ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Администрация признание имущества бесхозяйным - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Решение Верховного Суда РФ от 11.04.2006 N ГКПИ06-139 <Об оставлении без удовлетворения заявления о признании недействующими пунктов 6.1 и 6.10 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утв. Минсельхозпродом РФ 04.12.1995 N 13-7-2/469>
по заявлению Администрации Канского района Красноярского края о признании недействующими пунктов 6.1 и 6.10 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Министерством сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации 4 декабря 1995 г. N 13-7-2/469, установил: Администрация Канского района Красноярского края обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующими пунктов 6.1 и 6.10 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Министерством сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации 4 декабря 1995 г. N 13-7-2/469. Как указывает заявитель, оспариваемые положения нормативного правового акта противоречат федеральному законодательству и нарушают права органа местного самоуправления. В суде представитель Администрации Канского района Гуменюк Ю.А. поддержала заявленные требования и пояснила, что перечень имущества , которое может находиться в собственности муниципального образования, определен Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Скотомогильники (биотермические ямы) в данном перечне отсутствуют. Представители заинтересованных лиц Минсельхоза России Бондарь А.В., Минздравсоцразвития России Черкасова
Постановление Правительства РФ от 08.08.2012 N 808 (ред. от 14.02.2020) "Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами организации теплоснабжения в Российской Федерации")
судов. (в ред. Постановлений Правительства РФ от 03.04.2018 N 405, от 22.05.2019 N 637) (см. текст в предыдущей редакции) Уполномоченное должностное лицо организации, имеющей статус единой теплоснабжающей организации, обязано уведомить главу местной администрации городского поселения, городского округа, главу местной администрации муниципального района (в отношении сельских поселений, расположенных на территории соответствующего муниципального района, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации), федеральный орган исполнительной власти о возникновении указанных в абзацах третьем - пятом пункта 13 настоящих Правил фактов, являющихся основанием для лишения организации статуса единой теплоснабжающей организации, в течение 3 рабочих дней со дня принятия в установленном порядке решения о реорганизации, ликвидации, признания организации банкротом, прекращения права собственности или владения имуществом организации. (в ред. Постановлений Правительства РФ от 03.04.2018 N 405, от 22.05.2019 N 637) (см. текст в предыдущей редакции) 15. Организация, имеющая статус единой теплоснабжающей организации, вправе подать главе местной администрации городского поселения, городского округа, главе местной администрации муниципального
Определение № А47-11381/18 от 14.11.2019 Верховного Суда РФ
том числе на спорные объекты, которые с 19.01.2016 приняты на учет как бесхозяйные объекты, правообладателем является муниципальное образование Южноуральский сельсовет Переволоцкого района Оренбургской области. Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Оренбургской области от 31.05.2018 года по делу № А47-2080/2018 в удовлетворении требований администрации о признании права муниципальной собственности на спорные объекты, принятые на учет как бесхозяйные объекты недвижимости, отказано, поскольку спорное имущество передано обществом предприятию по договору купли-продажи от 29.05.2002, заключенному на основании утвержденного судом мирового соглашения по делу № А47- 377/2002, и находится в фактическом владении предприятия, поэтому отсутствие государственной регистрации права собственности на него не может являться единственным основанием для признания имущества бесхозяйным . После ликвидации общества по решению суда от 01.09.2005, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц от 06.09.2019, учитывая, что по делу № А47-6976/2017 отказано в удовлетворении требований предприятия о признании права собственности на спорное имущество ввиду отсутствия государственной регистрации перехода
Апелляционное определение № АПЛ20-114 от 18.06.2020 Верховного Суда РФ
