ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Заключение договора безвозмездного пользования - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Определение № 301-ЭС19-14624 от 30.08.2019 Верховного Суда РФ
оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь положениями части 1 статьи 15, статьи 39.1 Закона о защите конкуренции, статей 39.9, 39.10 Земельного кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о незаконности предупреждения, с чем согласился суд округа. При этом суд исходил из того, что администрация вправе предоставить земельный участок в безвозмездное пользование автономному учреждению для нужд уставной деятельности, в связи с чем заключение договора безвозмездного пользования спорными земельными участками не может рассматриваться как нарушение части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции. Доводы управления, изложенные в кассационной жалобе, не подтверждают наличие существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела. Несогласие заявителя с выводами судов, иная оценка им фактических обстоятельств дела и иное толкование к ним положений закона, не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки и в силу статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса
Определение № 5-КГ19-144 от 03.09.2019 Верховного Суда РФ
дома помещение общего пользования - часть комнаты № 4 общей площадью 34,2 кв.м, расположенное на 9-м этаже многоквартирного дома, непосредственно примыкающее к принадлежащей Черемухиной Т.Д. на праве собственности квартире <...> с дальнейшим присоединением к ней. Этим же решением общего собрания генеральному директору ООО «Городские усадьбы» предоставлены полномочия на заключение с Черемухиной Т.Д. договора безвозмездного пользования. При этом Черемухина Т.Д. должна была внести на счет ООО «ЭК Городские усадьбы» в течение десяти дней после заключения договора безвозмездного пользования единовременную плату в размере 1 500 000 руб., которые генеральный директор ООО «ЭК «Городские усадьбы», в свою очередь, должен был направить на оплату текущих коммунальных платежей собственников помещений многоквартирного дома. Иванова Д.А. указала, что она не принимала участия в общем собрании и считает, что оно было принято в отсутствие кворума, в связи с чем в силу положений статьи 181.5 Гражданского кодекса Российской Федерации является ничтожным. Решением Бабушкинского районного суда г. Москвы от 5
Определение № 305-КГ15-12571 от 25.09.2015 Верховного Суда РФ
по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации. Как установлено судами, оспариваемым решением антимонопольного органа по жалобе учреждения отказано в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении администрации при проведении ею конкурса на право заключения договора социального заказа с передачей в безвозмездное пользование нежилых помещений, находящихся в собственности города Москвы. Удовлетворяя заявленные требования в части, суды не согласились с выводом антимонопольного органа в оспариваемом решении о том, что при объявлении конкурса на право заключения договора безвозмездного пользования нежилым фондом администрацией были соблюдены требования Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) в части заключения договора в отношении имущества, предоставленного по действующему договору иному лицу. Судами установлено, что проверка данных обстоятельств антимонопольным органом не производилась, тогда как их установление в данном случае является обязательным и возможно лишь в рамках рассмотрения дела, возбужденного антимонопольным органом. При таких условиях суды пришли к выводу о том, что
Определение № 307-КГ15-15650 от 14.12.2015 Верховного Суда РФ
имущества (названных выше административно-лабораторного корпуса, склада и здания гаража), а также отказ от права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок площадью 4568 кв.м. В ответ на обращения Центра гигиены от 09.01.2014 № 12-31-2/12 и 12-31-3/13 к Управлению по вопросу принятия в государственную казну Российской Федерации названных объектов недвижимого имущества Управление письмом от 31.01.2014 № 671 сообщило, что этот вопрос будет рассмотрен после определения балансодержателя спорных объектов и предложило Центру гигиены рассмотреть вопрос о заключении договора безвозмездного пользования имуществом или представить согласие организации (федерального государственного учреждения) – принимающей стороны для последующей передачи ей имущества. Центр гигиены 15.09.2014 вновь обратился в Управление с заявлениями о прекращении прав на указанные объекты недвижимости в связи с отказом от прав на земельный участок и недвижимое имущество (здание, сооружение). Письмом от 14.10.2014 № 6500 Управление отказало в принятии решения о прекращении прав Центра гигиены на спорные объекты, указав, что вопрос о принятии в государственную казну Российской
Определение № А56-18099/16 от 01.12.2017 Верховного Суда РФ
«Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России» (в настоящее время - Межрегиональное отделение Общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России», далее - МРО ДОСААФ России) обратилось в суд с заявлением о признании незаконными действий Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Санкт-Петербурге (в настоящее время - Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Санкт-Петербурге, далее - управление), выразившихся в уклонении от заключения договора безвозмездного пользования в отношении здания спортивно-стрелкового тира по адресу: Санкт-Петербург, ул. Парадная, д. 4, лит. В., неисполнении Указа Президента Российской Федерации от 09.09.1994 № 1845; возложении на управление обязанности заключить договор безвозмездного пользования указанным объектом с Частным образовательным учреждением Санкт-Петербургский городской стрелково-спортивный центр Общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России» (далее - учреждение) . К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены учреждение
