ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Федеральный государственный экологический надзор - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Постановление № 310-АД16-11672 от 20.09.2016 Верховного Суда РФ
негативное воздействие на окружающую среду, подлежат федеральному государственному экологическому надзору, а не региональному, дана надлежащая правовая оценка в обжалуемых судебных актах. Суды указали, что спорные объекты не относятся к категории опасных производственных объектов в соответствии с приложением 1 к Федеральному закону от 21.07.1997 № 116?ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» и не входят в перечень объектов, утвержденный приказом Минприроды России от 13.07.2011 № 621, в отношении которых на территории Калужской области осуществляется федеральный государственный экологический надзор . Оснований не согласиться с выводами судов в данной части не имеется. Доводы общества о том, что проведение спорной проверки назначено распоряжением административного органа в отсутствие надлежащих полномочий и оснований, при заявленном предмете спора, не могут быть приняты во внимание. Судами проверена процедура и срок давности привлечения к административной ответственности, нарушений положений КоАП РФ не установлено. Административный штраф назначен обществу оспариваемым постановлением в минимальном размере санкции нормы статьи 8.41 КоАП РФ с учетом
Определение № 07АП-12972/18 от 26.09.2019 Верховного Суда РФ
№ 903, Положения о государственном надзоре в области использования и охраны водных объектов, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2013 № 476, Перечня объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности на территории Кемеровской области и подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, утвержденного Приказом Минприроды России от 30.08.2011 № 709, КоАП РФ, арбитражные суды пришли к выводу, что в отношении хозяйственной и (или) иной деятельности общества организуется и осуществляется федеральный государственный экологический надзор , а не региональный экологический надзор. Данный вывод стал основанием для принятия оспариваемых судебных актов с указанием на отсутствие у административного органа полномочий для вынесения оспариваемого представления. Приведенные в жалобе доводы по существу сводятся к несогласию административного органа с толкованием судами норм законодательства, подлежащих применению к рассматриваемым правоотношениям, применительно к установленным обстоятельствам дела, что в силу статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является основанием для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном
Определение № А71-14991/19 от 01.10.2021 Верховного Суда РФ
по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации не установлено. Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды руководствовались положениями статей 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «б отходах производства и потребления», Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.05.2014 № 426 «О федеральном государственном экологическом надзоре», Административным регламентом исполнения Федеральной службой по надзору в сфере природопользования государственной функции по осуществлению федерального государственного экологического надзора , утвержденным Приказом Минприроды России от 29.06.2012 № 191, Положением о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 № 400, Административным регламентом исполнения Федеральной службой по надзору в сфере природопользования государственной функции по осуществлению федерального государственного экологического надзора, утвержденным Приказом Минприроды России от 29.06.2012 № 191, и исходили из того, что оспариваемый приказ принят при наличии предусмотренных нормативным правовым актом оснований, доказательств нарушения прав и законных интересов
Определение № А56-38908/20 от 10.12.2021 Верховного Суда РФ
лице Северо-Западного бассейнового филиала на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.01.2021 по делу № А56-38908/2020, постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.04.2021 и постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 31.08.2021 по тому же делу по заявлению Федерального государственного унитарного предприятия «Росморпорт» (далее – предприятие) к Балтийско-Арктическому Межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее – управление) о признании недействительным предписания от 14.04.2020 № 58-р/Пр, обязании выдать заключение федерального государственного экологического надзора в отношении объекта капитального строительства «Акватория Южного района морского порта Усть- Луга», установила: решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.01.2021 требования удовлетворены в части признания недействительными пунктов 1, 3 оспариваемого предписания. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано. Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.04.2021 решение суда первой инстанции от 11.01.2021 отменено в части признания недействительным пункта 1 оспариваемого предписания. В остальной части решение оставлено без изменения. Постановлением Арбитражного суда
Определение № 07АП-1334/19 от 14.11.2019 Верховного Суда РФ
утвержденной приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 13.04.2009 № 87, и признав его верным, суд, руководствуясь статьей 35, частью 6 статьи 56, пунктом 1 части 6 статьи 60 Водного кодекса Российской Федерации, статьями 1, 3, 6, пунктом 3 статьи 22, пунктом 2 статьи 34, пунктом 4 статьи 65, пунктом 3 статьи 69, пунктом 1 статьи 77 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», пунктом 4 Положения о федеральном государственном экологическом надзоре , утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 08.05.2014 № 426, Критериями определения объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.2015 № 903, пунктами 17, 26 Правил создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.06.2016 № 572, пунктом 3 Положения об экологическом надзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 08.05.2014 № 426, пунктом 5.5(10) Положения о Федеральной службе
Постановление № А32-44721/2016 от 18.07.2018 АС Северо-Кавказского округа
проект нормативов предельно-допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, согласованный с Роспотребнадзором и Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю и Республике Адыгея. При проведении проверки допущены грубые нарушения Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». В соответствии со статьей 65 Закона об окружающей среде государственный экологический надзор осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти ( федеральный государственный экологический надзор ) и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный экологический надзор) согласно их компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Федеральный государственный экологический надзор в пределах своей компетенции осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере природопользования и ее территориальные органы (постановление Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 400 и Положение о федеральном государственном экологическом надзоре, утвержденное