акт принят федеральным органом исполнительной власти в пределах предоставленных ему полномочий, соответствует законодательству Российской Федерации. Решением Верховного Суда Российской Федерации от 20 февраля 2020 г. административное исковое заявление Администрации оставлено без удовлетворения. Не согласившись с таким решением, административный истец в апелляционной жалобе просит его отменить, как необоснованное и незаконное, и принять по административному делу новое решение об удовлетворении административного иска. Считает не основанным на законе вывод суда о том, что пункт 5 Порядка в части ограничения полномочий муниципальных районов по подаче заявления о признании бесхозяйного имущества лишь на межселенных территориях не противоречит нормам абзаца первого пункта 3 статьи 225 ГК РФ. Полагает, что Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не относит к компетенции сельского поселения оформление бесхозяйной вещи. В судебное заседание апелляционной инстанции административный истец и представитель Министерства юстиции Российской Федерации не явились, о месте и времени судебного заседания извещены в установленном законом порядке. Проверив
Определение № 2-11/19 от 10.03.2020 Верховного Суда РФ
судебной коллегии по гражданским делам Новгородского областного суда от 7 мая 2019 г. Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Назаренко Т.Н., выслушав объяснения Габараевой О.В., поддержавшей доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила: Габараева Ольга Васильевна обратилась в суд с иском к администрации Старорусского муниципального района Новгородской области и администрации Залучского сельского поселения Новгородской области о признании права собственности на жилой дом с кадастровым номером <...> и земельный участок с кадастровым номером <...>, расположенные по адресу: <...>., в силу приобретательной давности. Иск обоснован тем, что указанное имущество принадлежало бабушке и дедушке истца, затем другим родственникам истца, у которых его приобрел гр-н Шустов М.Г. весной 1999 года. После приобретения домовладения Шустов М.Г. практически сразу выразил намерение его продать. Шустов М.Г. и Габараева О.В. договорились о приобретении данного имущества последней, однако не успели заключить сделку ввиду смерти собственника. Наследников у Шустова М.Г. не установлено. По
Определение № 11АП-20075/19 от 19.08.2020 Верховного Суда РФ
акционерного общества «Пензенская горэлектросеть», УСТАНОВИЛ: решением Арбитражного суда Пензенской области от 06.11.2019, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.01.2020, товариществу собственников недвижимости «Дом № 1» (далее - товарищество) отказано в удовлетворении заявления, уточненного в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным бездействия Администрации города Пензы (далее - администрация) в связи с отказом от признания бесхозяйными опор уличного освещения (фонарных столбов), запитанных из трансформаторных подстанций 3802, 3803 и находящихся в границах земельного участка многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Пенза, ул. 65-летия Победы, 1; понуждении администрации и Управления муниципального имущества города Пензы (далее - управление) осуществить (совершить) мероприятия по признанию права муниципальной собственности на опоры уличного освещения (фонарные столбы), запитанные из трансформаторных подстанций 3802 и 3803; понуждении Управления жилищно-коммунального хозяйства города Пензы (далее - Управление ЖКХ) осуществить (совершить) мероприятия по освещению улицы 65-летия Победы в г. Пензе путем включения опор уличного освещения (фонарных столбов),
Определение № 302-ЭС16-8415 от 21.06.2016 Верховного Суда РФ
и муниципального унитарного предприятия электрических сетей на решение Арбитражного суда Красноярского края от 13.10.2015 по делу № А33-6711/2014, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 25.01.2016 года и постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 26.04.2016 по тому же делу установил: открытое акционерное общество «Дивногорский завод низковольтных автоматов» (г.Дивногорск, Красноярского края, далее – общество «ДЗНВА») обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к администрации города Дивногорска Красноярского края (далее - администрация) о признании права собственности общества «ДЗНВА» на объекты недвижимого имущества : сооружения - шинопровода № 2, протяженностью 235,0 кв. м, кадастровый номер 24:46:0202004:75, расположенного по адресу: Красноярский край, г. Дивногорск, от здания ЗРУ-1 10 кВ ПС «Дивногорская» до здания 2 очереди электрокотельной ОАО «ДЗНВА» по ул. Заводская; сооружения - шинопровода № 4, протяженностью 248,0 кв. м, кадастровый номер 24:46:0202004:76, расположенного по адресу: Красноярский край, г. Дивногорск, от здания ЗРУ-1 10 кВ ПС «Дивногорская» до здания 2 очереди электрокотельной ОАО
