ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Аттестация руководителей и специалистов - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Определение № А40-7814/17 от 12.01.2018 Верховного Суда РФ
и законных интересов общества. Судами установлено, что не все инженерно-технические работники и руководители общества прошли периодическую аттестацию в области промышленной безопасности при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте подземных сооружений; инженеры технического отдела общества не аттестованы в области промышленной безопасности при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте подземных сооружений; у общества отсутствуют документы, подтверждающие наличие высшего технического образования соответствующего профиля у маркшейдеров; отсутствуют протоколы периодической проверки знаний в области маркшейдерского обеспечения безопасного ведения горных работ при осуществлении пользования недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, а также строительства и эксплуатации гидротехнических сооружений у маркшейдеров; отсутствуют протоколы периодической проверки знаний маркшейдеров в области строительства, реконструкции, капитального ремонта подземных сооружений; проект производства маркшейдерских работ при строительстве станции «Терешково» и среднего тупикового тоннеля составлен главным маркшейдером, не аттестованным в области маркшейдерского обеспечения безопасного ведения горных работ руководителей и специалистов организаций, осуществляющих работы, связанные с пользованием недрами и их проектированием. Иная оценка обстоятельств спора не свидетельствует
Определение № 17АП-2302/20 от 24.09.2020 Верховного Суда РФ
объектов, которые определяют круг объектов экспертизы промышленной безопасности. На основе представленных в дело доказательств подтверждено, что АО «Уральская сталь» допустило к проведению работ на опасном промышленном объекте работника, не имеющего необходимой аттестации. Доводы о том, что положение о проведении производственного контроля направлялось в адрес Западно-Уральского управления Ростехнадзора также отклонены применительно к имеющимся доказательствам. Суды правомерно указали, что в соответствии пунктом 17 Правил безопасности при получении, транспортировании, использовании расплавов черных и цветных металлов и сплавов на основе этих расплавов, утвержденных приказом Ростехнадзора от 30.12.2013 № 656, в организациях, эксплуатирующих объекты, на которых получаются, транспортируются, используются расплавы черных и цветных металлов и сплавы на основе этих расплавов, должны иметь высшее образование по профессиональному профилю технические руководители, руководители структурных подразделений, специалисты инженерных служб и их заместители. Поэтому то, что начальник отдела промышленной безопасности Лапынин П.В. не является ответственным лицом общества за осуществление производственного контроля, не имеет правового значения. Указание в содержании представления
Определение № 03АП-2826/20 от 21.05.2021 Верховного Суда РФ
37 «О порядке подготовки и аттестации работников организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору» (вместе с «Положением об организации работы по подготовке и аттестации специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору», «Положением об организации обучения и проверки знаний рабочих организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору») (зарегистрировано в Минюсте России 22.03.2007 № 9133), Приказом Ростехнадзора от 06.04.2012 № 233 «Об утверждении областей аттестации (проверки знаний) руководителей и специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору», Приказом Ростехнадзора от 12.11.2013 № 533 «Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения» (зарегистрировано в Минюсте России 31.12.2013 № 30992). Установив, что предписание выдано уполномоченным органом в установленном законом порядке, исходя из того, что каждый член комиссии несет ответственность за результаты аттестации в каждой области аттестации, установив факт отсутствия
Определение № А51-24650/2016 от 20.03.2018 Верховного Суда РФ
При назначении проверки у общества были запрошены документы (свидетельства, протоколы по обучению и аттестации руководящего состава, ответственных лиц и обслуживающего персонала, наличие удостоверений), которые в ходе проверки управлению представлены не были. Проверкой установлено, что руководитель организации (директор) морского порта не прошел проверку знаний по вопросам требований промышленной и энергетической безопасности. Составлен акт, вынесено предписание, пункт 4 которого обязывал общество в срок до 20.10.2016 устранить выявленные нарушения. Не согласившись с названным пунктом предписания, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением. Суд апелляционной инстанции, руководствуясь статьями 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса, статьей 17 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», статьей 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», Положением об организации работы по подготовке и аттестации специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору», утвержденным приказом Ростехнадзора
