Заключение государственной экспертизы в течение пяти дней после его утверждения направляется заявителю. Срок действия положительного заключения государственной экспертизы устанавливается на срок действия проекта освоения лесов, расположенных на землях лесного фонда. В случае отрицательного заключения государственной экспертизы заявитель вправе представить проект освоения лесов, расположенных на землях лесного фонда, на повторную государственную экспертизу при условии его доработки с учетом замечаний и предложений, изложенных в заключении. Повторная государственнаяэкспертиза осуществляется экспертной комиссией в течение не более чем десять рабочих дней со дня поступления в уполномоченный орган проекта освоения лесов , расположенных на землях лесного фонда, доработанного с учетом замечаний, изложенных в отрицательном заключении государственной экспертизы. 3.27. Результатом исполнения административной процедуры является передача лично заявителю либо уполномоченному представителю заявителя (или направление заявителю по почте заказным письмом с уведомлением о вручении и описью вложения) копии указанного правового акта и экземпляра проекта освоения лесов, расположенных на землях лесного фонда, или дополнений и (или) изменений в него.
предоставления государственной услуги Минприроды России приводится в приложении 1 к Регламенту. II. Стандарт предоставления государственной услуги Наименование государственной услуги 16. Государственная услуга по утверждению государственной экспертизы проектов освоения лесов, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий. Наименование федерального органа исполнительной власти, предоставляющего государственную услугу 17. Государственную услугу представляет Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации. Описание результата предоставления государственной услуги 18. Результатом предоставления государственной услуги является положительное либо отрицательное заключение государственной экспертизы проектов освоения лесов, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий (далее - Экспертиза). Срок предоставления государственной услуги 19. Экспертиза проводится в срок до 30 дней с даты регистрации обращения в Минприроды России. Срок проведения Экспертизы может быть продлен, но не более чем на 10 дней, в соответствии с пунктом 7 Порядка государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов , утвержденного приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 22 декабря 2011 г. N 545. 20. Срок ответа по письменным обращениям
рассмотрел обращение по вопросу проведения государственной историко-культурной экспертизы земельных участков и сообщает следующее. В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) государственная историко-культурная экспертиза (далее - историко-культурная экспертиза) проводится в том числе в целях определения наличия или отсутствия объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия либо объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, на земельных участках, землях лесного фонда либо в границах водных объектов или их частей, подлежащих воздействию земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в статье 30 Федерального закона работ по использованию лесов и иных работ, в случае, если орган охраны объектов культурного наследия не имеет данных об отсутствии на указанных земельных участках, землях лесного фонда либо водных объектах или их частях объектов культурного наследия либо объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия. Соответственно, одним из
№ 304-ЭС20-7575 ОПРЕДЕЛЕНИЕ г. ФИО1 июня 2020 года Судья Верховного Суда Российской Федерации Пронина М. В., изучив кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью Спортивно- оздоровительное предприятие «Прогресс» на постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 06.02.2020 по делу № А45-18171/2019 Арбитражного суда Новосибирской области по заявлению общества с ограниченной ответственностью Спортивно- оздоровительное предприятие «Прогресс» (далее – общество) к Министерству природных ресурсов и экологии Новосибирской области (далее – министерство) о признании недействительными отрицательного заключения государственнойэкспертизы проекта освоения лесов от 08.02.2019 № 19, приказа от 13.02.2019 № 199 об утверждении данного заключения, установила: решением Арбитражного суда Новосибирской области от 09.08.2019, оставленным без изменения постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 16.10.2019, заявленные требования удовлетворены. На министерство возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем выдачи положительного заключения экспертизы проекта освоения лесов. Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 06.02.2020 решение суда первой инстанции от 09.08.2019 и постановление суда апелляционной инстанции