Постановление № А43-9069/2021 от 15.11.2021 Первого арбитражного апелляционного суда
признания права муниципальной собственности, утвержденного Постановлением администрации города Нижнего Новгорода от 17.01.20214. Письмом КУГИ от 25.12.2020 №Сл-03-02-730309/20 ТСЖ «Возрождение» уведомлено, что администрацией Канавинского района г. Нижнего Новгорода спорные сети электроснабжения как бесхозяйное имущество не заявлено, работа по принятию сетей в муниципальную собственность не проводится. Письмом от 29.12.2020 №Исх-01-05-600726/20 администрация Канавинского района г. Нижнего Новгорода уведомила ТСЖ «Возрождение» о направлении в КУГИ пакета документов, необходимого для процедуры признания сетей электроснабжения бесхозным и принятия имущества в муниципальную собственность. Полагая, что со стороны администрации Канавинского района г. Нижнего Новгорода имеется бездействие, выразившееся в нарушении порядка проведения мероприятий по признанию права муниципальной собственности на бесхозяйные объекты инженерной инфраструктуры согласно постановлению администрации г. Нижнего Новгорода №105 от 17.01.2014, ТСЖ «Возрождение» обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением. По мнению заявителя, администрация уклоняется от постановки на учет имущества – инженерные сети электроснабжения, расположенные от РУ-0,4 кВ ТП-2437 1,2 СШ ПО «ЦЭС» (от наконечника кабеля
Постановление № 18АП-14250/2015 от 09.12.2015 Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда
общей юрисдикции указанное обращение оставлено без рассмотрения в связи с наличием спора о праве в отношении заявленного объекта недвижимости, приобретенного обществом «Ново-Бороздинское» в 2009 г. по договору купли-продажи. С учетом имеющихся правопритязаний со стороны общества «Ново-Бороздинское», учитывая, что спорное имущество во владении Администрации Альменевского района не находится, при том, что последней требования о виндикации имущества не заявлялись, суд первой инстанции сделал верный вывод об отсутствии оснований для признания права муниципальной собственности на это имущество. Ссылки подателя жалобы на доказанность обстоятельств необходимых для признания права муниципальной собственности подлежат отклонению, поскольку отсутствие государственной регистрации права собственности ответчика или иного лица на спорное имущество и постановка его на учет как бесхозяйного в рассматриваемом случае не является основанием для признания права муниципальной собственности. С учетом изложенного, документы, на истребовании которых у открытого акционерного общества «ЭК Восток» настаивает податель жалобы (договор на поставку электроэнергии обществу «Ново-Бороздинское» с приложением перечня точек поставок электроэнергии, действующего в период
Постановление № 18АП-4758/2015 от 20.05.2015 Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда
только в случае отсутствия правопритязаний иных лиц на такое имущество. При этом отсутствие государственной регистрации права собственности общества или иного лица на спорный объект само по себе не может являться основанием для признания его бесхозяйным. Аналогичная правовая позиция сформулирована в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.07.2013 № 1150/13. В рассматриваемом случае определением Далматовского районного суда Курганской области от 20.11.2014 (т. 1 л.д. 19) заявление Администрации о признании права муниципальной собственности на спорное недвижимое имущество, принятое на учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимого имущества (выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 04.10.2013 № 03/307/2013-778, т. 1 л.д. 15), оставлено без рассмотрения в связи с наличием спора о праве и наличием правопритязаний на спорный объект недвижимого имущества со стороны Управления образования и ГКС(К)ОУ «Красноисетская школа-интернат». Согласно пояснениям ответчиков спорный объект недвижимости - нежилое здание, общей площадью 199,1 кв.м, адрес (местоположение): Россия, Курганская
