ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Земельный участок под окс - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Приказ Минэкономразвития РФ от 18.12.2009 N 534 "Об утверждении Концепции создания единой федеральной системы в сфере государственной регистрации прав на недвижимость и государственного кадастрового учета недвижимости, плана подготовки проектов нормативных правовых актов, обеспечивающих создание и развитие единой федеральной системы в сфере государственной регистрации прав на недвижимость и государственного кадастрового учета недвижимости и плана реализации мероприятий по созданию единой федеральной системы в сфере государственной регистрации прав на недвижимость и государственного кадастрового учета недвижимости"
├────┼─────────────────────────────────┼──────────────────┼───────────┼─────────────────┤ │3.12│ Определение порядка уточнения│ Приказ │ 2011 г. │ Департамент │ │ │органом кадастрового учета│Минэкономразвития │ │ недвижимости │ │ │местоположения границы ранее│ России │ │ Правовой │ │ │учтенного земельного участка и│ │ │ департамент │ │ │местоположения здания, сооружения│ │ │ Росреестр │ │ │или объекта незавершенного│ │ │ │ │ │строительства на земельном│ │ │ │ │ │участке │ │ │ │ ├────┼─────────────────────────────────┼──────────────────┼───────────┼─────────────────┤ │3.13│ Утверждение сроков и порядка│ Приказ │ 2011 г. │ Департамент │ │ │включения сведений и документов о│Минэкономразвития │ │ недвижимости │ │ │ранее учтенных ОКС в│ России │ │ Правовой │ │ │соответствующие разделы ГКН │ │ │ департамент │ │ │ │ │ │ Росреестр │ ├────┼─────────────────────────────────┼──────────────────┼───────────┼─────────────────┤ │3.14│ Определение порядка направления│ Приказ │ 2011 г. │ Департамент │ │ │запроса органом кадастрового│Минэкономразвития │ │ недвижимости │ │ │учета в органы государственной│ России │ │ Правовой │ │ │власти и органы
Письмо Росреестра от 23.05.2013 N 14-исх/04560-ГЕ/13 "О направлении разъяснений"
подсобного хозяйства (на приусадебном земельном участке), являются: документы, подтверждающие факт создания такого объекта недвижимого имущества и содержащие его описание; правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимого имущества. В соответствии с пунктом 3 статьи 25.3 Закона о регистрации документом, подтверждающим факт создания объекта недвижимого имущества на предназначенном для ведения дачного хозяйства или садоводства земельном участке либо факт создания гаража или иного объекта недвижимого имущества (если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества не требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации выдача разрешения на строительство) и содержащим описание такого объекта недвижимого имущества, является декларация о таком объекте недвижимого имущества. При этом при поступлении в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав (далее - регистрирующий, орган), заявления о государственной регистрации прав на вышеуказанный объект недвижимого имущества (далее - ОКС ) с приложением декларации о таком ОКС: регистрирующий орган в день поступления соответствующего пакета документов в порядке внутриведомственного взаимодействия направляет в орган
Апелляционное определение Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 03.10.2019 N АПЛ19-343 <Об оставлении без изменения Решения Верховного Суда РФ от 20.06.2019 N АКПИ19-310, которым отказано в удовлетворении заявления о признании частично недействующими пункта 1.14 Методических указаний о государственной кадастровой оценке, утв. Приказом Минэкономразвития России от 12.05.2017 N 226, и приложения N 7 к ним>
зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации (далее - Минюст России), регистрационный номер 46860, и 30 мая 2017 г. размещен на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru). Абзацем восьмым пункта 1.14 Методических указаний предусмотрено, что при определении кадастровой стоимости объекта капитального строительства (далее также - ОКС) не учитываются прочие объекты, влияющие на стоимость ОКС, но не относящиеся к неотделимым улучшениям ОКС. В приложении N 7 к Методическим указаниям в виде таблицы приведены ориентировочные доли стоимости земельных участков, ОКС , движимого имущества и прочего для целей определения кадастровой стоимости. В строке "Многоквартирное жилье" в графе "доля земельного участка" содержатся показатели: 10 - 25%. При этом данная строка имеет примечание 8, указывающее, что в таблице не учтены права на общедолевое имущество, расположенное внутри многоквартирного дома. П. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании приведенных положений Методических указаний не действующими в части, позволяющей правоприменительным органам при проведении кадастровой оценки