Определение № А55-35591/20 от 14.02.2022 Верховного Суда РФ
приема очистных устройств и дефектоскопов и установленной на 1339 км магистрального газопровода САЦ-1. Согласно пункту 5 статьи 14.1 Закона № 116-ФЗ аттестация в области промышленной безопасности проводится в объеме требований промышленной безопасности, необходимых для исполнения работниками трудовых обязанностей. Судами установлено, что начальник ЛЭС, должностные обязанности которого касаются осуществления строительного контроля, был аттестован в данной области 04.10.2019, что подтверждается протоколом заседания аттестационной комиссии № 28. Аттестация по блоку Б.2.13. «Проектирование, строительство, реконструкция и капитальный ремонт объектов нефтяной и газовой промышленности» предусматривает проверку знаний руководителей и специалистов , занятых проектированием, строительством, реконструкцией и капитальным ремонтом объектов нефтяной и газовой промышленности, что не входит в должностные обязанности начальника ЛЭС. Кроме того, в разделе «Требования промышленной безопасности в нефтяной и газовой промышленности» Перечня № 334 отсутствует такая область промышленной аттестации, как «Б.2.13.». По пункту 3 оспариваемого предписания суды согласились с доводами общества о том, что проведенная в соответствии с проектной документацией, прошедшей экспертизу
Постановление № А05-9769/14 от 07.05.2015 АС Северо-Западного округа
транспортом, должны обеспечивать наличие в организации должностного лица, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения и прошедшего аттестацию на право занимать соответствующую должность; обеспечивать соответствие работников профессиональным и квалификационным требованиям; обеспечивать наличие помещений и оборудования, позволяющих осуществлять стоянку, техническое обслуживание транспортных средств, или заключение договоров со специализированными организациями о стоянке, техническом обслуживании и ремонте транспортных средств; организовывать и проводить предрейсовый контроль технического состояния транспортных средств. В соответствии с пунктом 2 Положения о порядке аттестации аттестация руководителей и специалистов проводится во всех организациях и (или) их подразделениях, осуществляющих перевозку пассажиров и грузов, согласно перечню должностей исполнительных руководителей и специалистов, подлежащих аттестации. В пунктах 1 и 4 статьи 20 Закона № 196-ФЗ разграничены юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, и юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые осуществляют перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом. В данном случае судами двух инстанций установлено, что
Постановление № А05-11394/15 от 17.08.2016 АС Архангельской области
- проверка уровня знаний нормативных правовых актов и других документов, регламентирующих безопасность судоходства, полетов, движения автомобильного, городского электрического и промышленного транспорта и умения применять их в работе; - формирование высокопрофессионального кадрового состава исполнительных руководителей и специалистов, обеспечивающих безопасную эксплуатацию транспортных средств. Федеральные органы исполнительной власти с учетом имеющейся у них специфики производственной деятельности могут устанавливать дополнительные условия аттестации по согласованию с Министерством транспорта Российской Федерации. В соответствии с пунктом 2 Положения № 13/11 аттестация руководителей и специалистов проводится во всех организациях и (или) их подразделениях, осуществляющих перевозку пассажиров и грузов, согласно перечню должностей исполнительных руководителей и специалистов, подлежащих аттестации. Положение настоящего пункта не распространяется на исполнительных руководителей и специалистов организаций и (или) их подразделений, осуществляющих исключительно технологические перевозки без выхода на пути сообщения общего пользования. Правила № 7 разработаны во исполнение статьи 20 Закона № 196-ФЗ (пункт 1 Правил № 7) Настоящие Правила определяют основные задачи и требования по обеспечению
Постановление № А66-8046/14 от 17.02.2015 АС Северо-Западного округа
