимости на основании постановления Правительства Омской области от 26.11.2008 № 193-п; доказательства, подтверждающие наличие ошибки в нормативном правовом акте, на основании которого в государственный кадастр недвижимости вносились сведения, отсутствуют. Заинтересованное лицо также указало, что заявитель не обосновал приоритет отнесения земельного участка к девятому виду разрешенного использования в то время как из пункта
Решение № А46-6878/10 от 16.09.2010 АС Омской области
Центральном административном округе» от 02.10.2000 № 1103-р. Кроме того, как указал ответчик, исходя из положений статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации, статей 37, 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается собственником земельного участка самостоятельно. По мнению ответчика, Управление Роснедвижимости по Омской области (в настоящее время Управление Росреестра по Омской области) не уполномочено на установление для конкретного земельного участка определенного вида разрешенного использования и самостоятельное внесение сведений о виде разрешенного использования в государственный кадастр недвижимости. Привлеченное к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Правительство Омской области отзыв на заявление не представило, явку представителя в судебное заседание не обеспечило. Федеральное государственное унитарное предприятие «Федеральный кадастровый центр «Земля» представило отзыв на заявление, в удовлетворении требований просило отказать, явку представителя в судебное заседание не обеспечило. Поскольку о времени и месте судебного разбирательства ответчик и третьи лица извещены надлежащим
Решение № А45-3304/13 от 24.06.2013 АС Новосибирской области
внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках (часть 1 статьи 38 Федерального закона N 221-ФЗ). Требования к подготовке межевого плана утверждены Приказом Минэкономразвития России от 24.11.2008 N 412 (далее - Требования). Раздел 4 "Общие сведения об образуемых земельных участках" формы межевого плана предусматривает внесение сведений о виде разрешенного использования . Согласно пункту 14 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 24.11.2008 N 412, в зависимости от вида кадастровых работ в состав межевого плана могут включаться приложения, предусмотренные пунктами 23, 24, 56, 57, 58, 61, 63 Требований. Приложения являются составной частью межевого плана. Как установлено судом, подтверждается материалами и участвующими в деле лицами не оспаривается, составной частью представленного межевого плана являлось распоряжение Мэрии города Новосибирска № 15974 от 2.06.2009
Решение № А82-17935/11 от 21.09.2012 АС Ярославской области
межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков» в межевых планах, представленных в орган кадастрового учета имеется заверенная кадастровым инженером копия документа, в соответствии с которым сведения о разрешенном использовании земельного участка внесены в межевой план, а именно: акт органа местного самоуправления. С учетом изложенного, в действиях филиала отсутствуют нарушения норм действующего законодательства, поскольку кадастровый учет земельного участка, а равно и внесение сведений о виде разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами 76:17:144401:1197, 76:17:144401:1198 является законным и осуществлен на основании представленных документов. Рассмотрев материалы дела, заслушав пояснения ответчика, суд установил следующее. 25.07.2011 на кадастровый учет поставлен земельный участок площадью 21602 кв.м из земель запаса с разрешенным использованием: место размещения станции технического обслуживания и стоянки автотранспорта с присвоением кадастрового номера 76:17:144401:1197. 27.07.2011 поставлен на кадастровый учет земельный участок площадью 58398 кв.м из земель сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования: место
Решение № А55-32261/09 от 22.01.2010 АС Самарской области
вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования. Судом установлено, что спорные земельные участки поставлены на кадастровый учет уже с определенным видом разрешенного использования «для дальнейшей эксплуатации зданий и сооружений», о чем свидетельствуют кадастровые дела Государственного земельного кадастра. При этом основанием для отнесения к 7 пункту Типового перечня послужило свидетельство о праве постоянного бессрочного пользования на землю от 26.05.1995г. №22725 (л.д.7 т.2). Таким образом, внесение сведений о виде разрешенного использования спорных земельных участков в госкадастр осуществлено при постановке на кадастровый учет на основании свидетельства, и отсутствие впоследствии изменения вида разрешенного использования правообладателями земельных участков, позволяет суду сделать вывод о том, что при определении номера вида разрешенного использования он не подлежал изменению. Данные обстоятельства свидетельствуют о необоснованности доводов заявителя о неправильном определении вида разрешенного использования спорных земельных участков. Довод заявителя о том, что спорный земельный участок с кадастровым номером 63:09:0202051:0032 имел удельный показатель
Решение № 2-1105 от 04.03.2011 Центрального районного суда г. Омска (Омская область)
от 02.04.2003 г., № 52 от 21.05.2003 г. Решение Омского городского Совета от 16.07.1997 N 369 "Об утверждении "Временного положения об аренде земель общего пользования г. Омска", а также Решение Омского городского Совета от 16.07.97 N 368 "Об утверждении временного положения о порядке размещения временных объектов на территории города Омска", признаны утратившими силу. Таким образом, ответчик, нарушив порядок ведения единого государственного кадастра земель, утвержденного приказом Росземкадастра № П/0119 от 15.06.2001 г., произвел внесение сведений о виде разрешенного использования земельного участка -земли общего пользования, под павильон - кафе» на основании документа, не имеющего юридической силы. Просит признать незаконными действия Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области по внесению в Государственный кадастр недвижимости следующих характеристик: разрешенное использование - «земли общего пользования, под павильон-кафе», земельного участка с кадастровым номером №, площадью 79 кв.м, местоположение которого установлено в 60 м юго-восточнее относительно 5-этажного жилого дома, имеющего почтовый адрес: ; обязать Управление Федерального
Решение № 2-2288/2015 от 16.03.2016 Фурмановского городского суда (Ивановская область)
свидетельства о государственной регистрации права объект права: гаражи боксового типа, наземные гаражи, автостоянки на отдельном земельном участке (л.д.110). Согласно кадастровой справки кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <№> по состоянию на <ДД.ММ.ГГГГ> - *** рублей, по состоянию на <ДД.ММ.ГГГГ> - *** рублей (л.д.23,24). Суд полагает, что расчет арендной платы должен производиться с учетом изменения кадастровой стоимости земельного участка, обусловленного изменением вида разрешенного использования земельного участка, против чего не возражает и ответчик. Внесение сведений о виде разрешенного использования земельного участка в государственный кадастр недвижимости <ДД.ММ.ГГГГ> (л.д.23,24,125) правового значения не имеет, поскольку вид разрешенного использования устанавливается на основании решения органа местного самоуправления, государственный кадастр недвижимости только отражает факт изменения вида разрешенного использования земельного участка. Арендатор в одностороннем порядке (без решения арендодателя) не вправе определять вид разрешенного использования земельного участка, поскольку вид разрешенного использования относится к характеристикам предмета договора, и его изменение влечет изменение условий договора аренды, которое может осуществляться только в