к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности и о внесении изменения в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» земельный участок с кадастровым номером 23:49:0203005:24 в период заключения договора аренды от 07.04.2004 № 4900003096, на основании которого впоследствии в результате раздела участка и перенайма был заключен спорный договор аренды от 26.12.2014 № 4900009702 на образованный земельный участок с кадастровым номером 23:49:0203005:112, входил в состав особо охраняемой природной территории ( вторая зона округа санитарной охраны курорта федерального значения) и являлся федеральной собственностью, следовательно, администрация не обладала полномочиями по распоряжению первоначальным участком, в связи с чем указали на недействительность (ничтожность) договора аренды от 07.04.2004 № 4900003096, а также всех последующих сделок, основанных на данном договоре, включая спорный договор аренды, и, учитывая, что ничтожный договор не может быть расторгнут, отказали в удовлетворении исковых требований. Отклоняя доводы кооператива, суд также указал, что последующее разделение земельного участка с кадастровым номером 23:49:0203005:24
Компани» о погашении задолженности ОАО «Национальный банк развития бизнеса» перед ФИО1 по договору уступки прав (требований) от 19.11.2013 № ПР 846/2795/10-Ц в размере 56 100 586 руб. 04 коп., из которых 53 831 741 руб. 27 коп. основной долг и 2 184 844 руб. 77 коп. проценты, путем обращения взыскания на заложенное по договору залога недвижимого имущества (ипотеки) от 08.10.2010 № 846/2795/10-01 - право аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения во второй зоне округа санитарной охраны курорта с кадастровым номером 23:49:0404002:9, площадью 1 666 800 кв. м, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Адлерский район, урочище «Житовка», для сельскохозяйственного использовании, срок аренды с 13.10.2008 по 12.10.2057, за счет продажи с торгов, установив начальную продажную цену предмета залога в размере 107 987 000 руб., определенную на основании отчета ООО «Независимая оценочная компания» от 20.09.2016 № 315-05/16, при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, -
окружающей среды», статьей 12 Федеральным законом от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», статьей 10 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», статьей 58 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Федеральным законом от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», установив, что спорный земельный участок расположен в границах особо охраняемой природной территории национального парка (в границах национального парка и второй зоны округа санитарной охраны курорта), ограничен в обороте, включен в границы населенного пункта, пришли к выводу о том, что обжалуемый отказ департамента соответствует закону и не нарушает прав и законных интересов Бондаревского В.П. Кроме того, суды сослались на пропуск срока, установленного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, указав на отсутствие уважительных причин для его восстановления. Факт нахождения земельного участка сельскохозяйственного назначения, не изъятого из гражданского оборота, в границах территории Сочинского национального парка подтвержден
и принятые по делу судебные акты, судья Верховного Суда Российской Федерации сделал вывод об отсутствии оснований, предусмотренных пунктом 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по которым кассационная жалоба может быть передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации. Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что спорные земельные участки расположены в границах второй зоны округа санитарной охраны курорта федерального значения, созданного до дня вступления в силу Федерального закона от 28.12.2013 № 406-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», суд, руководствуясь абзацем 2 пункта 2, подпунктом 1 пункта 5 статьи 27, статьей 39.16, пунктом 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктом 8 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», статьей 58
16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (далее - постановление N 582). Требования мотивированы ничтожностью договора аренды от 20.06.2006 N 0000001540 и наличием на стороне переплаты по указанному договору, возникшей в связи с нахождением земельного участка во второй зоне округа санитарной охраны курорта, и составляющей разницу между внесенными платежами и размером земельного налога. Определением от 19.05.2020 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены департамент, департамент имущественных отношений администрации города Сочи, межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея. Определением от 24.09.2020 департамент привлечен к участию в деле в качестве ответчика. Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 07.07.2021, оставленным