Постановление № 17АП-6338/2022-ГК от 07.07.2022 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда
отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации на особо важных и режимных объектах Удмуртской Республики, на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 01 апреля 2022 года по делу № А71-12313/2021 по иску Межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации на особо важных и режимных объектах Удмуртской Республики к Министерству имущественных отношений Удмуртской Республики, третье лицо: Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Удмуртской Республике и Кировской области, о признании права на заключение договора безвозмездного пользования земельным участком, признании договора безвозмездного пользования земельным участком заключенным на условиях проекта договора и обязании ежегодно заключать договоры безвозмездного пользования земельным участком, установил: Межмуниципальный отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации на особо важных и режимных объектах Удмуртской Республики (далее – отдел, истец) обратился в Арбитражный суд Удмуртской Республики с иском к Министерству имущественных отношений Удмуртской Республики (далее – министерство, ответчик) о признании права на заключение договора безвозмездного пользования земельным участком с кадастровым номером
Постановление № 17АП-12783/2023-ГК от 04.12.2023 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда
имущества в многоквартирном доме следует судьбе обязанности по оплате ресурсов, потребленных непосредственно соответствующим помещением в доме, и учтенных ИПУ, оснований полагать, что возложение на полицию обязанности по оплате коммунальных и эксплуатационных услуг (в том числе на содержание общего имущества МКД, оплату взносов на капитальный ремонт общего имущества МКД), где расположены переданные им в пользование нежилые помещения, противоречит п. п. 1, 7 ст. 48 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции», не имеется; заключение договора безвозмездного пользования с условием об обязанности органов полиции нести соответствующие расходы, связанные с содержанием общего имущества многоквартирного дома, не противоречит действующему законодательству и прямо вытекает из положений ст. 695 ГК РФ (определение Верховного Суда Российской Федерации от 21.05.2020 № 304-ЭС20-6694). Исследовав представленные в материалы дела доказательства, обсудив доводы жалобы и отзыва на нее, проверив правильность применения судом действующего законодательства, заслушав пояснения представителя истца в судебном заседании, суд апелляционной инстанции оснований для отмены (изменения) обжалуемого решения
Постановление № А33-29782/2022 от 30.11.2023 Третьего арбитражного апелляционного суда
обоснование апелляционной жалобы и заявленных требований заявитель указал, что рассматриваемый спор носит публично-правовой характер, поскольку он вытекает из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли, а также имущественной самостоятельности их участников, в рамках спорных правоотношений один из участников реализует публично-властные полномочия по исполнению и применению норм законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику. Предметом судебного разбирательства, по мнению заявителя, является конфликт публично-правового характера, возникший из публичных правоотношений по вопросу отказа в заключение договора безвозмездного пользования или договора аренды данными земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена. По мнению заявителя, задачей суда является разрешение спора о законности правового акта властного органа для стороны заявителя, находящейся в отношении субординации и не являющейся юридически равным носителем прав и обязанностей. Товарищество в данном деле не обращается в суд о защите прав, основанных на договорных отношениях, допускающих продление договора безвозмездного пользования в связи с существенным изменением обстоятельств, а преследует цель – начать
Постановление № 17АП-6930/2018-АК от 17.07.2018 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда
Постановлений между МУП «Пригородный водоканал» и МУП «Пригородная управляющая компания» был заключен договор безвозмездной передачи недвижимого имущества от 31.12.2014, на основании которого объекты централизованного водоснабжения и водоотведения Горноуральского городского округа были переданы в безвозмездное пользование на срок с 01.01.2015 до 29.12.2015. В последующем, дополнительным соглашением от 16.04.2016 договор безвозмездной передачи был продлен до 27.12.2017. Таким образом, что в результате удовлетворения обращения МУП «Пригородный водоканал» Администрация Горноуральского городского округа вынесла вышеуказанные Постановления, которыми допускается заключение договора безвозмездного пользования муниципального имущества либо договора аренды с конкретным хозяйствующим субъектом - МУП «Пригородная управляющая компания», в отсутствие установленных законом конкурсных процедур и в нарушение запрета, установленного статьей 16 Закона о защите конкуренции. Поскольку, заключение устного соглашения без соблюдения установленных законом конкурентных процедур привело к ограничению доступа на товарный рынок иных хозяйствующих субъектов, действия по заключению этого соглашения обоснованно признаны нарушающими положения статьи 16 Закона о защите конкуренции. Учитывая, что все действия юридического лица как
