ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Администратор доходов - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Определение № 306-ЭС23-10740 от 11.10.2023 Верховного Суда РФ
бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 15.07.2020 № 36-П). При этом выводы судов о наличии оснований для удовлетворения иска цессионария ООО «Лоралайн» к МВД России о возмещении убытков, противоречат установленным судами первой и апелляционной инстанций фактическим обстоятельствам дела, в связи с которыми излишне уплаченный (взысканный) платеж ООО «ДелТранс» не был получен заявителем. Согласно абзацу 4 пункта 2 статьи 1601 БК РФ администратор доходов бюджета, кроме прочего, принимает решение о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов и представляет поручение в орган Федерального казначейства для осуществления возврата в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации (далее – Минфин России). В соответствии с пунктом 1 статьи 401 БК РФ в редакции, действующей в рассматриваемый период, излишне уплаченный (взысканный) платеж в бюджет подлежит возврату по заявлению плательщика платежей в бюджет в течение 30 календарных дней со дня регистрации
Определение № 13-КП9-12 от 10.02.2020 Верховного Суда РФ
возложено на МВД России. В целях выполнения этих задач МВД России осуществляет пенсионное обеспечение граждан, уволенных со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию, членов их семей, а также иных лиц, пенсионное обеспечение которых на основании законодательства Российской Федерации возложено на МВД России (пункт 104 Положения). В соответствии с подпунктом 100 пункта 11 Положения МВД России осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, а также бюджетные полномочия главного администратора ( администратора) доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, администратора источников финансирования дефицита федерального бюджета. Согласно подпункту 52 пункта 13 Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 21 декабря 2016 г. № 699, территориальный орган также наделен функциями получателя и распорядителя бюджетных средств (получателя, распорядителя средств федерального бюджета), а также бюджетными полномочиями администратора доходов федерального бюджета, главного администратора (администратора) доходов бюджета субъекта Российской Федерации и
Определение № А83-7938/20 от 22.03.2022 Верховного Суда РФ
книгу Российской Федерации на участке недр Агармышский 1 в сумме 5 230 000,00 руб., осуществленный ООО «Новый регион» в рамках исполнения договора о совместной деятельности №15-СД от 17.03.2017[, так как указанная сумма является компенсационной платой за изъятие объектов растительного мира, которое в рамках договора о совместной деятельности не было произведено. Приказом Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым от 03.10.2017 №2103 утвержден «Порядок осуществления Министерством экологии и природных ресурсов Республики Крым бюджетных полномочий главного администратора доходов местных бюджетов и бюджета Республики Крым» (далее -Порядок) ; в соответствии с подпунктом 5 пункта 1.2 Приказа к полномочиям Минприроды Крыма относится принятие решений о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджеты, пени, штрафов. Возврат излишне уплаченных (взысканных) сумм производится в соответствии с разделом VI «Порядка осуществления Министерством экологии и природных ресурсов Республики Крым бюджетных полномочий главного администратора доходов местных бюджетов и бюджета Республики Крым», согласно пункту 6.1 которого, в случае зачисления в бюджеты
Определение № 305-ЭС15-4328 от 10.08.2015 Верховного Суда РФ
процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, и представление поручения в орган Федерального казначейства для осуществления возврата в порядке, установленном Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 05.09.2008 № 92н«Об утверждении Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации». При названных обстоятельствах суды обоснованно возложили обязанность по возврату арендных платежей на Комитет лесного хозяйства по Московской области, как администратора доходов федерального бюджета в пределах его компетенции. В соответствии с пунктом 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационной жалобы судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение об отказе в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в кассационных жалобе доводы не подтверждают существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются
Постановление № 03АП-2723/2018 от 29.06.2018 Третьего арбитражного апелляционного суда
поручения о перечислении заявителю процентов на ранее излишне взысканные по требованию № 20S01160244435 от 11.10.2016 страховые взносы, пени, штрафы в общей сумме 160 017 рублей 52 копейки. Апелляционная коллегия полагает приведенные доводы несостоятельными и не опровергающие вышеизложенные выводы арбитражного суда на основании следующего. Пунктом 1 статьи 152 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) установлен перечень участников бюджетного процесса. К их числу относятся главные администраторы (администраторы) доходов бюджета. Согласно статье 6 БК РФ администратор доходов бюджета - орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, Центральный банк РФ, бюджетное учреждение, осуществляющие в соответствии с законодательством РФ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней и штрафов по ним, являющихся доходами бюджетов бюджетной системы РФ, если иное не установлено настоящим Кодексом. Главный администратор доходов бюджета - определенный законом