Решение Верховного Суда РФ от 20.06.2019 N АКПИ19-310 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующими пункта 1.14 Методических указаний о государственной кадастровой оценке, утв. Приказом Минэкономразвития России от 12.05.2017 N 226, и приложения N 7 к ним>
к помещениям общего пользования в таком доме (за исключением сблокированных зданий); в состав многоквартирного дома входят встроенные и (или) пристроенные нежилые помещения, а также придомовая территория (земельный участок) (пункт 3.21). Из приведенных положений следует, что содержание понятия квартиры включает ряд обязательных признаков: наличие доступа к помещениям общего пользования в многоквартирном доме и/или выход на земельный участок. Гражданский кодекс Российской Федерации и НК РФ в качестве самостоятельных объектов гражданских прав и объектов налогообложения указывают жилые помещения (квартиры) не как части объектов капитального строительства. В связи с изложенным оспариваемое положение пункта 1.14 Указаний об определении кадастровой стоимости ОКС к определению кадастровой стоимости квартиры неприменимо. Содержание оспариваемых предписаний является ясным, определенным и не вызывает неоднозначного толкования и применения. Ссылка административного истца на несоответствие пункта 1.14 Указаний в оспариваемой части подпункту 6 пункта 2 статьи 389 и пункту 3 статьи 401 НК РФ является несостоятельной, поскольку названные положения НК РФ не регулируют отношения, связанные
Апелляционное определение № АШ119-343 от 03.10.2019 Верховного Суда РФ
зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации (далее - Минюст России), регистрационный номер 46860, и 30 мая 2017 г. размещен на «Официальном интернет-портале правовой информации» (\у\уш.ргауо.§оу.ги). Абзацем восьмым пункта 1.14 Методических указаний предусмотрено, что при определении кадастровой стоимости объекта капитального строительства (далее также - ОКС) не учитываются прочие объекты, влияющие на стоимость ОКС, но не относящиеся к неотделимым улучшениям ОКС. В приложении № 7 к Методическим указаниям в виде таблицы приведены ориентировочные доли стоимости земельных участков, ОКС , движимого имущества и прочего для целей определения кадастровой стоимости. В строке «Многоквартирное жилье» в графе «доля земельного участка» содержатся показатели: 10-25%. При этом данная строка имеет примечание 8, указывающее, что в таблице не учтены права на общедолевое имущество, расположенное внутри многоквартирного дома. ФИО2 обратился в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании приведенных положений Методических указаний не действующими в части, позволяющей правоприменительным органам при проведении кадастровой оценки и определении
Определение № 305-ЭС17-4530 от 22.05.2017 Верховного Суда РФ
указанных истцом координат: - здание насосной станции с резервуарами, инвентарный номер 173:054-10085, литер Б, насосная станция; - здание насосной станции с резервуарами, инвентарный номер 173:054-10085, литер Г, резервуар; - здание насосной станции с резервуарами, инвентарный номер 173:054-10085, литер Г1, резервуар; - 2 (два) каменных нежилых строений; и демонтировать некапитальные объекты: - ограждение из сборного железобетона; - металлические ворота с калиткой; расположенные на земельном участке с кадастровым номером 50:20:0010336:0256, расположенном по адресу: Московская область, Одинцовский район, с/о Мамоновский, вблизи деревни Лохино. В случае невыполнения ЗАО «ВМА-ПРОЕКТ» и ООО «ОКС СУ N 155» в течение месячного срока с момента вступления решения суда в законную силу указанных действий, предоставить ЗАО "Матвеевское" право самостоятельно осуществить снос и демонтаж указанных строений и объектов с правом последующего требования возмещения соответствующих расходов от ЗАО «ВМА-ПРОЕКТ» и ЗАО «ГТС». К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы
Определение № А40-223131/20 от 31.01.2022 Верховного Суда РФ