№ 515). Лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, а также лица, использующие леса на основании сервитута или установленного в целях, предусмотренных статьей 39.37 ЗК РФ, публичного сервитута, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 данного Кодекса (часть 1 статьи 88 ЛК РФ). Проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 1 статьи 89 ЛК РФ). Государственнаяэкспертиза проектов освоения лесов , расположенных на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий, утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 3 статьи 89 ЛК РФ). В соответствии с подпунктом 5.19 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2015 № 1219, пунктами 16-19, 39 Административного регламента предоставления Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации государственной услуги по утверждению государственной экспертизы проектов освоения лесов, расположенных на землях
заключило 26.06.2012 с Обществом (арендатор) договор от 26.06.2012 № 50-0415-03-02-228 аренды лесного участка с кадастровым номером 50:19:0050452:110 общей площадью 17,1 га на 49 лет с целью строительства и эксплуатации искусственного водоема (пруда). Договор зарегистрирован 07.08.2012. Подпунктом в) пункта 3.3 названного договора предусмотрена обязанность арендатора в установленном порядке разработать и представить арендодателю проект освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы в течение 90 дней с даты государственной регистрации договора. Общество представило 17.12.2012 на государственнуюэкспертизу проект освоения лесов . Комитет приказом от 11.02.2013 утвердил отрицательное заключение государственной экспертизы на представленный проект в связи с тем, что в нем не обосновано строительство искусственного водоема, влекущего за собой вырубку лесных насаждений площадью 16,34 га объемом 2844 куб.м. С учетом указанных замечаний Общество 18.03.2013 представило на государственную экспертизу новый проект освоения лесов, в котором указана площадь для строительства и эксплуатации водоема - 8,44 га, площадь для строительства административно-бытового строения - 0,18 га. Комитет
изыскательских работ подрядчик обязан выполнять работы в соответствии с заданием и иными исходными данными на проектирование и договором; согласовывать готовую техническую документацию с заказчиком, а при необходимости вместе с заказчиком - с компетентными государственными органами и органами местного самоуправления; передать заказчику готовую техническую документацию и результаты изыскательских работ. Из содержания контракта от 18.04.2012 № 11-04/2012 следует, что результатом выполнения работ являются документы, поименованные в пункте 8 технического задания, в том числе положительное заключение государственнойэкспертизылесов . Распоряжениями Комитета по природным ресурсам Ленинградской области от 17.12.2012 № 1209 и от 17.09.2013 № 822 утверждены отрицательные заключения экспертной комиссии по результатам проведения государственной экспертизы проекта освоения лесов на лесном участке, предоставленном в аренду ООО «Балттранснефтепродукт» для эксплуатации ВЛ-10кВ линейной диспетчерской станции «Красный Бор». В рамках рассмотрения арбитражного дела № А56-55082/2013, имеющего преюдициальное значение для настоящего спора, суда установили, что работы по третьему этапу, включающему подготовку проекта освоения лесов, сопровождение экспертизы
инстанции об отсутствии необходимости в проведении государственной экологической экспертизы документов, обосновывающих планируемую хозяйственную или иную деятельность, не оспаривал. Кооператив указывает, что масштабы представленных им тематических лесных карт соответствовали действующему законодательству. Вывод судов о том, что на спорном земельном участке имеются земли, покрытые лесной растительностью, не соответствует имеющимся в деле доказательствам. Суды не дали надлежащей оценки договору аренды от 22.09.2008 № 191, акту натурного технического осмотра от 12.05.2008 и ранее выданным заключениям по результатам государственнойэкспертизылесов в отношении спорного лесного участка, выписка из государственного лесного реестра от 16.06.2015 № 29-вн составлена в отношении иного земельного участка, таксационное описание участка в материалах дела отсутствует. В отзыве на кассационную жалобу Департамент просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения, считая доводы судов соответствующими нормам права и имеющимся в материалах дела доказательствам. Законность обжалуемых судебных актов проверена в порядке, предусмотренном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов, изложенных
«г» (абзац первый) пункта 12 договора (в редакции дополнительного соглашения от 28.12.2015 № 3) установлено, что арендатор обязан в течение 6 месяцев со дня заключения договора аренды разработать и представить арендодателю проект освоения лесов для проведения государственной экспертизы. Согласно подпункту «г» (абзац второй) пункта 12 договора арендатор обязан не позднее чем за 6 месяцев до окончания срока действия проекта освоения лесов разработать и представить арендодателю проект освоения лесов на следующий срок для проведения государственнойэкспертизылесов . В соответствии с подпунктом «б» пункта 14 договора арендатор уплачивает неустойку за нарушение срока разработки и представления арендодателю проекта освоения лесов для проведения государственной экспертизы в размере 150 000 руб. (для юридических лиц) за каждый полный календарный месяц просрочки. Компанией разработан Проект освоения лесов сроком действия на 2016-2018 годы, который получил положительное заключение экспертизы от 16.02.2016 № 20. Компания 24.12.2018 обратилась в Министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса с заявлением о проведении
