ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Выборы губернаторов - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Апелляционное определение № 72-АПА19-4 от 23.08.2019 Верховного Суда РФ
38 данного федерального закона установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в регистрации кандидата на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, к числу которых относится недостаточное количество достоверных подписей депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований, представленных для регистрации (подпункт «д. 1»). Аналогичное основание для отказа в регистрации кандидата предусмотрено пунктом 6 части 2 статьи 29 Закона Забайкальского края от 29 июня 2012 года № 676-ЗЗК «О выборах Губернатора Забайкальского края». В силу пункта 1 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» на выборах высшего должностного лица субъекта Российской Федерации регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии необходимого количества подписей депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований в соответствии с пунктом 17 статьи 37 этого же федерального закона. Согласно пункту 17 статьи 37 указанного
Апелляционное определение № 47-АПА19-4 от 05.08.2019 Верховного Суда РФ
июля 2019 года, которым отказано в удовлетворении его административного искового заявления о признании незаконным постановления избирательной комиссии Оренбургской области от 10 июля 2019 года № 140/991-6. Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Кириллова В.С, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей, что решение суда подлежит оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила: постановлением Законодательного Собрания Оренбургской области от 30 мая 2019 года № 1647 назначены выборы губернатора Оренбургской области на 8 сентября 2019 года. 17 июня 2019 года Хамиевым Ринатом Зайнулловичем подано в избирательную комиссию Оренбургской области заявление о согласии баллотироваться кандидатом на должность губернатора Оренбургской области. 9 июля 2019 года в избирательную комиссию Оренбургской области от кандидата на должность губернатора Оренбургской области Хамиева Р.З. поступило уведомление об изготовлении печатного агитационного материала тиражом 100 000 экземпляров. Избирательной комиссией Оренбургской области принято постановление от 10 июля 2019 года № 140/991-6, согласно которому
Апелляционное определение № 16-АПА19-16 от 02.09.2019 Верховного Суда РФ
года № 111/930-6 Любитенко Д.Ю., выдвинутому избирательным объединением Волгоградское региональное отделение Политической партии «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО», отказано в регистрации кандидатом на должность губернатора Владимирской области в связи с тем, что кандидатом не представлены в достаточном количестве подписи депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований, а также документы, предоставление которых предусмотрено статьями 20 и 22 Закона Волгоградской области от 19 июня 2012 года № 62-ОД «О выборах Губернатора Волгоградской области». Любитенко Д.Ю. обратился в суд с административным исковым заявлением об отмене указанного постановления и о возложении обязанности на избирательную комиссию Волгоградской области зарегистрировать его кандидатом на должность губернатора Волгоградской области. В обоснование заявленных требований административный истец ссылался на незаконность постановления ввиду того, что сложилась ситуация, при которой депутаты представительных органов местного самоуправления, представляющие одну политическую партию, не допускают к выборам представителя другой политической партии, проставляя подписи в поддержку кандидатов от партии, членами
Апелляционное определение № 48-АПА19-16 от 04.09.2019 Верховного Суда РФ
по апелляционной жалобе Аюпова Андрея Ренатовича на решение Челябинского областного суда от 15 августа 2019 года, которым в удовлетворении заявленных требований отказано. Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Корчашкиной Т.Е., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей решение суда подлежащим оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, установила: постановлением Законодательного Собрания Челябинской области от 30 мая 2019 года № 1884 на 8 сентября 2019 года назначены выборы Губернатора Челябинской области. Избирательной комиссией Челябинской области 9 июля 2019 года принято постановление № 102/900-6, которым Аюпов АР., выдвинутый в порядке самовыдвижения, извещен о выявлении несоблюдения требований закона к оформлению документов, отсутствии документов, представление которых предусмотрено законом для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата на должность Губернатора Челябинской области. Постановлением Избирательной комиссии Челябинской области от 13 июля 2019 года № 104/913-6 Аюпову АР. отказано в регистрации кандидатом на должность Губернатора Челябинской области на основании подпунктов
Кассационное определение № 4-ИКАД23-2 от 14.08.2023 Верховного Суда РФ
области обязанности зарегистрировать заявителя в качестве кандидата на должность губернатора Московской области. Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Хаменкова В.Б., объяснения Надеждина Б.Б., поддержавшего доводы кассационной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Слободина С.А., полагавшего, что решение суда и апелляционное определение подлежат оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила: постановлением Московской областной Думы от 8 июня 2023 года № 3/57-П на 10 сентября 2023 года назначены выборы губернатора Московской области. 24 июня 2023 года Надеждин Б.Б. представил в избирательную комиссию Московской области заявление о даче согласия избирательному объединению Региональное отделение Всероссийской политической партии «Гражданская инициатива» в Московской области баллотироваться кандидатом на должность губернатора Московской области с последующим представлением в данную комиссию для регистрации необходимых документов, включая листы поддержки. Решением избирательной комиссии Московской области от 14 июля 2023 года Надеждину Б.Б., выдвинутому избирательным объединением Региональное отделение Всероссийской политической партии «Гражданская инициатива» в Московской
Постановление № А55-18362/2017 от 10.04.2018 АС Самарской области