Постановление № 13АП-29909/2014 от 12.02.2015 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда
Общества и перечислены на счет ОСП Светловского ГО в УФК по Калининградской области. Платежным поручением № 510030 от 24.06.2014 денежные средства в размере 1 000 руб. перечислены со счета ОСП Светловского ГО в УФК по Калининградской области на счет УМВД России по Калининградской области в УФК по Калининградской области. Таким образом, административный штраф, повторно взысканный с Общества зачислен в доход федерального бюджета. В силу статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) администратор доходов бюджета - орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, Центральный банк Российской Федерации, бюджетное учреждение, осуществляющие в соответствии с законодательством Российской Федерации контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней и штрафов по ним, являющихся доходами бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если иное не установлено названным Кодексом. В соответствии с пунктом
Постановление № А40-96686/15 от 09.03.2017 Суда по интеллектуальным правам
согласован с государственным заказчиком – Министерством обороны. При таких обстоятельствах завод полагал, что пункт 7.2 лицензионного договора в части размера лицензионного платежа, установленного дополнительными соглашениями к нему № 5, 6, 7 является недействительным на основании статьи 168 ГК РФ как не соответствующий обязательным требованиям, установленным нормативными актами. Также завод сослался на несоответствие этого пункта договора требованиям статьи 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, указав, что право на расчет платежей, подлежащих зачислению в бюджет, имеет только администратор доходов бюджета, которым ФГБУ «ФАПРИД» не является. Удовлетворяя исковые требования завода в полном объеме, суд первой инстанции исходил из того обстоятельства, что при заключении спорных соглашений завод принял условие, предусмотренное пунктом 7.2 под влиянием обмана со стороны ФГБУ «ФАПРИД», в связи с чем признал данное условие недействительным по основаниям, предусмотренным статьей 179 ГК РФ. При этом суд первой инстанции отказал в применении к спорным правоотношениям срока исковой давности, о применении которого было заявлено ответчиком в
Постановление № А70-1426/2021 от 13.01.2022 АС Западно-Сибирского округа
прямого указания закона департамент является администратором доходов федерального бюджета. В соответствии с подпунктом «з» пунктов 3.1, 3.2 Порядка на территориальные органы Федерального агентства водных ресурсов и уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации возлагается обязанность по оформлению в установленном порядке заявок на возврат водопользователю излишне уплаченных сумм платы за пользование водными объектами на основании решения о возврате, принятого руководителем Федерального агентства водных ресурсов. Согласно пункту 13 Порядка по истечении срока, установленного для внесения платежа, администратор доходов проверяет правильность уплаченной суммы платы за пользование водными объектами и сверяет с данными бюджетного учета и карточки учета. При выявлении отклонений начисленной и уплаченной суммы платы за пользование водными объектами администратор доходов в течение 1-го рабочего дня со дня выявления отклонений направляет водопользователю информационное письмо с разъяснениями дальнейших действий водопользователя, а именно: в случае переплаты – возможность зачета в счет предстоящих платежей по договору, по которому произошла переплата, или оформления процедуры возврата либо, при
Постановление № А12-29748/2022 от 20.02.2024 АС Поволжского округа
учитывать, что возврат излишне уплаченных (взысканных) платежей, в том числе, штрафов за совершение административных правонарушений, осуществляется не в судебном порядке путем предъявления иска о возмещении убытков, а по правилам, предусмотренным пунктом 2 статьи 160.1 БК РФ и порядком учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 15.07.2020 № 36-П). Согласно абзацу 4 пункта 2 статьи 160.1 БК РФ администратор доходов бюджета, кроме прочего, принимает решение о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов и представляет поручение в орган Федерального казначейства для осуществления возврата в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации (далее - Минфин России). В соответствии с пунктом 1 статьи 40.1 БК РФ в редакции, действующей в рассматриваемый период, излишне уплаченный (взысканный) платеж в бюджет подлежит возврату по заявлению плательщика платежей в бюджет в течение 30 календарных дней со дня регистрации
Решение № 2-585/2014 от 23.06.2014 Славянского городского суда (Краснодарский край)
