ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Жилищный сертификат - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Кассационное определение № 222-КА20-10 от 16.07.2020 Верховного Суда РФ
и г. Уссурий- ске Приморского края, а также г. Хабаровске Хабаровского края, и жилыми помещениями не обеспечивался. С мая 2006 года Кулеш Д.Ю. проходит военную службу по контракту в ВУНЦ ВВС «ВВА» (г. Воронеж), где с составом семьи из 5 человек (он, суп- руга и трое детей) проживает в служебном жилом помещении. В сентябре 1998 года отцу административного истца на состав семьи из 4 человек, в том числе и на Кулеша Д.Ю., предоставлен государственный жилищный сертификат (далее - ГЖС), посредством которого им в единолич- ную собственность приобретено жилое помещение общей площадью 69,8 кв. м в г. <...> области. Это жилое помещение в ноябре 2006 года продано отцом Кулеша Д.Ю. третьему лицу. Административный истец в него не вселялся и не был в нем зарегистрирован. Решением начальника 2 отдела (г. Воронеж) ФГКУ «Западрегионжилье» МО РФ от 14 сентября 2016 г. Кулеш Д.Ю., как достигнувший общей продолжительности военной службы 20 лет, с членами
Кассационное определение № 57-КАД20-4 от 20.01.2021 Верховного Суда РФ
семьи. В соответствии с пунктами 31 и 32 Правил приказом Министра обороны Российской Федерации от 6 апреля 2017 года № 217 утвержден Порядок формирования списков граждан - участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1050, состоящих на учете в Министерстве обороны Российской Федерации и изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат в планируемом году, учета граждан, проживающих на территории закрытых военных городков, оформления и выдачи государственных жилищных сертификатов в Вооруженных Силах Российской Федерации (далее - Порядок), который действовал до 24 июня 2019 года, то есть на момент принятия обжалуемого административным истцом решения. Согласно пункту 2 Порядка социальная выплата, удостоверяемая сертификатом, предоставляется: - военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, указанными в абзаце пятом подпункта «а» пункта 5 Правил, и членам семей военнослужащих, указанными в абзаце восьмом
Апелляционное определение № 83-АПА19-21 от 21.08.2019 Верховного Суда РФ
года № 153 установлено, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 года № 1710, является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом . Также Указанным постановлением утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации». Согласно пункту 32 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов порядок оформления и выдачи сертификатов определяется органами исполнительной власти, осуществляющими выдачу сертификатов. Пунктом 36 данных Правил установлено, что оформление и выдача
Решение № АКПИ23-673 от 18.10.2023 Верховного Суда РФ
Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти», не соответствует форме, в которой должен быть принят нормативный акт, издано в отсутствие у Минстроя России соответствующих полномочий. В обоснование своего требования административные истцы указали, что относятся к категории граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. Письмо применено судами общей юрисдикции в конкретных гражданских делах по их исковым заявлениям, а также органами исполнительной власти при разрешении вопросов о получении ими государственного жилищного сертификата и о постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. В связи с этим полагают, что Письмо опосредованно, через правоприменительную деятельность органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и судов, приобрело обязательный характер в отношении неопределенного круга лиц, являющихся субъектами данных правоотношений. Административный ответчик Минстрой России в письменных возражениях на административный иск указал, что Письмо издано в пределах предоставленных полномочий, не является нормативным правовым актом, а содержащиеся в нем разъяснения
Кассационное определение № 11-КА20-1 от 10.06.2020 Верховного Суда РФ
коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 30 июля 2019 года и кассационное определение судебной коллегии по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 12 ноября 2019 года по административному делу по административному исковому заявлению Шукурова Х.Ю. о признании незаконным распоряжения главы администрации Советского района исполнительного комитета муниципального образования г. Казани от 12 февраля 2019 года об исключении Шукурова Х.Ю. и членов его семьи из списка граждан, имеющих право на получение жилищного сертификата . Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Горчаковой Е.В., объяснения Шукурова Х.Ю., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила: с 17 октября 2008 года Шукуров Х.Ю. (он, супруга и пять детей) состоит на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. Согласно списку получателей жилищных сертификатов многодетных семей, имеющих 5 и более детей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в Республике Татарстан на 2019 год, утвержденному 29 ноября 2018 года министром