исковым заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости. На основании решения Московского городского суда от 17 апреля 2019 года (дело N 3А-432/2019), вступившего в законную силу 17 июля 2019 года, определена кадастровая стоимость: - для Земельного участка 77:03:0006001:12 - 554 430 000 рублей; - для Здания 77:03:0006001:1096 - 427 031 000 рублей; - для Здания 77:03:0006001:1135 - 186 092 000 рублей; - для Здания 77:03:006001:1146 - 117 843 000 рублей. Данная кадастровая стоимость внесена в ЕГРН 14 августа 2019 года и подлежит применению с 1 января 2019 года. Между тем, на основании актов ГБУ "Центр имущественных платежей и жилищного страхования" от 20 августа 2019 года N 02-9362/19-1-ЗУ, от 23 августа 2019 года N 02-9539/19-1-ОКС , от 20 августа 2019 года N 02-9362/19-1-ОКС Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве в ЕГРН были внесены следующие сведения: - о кадастровой стоимости Земельного участка 77:03:0006001:12 по состоянию на 14
Определение № А07-11242/18 от 01.11.2019 Верховного Суда РФ
(ИНН <***>) 560 000 руб.; 2. признать недействительным договор купли-продажи от 19.09.2016 (регистрационная запись 02-04/112-04/376/003/2016-6043/2 от 26.09.2016); применить последствия недействительности сделки, возложив на ООО «Реалгаз» (ИНН 0274168767) обязанность возвратить ООО «Реалгаз» (ИНН 0278120565) земельный участок: кадастровый номер: 02:37:061001:27, площадью 2970 кв. м, расположенного по адресу: Республика Башкортостан, р- н Мелеузовский, 197 км левой стороны придорожной полосы автодороги Уфа- Оренбург, ООО «Реалгаз» (ИНН 0278120565) возвратить ООО «Реалгаз» (ИНН 0274168767) 612 000 руб.; 3. признать недействительным договор купли-продажи от 28.10.2016 (регистрационная запись 02-04/101-04/376/004/2016-2000/2 от 10.11.2016); применить последствия недействительности сделки, возложив на ООО «Реалгаз» (ИНН <***>) обязанность возвратить ООО «Реалгаз» (ИНН <***>) сооружение кадастровый номер: 02:47:050601:232, расположенное по адресу: Республика Башкортостан, р-н. Уфимский, с/с Жуковский, вблизи д. Мармылево, (ОКС ), возложив на ООО «Реалгаз» (ИНН <***>) обязанность по возврату ООО «Реалгаз» (ИНН <***>) 8 078 руб.; 4. признать недействительным договор купли-продажи от 28.10.2016 (регистрационная запись 02-04/101-04/376/004/2016-1999/2 от 10.11.2016); применить последствия недействительности сделки,
Решение № АКПИ19-310 от 20.06.2019 Верховного Суда РФ
к помещениям общего пользования в таком доме (за исключением сблокированных зданий); в состав многоквартирного дома входят встроенные и (или) пристроенные нежилые помещения, а также придомовая территория (земельный участок) (пункт 3.21). Из приведенных положений следует, что содержание понятия квартиры включает ряд обязательных признаков: наличие доступа к помещениям общего пользования в многоквартирном доме и/или выход на земельный участок. Гражданский кодекс Российской Федерации и НК РФ в качестве самостоятельных объектов гражданских прав и объектов налогообложения указывают жилые помещения (квартиры) не как части объектов капитального строительства. В связи с изложенным оспариваемое положение пункта 1.14 Указаний об определении кадастровой стоимости ОКС к определению кадастровой стоимости квартиры неприменимо. Содержание оспариваемых предписаний является ясным, определенным и не вызывает неоднозначного толкования и применения. Ссылка административного истца на несоответствие пункта 1.14 Указаний в оспариваемой части подпункту 6 пункта 2 статьи 389 и пункту 3 статьи 401 НК РФ является несостоятельной, поскольку названные положения НК РФ не регулируют отношения, связанные
Решение № А17-1000/20 от 28.01.2021 АС Ивановской области
номером 37:25:020161:19 входят стрелочные переводы №1 и №2. Кроме того, кадастровым инженером установлены координаты характерных точек местоположения ОКС, позволяющие идентифицировать фактическое местоположение ОКС на местности, в том числе установлено, что началом стрелочного перевода №1 являются характерные точки н47, н48, концом стрелочного перевода №1 являются характерные точки н110, н42, н43, н44, а также определены координаты характерных точек полосы отвода земельного участка, на котором располагается ОКС. Кадастровым инженером также установлено, что определенный по характерным точкам земельный участок под ОКС частично находится на земельном участке с кадастровым номером 37:25:020161:138: в части территории земельного участка, ограниченной характерными точками с н36 по н45 и с 9 по 22, площадью 258 кв.м. Кадастровым инженером сделан вывод о необходимости исключения из земельного участка с кадастровым номером 37:25:020161:138 характерных точек с №9 по №22 включительно и включения характерных точек с №н36 по №н45 включительно, при этом из земельного участка с кадастровым номером 37:25:020161:138 будет исключена часть земельного участка