лесов составляются на срок действия договора аренды лесного участка. Таким образом, использование лесов лицом, которому лесной участок предоставлен в аренду, может осуществляться только на основании и в соответствии с разрабатываемым проектом освоения лесов, получившим положительное заключение государственной экспертизы. Согласно подпункту «г» (абзац первый) пункта 11 договора арендатор обязан не позднее чем за 6 месяцев до окончания срока действия проекта освоения лесов разработать и представить арендодателю проект освоения лесов на следующий срок для проведения государственнойэкспертизылесов . В соответствии с подпунктом «б» пункта 13 договора арендатор уплачивает неустойку за нарушение срока разработки и представления арендодателю проекта освоения лесов для проведения государственной экспертизы в размере 150 000 руб. (для юридических лиц) за каждый полный календарный месяц просрочки. Факт нарушения условий договора аренды в части разработки и предоставления для экспертизы проекта освоения лесов подтверждается материалами дела и ответчиком не оспаривается. Расчет неустойки суд первой инстанции проверил, признал его верным. В силу
пункт 2.2 настоящего Договора. Продавец обязан в письменном виде известить Покупателя о готовности имущества к передаче, не менее чем за 3 (Три) рабочих дня до даты передачи. По пункту 1.7 договора: В редакции Администрации: - покупатель обязуется в течение 36 месяцев со дня подписания акта приема-передачи объекта разобрать его и вывезти детали объекта с земельного участка Продавца; В редакции ООО «ТюменьВторСырье»: - покупатель обязуется в течение 36 месяцев со дня получения положительного заключения государственной экспертизы лесов и принятой лесной декларации, а также технических условий филиала Акционерного общества «Связь объектов транспорта и добычи нефти» - «Прииртышское производственно-техническое управление связи «разобрать объект и вывезти детали объекта с земельного участка Продавца; По пункту 3.3 договора: В редакции Администрации: - риски случайной гибели или нанесения ущерба существующим промышленным объектам, близлежащим трубопроводам, сетям электроснабжения, связи и прочим коммуникациям, покрытиям дорог и другим сооружениям, а также вред, причиненный окружающей среде, в т.ч. зеленым насаждениям, водотокам,
ФГКОУ «Астраханское суворовское военное училище министерства внутренних дел РФ» на основании договора постоянного (бессрочного) пользования от <дата> <номер>-БП осуществляет использование лесного участка, расположенного по адресу: Западнодельтовое лесничество, Приволжское участковое лесничество, квартал 167, выдел 39. Указанный лесной участок используется учреждением для эксплуатации военно-спортивного лагеря в рекреационных целях. Одним из условий предоставления учреждению земельного участка предусмотренным п.2.1.3 указанного договора является право арендатора на использование лесного участка после представления арендодателю проекта освоения лесов с положительным заключением государственнойэкспертизылесов . Прокуратурой установлено, что учреждением использование лесов осуществляется в нарушении документов, на основании которых предоставлены лесные участки, а так же требования закона, так как соответствующей проект освоения лесов, получивший положительное заключение государственной экспертизы, отсутствует. В связи с выявленными нарушениями закона в адрес директора учреждения внесено представление от <дата> <номер>. Нарушения до настоящего времени не устранены. Просят обязать ФГКОУ «Астраханское суворовское военное училище министерства внутренних дел Российской Федерации» в течение 3 месяцев со дня
от 16.01.2015 арендатор обязан в установленном порядке разработать и представить арендодателю проект освоения лесов. Согласно информации министерства природных ресурсов Краснодарского края от 20.07.2022, действующих проектов освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы на лесные участки, предоставленные ИП ФИО1 по договорам аренды от 29.08.2008 № 08-03а-014 и от 16.01.2015 № 14-05а-013, не имеются. Приказом министерства от 09.03.2021 № 293 «Об утверждении заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов от 15.02.2021 № 42» утверждено отрицательное заключение государственнойэкспертизылесов на лесной участок, предоставленный ИП ФИО1 по договору аренды от 16.01.2015 № 14-05а-013. Приказом министерства от 09.03.2021 № 292 «Об утверждении заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов от 15 февраля 2021 г. № 43» утверждено отрицательное заключение государственной экспертизы лесов на лесной участок, предоставленный ИП ФИО1 по договору аренды от 29.08.2008 № 08-03а-014. Заявление ИП ФИО1 о проведении государственной экспертизы проекта освоения лесов на лесной участок, предоставленный по договору аренды от 16.01.2015 №