Российской Федерации, уплаченные на территории Краснодарского края, зачисляются на единый казначейский счет №..., после чего группируются управлением Федерального казначейства по Краснодарскому краю по кодам бюджетной классификации согласно видам доходов и подлежат распределению между бюджетами в соответствии с нормативами отчислений по уровням бюджета бюджетной системы Российской Федерации. На основании изложенного следует, что в качестве получателя денежных средств, в платежном документе указывается территориальный орган Федерального казначейства, куда непосредственно зачисляются денежные средства, а в скобках - главный администратор доходов бюджета. Согласно ст.6 Бюджетного кодекса РФ, главный администратор доходов бюджета - определенный законом (решением) о бюджете орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным управления государственным внебюджетным фондом, Центральный банк Российской Федерации, иная организация, имеющие в своем ведении администраторов доходов бюджета и (или) являющиеся администраторами доходов бюджета, если иное не установлено настоящим Кодексом; администратор доходов бюджета - орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации,
Постановление № от 03.02.2011 Орловского областного суда (Орловская область)
пришли к выводу о том, что поскольку получателем платежа за услуги оказанные медицинским вытрезвителем является субъект Российской Федерации - Орловская область, то УВД по Орловской области является ненадлежащим истцом и правовых оснований для взыскания с ответчика задолженности по оплате данных услуг не имеется. Между тем с данным выводом согласиться нельзя, поскольку он основан на неправильном толковании и применении норм материального права. В соответствии со ст. 6 и п.2 ст. 160.1 Бюджетного кодекса РФ главный администратор доходов бюджета - определенный законом (решением) о бюджете орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, Центральный банк Российской Федерации, иная организация, имеющие в своем ведении администраторов доходов бюджета и (или) являющиеся администраторами доходов бюджета, если иное не установлено настоящим Кодексом. Администратор доходов бюджета обладает следующими бюджетными полномочиями: осуществляет взыскание задолженности по платежам в бюджет, пеней и штрафов. Как следует из п. 25 ст.З и п.2 ч.2
Решение № 2А-1712/2023 от 17.08.2023 Октябрьского районного суда г. Рязани (Рязанская область)
которых устанавливается федеральными законами, производится получателем денежных средств в соответствии с общими требованиями, устанавливаемыми федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности. В соответствии с пунктом 2 статьи 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации решение о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, принимает администратор доходов бюджета, который также представляет поручение в орган Федерального казначейства для осуществления возврата в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации. Согласно статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации администратором доходов бюджета является в том числе Центральный Банк Российской Федерации, осуществляющий в соответствии с законодательством Российской Федерации контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней и штрафов по ним, являющихся доходами бюджетов бюджетной
Решение № 190010-01-2023-000483-85 от 22.09.2023 Ширинского районного суда (Республика Хакасия)
Федерации на (на год и на плановый период годов». В перечне кодов бюджетной классификации на и на плановый период годы (приложение к приказу Министерства финансов России от -н) коды бюджетной классификации отсутствуют. Приказ Министерства финансов Российской Федерации от утратил силу в связи с изданием Приказа Минфина России от вступившего в законную силу по истечению после дня официального опубликования. Ссылаясь на положения ч. 1 ст. 160.1 БК РФ, административный истец указывает на то, что главный администратор доходов бюджета формирует перечень подведомственных ему администраторов доходов бюджета. Приказом Министерства финансов России от (далее по тексту Приказ, Приказ от ) утверждены коды (перечни кодов) бюджетной классификации Российской Федерации на год (на год и на плановый период годов). В соответствии с указанного Приказа утвержденные им коды (перечни кодов) бюджетной классификации Российской Федерации применяются к правоотношениям, возникающим при составлении и исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на (на год и на плановый период годов). В приложении
Решение № 2-1-151/2023 от 24.01.2024 Нелидовского городского суда (Тверская область)
15 июля 2020 года № 36-П «По делу о проверке конституционности статей 15, 16, части первой статьи 151, статей 1069 и 1070 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, частей 1, 2 и 3 статьи 24.7, статей 28.1 и 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также статьи 13 Федерального закона «О полиции» в связи с жалобами граждан Р.А. Логинова и Р.Н. Шарафутдинова». Согласно п.2 ст.160.1 Бюджетного кодекса РФ администратор доходов бюджета обладает следующими бюджетными полномочиями: осуществляет начисление, учет и контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним; принимает решение о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, и представляет поручение в орган Федерального казначейства для осуществления возврата в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации. Согласно статье 6 Бюджетного