Решение № А07-19549/20 от 17.06.2022 АС Республики Башкортостан
к оценке), конкретизирующего требования исполнения методики расчета затратным подходом: 1.1определение стоимости прав на земельный участок как незастроенный; 1.2определение стоимости затрат на воспроизводство/замещение ОКС, с учетом накопленного износа; 1.3. определение стоимости объекта недвижимости как суммы стоимости прав на земельный участок и стоимости объекта капитального строительства (ОКС). В первичном экспертном заключении № 92СЭ/29072021М от 07.06.2021 о рыночной стоимости объекта незавершенного строительства, площадью застройки 1065 кв.м., номер государственной регистрации 02-04/101-04/201/001/2016-11 23/1, кадастровый номер: 02:55:050508:384, права на земельные участки под ОКС не идентифицированы и не рассчитаны. Объект исследования рассчитан по стоимости воспроизводства, путем составления локальной сметы, т.е., при расчете рыночной стоимости объекта исследования выполнено только одно действие из трех, требуемых методикой расчета затратным подходом, что недопустимо и автоматически приводит к нарушению требований: 2. Федерального закона № 135-Ф3 «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 29.07.1998 г, в части статьи 20 «Стандартов оценки», являющихся обязательными к применению; 3. Федерального закона № 73-Ф3 «О государственной судебно-экспертной
Определение № А07-26010/15 от 25.12.2017 АС Республики Башкортостан
из ЕГРН о правах на недвижимое имущество и сделках с ними или оба этих документа; документы, подтверждающие технические характеристики объектов капитального строительства (зданий); кадастровые паспорта, технические паспорта; 2. Документы, подтверждающие права на земельный участок: свидетельства о регистрации прав или выписки из ЕГРН о правах на недвижимое имущество и сделках с ними или оба этих документа в случае, если земля в собственности, если в аренде – договор аренды земельного участка; документы, подтверждающие основные характеристики земельного участка под ОКС – кадастровый паспорт земельного участка. Согласно части 3 статьи 55 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации эксперт вправе заявлять ходатайство о предоставлении ему дополнительных материалов. В соответствии с разъяснениями Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенными в пункте 10 постановления от 04.04.2014 № 23 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами законодательства об экспертизе» при решении вопроса о предоставлении эксперту дополнительных материалов (часть 3 статьи 55 АПК РФ) суд должен учитывать сроки, необходимые для
Решение № А35-4778/19 от 22.10.2019 АС Курской области
об объекте недвижимости имеют статус - «актуальные»; назначение - тротуар; дата постановки на учет - 19.03.2014; местоположение - <...>; площадь – 6372 кв.м.; год завершения строительства - 1964 г.). Правообладателем вышеуказанных объектов недвижимости «тротуар», является город Курск. Таким образом, к данным земельным участкам не могут быть применены положения пункта 3 статьи 70 Закона о регистрации недвижимости. Как следует из пояснений истца, целью снятия спорных земельных участков с государственного учета является образование более крупных земельных участков под ОКС – «Тротуар». В настоящее время присоединить спорные земельные участки к земельным участкам, расположенным под тротуарами не представляется возможным, поскольку они имеют иной вид разрешенного использования. Также истец указал, что ранее спорные земельные участки формировались и ставились на кадастровый учет для предоставления в аренду для размещения нестационарных торговых объектов. В настоящее время законодательством предусмотрен иной порядок размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с утверждаемой схемой, без заключения договоров аренды земельных участков. Представитель филиала ФГБУ
Постановление № 17АП-9736/2022-АК от 06.09.2022 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда
на строительство в части 1 статьи 51 ГрК РФ понимается документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом, проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции ОКС, не являющегося линейным объектом, или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта, требованиям, установленным проектом планировки территории, в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также допустимость размещения ОКС на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством РФ. Разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных частями 5-6 настоящей статьи и другими федеральными законами (часть 4 статьи 51 ГрК РФ). Постановлением Администрации ГО Верхняя Пышма от 02.06.2020 № 455 утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Выдача разрешений на строительство
Решение № 2А-1324/18 от 26.12.2018 Рославльского городского суда (Смоленская область)
осуществлении кадастрового учета и регистрации права по указанному объекту недвижимости. Административные истцы ФИО1 и ФИО2 в судебное заседание не явились, их представитель ФИО3 просил удовлетворить заявленные требования в полном объеме по основаниям, указанным в иске. Дополнительно суду указал, что изложенное ответчиком в оспариваемом решении требование о необходимости отражения в техническом плане сведений о расположении ОКС в границах <данные изъяты> является несостоятельным, так как фактически указанный земельный участок расположен под другим блоком жилого дома, земельный участок под ОКС истцов присвоенного номера не имеет и границы его не установлены. Данные сведения были отражены в схеме расположения, являющейся графическим приложением технического плана. Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области ФИО4 согласно представленных возражений и данных в судебном заседании пояснений просил отказать в удовлетворении иска в связи с тем, что оспариваемое решение является законным и обоснованным. Представитель заинтересованного лица Администрации МО «Рославльский район» Смоленской области в представленном
Решение № 3А-360/18 от 08.08.2018 Московского областного суда (Московская область)
индивидуальных особенностей, характерных для каждого из аналогов; локальное местоположение аналогов не проанализировано; внесение корректировки на наличие ж/д ветки у аналога <данные изъяты> ошибочно; в рамках применения сравнительного подхода для определения стоимости зданий/помещений производственно-складского назначения, не проанализировано влияние на стоимость объектов такого ценообразующего фактора как материал стен; при определении рыночной стоимости ОКС торгового назначения эксперт ошибочно не «очищает» стоимость аналогов <данные изъяты> и <данные изъяты> от стоимости земельных участков; использование в качестве рыночной стоимости земельных участков под ОКС , стоимость которых определялась в заключении не корректна; стоимость земельного участка для аналога <данные изъяты> определена неверно; согласно копии объявления по аналогу <данные изъяты>, указанное объявление актуально по состоянию на май 2016 года, соответственно, актуальность информации, указанной в объявлении по состоянию на дату оценки не подтверждена; внесение понижающих корректировок на местоположение объектов <данные изъяты>, <данные изъяты> ошибочно. В судебное заседание для дачи пояснений по указанным доводам была вызвана эксперт ФИО5 которая в ходе
Решение № 3А-858/19 от 30.10.2019 Пермского краевого суда (Пермский край)
также любых корректировок на физические характеристики объектов). При определении рыночной стоимости спорного объекта оценщиком использованы сравнительный и доходный подходы, указаны причины, по которым для определения рыночной стоимости помещений не был использован затратный подход. При проведении оценки оценщиком была определена стоимость единого объекта, после чего из полученной стоимости вычтена стоимость относящегося к объекту капитального строительства земельного участка. Применяя сравнительный подход для определения рыночной стоимости единого объекта (с учетом земельного участка), а также и отдельно земельного участка под ОКС , с применением метода сравнения продаж, как наиболее полно учитывающего цель оценки и обеспеченный исходной информацией, из предложенного рынка купли-продажи объектов, оценщик выбрал наиболее подходящие по элементам сравнения: передаваемые права, условия финансирования, условия продажи и рынка, характеристики местоположения объекта, а также его экономические характеристики. Исключив из выборки крайние значения (максимумы и минимумы), оценщик выбрал 4 объекта-аналога для помещения и 3 аналога для земельного участка. При этом оценщик ориентировался на то, чтобы аналоги были