организации должностного лица, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения и прошедшего аттестацию на право занимать соответствующую должность; обеспечивать соответствие работников профессиональным и квалификационным требованиям; обеспечивать наличие помещений и оборудования, позволяющих осуществлять стоянку, техническое обслуживание транспортных средств, или заключение договоров со специализированными организациями о стоянке, техническом обслуживании и ремонте транспортных средств; организовывать и проводить предрейсовый контроль технического состояния транспортных средств (пункт 4 статьи 20 Закона № 196-ФЗ). Согласно пункту 2 Положения о порядке аттестации аттестация руководителей и специалистов проводится во всех организациях и (или) их подразделениях, осуществляющих перевозку пассажиров и грузов, согласно перечню должностей исполнительных руководителей и специалистов, подлежащих аттестации. Порядок повышения профессионального мастерства и проведения стажировки водителей автобусов, таксомоторов и грузовых автомобилей регламентирован пунктом 2 Положения о стажировке. Правила проведения инструктажей по безопасности движения с водительским составом установлены Положением о проведении инструктажей, в силу пункта 1.1 которого целью инструктажей является сообщение водителю необходимой информации для выполнения различных видов перевозок. В
Постановление № 18АП-294/16 от 03.02.2016 Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда
в отсутствие представителя ответчика. Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Как следует из материалов дела между АНО ДПО «СНТА» и АНОО «ЦППК» письменный договор на оказание услуг сторонами не заключался. В адрес истца ответчиком направлены: счет на оплату № ЦП00-1254 от 21.04.2015 на сумму 185 000 руб., в котором предусмотрена оплата за оказание следующих видов услуг: 1. Предаттестационная подготовка и аттестация руководителей и специалистов по промышленной безопасности – 12 чел. на сумму 72 000 руб.; 2. Предаттестационная подготовка и аттестация руководителей и специалистов организаций (Б.6.3) – 1 чел. на сумму 7 000 руб.; 3. Аттестация руководителей и специалистов организаций, осуществляющих проектирование, строительство, реконструкцию и капитальный ремонт объектов нефтяной и газовой промышленности (Б.2.13) – 3 чел. на сумму 18 000 руб.; 4. Предаттестационная подготовка и аттестация руководителей и специалистов организаций (Б.4.5.) – 8 чел. на сумму 56 000
Постановление № 20АП-1540/17 от 11.05.2017 Двадцатого арбитражного апелляционного суда
Федерации от 26.08.2013 № 730, подпункт «п» пункта 5 Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов 1, 2 и 3 класса опасностей, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10.06.2013 № 492. 23. Руководящие работники и специалисты ООО «Дорогобужская ТЭЦ»: главный инженер Стрелков A.M. – начальник по технадзору ОТ и ТБ Румянцев А.С., начальник производственно-технического сектора Крючок В.В. не аттестованы в территориальной аттестационной комиссии по проверке знаний в областях: Б 1.3 аттестация руководителей и специалистов организаций, эксплуатирующих объекты химии и нефтехимии; специалист по ОТ и ТБ Смирнова Е.А. не аттестована в территориальной аттестационной комиссии по проверке знаний в областях: Б 1.3 аттестация руководителей и специалистов организаций, эксплуатирующих объекты химии и нефтехимии; Б 10.1 аттестация руководителей и специалистов, ответственных за безопасность при транспортировании опасных веществ на опасных производственных объектах, чем нарушены требования пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; пункты
Решение № 12-265/2015 от 05.02.2015 Краснодарского краевого суда (Краснодарский край)
зарегистрирован в Северо-Кавказском управлении Ростехнадзора в нарушение пункта 6.2.2 Правил устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением ПБ 03-576-03; отсутствует экспертиза промышленной безопасности сосуда № 023, заводской номер А 4134, эксплуатируемого на опасном производственном объекте «Площадка воздухоразделительной установки», в нарушение ч. 5 ст. 7 Федерального закона РФ от 21.07.1997г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». Начальник отдела ОТ и ПБ < Ф.И.О. >4 не аттестован по области аттестации А.1 « Аттестация руководителей и специалистов организаций по основам промышленной безопасности», Б 1.26 «Аттестация руководителей и специалистов организаций, связанных с производством и потреблением продуктов разделения воздуха», в нарушение ч. 1, ч. 2 ст. 9 Федерального закона РФ от 21.07.1997г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». Также главный инженер < Ф.И.О. >5 не аттестован по области аттестации А.1 «Аттестация руководителей и специалистов организаций по основам промышленной безопасности». Указанные нарушения допущены директором ООО «Акварос» Гуриным В.П. по месту нахождения
Решение № 21-48 от 24.02.2016 Тверского областного суда (Тверская область)