Постановление № 18АП-6428/13 от 29.07.2013 Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда
Глимзяновичем, являющимся отцом ИП Халимова И.А. Квартира приобреталась в рамках программы «Жилище» на 2011-2015 годы» согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 № 1050 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2011-2015 годы» и Государственного жилищного сертификата о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилого помещения серии МЧ № 417065, выданного 10.09.2012 Министерством регионального развития Российской Федерации Халимову Ахнафу Глимзяновичу на состав семьи: Халимова М.Х., Халимов И.А., Халимова М.Ф., Халимов И.И., Халимова И.И., Халимов И.И. Государственный жилищный сертификат о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилого помещения серии МЧ № 417065 был выдан отцу должника Халимову А.Г., как участнику ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных Федеральным законодательством». Конкурсный управляющий пришел к выводу, что должник указанную квартиру лично не приобретал, право на 1/7 доли возникло опосредованно, поскольку должник являлся членом семьи участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС и держателя Государственного жилищного
Постановление № Ф03-4618/2023 от 09.10.2023 АС Дальневосточного округа
собственности (1/5 доли в праве) принадлежат жилые помещения, расположенные по адресам: Амурская область, г. Белогорск, пер. Строительный, д. 1Б, кв. 3 и ул. Дальняя, д. 18, кв. 41. Из справок войсковой части от 22.05.2023 № 934 и военной прокуратуры Хабаровского гарнизона от 22.05.2023 № Исорг-1843-23 следует, что по состоянию на 11.05.2023 Кузьмин А.А. выплату денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений не получает; не признан нуждающимся в получении жилого помещения; жилищную субсидию и государственный жилищный сертификат не получал; ни он, ни его супруга по вопросам обеспечения служебным жилым помещением не обращались, в списках нуждающихся в специализированных жилых помещениях не состоят. Согласно письму федерального государственного автономного учреждения «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» от 11.05.2023 № 27/8/9206дсп, Кузьмин А.А. является участником накопительно-ипотечной системы (далее – НИС) жилищного обеспечения военнослужащих Вооруженных сил Российской Федерации (дата возникновения основания для включения в реестр НИС 15.04.2022, дата включения в реестр 18.08.2022) и по состоянию на 01.01.2023
Постановление № А72-19115/2017 от 09.07.2018 Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда
выплаты, причитающейся гражданину. Как пояснил истец, из представленного отчета МО администрации «город Димитровград» следует, что в нарушение установленного Порядка размер перечисленной администрацией социальной выплаты Дрожжину О.Н. составил 3 029 200 руб. вместо 2 887 650 рублей. В соответствии с Порядком денежная выплата осуществляется в пользу владельца сертификата в безналичной форме путем перечисления средств лицу, осуществляющему отчуждение приобретаемого (строящегося) жилого помещения. В нарушение Порядка сумма денежной выплаты перечислена ответчиком на расчетный счет Дрожжина О.Н. государственный жилищный сертификат Дрожжину О.Н. выдан не был. Также согласно Порядку приобретаемое жилое помещение оформляется в общую собственность всех указанных в заявлении членов семьи владельца сертификата в равных долях. Приобретенное Дрожжиным О.Н. жилое помещение оформлено в трех долях, тогда как его семья состоит из пяти человек, соответственно, долей должно быть пять. Таким образом, по мнению истца, администрация города Димитровграда Ульяновской области использовала не по целевому назначению денежные средства в сумме 141 550 рублей, до настоящего времени денежные
Решение № 2-385/2013 от 03.09.2013 Нижнеломовского районного суда (Пензенская область)
 Дело № 2-385/2013 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ город Нижний Ломов 03 сентября 2013 года Нижнеломовский районный суд Пензенской области в составе: председательствующего судьи Барановой О.И., при секретаре судебного заседания Фоминой О.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Черентаевой Е.Ф., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего ФИО1, Черентаева А.А. к Управлению социальной защиты населения администрации Нижнеломовского района Пензенской области, администрации Нижнеломовского района Пензенской области о возложении обязанности выдать жилищный сертификат как участникам муниципальной целевой программы Нижнеломовского района Пензенской области «Социальная поддержка молодых семей в жилищной сфере» на 2012 год и обеспечить жилищный сертификат из бюджета Нижнеломовского района денежными средствами в размере 219105 рублей, УСТАНОВИЛ: Черентаева Е.Ф., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего ФИО1, Черентаев А.А. обратились в суд с иском к УСЗН администрации Нижнеломовского района Пензенской области о возложении обязанности выдать жилищный сертификат как участникам муниципальной целевой программы Нижнеломовского района Пензенской области
Решение № 2-5915/17 от 27.10.2017 Балашихинского городского суда (Московская область)
Дело № РЕШЕНИЕ СУДА Именем Российской Федерации 27 октября 2017 года Балашихинский городской суд <адрес> в составе: председательствующего судьи Захаровой Е.В., при секретаре ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Министерству строительного комплекса <адрес>, Администрации городского округа Балашиха об обязании включить в список, предоставить государственный жилищный сертификат повторно, установил: Решением Красногорского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ за истцом признано право на получение социальной выплаты, удостоверяемой государственным жилищным сертификатом, в рамках подпрограммы «Жилище» 2016-2020 года. Министерство строительного комплекса <адрес> обязано предоставить истцу государственный жилищный сертификат. ДД.ММ.ГГГГ администрация городского округа <адрес> выдала истцу жилищный сертификат о предоставлении за счет средств федерального бюджета социальной выплаты в размере 1 875 283 рубля. Срок действия сертификата с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ, сроком на 7 месяцев, но в
Апелляционное определение № 33-16714/2014 от 11.12.2014 Верховного Суда Республики Татарстан (Республика Татарстан)
Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Республике Татарстан, Министерства финансов Республики Татарстан по выдаче государственного жилищного сертификата серии – .... на имя Катаевой ФИО4 с указанием общей площади жилого помещения 126 кв.м и датой выдачи 19 июля 2013 года. Обязать Исполнительный комитет Агрызского муниципального района Республики Татарстан, Правительство Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Республике Татарстан, Министерство финансов Республики Татарстан заменить государственный жилищный сертификат серии – ...., оформленный на Катаеву Т.А. с указанием общей площади жилого помещения 126 кв.м и датой выдачи 19 июля 2013 года на другой государственный жилищный сертификат со сроком действия один год с даты получения нового государственного жилищного сертификата Катаевой Т.А. Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, заслушав представителя Министерства финансов Российской Федерации – Новоселову С.Н., представителя Министерства финансов Республики Татарстан – Яруллину Э.Р., поддержавших жалобы, Катаевых С.В., Т.А., И.С., Петрову Л.З., возражавших
Апелляционное определение № 33-7804/2018 от 02.04.2018 Московского областного суда (Московская область)
областного суда в составе: председательствующего Шевчук Т.В., судей Воронко В.В., Филимоновой О.Г., при секретаре Вороновой Т.М., рассмотрев в открытом судебном заседании 02 апреля 2018 года апелляционные жалобы Министерства строительного комплекса Московской области и Администрации городского округа Балашиха на решение Балашихинского городского суда Московской области от 27 октября 2017 года по гражданскому делу по иску Постолюка А. Я. к Министерству строительного комплекса Московской области, Администрации городского округа Балашиха об обязании включить в список, предоставить государственный жилищный сертификат повторно, заслушав доклад судьи Шевчук Т.В., объяснения представителя Министерства строительного комплекса Московской области по доверенности Захаровой Д.А., Постолюка А.Я., установила: Постолюк А.Я. обратился в суд с иском к Министерству строительного комплекса Московской области, Администрации городского округа Балашиха об обязании включить в список, предоставить государственный жилищный сертификат повторно. В обоснование заявленных требований указывал на то, что решением Красногорского городского суда Московской области от 16.06.2016 года за ним признано право на получение социальной выплаты, удостоверяемой государственным