сооружения базы» (т. 1, л. д. 20 – 26). Договор заключен на срок с момента его государственной регистрации и до 22.02.2062 (пункт 2.1 договора). Арендная плата по договору от 29.03.2013 № 4900008770 определена в размере 2 924 838 рублей в год, как произведение кадастровой стоимости земельного участка (146 241 900 рублей) и ставки арендной платы (2% от кадастровой стоимости земельного участка; пункт 3.2, приложение к договору). Земельный участок ограничен в обороте ( вторая зона округа санитарной охраны курорта) и предоставлен в аренду обществу в порядке переоформления права постоянного (бессрочного) пользования (т. 1, л. <...> – 101). Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Краснодарского края от 01.10.2014 по делу № А32-22729/2014 кадастровая стоимость земельного участка площадью 9000 кв. м с кадастровым номером 23:49:0204001:20 установлена в размере его рыночной стоимости (82 953 тыс. рублей), определенной по состоянию на 01.01.2011. Полагая, что в связи с неверным применением в формуле расчета арендной
судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст.ст.266, 268 АПК РФ. Как установлено судом следует из материалов дела, на основании договора купли-продажи от 04.02.2014 должник ФИО8 (покупатель) приобрела у ФИО3 (продавец) земельный участок, расположенный по адресу: Краснодарский край, г.Сочи, <...> уч. №4 (у школы), площадью 2 980 кв.м, кадастровый номер 23:49:0136004:323, разрешенное использование - для ведения личного подсобного хозяйства, категория земель: земли населенных пунктов, обременение: особый режим использования земли: вторая зона округа санитарной охраны курорта, и находящиеся на нем шесть жилых домов, перечисленных в п.1 указанного договора, в том числе трехэтажный жилой дом, общей площадью 166,4 кв.м, инвентарный номер 12223, литер Е, Е1, кадастровый номером 23:49:0136004:1264 (п.1 (л.д.14-19 т.1). Цена недвижимого имущества установлена по соглашению сторон и составляет 20 000 000 руб. 00 коп., в том числе 19 100 000 руб. – стоимость земельного участка и 900 000 руб. – стоимость шести жилых домов на нем
передаче земельных участков, находящихся в границах курортов федерального значения, в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность, об отнесении указанных земельных участков к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности и о внесении изменения в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях"» названные участки находились в собственности Российской Федерации. Земельный участок с кадастровым номером 23:49:0203005:24 в период заключения договора аренды от 07.04.2004 входил в состав особо охраняемой природной территории ( вторая зона округа санитарной охраны курорта федерального значения). Администрация в данный период не обладала полномочиями по распоряжению указанным земельным участком. Последующее разделение земельного участка с кадастровым номером 23:49:0203005:24 на участки с кадастровыми номерами 23:49:0203005:111 и 23:49:0203005:112 не является основанием для заключения администрацией и кооперативом договора аренды от 26.12.2014 № 4900009702, поскольку передача первоначального участка совершена в обход законодательных норм. В рамках названного дела суды оценили договор аренды от 07.04.2004 № 4900003096 и все последующие сделки как ничтожные,
кадастровой стоимости арендуемых земельных участков; трех десятых процента кадастровой стоимости арендуемых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения; полутора процентов кадастровой стоимости арендуемых земельных участков, изъятых из оборота или ограниченных в обороте. Изменение годового размера арендной платы, определенного в соответствии с названным пунктом, может предусматриваться договорами аренды указанных земельных участков только в связи с изменением кадастровой стоимости соответствующего земельного участка. Земельный участок с кадастровым номером 23:49:0303019:8 находится в границах особо охраняемой территории ( вторая зона округа санитарной охраны курорта; т. 1, л. д. 78), поэтому ограничен в обороте (пункт 5 статьи 27 Земельного кодекса). В заявленный истцом период для расчета размера арендной платы за муниципальные земельные участки подлежало применению постановления главы города Сочи от 30.06.2009 № 210 «О поэтапном переходе на рыночную оценку размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности города-курорта Сочи» (далее – постановление от 30.06.2009 № 210), которым определен период поэтапного перехода на рыночную оценку
общество с ограниченной ответственностью производственно-коммерческое предприятие «Ставпромкомплект» является собственником следующих земельных участков: с кадастровым номером ….., площадью 3 128+/-20 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: под строительство автозаправочной станции с комплексом услуг автосервиса, особые отметки: ограничения прав на земельный участок, предусмотренные статьями 56, 56.1 Земельного кодекса Российской Федерации: земельный участок расположен в границах зоны с особыми условиями использования, № 26.30.2.10, 17.02.2012, представление прокуратуры Ставропольского края от 10.05.2011 № 7/3-47-2011, вторая зона округа санитарной охраны г. Ессентуки (зона ограничений, для данного земельного участка обеспечен доступ посредством земельного участка (земельных участков) с кадастровым номером (кадастровыми номерами) земли общего пользования, адрес: ….; с кадастровым номером …., площадью 1 044+/-11 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: под строительство автозаправочной станции с комплексом услуг автосервиса, особые отметки: ограничения прав на земельный участок, предусмотренные статьями 56, 56.1 Земельного кодекса Российской Федерации: земельный участок расположен в границах зоны с особыми