введенных в эксплуатацию в 1963 году; - нарушен порядок разработки плана мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте и требования к содержанию этого плана, установленные ПравительствомРФ, а представленный «План мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте», утвержденный 18 ноября 2010 года, не соответствует предъявляемым требованиям; - штат опасного производственного объекта «Склад горюче-смазочных материалов» не укомплектован работниками в соответствии сустановленными требованиями; - не проведена подготовка и аттестация руководителей и специалистов , осуществляющих деятельность на объекте, по специальным требованиям промышленной безопасности в области (Б. 1.3) эксплуатации объектов нефтепереработки руководящего состава и инженерно-технического персонала. Решением судьи городского суда постановление № от ДД.ММ.ГГГГ изменено, исключено из объема вмененного правонарушения не проведение экспертизы технического устройства - насоса для перекачки мазута Ш-80-25, и нарушение «Порядка разработки плана мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте», и в остальном оспариваемое заявителем постановление оставлено без изменения. Принимая
Постановление № 16-105/20 от 07.02.2020 Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
не аттестован в Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору по общим требованиям промышленной безопасности (А.1); 20) в нарушение статьи 9 Закона №116-ФЗ, пункта 26 Правил безопасности химически опасных производственных объектов начальник службы подготовки сырья и отпуска готовой продукции ФИО7., ответственная за осуществление производственного контроля по безопасному хранению сырья и готовой продукции, согласно приказа генерального директора от 03.08.2018 №508, не аттестована в области промышленной безопасности, а именно: отсутствует аттестация Б 1.3 ( аттестация руководителей и специалистов организации, эксплуатирующих объекты химии и нефтехимии); 21) в нарушение статьи 9 Закона №116-ФЗ, пункта 26 Правил безопасности химически опасных производственных объектов механик цеха ФИО8 ответственный за исправное состояние и безопасную работу технических устройств, трубопроводов, паропроводов, согласно приказа генерального директора от 03.08.2018 №508, не аттестован в области промышленной безопасности, а именно: отсутствует аттестация Б 1.3 (аттестация руководителей и специалистов организации, эксплуатирующих объекты химии и нефтехимии); 22) в нарушение статьи 9 Закона №116-ФЗ, пункта 26
Решение № 2-4909/2014 от 24.07.2014 Прикубанского районного суда г. Краснодара (Краснодарский край)
организован сбор промасленной ветоши; не разработана программа производственного контроля, разработанная в соответствии с требованиями санитарных правил; отсутствует приказ о наличии материальных ресурсов для локализации и ликвидации последствий аварий; сосуд №, заводской номер №, эксплуатируемый на производственном объекте «площадка воздухоразделительной установки» не зарегистрирован в Северо-Кавказском управлении Ростехнадзора; отсутствует экспертиза промышленной безопасности сосуда №, заводской номер №, эксплуатируемого на оспасном производственном объекте «площадка воздухоразделительной установки»; <данные изъяты> ФИО1 не аттестован по области аттестации А.1 « Аттестация руководителей и специалистов организаций по основам промышленной безопасности», Б1.26 «Аттестация руководителей и специалистов организаций, связанных с производством и потреблением продуктов разделения воздуха»; <данные изъяты> ФИО2 не аттестован по области аттестации А.1 «Аттестация руководителей и специалистов организаций по основам промышленной безопасности». Таким образом, руководство ООО «Акварос» не принимает мер по исполнению требований федерального природоохранного законодательства, направленных на обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду, охрану здоровья человека, поддержание и восстановление благоприятного состояния окружающей среды, что
Решение № 12-177/20 от 14.05.2020 Московского районного суда г. Твери (Тверская область)
был строго ограничен для всех лиц, за исключением директора и главного энергетика, которые, в силу своей профессиональной подготовки и круга обязанностей, были осведомлены о содержимом газовой трубы, то есть какая-либо угроза причинения вреда, вследствие шелушения лакокрасочного покрытия или отсутствия красных колец, отсутствовала. Он на момент проверки Ростехнадзора не прошел аттестацию в области промышленной безопасности по специальным требованиям промышленной безопасности, а именно отсутствовал актуальный протокол, подтверждающий прохождение аттестации по категории Б.7.1. - подготовка и аттестация руководителей и специалистов организаций, эксплуатирующих системы газораспределения и газопотребления. Однако, он уже проходил аттестацию в указанной области знаний, что подтверждается протоколом №05-13-502 от 14 марта 2013 года. Несмотря на то, что срок действия данного протокола истек, должностное лицо обладало необходимыми знаниями для обслуживания газовой котельной при осуществлении производственного контроля. Производственный контроль был возложен на него приказом № от 10 января 2020 года. Кроме того, на момент проведения проверки инспектором Ростехнадзора, он имел действующий протокол № от