Постановление № А79-9007/20 от 20.06.2022 АС Волго-Вятского округа
рассмотрения, в котором разъясняет заявителю и другим заинтересованным лицам их право разрешить спор в порядке искового производства. В рассматриваемом случае апелляционным определением Верховного суда Чувашской Республики от 14.09.2020 дело № 33-2776/2020 по иску Администрации к Теруправлению и Обществу о признании за муниципальным образованием Канашский район Чувашской Республики права собственности на бесхозяйное нежилое здание молочно-товарной фермы бывшего СХПК «Свобода» передано на рассмотрение в Арбитражный суд Чувашской Республики – Чувашии, поскольку в настоящем деле субъектами спора о праве собственности на объект недвижимости, расположенный в Чувашской Республике, являются юридические лица. Вместе с тем, разрешение вопроса о праве на недвижимое имущество, подлежащего рассмотрению в исковом порядке, не может быть преодолено посредством рассмотрения заявления о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь в порядке искового производства. По смыслу приведенных норм, способ приобретения права муниципальной собственности на объекты недвижимого имущества, предусмотренный статьями 218 и 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, возможен в случае отсутствия правопритязаний
Постановление № А43-12701/2021 от 31.03.2022 АС Волго-Вятского округа
делу № А43-12701/2021 по заявлению товарищества собственников недвижимости «Наш дом 2013» (ИНН: 5246044487, ОГРН: 1135246002022) о признании незаконным бездействия администрации городского округа город Бор Нижегородской области, выразившегося в непроведении мероприятий по признанию права муниципальной собственности на бесхозяйные объекты инженерной инфраструктуры, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, – публичное акционерное общество «ТНС энерго Нижний Новгород», общество с ограниченной ответственностью «Специнвестпроект», администрация города Нижнего Новгорода, Комитет по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации города Нижнего Новгорода, и у с т а н о в и л : товарищество собственников недвижимости «Наш дом 2013» (далее – Товарищество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании незаконным бездействия Администрации городского округа город Бор Нижегородской области (далее – Администрация), выразившегося в непроведении мероприятий по признанию права муниципальной собственности на бесхозяйные объекты инженерной инфраструктуры и об обязании Администрации совершить действия по признанию права муниципальной собственности на бесхозяйные объекты инженерной инфраструктуры
Решение № 2-100/2014 от 28.02.2014 Балаковского районного суда (Саратовская область)
области обратился в суд с заявлением о признании права муниципальной собственности на бесхозяйный объект недвижимого имущества – воздушный газопровод низкого давления к жилому дому № 12 по улице Гагарина села Озерки, кадастровый (или условный) номер: №, расположенный по адресу: Саратовская область, Духовницкий район, село Озерки. Глава администрации Духовницкого муниципального района Саратовской области обратился в суд с заявлением о признании права муниципальной собственности на бесхозяйный объект недвижимого имущества – воздушный газопровод низкого давления к жилому дому № 10 по улице Гагарина села Озерки, кадастровый (или условный) номер: №, расположенный по адресу: Саратовская область, Духовницкий район, село Озерки. Заявления обосновывает тем, что обнаружив указанные бесхозяйные объекты недвижимости, администрация начала выявлять их правообладателей, в связи с чем, сделала запрос в территориальное управление федерального агентства по управлению государственным имуществом по Саратовской области, Комитет по управлению имуществом Саратовской области о нахождении на учете данных объектов. В результате было получено подтверждение, что в реестрах указанных
Апелляционное определение № 33-12608/2013 от 05.11.2013 Верховного Суда Республики Башкортостан (Республика Башкортостан)