Постановление № Ф09-9003/23 от 18.01.2024 АС Уральского округа
предприятие просит указанные судебные акты отменить и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять по делу новое решение, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права и на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела. Заявитель указывает, что унитарное предприятие является коммерческой организацией, которая в соответствии с пунктом 1 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации в качестве основной цели своей деятельности преследует извлечение прибыли. На основании пункта 2 статьи 690 Гражданского кодекса Российской Федерации заключение договора безвозмездного пользования имуществом между унитарным предприятием и Управлением запрещено законодательно. Заключение договора безвозмездного пользования с нарушением запрета, установленного пункта 2 статьи 690 Гражданского кодекса Российской Федерации, влечет его недействительность, соответственно, правовые основания у ответчика пользоваться спорными нежилыми помещениями с момента передачи их в хозяйственное ведение истца отсутствуют. Заявитель жалобы отметил, что наличие возражений унитарного предприятия относительно самого существование договора безвозмездного пользования между унитарном предприятием и ответчиком, возражений на правомерность нахождения ответчика в спорных помещениях, дальнейшее
Решение № 92М0001-01-2019-001871-15 от 12.03.2020 Балаклавского районного суда (город Севастополь)
- лицензией № от 09 сентября 2016 года на осуществление образовательной деятельности, выданной ГБОУ ДО «БДДиЮТ» (место нахождения: <адрес>), а также приложением № 1 к лицензии, в которой указаны адреса мест осуществления образовательной деятельности – г. Севастополь, <адрес>, а также г. Севастополь, <адрес>; - распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя (далее – ДИЗО) № от 24 декабря 2018 года о даче согласия ГБОУ Севастополя «Средняя образовательная школа № 30» на заключение договора безвозмездного пользования государственным имуществом с ГБОУ ДО «БДДиЮТ» и договором № от 27 декабря 2018 года безвозмездного пользования имуществом, находящимся в собственности города федерального значения Севастополя; - распоряжением ДИЗО № от 24 декабря 2018 года о даче согласия ГБОУ Севастополя «Средняя образовательная школа № 12» на заключение договора безвозмездного пользования государственным имуществом с ГБОУ ДО «БДДиЮТ» и договором № от 27 декабря 2018 года безвозмездного пользования имуществом, находящимся в собственности города федерального значения Севастополя; -
Постановление № 4А-114/2014 от 03.09.2014 Верховного Суда Республики Хакасия (Республика Хакасия)
автомобиля от 15.11.2012 (л.д. 41), акт приема-передачи автомобиля от 15.12.2012 (л.д. 43), решение <данные изъяты> об отказе в предоставлении муниципальной преференции от 28.01.2013 (л.д. 53-54), постановление главы Усть-Абаканского поссовета от 14.11.2012 <данные изъяты> «О передаче имущества в безвозмездное пользование» (л.д. 59), соглашение от 13.12.2012 о расторжении договора безвозмездного пользования от 15.11.2012 <данные изъяты> (л.д. 62). Согласно протоколу и постановлению по делу об административном правонарушении, составленными заместителем руководителя УФАС по РХ, правонарушением явилось « заключение договора безвозмездного пользования , передача автомобиля ООО «ТеплоВодоканал Усть-Абакан» 15.11.2012 и его возвращение Администрации Усть-Абаканского поссовета 15.12.2012, при отсутствии документального подтверждения досрочного расторжения договора». Проанализировав доказательства, а также описание правонарушения в протоколе и постановлении по делу об административном правонарушении, исходя из принципа презумпции невиновности, суд обосновал свой вывод об отсутствии доказательств вины ФИО3 в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.9 КоАП РФ. Суд второй инстанции, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, согласился
Решение № 2А-844/2023 от 10.11.2023 Колпашевского городского суда (Томская область)
и традиционной хозяйственной деятельности для размещения зданий, сооружений, необходимых в целях сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, на срок не более чем десять лет. Однако указанное положение в законодательстве однозначно не определяет земельный участок, как участок, находящийся в границах лесного фонда. При этом ст. 25 Лесного кодекса Российской Федерации предусматривает определенные виды использования лесов, в соответствии с которыми возможно заключение договора безвозмездного пользования лесным участком. Вид использования, указанный в письме административного ответчика отсутствует в данной статье Лесного кодекса. Согласно разъяснению Министерства сельского хозяйства РФ от 02.11.2021 года №04-16- 33/34048, на основании которого устанавливается вид использования и порядок выделения земель из лесного фонда для ведения традиционного образа жизни лицами относящиеся к коренным малочисленным народам, в соответствии с п.1 ч.2 ст.8 Федерального закона "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" от 30.04.1999 N 82-ФЗ - Лица, относящиеся