(л.д.30 т.1). Так же правомерно отмечено судом первой инстанции, что Актами проверок наличие ненадлежащего использования субсидий, перерасхода средств фонда оплаты труда, прямого действительного ущерба предприятию не установлено, а установлено только несоответствие оснований для выплат требованиям положения об оплате труда работников. Сам факт осуществления, а также необходимость работ, за которую были произведены выплаты - подготовка сведений по закупкам, подготовка сведений по запросам администрации, больший объем выпускаемых полос газет по сравнению с запланированным, проведение компании по выборам губернатора , подготовка документов для сдачи в архив и т.д. истцом не оспаривается. Независимый аудит бухгалтерской и финансовой отчетности МУП Редакция газеты «Красноярский новости» никогда не проводился, что установлено судом первой инстанции и подтверждено представителем истца в судебных заседаниях и дополнительных пояснениях по иску. Истец за весь период деятельности ответчика в полной мере обладал информацией о деятельности предприятия, производимых работникам выплатах, состоянии финансовой и бухгалтерской отчетности. В пункте 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от
Постановление № 16АП-1977/2015 от 24.06.2015 Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда
и действий государственных органов, должностных лиц необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствия их закону или иным нормативным правовым актам и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. 28.04.2014 года на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее - официальный сайт) было размещено извещение о проведении электронного аукциона для закупки № 0121000000114000024 на оказание услуг по техническому обеспечению подготовки и использования при голосовании на выборах Губернатора Ставропольского края технических средств подсчета голосов - комплексов обработки избирательных бюллетеней (КОИБ) (в случае назначения выборов Губернатора Ставропольского края на 14 сентября 2014 года). По итогам электронного аукциона № 0121000000114000024 на оказание услуг по техническому обеспечению подготовки и использования при голосовании на выборах Губернатора Ставропольского края технических средств подсчета голосов - комплексов обработки избирательных бюллетеней (КОИБ) (в случае назначения выборов Губернатора Ставропольского края на 14 сентября 2014 года) ОАО «Научно-производственное объединение «Икар» было признано
Постановление № 05АП-9465/18 от 10.01.2019 Пятого арбитражного апелляционного суда
10.09.2018 в 15 часов 00 мин. Данное уведомление вручено лично арбитражному управляющему 27.08.2018. Из материалов дела следует, что 10.09.2018 в адрес Управления от арбитражного управляющего Никитина Д.С. поступило ходатайство об отложении составления протокола об административном правонарушении. В качестве причин необходимости отложения составления данного процессуального документа Никитин Д.С. указал, на невозможность явки на составление протокола в силу того, что является председателем участковой избирательной комиссии избирательного участка №516 Ленинского района г.Владивостока и 09.09.2018 обеспечивал проведение досрочных выборов Губернатора Приморского края. Итоговый протокол о результатах голосования УИК №516 был сдан в ТИК Ленинского района г.Владивостока только в 04-00 утра 10.09.2018 местного времени, и в помещении УИК оставлены печать от программно-аппаратного комплекса обработки избирательных бюллетеней, подлежащая сдаче в ТИК, и флэш-носитель от того же комплекса. Также в помещении УИК оставлен сам программно-аппаратный комплекс КОИБ, сейф с избирательной документацией УИК. Рассмотрев указанное ходатайство, Управление отказало в его удовлетворении. В качестве причин отказа Управление указало, что
Постановление № 5-256/2022 от 27.10.2022 Яранского районного суда (Кировская область)
агитационный материал в г.Яранске и «Парке Победы». К 16 часам 29.08.2022 была привезена стойка информационного куба, по данной причине куб был установлен 30.08.2022. Агитацию проводил 29.08.2022 после обеда (л.д. 28); - письменные объяснения П. от 06.09.2022, из которых следует, что 29.08.2022 после обеда до 17 часов находилась в «Парке Победы» г.Яранска Кировской области, где занималась агитацией за кандидата в губернаторы Кировской области Мамаева С.П., разговаривала с людьми, раздавала агитационные материалы в форме буклета « Выборы губернаторов Кировской области КПРФ» (л.д. 29); - письменные объяснения Тупицыной Т.Н. от 06.09.2022, из которых следует, что 24.08.2022 в администрацию Яранского городского поселения направила уведомление о намерении провести в период с 29.08.2022 по 08.09.2022 ежедневно с 08 до 17 часов в «Парке Победы» по адресу г.Яранск, ул.Радина, д.29, мероприятие, посвященное агитации за кандидата в губернаторы Кировской области Мамаева С.П. в форме пикетирования, с установкой сборно-разборной конструкции в виде информационного куба. Дата 29.08.2022 согласована с кандидатом
Решение № 3А-943/18 от 27.08.2018 Московского областного суда (Московская область)
ст. 32 Конституции РФ (право участвовать в управлении делами государства). Как следует из ст. 39 ФЗ «Об основных гарантиях», все кандидаты обладают равными правами и несут равные обязанности, за исключением случаев, установленных указанным Федеральным законом. Равенство кандидатов не может быть достигнуто при невозможности прохождения муниципального фильтра без поддержки иных (конкурирующих) политических партий. Выборы являются высшим непосредственным выражением власти народа. Введение звена, которое опосредует волеизъявление граждан, в виде поддержки депутатами муниципальных образований выдвижения кандидатов на выборах губернаторов искажает волю избирателей (см.: Постников А.В. О конституционно-правовом методе регулирования Журнал российского права. 2012. № 12. С. 37). Негативную оценку влиянию «муниципального фильтра» на местное самоуправление и избирательный процесс дает В.А. Черепанов: «...Помимо чрезмерного ограничения избирательных прав граждан установление муниципального фильтра оказывает серьезное влияние на организацию местного самоуправления в нашей стране. По обоснованному мнению А. Джагарян и Н. Джагарян, введение муниципального фильтра неизбежно приводит к усилению политизации и партизации местного самоуправления, создает предпосылки для