Постановление № А70-2851/2023 от 01.02.2024 АС Западно-Сибирского округа
о наличии у управления правовых оснований для вынесения оспариваемых ненормативных правовых актов и отсутствии нарушений прав и законных интересов общества. Оставляя без изменения обжалуемые судебные акты, суд округа исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств рассматриваемого спора. В силу части 7 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, относящихся в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам I категории, осуществляется федеральный государственный экологический надзор . Исходя из положений пункта 9 части 3 статьи 55 ГрК РФ для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию необходимо заключение уполномоченного на осуществление федерального государственного экологического надзора федерального органа исполнительной власти. Положение о федеральном государственном экологическом контроле (надзоре) утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 № 1069 (далее – Положение № 1069). В соответствии с пунктом 8 Положения № 1069 к отношениям, связанным с осуществлением государственного экологического контроля,
Постановление № 05АП-1139/2021 от 17.03.2021 Пятого арбитражного апелляционного суда
под государственным экологическим надзором понимается деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями и гражданами обязательных требований в области охраны окружающей среды. По правилам части 4 статьи 65 Закона №7-ФЗ государственный экологический надзор осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти ( федеральный государственный экологический надзор ) и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный экологический надзор) согласно их компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Федеральный государственный экологический надзор организуется и осуществляется при осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и включенных в утверждаемый уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти перечень (часть
Постановление № А70-10466/2021 от 10.03.2022 АС Западно-Сибирского округа
деятельности. Оставляя принятые по делу судебные акты без изменения, суд округа исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств рассматриваемого спора. В соответствии со статьей 65 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Положением о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 400, Положением о федеральном государственном экологическом надзоре, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 08.05.2014 № 426 (действовавшим в спорный период), федеральный государственный экологический надзор осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и ее территориальными органами, в том числе в рамках государственного надзора в области обращения с отходами; федеральный государственный экологический надзор направлен на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами требований в области охраны окружающей среды, установленных международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия
Решение № 72-678/19 от 25.06.2019 Свердловского областного суда (Свердловская область)
на то лицом не могут быть признаны состоятельными ввиду следующего. В соответствии с пунктом 3 статьи 65 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» определено, что государственный экологический надзор в отношении юридических лиц, осуществляющих хозяйственную и иную деятельность с использованием объектов, хотя бы один из которых подлежит федеральному государственному экологическому надзору, осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Государственный экологический надзор осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти ( федеральный государственный экологический надзор ) и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный экологический надзор) согласно их компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (пункт 4 названной статьи). В соответствии с Положением о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 08 мая 2014 года № 426 (далее - Положение № 426), федеральный государственный экологический
Решение № 21-1467/20 от 21.07.2020 Московского областного суда (Московская область)
также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями и гражданами требований законодательства в области охраны окружающей среды, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений. Частью 4 статьей 65 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» определено, что государственный экологический надзор осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти ( федеральный государственный экологический надзор ) и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный экологический надзор) согласно их компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Частью 6 статьей 65 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что федеральный государственный экологический надзор организуется и осуществляется при осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности на объектах, оказывающих
Постановление № 16-5743/2021 от 23.09.2021 Шестого кассационного суда общей юрисдикции
полномочий рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных, в том числе, частью 1 статьи 8.14 данного Кодекса. В соответствии с частью 2 статьи 65 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей природной среды» (в редакции ФЗ № 48 от 9 марта 2021 года) государственный экологический надзор включает в том числе государственный надзор в области использования и охраны водных объектов. Государственный экологический надзор осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти ( федеральный государственный экологический надзор ) и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный экологический надзор) (далее - органы государственного надзора) согласно их компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (пункт 4 статьи 65 названного закона ). Частью 2 статьи 36 Водного кодекса Российской Федерации (в редакции ФЗ от 25 июня 2012 года № 93-ФЗ) также определено, что государственный надзор в
Решение № 21-625/2016 от 02.12.2016 Оренбургского областного суда (Оренбургская область)
составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 данного Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа (ч.1 ст. 28.3 КоАП РФ). Согласно ч. 1 ст. 23.29 КоАП РФ органы, осуществляющие государственный экологический контроль, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1, 2, 4 статьи 8.13 данного Кодекса. Согласно ч. 4 ст. 65 Закона об охране окружающей среды государственный экологический надзор осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти ( федеральный государственный экологический надзор ) и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный экологический надзор) (далее - органы государственного надзора) согласно их компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Положением о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 года № 400, определено, что Федеральная служба по надзору в сфере природопользования осуществляет