Ю.Ю. при секретаре Багаутдиновой А.Р. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ФИО36, апелляционной жалобе Главы Администрации ГП ... поссовет МР ... район РБ ФИО23 на решение Чишминского районного суда РБ от 31.05.2013 года, которым постановлено: Иск прокурора ... района Республики Башкортостан в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Городского поселения ... поссовет муниципального района ... район Республики Башкортостан о признании объекта бесхозяйным и обязании принять в муниципальную собственность удовлетворить. Признать объект недвижимого имущества, расположенный по адресу: адрес, то есть на территории муниципального образования - городского поселения ... поссовет муниципального района ... район Республики Башкортостан бесхозяйным объектом. Обязать Администрацию Городского поселения ... поссовет муниципального района ... район Республики Башкортостан в двухмесячный срок обратиться с заявлением в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, с целью постановки на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества, расположенного по адресу: адрес. Обязать Администрацию Городского поселения Чишминский поссовет муниципального района ... район
Решение № 2-23(3)/2014 от 28.02.2014 Балаковского районного суда (Саратовская область)
обратился в суд с заявлением о признании права муниципальной собственности на бесхозяйный объект недвижимого имущества – воздушный газопровод низкого давления к жилым домам № 116/1, № 116/2 по улице Советская села Новозахаркино, кадастровый (или условный) номер: №, расположенный по адресу: Саратовская область, Духовницкий район, село Новозахаркино. Глава администрации Духовницкого муниципального района Саратовской области обратился в суд с заявлением о признании права муниципальной собственности на бесхозяйный объект недвижимого имущества – воздушный газопровод низкого давления к жилому дому № 41а по улице Советская, кадастровый (или условный) номер: №, расположенный по адресу: Саратовская область, Духовницкий район, село Новозахаркино. Заявления обосновывает тем, что обнаружив указанные бесхозяйные объекты недвижимости, администрация начала выявлять их правообладателей, в связи с чем, сделала запрос в территориальное управление федерального агентства по управлению государственным имуществом по Саратовской области, Комитет по управлению имуществом Саратовской области о нахождении на учете данных объектов. В результате было получено подтверждение, что в реестрах указанных учреждений
Апелляционное определение № 33-5684/19 от 13.06.2019 Новосибирского областного суда (Новосибирская область)
новосибирской области, утвержденными Советом депутатов Новосибирского района Новосибирской области. Спорные объекты недвижимого имущества на основании заявлений администрации Новосибирского района Новосибирской области 10.08.2015 приняты на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, как бесхозяйные, что подтверждается выписками из единого государственного реестра прав. Постановка на учет спорного недвижимого имущества в качестве бесхозяйного администрацией Новолуговского сельсовета оспорена не была. Решением Арбитражного суда Новосибирской области по делу №А45-13243/2016 в удовлетворении требований ООО «Иня-Алтай» к Управлению Росреестра по Новосибирской области о признании незаконными действий по принятию на учет спорного имущества отказано. Судебным актом установлено, что принятие на учет в качестве бесхозяйных заявленных администрацией Новосибирского района объектов недвижимости произведено с соблюдением требований Федерального закона от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 22.11.2013 г. № 701. В Определении Верховного суда Российской Федерации от
Апелляционное определение № 2-1-232/19 от 27.10.2021 Владимирского областного суда (Владимирская область)
права муниципальной собственности на данный объект в особом порядке. Вместе с тем, поскольку 19.05.2021 указанный объект недвижимости снят с кадастрового учета, его кадастровый номер отсутствует, то в удовлетворении заявления администрации МО Толпуховское о признании права муниципальной собственности на жилой дом по адресу: **** площадью 35,8 кв.м должно быть отказано ввиду отсутствия объекта права в настоящее время. Относительно требования администрации МО Толпуховское о признании права муниципальной собственности на бесхозяйный объект недвижимого имущества - жилой дом, расположенный по адресу: ****, с кадастровым номером ****, площадью 37,0 кв.м, судебная коллегия приходит к следующему. Бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался (п. 1 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации). По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности